Старые новые горизонты Камчатки - Морские вести России

Старые новые горизонты Камчатки

19.01.2024

Морские порты

Старые новые горизонты Камчатки

Фото: ООО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт»

Как бы ни бушевали бури мировой экономики, главный порт Камчатки, которому в этом году исполнилось 80 лет, остается основным транспортным узлом, обеспечивающим регион народно-хозяйственными грузами и товарами первой необходимости, а также поставляющим рыбную продукцию на российский рынок. Кроме того, усиливается роль морского порта как центра международного судоходства. В настоящее время регулярная контейнерная линия между Китаем и Россией по Северному морскому пути проходит через Петропавловск-Камчатский, где контейнеровозы бункеруются топливом.

Иван Бунин, капитан морского порта Петропавловск-Камчатский ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Регулярная контейнерная линия

Несмотря на санкционную политику Запада в отношении России, грузооборот порта Петропавловск-Камчатский в 2022 году снизился всего на 1,4%, до 2,05 млн тонн. В 2023-м снижение незначительно, но увеличилось: по итогам 9 месяцев объем перевалки сократился на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 1,53 млн тонн, при этом количество судозаходов увеличилось более чем на тысячу.

Традиционно основная доля грузов в этом году пришлась на каботажные перевозки – 1,4 млн тонн (-4,1%), экспорт составил 85 тыс. тонн (-28,4%), импорт – 40,9 тыс. тонн (+53,5%).

Три четверти грузооборота пришлось на сухогрузы – 1,15 млн тонн, четверть – на наливные грузы (неф-тепродукты), завозимые на полуостров, – 372,5 тыс. тонн. Основная часть сухогрузов – это уголь, металлолом, рефгрузы, контейнерные и прочие генеральные грузы.

Так, за 9 месяцев было перевалено: угля – 85,6 тыс. тонн (+8,8%), металлолома – 36,7 тыс. тонн (+27,8%), рефгрузов – 88,5 тыс. тонн (-44,2%), контейнерных грузов – 746,1 тыс. тонн (-0,2%), прочих генеральных грузов – 155,7 тыс. тонн (-20,3%).

Помимо перевалки грузов, порт обеспечивает пассажирское сообщение, перевозя ежегодно порядка 3 тыс. человек. Основные маршруты – Северо-Курильск и Никольское (Командорские острова). Для улучшения сообщения в прошлом году на Камчатку прибыло новое грузо-пассажирское судно «Анатолий Чернеев», построенное в г.Навашино Нижегородской области. Первый рейс оно выполнило в сентябре 2022 года.

В 2023 году при некотором снижении грузооборота отмечена тенденция к увеличению судозаходов. По итогам 9 месяцев зафиксировано 16559 заходов судов (за 9 месяцев 2022 г. – 15206). Треть заходов приходится на сам порт Петропавловск-Камчатский, остальные неравномерно распределены по 14 участкам морского порта, например: участок Кировский – 2893, Октябрьский – 2438, Крутогорово – 1834, Манилы – 20.

Подавляющее большинство судов, заходящих в порт, – рыбопромысловые суда под флагом РФ. Кроме того, действуют налаженные контейнерные линии с юга Дальнего Востока и северо-запада России. Например, в 2023 году группа Fesco увеличила вместимость контейнерной линии, а количество субсидированных рейсов по маршруту Санкт-Петербург – Восточный – Петропавловск-Камчатский – Санкт-Петербург увеличилось до трех.

Стоит отметить, что роль порта Петропавловск-Камчатский в международном судоходстве укрепилась. В июле текущего года была открыта регулярная контейнерная линия между Китаем и Россией (портами Архангельск, Санкт-Петербург и Калининград) по Северному морскому пути. Следующие по СМП контейнеровозы заходят на Камчатку для бункеровки топливом, как это было, например, в сентябре, когда в порт зашел иностранный контейнеровоз вместимостью 1600 TEU. Сейчас на линии работает четыре контейнеровоза, а в 2024 году китайский оператор планирует поставить еще 8-10 судов.

Возможности порта и ближайшие перспективы

Из 69 причалов порта основная нагрузка приходится на несколько терминалов различной специализации. Контейнерный терминал порта (причал №10) площадью 28 тыс. кв. м оснащен двумя причальными перегружателями грузоподъемностью 30 тонн, рассчитанными на работу с 20- и 40-футовыми контейнерами, и одним внутренним перегружателем.

Универсальные причалы №1, 2 общей площадью 6,7 тыс. кв. м оснащены пятью портовыми кранами грузоподъемностью 20 тонн, способными перегружать как навалочные, так и генеральные грузы, в том числе в мягких контейнерах.

На причалах №6, 7, 8 общей площадью 84,7 тыс. кв. м, предназначенных для переработки генеральных грузов и крупнотоннажных контейнеров, используется четыре портовых крана грузоподъемностью 40 тонн.

Универсальные причалы №11, 12 общей площадью около 10 тыс. кв. м, задействованные для перевалки металлолома и генеральных грузов в мягких контейнерах, оснащены портовыми кранами грузоподъемностью 5, 10 и 20 тонн.

Наливные грузы обрабатываются на двух нефтяных терминалах – ТЭЦ-1, рассчитанном на прием одного танкера, и АО «ННК Камчатнефтепродукт», принимающем по два танкера и имеющем резервуары емкостью до 90 тыс. тонн.

В порту реализуются как государственные, так и частные проекты по развитию инфраструктуры. К первым относится масштабный проект реконструкции причала №9, начатый в июне 2022 года. После завершения реконструкции общая длина причальной стенки увеличится на 150 м, до 700 м, а мощность – до более 800 тыс. тонн, что позволит увеличить грузооборот порта до 4,5 млн тонн в год. Пуск причала в эксплуатацию запланирован на декабрь 2024 года.

Основные коммерческие проекты – это рефрижераторный терминал «Сероглазка» мощностью порядка 1 млн тонн, завершение работ намечено на 2024 год, и перегрузочный комплекс сжиженного природного газа (СПГ) в бухте Бечевинской мощностью 22 млн тонн. После сдачи первой очереди СПГ-комплекса грузооборот терминала должен составить 5,43 млн тонн, ожидается, что он активно заработает уже в 2024 году.

Безопасность на контроле

По итогам 2022 года в морском порту зафиксировано 32542 захода судов различных типов, из них только 58 судов под иностранными флагами. Инспекцией госпортконтроля (ИГПК) осуществлено 558 осмотров судов под флагом РФ, в результате выявлено 16281 несоответствие, отказано в выдаче разрешения на выход из порта 15 судам.

Основные причины задержаний: непригодность судна к плаванию, нарушение требований к загрузке судна, неисправности аварийного пожарного насоса, аварийного источника питания, дистанционных средств управления, спуско-подъемных устройств спасательных средств, недостатки в техобслуживании судна и другие несоответствия.

За прошлый год разливов нефтепродуктов в акватории порта не зафиксировано. Было проведено шесть учений по ЛАРН, в которых приняли участие МСПЦ «Петропавловск-Камчатский» и ФГБУ «Морспасслужба».

Кроме того, в течение 2022 года МСПЦ принял участие в пяти учениях по отработке сигналов «Цунами» и «Эдельвейс» совместно с ПУ ФСБ России по Восточному арктическому району. Под руководством МСПЦ были проведены тренировки по связи с операторами ГМССБ морского района А1, судами и судовладельцами, находящимися в поисково-спасательном районе МСПЦ.

В июле 2023 года было проведено бассейновое учение по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море. В тренировке участвовали спасательные формирования региональных филиалов ведомств и организаций: МЧС, ФСБ, ФГУП «Росморпорт», Камчатского территориального центра медицины катастроф.

На сегодня функционирование портовых и региональных систем и объектов обеспечения безопасности мореплавания, равно как и организация морского судоходства в порту, соответствует международным и национальным требованиям. Служба капитана порта ведет постоянный контроль и эффективное управление движением и расстановкой судов, надежно обеспечивает безопасность плавания и стоянки судов в порту и на подходах к нему, а транспортная безопасность порта и его акватории находятся на контроле подразделения морской безопасности Службы. Нужно отметить, что и в прошлом, и в текущем году обстановка в сфере безопасности мореплавания, экологической и транспортной безопасности сохраняется стабильной и на высоком уровне.

Морские порты №9 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ