Возможности и ограничения порта Находка - Морские вести России

Возможности и ограничения порта Находка

01.03.2023

Морские порты

Возможности и ограничения порта Находка

Фото: ФГБУ «АМП приморского края и восточной арктики»

После снижения грузооборота в начале года морской порт Находка возвращается к средним показателям последних лет. Основные тенденции 2022 года – рост контейнерного импорта и увеличение тоннажа судов. Несмотря на то что порт модернизируется – усовершенствуется работа угольных мощностей, прирастают мощности терминалов для рефрижераторных и других грузов, развитию порта сегодня препятствует низкая пропускная способность железнодорожных подходов и припортовых станций. Между тем грузооборот порта по итогам этого года планируется на уровне предыдущего – около 26 млн тонн грузов.

Владимир Жарков, капитан морского порта Находка ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Преимущества универсального порта

Морской порт Находка занимает особое положение на транспортном рынке региона, обеспечивая сущес-твенную долю оборота как сухих, так и наливных грузов. Ориентированный на экспорт, он также играет значительную роль в доставке импортных грузов и в каботажных перевозках.

Несмотря на серьезные колебания рынков, универсальные возможности порта и широкий номенклатурный ряд переваливаемых грузов позволяют сохранять устойчивое положение и развивать различные направления грузопереработки.

Показательным для анализа можно считать 2021 год, по итогам которого грузооборот порта остался на уровне предыдущего года – порядка 26,8 млн тонн. Большую часть составили сухогрузы, чей объем снизился на 1%, до более 21,1 млн тонн. Объем наливных грузов увеличился на 4,5%, до около 5,7 млн тонн. Основная часть грузопотока – 90,3% – была направлена на экспорт, импорт составил 4,5%, транзит – 0,1%, каботаж – 5,1%.

Основные тенденции прошлого года – это увеличение на 111,6% контейнерного оборота по направлениям импорт и каботаж, увеличение на 91,1% объема переработки импортируемого глинозема, рост на 47,2% объемов рыбной продукции, а также увеличение на 53,8% объема рефгрузов и на 75,5% – тарно-штучных грузов.

Новая реальность

В 2022 году ситуация изменилась. С введением западных санкций и дополнительных ограничений на товары в первом квартале грузооборот снизился на 11%, во втором – на 13%, однако во втором полугодии разрыв сократился, и в третьем квартале спад составил 4,4%, а за десять месяцев – 3,9% с тенденцией к снижению. Таким образом, по итогам года можно прогнозировать сохранение прошлогоднего показателя.

В структуре грузооборота произошли следующие изменения. Импорт увеличился на 136,2%, экспорт сократился на 10,4%. Каботажное направление сохранило объемы на уровне 2021 года.

За десять месяцев произошел рост перевалки следующих видов грузов. Объемы отгруженной руды выросли на 15,4%, до 915 тыс. тонн, черных металлов – на 3,2%, до 2 млн 188 тыс. тонн, тарно-штучных грузов – на 96,2%, до 800 тыс. тонн, прочих генеральных грузов – на 48,2%, до 374 тыс. тонн. Перевалка контейнеров увеличилась на 64,4%, до 92 тыс. тонн.

Ниже заходы – выше тоннаж

По данным ИГПК, в 2022 году интенсивность судоходства в порту нес-колько снизилась, однако при этом почти вдвое вырос тоннаж судов. За январь-октябрь было оформлено 10 579 судозаходов – на 10% меньше, чем в прошлом году. Государственная принадлежность судов не претерпела резких изменений.

При доминировании экспортных отправок основное направление следования также не изменилось – это страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Одна из характерных тенденций – увеличение размеров заходящих судов. Если в прошлом году за десять месяцев порт посетили 76 судов длиной от 220 до 290 м, то в текущем году количество таких заходов выросло до 133.

Контейнеры умножили на три

За десять месяцев текущего года оборот контейнеров в количественном исчислении увеличился почти в три раза – с 2,5 тыс. ДФЭ до порядка 7 тыс. ДФЭ. На данный момент перевалкой контейнеров в порту занимается АО «Находкинский морской рыбный порт».

Загруженность контейнерного терминала составляет около 80%. Средняя суточная норма выгрузки с судна – 180 контейнеров. Учитывая растущие потребности контейнерного рынка, была создана дополнительная инфраструктура. Выделено три причала, и построена современная площадка для хранения 20- и 40-футовых контейнеров, как груженых, так и порожних, а также негабаритных контейнеров, в том числе рефрижераторных.

Кроме того, имеются площадки для хранения крупногабаритных и крупнотоннажных грузов. На улучшение пропускной способности повлияла таможня. В конце 2021 года Дальневосточное таможенное управление открыло в порту Находка два склада временного хранения для совершения таможенных операций, связанных с хранением контейнеров и товаров, и проведения фактического таможенного контроля.

Угольная модернизация

Перевалка сыпучих грузов в порту постепенно переходит на более технологичный уровень, чем это было еще несколько лет назад.

Так, АО «Находкинский МТП» завершило один из ключевых этапов строительства комплекса закрытой перевалки навалочных грузов. Уголь или иной сыпучий груз теперь будет выгружаться в закрытом помещении через вагоноопрокидыватель с использованием системы сухого тумана для подавления потенциального пыления.

В настоящее время закончены все строительные, технологические и вспомогательные работы: прокрутка конвейерных лент, переворот вагоноопрокидывателя под нагрузкой, общая настройка автоматизации.

Кроме того, завершаются работы по обвязке трубопровода хранилища сжиженного углеводородного газа – важного элемента строящегося комплекса.

Плюс морозильный комплекс

По данным службы капитана морского порта Находка, в целом по порту объем перевалки рыбопродукции за 10 месяцев 2022 года снизился, а такие крупные операторы, как АО «Южморрыбфлот», ПАО «Преображенская база тралового флота», не достигли прошлогодних показателей.

В то же время мощности по перевалке рыбной продукции растут. В самом порту на территории ПАО «НБАМР» действует холодильный склад для рыбной продукции объемом ежемесячного хранения 5 тыс. тонн. «Находкинский морской рыбный порт», помимо имеющихся шести холодильных камер суммарной мощностью 6 тыс. тонн, в июле 2022 года запустил в эксплуатацию холодильно-морозильный комплекс мощностью 6 тыс. тонн.

Кроме того, в конце октября в порту был открыт морской рыбный терминал «Южная Лифляндия» и логистический комплекс для рефрижераторных грузов, построенный компанией «Доброфлот». Терминал включает глубоководный причал, который был реконструирован в 2021-2022 годах и теперь способен принимать суда грузоподъемностью 5500 тонн и осадкой до 7 м. Построен холодильный склад на 15 тыс. тонн и сухой склад площадью 5 тыс. м2. Комплекс имеет контейнерную площадку на 500 ДФЭ с потенциалом расширения и собственные железнодорожные пути.

Помимо ориентации на внутрироссийский рынок и поставки в страны СНГ, терминал, по информации инвесторов, имеет аккредитации на отправку рыбопродукции в 20 стран мира.

Железнодорожные ограничения

Несмотря на растущий спрос на рынке морских перевозок и наличие портовых мощностей, развитие порта Находка ограничено возможностями дорожной инфраструктуры, в первую очередь железной дороги.

Основную часть грузов в порт и из порта традиционно доставляет железнодорожный транспорт. Но станции Находка и Мыс Астафьева не справляются с текущим объемом. Бывают случаи, когда заявки на грузы, уже принятые к перевозке, по инициативе ОАО «РЖД» снимают из плана станций ЗСЖД и ДВЖД.

В целом, по аналитическим материалам операторов морских терминалов порта Находка, низкая пропускная способность железнодорожных подходов и припортовых станций является основным препятствием в развитии порта на сегодняшний день.

Морске порты №10 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ