Захватывающая российская робототехника - Морские вести России

Захватывающая российская робототехника

07.10.2020

Образование

 Захватывающая российская робототехника

С 22 по 25 сентября на площадке Морского государственного университета имени адмирала ГИ. Невельского проходили соревнования студенческих команд второго этапа Третьих Всероссийских соревнований по подводной робототехнике «Аквароботех-2020». На торжественной церемонии закрытия стали известны команды-чемпионы по направлению АНПА – Тихоокеанское военно-морское училище (ТОВВМУ) им. адм. С.О. Макарова и по направлению ТНПА – МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

Всероссийские соревнования «Аквароботех» были  задуманы как российский ответ на аналогичные соревнования за рубежом. Несколько лет студенческие команды из Владивостока участвовали в таких соревнованиях в США и Сингапуре, где показывали хороший уровень подготовки, набирались опыта… А с 2015 года во Владивостоке  стали проводиться соревнования Mate Rov Competition, в которых могли участвовать как школьные так и студенческие команды. Но, безусловно, эффективнее было аккумулировать весь процесс организации соревнований и подготовки команд под контролем заинтересованных российских структур, что и было сделано Фондом перспективных исследований, Министерством науки и высшего образования РФ и Министерством обороны РФ.

Как верно заметил судья соревнований Николай Владимирович Судаков, начальник отдела ФГУП «ЦНИИХМ»:

– В процессе подготовки к соревнованиям, командам оказывается экспертная поддержка от научно-исследовательских институтов, на примере ДВФУ, команда которого активно сотрудничает с Институтом проблем морских технологий (ИПМТ) ДВ РАН. Это является залогом того, что студенты и курсанты приобретут правильный опыт и смогут оценить свои перспективы работы в профильных предприятиях.

Кроме обмена опытом друг с другом, соревнования «Аквароботех» дают возможность создать студентам деловые связи с представителями реального сектора экономики и науки, об этом рассказал Олег Олегович Мугин, представитель Министерства науки и высшего образования РФ:

– Мы понимаем, что компетенции, которые получают участники необходимо реализовывать не только на тренировочной площадке, но и реальной жизни, так, несколько компаний уже заинтересовались разработками студентов, и если все пойдет хорошо, то команды смогут создать интересные коммерческие проекты.

Как комментирует процесс аккумулирования опыта у студентов руководитель команды МГУ им. адм. Г.И. Невельского Олег Кожевников:

– Чем больше поломок, тем больше опыта получают члены команды. Об этом хочется сказать отдельно, поскольку в процессе создания и обкатки аппарата ломается многое и у всех. Конечно можно списать на то, что студентами не просчитывается надежность тех или иных систем, как это делают военные, ведь при разработке аппарата команды не пользуются ГОСТами, и отлаженными методами производства. Все это так, но именно это является главным плюсом, который выгодно отличают «Аквароботех» от других соревнований. Столько технической свободы, нет, пожалуй, нигде – ребятам позволено экспериментировать с конструкциями и технологиями практически без ограничений. Использовать плавучие системы связи, пневматические системы наддува, аккумуляторы в ТНПА – все это не запрещено регламентом и позволяет проводить массу опытов, отбраковывать не работающие модели, создавать смелые технические концепции и испытывать их на практике.

Команда МГУ им. адм. Г.И. Невельского в этом году на соревнованиях показала особенно зрелищное выступление в классе ТНПА. С замиранием сердца все присутствующие в бассейне следили за тем, как в течение 10 минут пилот команды Сергей Плотников пытался протащить через препятствия нагруженный макет сервера (два килограмма свинца!). Это можно было сравнить с самым острыми моментами из фильмов про войну, где солдат выносит своего израненного товарища с поля боя, а тот кричит: «Брось меня, спасайся сам!».

Из последних сил, включив максимально возможные режимы мощности, аппарат вытягивал макет на подъемную площадку, крутился по всем осям, крепко зажав в манипуляторе тяжелый, и, такой важный, макет. Все понимали, что если сейчас не удастся ничего сделать, то команда Морского университета точно не станет победителем…

И вот в бассейне раздались аплодисменты судей и зрителей –  макет сервера был доставлен на площадку! Но успокаиваться ребятам было пока ещё рано, времени оставалось мало, а нужно было поднять сервер на поверхность с помощью подъемного шара с воздухом. Эту операцию ребята отрабатывали не один раз, и всегда все проходило хорошо… но только не на соревнованиях. Сначала в течение нескольких минут пилот пытался «зацепиться» за макет, который из неподъемно тяжелого теперь превратился в верткий и недоступный. Когда же это удалось, то необходимо было быстро накачать шар. Этим занимался Иван Кацурин, который отвечал за взаимодействие с аппаратом на берегу. Несколько движений насосом, и шар приобретает необходимую подъемную силу, устремился к поверхности. И только аппарат начал буксировать его к берегу, как случилось неожиданное: воздух из шара начал резко уходить. Это конец, промелькнула мысль, шланг оторвался, это потеря оборудования и макета, это штрафные баллы… Но все обошлось, несколько движений насосом, и тяжелый макет сервера снова начал всплывать. Макет был отбуксирован к бортику. Судья остановил секундомер, время, отведенное на выполнение заданий, секунда в секунду, закончилось ровно в тот момент, когда Иван дотронулся до аппарата. Миссия с подъемом сервера была засчитана.

Может быть со стороны эта ситуация не кажется такой уж захватывающей, но ребятам, которые потратили долгие месяцы на сборку аппарата и подготовку к соревнованиям, она изрядно пощекотала нервы. И таких историй у каждой команды может быть много, по разным поводам. В самых захватывающих ситуациях оказываются команды, но ловят от этого настоящий драйв и ощущение спортивного азарта. Всё это в полной мере присутствуют во время работы с аппаратами – это и есть соревнования по подводной робототехнике.

Татьяна Каширская, пресс-центр МГУ им. адм. Г.И. Невельского

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ