Порт Кавказ задает тон в работе - Морские вести России

Порт Кавказ задает тон в работе

07.12.2023

Морские порты

Порт Кавказ задает тон в работе

Фото: Порт Кавказ/projects.mintrans.ru

Морской порт Кавказ находится в северо-восточной части Керченского пролива на Таманском полуострове в южной оконечности косы Чушка, на ее западном побережье, и имеет неоспоримые преимущества с учетом ряда особенностей: расположен вне населенных пунктов, близок к международным транспортным коридорам «Север – Юг» и «Запад – Восток», располагает естественными глубинами от 10 до 27 метров на рейдовом перегрузочном районе, не требующем проведения дноуглубительных работ и принимающем крупнотоннажные суда с осадкой до 23 метров. Кроме того, это круглогодичный, незамерзающий порт, по номенклатуре переваливаемых грузов относится к многопрофильным. По статистическим данным трех лет, его грузооборот составляет третью часть грузооборота российских портов Азовского моря. Все эти плюсы ставят Кавказ на одну из первых ступенек среди портов бассейна.

Сергей Наумов, капитан морского порта Кавказ ФГБУ «АМП Азовского моря»

Грузопотоки и границы

За 9 месяцев 2023 года грузооборот порта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 68%, до 17 млн тонн. При этом экспорт непосредственно через терминалы порта сократился, а на рейдовом перегрузочном районе (РПР) вырос на 74%.

Особенно стоит отметить значительный рост объемов перевалки экспортного зерна и зерновых грузов. И хотя виды перевозимых грузов не изменились – это по-прежнему наливные, навалочные, насыпные, генеральные грузы, – расширилась их номенклатура: появились ферросплавы, отруби, горох, гранулы (жом) сахарной свеклы, семена льна и подсолнечника.

К концу 2023 года порт, очевидно, нарастит объемы грузооборота и превысит показатели 2022 года ориентировочно на 20-30%.

За 9 месяцев текущего года Службой капитана порта оформлено 5775 заходов судов, что на 45% больше по сравнению с таким же периодом прош-лого года (2022 г. – 3980), из них под иностранными флагами – 625 (+42%, 2022 г. – 439), под флагом РФ – 5150 (+45,4%, 2022 г. – 3541). Отходов судов оформлено 5744 (46%, 2022 г. – 3938), из них под иностранными флагами – 611 (+45%, 2022 г. – 421), под флагом РФ – 5133 (46%, 2022 г. – 3517).

После второго террористического акта на Крымском мосту в целях безопасности мореплавания и в связи с объявлением Прибрежного предупреждения (ПРИП) №340 от 27.07.2023, устанавливающего запретный для плавания район севернее линии мыс Такиль – мыс Панагия, всем судам, находящимся на участке №2 РПР морского порта Кавказ, было предписано переместиться на участок №3 РПР, не подпадающий под действие данного ПРИП. Таким образом, работа РПР не останавливалась, а участок №3, с которого была снята остаточная минная опасность, был использован в полном объеме в его границах.

В связи с объявлением ряда последующих ПРИПов количество якорных стоянок судов в акватории порта уменьшилось, но в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению безопасности транспортного перехода через Керченский пролив и распоряжением Правительства РФ от 26.09.2023 №2583-р границы акватории морского порта Кавказ расширились за счет включения в нее новых якорных стоянок: участков №5 и №6 (подрайоны D и E якорной стоянки №471, ранее входящие в границы морского порта Керчь), участка №7 (вновь сформированный участок к югу и востоку от района №470).

В данный момент ведется работа по открытию пункта пропуска через госграницу и зоны таможенного контроля на новых участках.

Под контролем ИГПК

Показатели работы инспекции государственного портового контроля (ИГПК) по итогам 9 месяцев 2023 года свидетельствуют о том, что количество осмотров российских судов несколько снизилось – примерно на 15-20%, до 40 инспекций, а осмотров иностранных судов после спада 2022 года ощутимо возросло – практически на треть, до более 90 инспекций. Всего за данный период было проведено более 130 осмотров судов, в том числе контрольных – более 10. По сравнению с таким же периодом прошлого года это больше примерно на 10%.

Общее количество выявленных в ходе инспектирования несоответствий применимым требованиям как на судах под российским, так и под иностранными флагами почти не изменилось и составило более 500 нарушений, а вот число отказов в разрешении на выход из порта судов под флагом РФ, к сожалению, выросло до 4%, составив 3 судна. При этом к несоответствиям технического характера добавились замечания, связанные с судовыми документами.

Многолетние «лидеры» несоответствий – нарушение требований, предъявляемых к спасательным средствам, противопожарному оборудованию, средствам навигации и судовым механизмам. Хотя следует отметить сокращение выявляемых несоответствий судовых систем управления безопасностью на российских судах – по этой причине отказано в разрешении на выход из порта всего одному судну. Количество несоответствий требованиям, предъявляемым к условиям труда моряков, практически не изменилось и составляет около 10%.

Переправа? Переправа!

После первого теракта, совершенного украинским режимом 8 октября 2022 года на Крымском мосту, сразу же была возобновлена работа Керченской паромной переправы, которая до того оставалась законсервированной. Она заработала уже 9 октября и не останавливалась по сегодняшний день.

В результате второго теракта на Крымском мосту, произошедшего 17 июля 2023 года и повредившего автомобильный пролет, движение по мос-ту было полностью остановлено, но уже через 6 часов Керченская паромная переправа, куда хлынул огромный поток машин и людей, стала работать в усиленном режиме.

В работе переправы было задействовано 7 паромов. За период с 17.07.2023 по 01.10.2023 было осуществлено 1274 рейса, перевезено 41922 грузовых транспортных средства, 509 легковых автомобилей, 3692 автобуса, 3872 железнодорожных вагона, 157994 пассажира.

Всего за период с 09.10.2022 по 01.10.2023 общее количество рейсов составило 5927, перевезено 199494 грузовых транспортных средства, 191 легковой автомобиль, 3759 автобусов, 28258 железнодорожных вагонов, 353277 пассажиров.

Сегодня в целях обеспечения безопасности мореплавания работа Керченской паромной переправы приостанавливается в ночное время, в период с 21.00 часа до 6.00 часов утра.

Служба капитана порта Кавказ выполняет ключевую роль в части обес-печения безопасности мореплавания в акватории порта и оптимизации работы паромной переправы, что способствует увеличению общего количества рейсов и, соответственно, объемов перевозимого груза.

Второй уровень безопасности

С началом специальной военной операции (СВО) все службы и организации, осуществляющие хозяйственную деятельность в порту, перешли на работу с повышенным №2 уровнем безопасности. Обеспечение транспортной безопасности (ОТБ) в порту осуществляет Отдел транспортной безопасности Службы капитана порта, созданный в соответствии с действующим законодательством РФ. Он контролирует деятельность субъектов и объектов транспортного комплекса в части охраны судов и портовых средств, обеспечения транспортной безопасности в акватории порта.

Отделом транспортной безопасности порта была проведена оценка уязвимости акватории морского порта Кавказ, а также разработан, утвержден и реализуется План обеспечения транспортной безопасности акватории порта. ОТБ в акватории осуществляется также силами структурного подразделения транспортной безопасности (СПТБ) Таманского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт», выделены суда для обеспечения деятельнос-ти мобильной группы СПТБ, создан пункт управления ОТБ.

С помощью технических средств ОТБ круглосуточно ведется видеонаблюдение за надводной обстановкой в акватории. Мобильной группой реагирования СПТБ регулярно проводится патрулирование акватории морского порта.

Ежеквартально специалистами Отдела транспортной безопасности проводится мониторинг выполнения требований Международного кодекса по охране судов, прибывающих в порт, и портовых средств, антитеррористи-ческой защищенности порта.

В текущем году нарушений требований транспортной безопасности и актов незаконного вмешательства в порту Кавказ не было зафиксировано.

Прирост инфраструктуры

Порт постоянно развивается с учетом Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года. Благоприятные перемены происходят как в акватории, так и на территории порта и связаны с включением новых, расширением и модернизацией сущес-твующих объектов инфраструктуры. Так, в акватории увеличилось количес-

тво якорных стоянок – участки №5, №6 и №7, что позволит ежегодно наращивать объемы перевалки грузов на рейде.

Оператором морского терминала АО «Морской грузовой терминал «Кавказ» подана на рассмотрение инвестиционная декларация о реконструкции причала №2 для швартовки, стоянки, обработки одновременно двух расчетных типов судов, которой предусмотрено увеличение длины причала, что предполагает в итоге увеличение объема перевалки зерновых и масленичных грузов в порту.

Другим оператором морского терминала ТУ АЧБФ ФГУП «Росморпорт» разработан проект реконструкции берегоукрепления 2-го района «Южное» с созданием причала для судов портового флота, что обеспечит постоянную безопасную швартовку и стоянку судов портофлота и повысит эффективность их работы в порту.

Кроме того, в рамках оптимизации процедур госконтроля и надзора перевозок с использованием линий ро-ро в настоящий момент ведется работа по расширению границ территории порта за счет включения новых земельных участков.

Морские порты №8 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ