Найти и спасти
Безопасность мореплаванияПути совершенствования нормативной базы обеспечения поиска и спасания на море в РФ

Для обеспечения поиска и спасания на море в РФ до настоящего времени имеется значительное количество ведомственных служб, выполняющих сходные задачи, зачастую в одних и тех же регионах. Но эти службы не решают задачи поиска и спасания на море в комплексе. Как правило, это происходит из-за несовершенства нормативной правовой базы и преобладания ведомственных задач. Реализация мероприятий развития систем спасания на море идет по отдельным ведомственным программам и планам соответствующих министерств и ведомств. При этом в финансовом отношении эта проблема обеспечивается, как правило, по остаточному принципу, а координатор развития системы поисково-спасательного обеспечения (ПСО) России нормативно не определен.
А. Коровин, капитан-координатор морского спасательного подцентра Петропавловск-Камчатский
Постановка задачи
Ведомственный подход к решению вопросов обеспечения поиска и спасания на море и водных бассейнах и ведомственные разногласия при спасании на море влекут за собой негативные последствия. Обозначим основные проблемы ПСО, которые необходимо решить, используя существующую нормативно-правовую базу:
- отсутствие единой системы ПСО РФ, развитие которой должно являться функцией соответствующего федерального органа исполнительной власти, способной координировать действия других ведомств;
- несовершенство самой нормативно-правовой базы ПСО;
- недостаточный уровень автоматизации процессов управления и информационной поддержки ПСО морских спасательных операций внутри ведомств;
- отсутствие достаточного взаимодействия оперативных органов управления поисково-спасательным обеспечением различных ведомств, реализуемого на основе современных информационных технологий.
Морская коллегия при Правительстве РФ неоднократно рассматривала вопросы ПСО морской деятельности. Большинство из принятых решений Морской коллегии по вопросам ПСО в настоящее время не выполнены.
Главный практический недостаток существующей системы ПСО России заключается в отсутствии комплексного подхода к функционированию и развитию системы по причине ведомственной разобщенности.
Результаты и обсуждение
Предлагается рассмотреть результаты исследования нормативного обеспечения системы поиска и спасания на море. Именно рабочая нормативная база поиска и спасания человеческой жизни на море сможет решить целый ряд проблем ПСО. Необходимо провести анализ нормативного построения системы поиска, сформулировать основные методические положения по организации нормативного обеспечения системы поиска и спасания на море. Теоретические основы и принципы построения поиска и спасания в море окончательно сформировались в середине 90-х годов и закладываются при построении нормативно-правового обеспечения системы поиска и спасания на море в современных условиях. Основными из них являются:
- разработка системы осуществляется за счет развития уже существующих систем и подсистем организационных информационных структур;
- система создается путем вертикальной и горизонтальной интеграции действующего информационного ресурса;
- система создается при максимально возможном использовании готовых программно-технических решений.
Информационный ресурс системы поиска и спасания формируется за счет:
- применения нормативно-правовых решений, регламентирующих функционирование системы в современных условиях;
- объединения существующих баз данных, программного обеспечения, выходных документов и других информационных сведений;
- создания единой технологии обмена информацией между поставщиками информации, коммутационными центрами и пользователями системы.
При построении системы необходимо учитывать следующие особенности:
- система должна быть открытой для развития и совершенствования в части расширения списка задач и набора предлагаемых пользовательских услуг;
- конструкция системы предполагает ее адаптацию к взаимодействию с государственными и международными системами безопасности мореплавания;
- обязательной составляющей системы должна быть многоуровневая защита информации от несанкционированного доступа и разрушения.
С учетом основных принципов и особенностей необходимо выделить общие требования к нормативной системе поиска и спасания:
- структура системы должна соответствовать структуре системы управления и быть адаптивна к изменениям, происходящим в системе управления;
- информацию по поиску и спасанию следует собирать дифференцированно, в объеме и виде, соответствующем потребителям;
- в системе должна циркулировать достоверная репрезентативная и устойчивая информация;
- процесс сбора, обработки и передачи информации должен осуществляться по совокупности всех звеньев управления;
- информационная база должна быть ориентирована на компьютерную обработку, учитывать возможность алгоритмизации процессов обработки информации.
Для создания эффективной системы поиска и спасания особого внимания требует нормативно-правовое обеспечение, в котором определяется порядок действий федеральных органов исполнительной власти по организации поиска и спасания терпящих бедствие людей на море.
В настоящее время это выглядит следующим образом. Госморспасслужба России в лице Государственного морского спасательного и координационного центра в Москве и спасательно-координационных центров и подцентров на морских бассейнах (ГМСКЦ, МСКЦ и МСПЦ) организует поиск и спасание за 12-мильной зоной территориальных вод и взаимодействует с МЧС РФ в территориальном море. Организация поиска и спасания людей во внутренних водах и территориальном море РФ возложена на МЧС. Систематизация содержания нормативных документов, относящихся к взаимодействию министерств, ведомств и организаций при проведении поисково-спасательных работ в море (рис. 1), позволила бы сформировать методический и инструктивный материал по созданию нормативного обеспечения системы поиска и спасания. На схеме приведены основные источники и составляющие нормативной базы системы поиска и спасания, которые и должны быть выверены на соответствие современным условиям.
Рис.1. Схема нормативного обеспечения поисково-спасательных работ
В морском международном сообществе на Министерство транспорта в лице Росморречфлота делегированы полномочия представлять Россию на международных конференциях, участвовать в обсуждении и принятии тех или иных международных конвенций или внесении в них поправок.
В системе Росморречфлота сформирована Государственная морская аварийно-спасательная служба страны, которая имеет свою структуру, историю и окончательно еще не потеряла кадровый потенциал. Необходимо правильно понимать, что морские спасатели не могут появиться сразу после окончания морского вуза. Это, как правило, опытные капитаны судов, прошедшие долгий и трудный путь совершенствования, способные принимать на себя груз ответственности за людей, дать своевременные и правильные указания в экстремальных условиях. Можно сказать, что в других ведомствах нет более подготовленных специалистов и действующей системы спасания на море. А потому другие ведомства не могут иметь приоритетов при управлении спасательными операциями в морских пространствах России, в том числе и МЧС, как недостаточно подготовленные для спасания в морских условиях. Тем более что службы МЧС успешно оперируют на водных бассейнах рек и озер, а в территориальном море взаимодействуют с СКЦ на всех морских бассейнах. Вмешательство ведомств в действия друг друга, тем более в критических ситуациях, было бы не только не корректно, но и преступно.
Рис.2. Схема совершенствования нормативной базы системы поиска и спасания
К сожалению, избавиться от разногласий между различными министерствами и ведомствами в вопросах организации поиска и спасания терпящих бедствие в море до настоящего времени не удается. Организация взаимодействия по поиску и спасанию людей при бедствиях на море и водных бассейнах России осуществляется также и на основании региональных (бассейновых) планов, которые разрабатываются и по мере изменения обстановки корректируются. За счет согласованных и подписанных региональных планов взаимодействия еще удается устранить некоторые ведомственные разногласия при поиске и спасании на море. Но только некоторые.
Одним из результатов исследования может быть предложенная методика непрерывного совершенствования нормативного обеспечения поиска и спасания на море (рис. 2). На плановых встречах государственных структур, занимающихся поиском и спасанием на море, обсуждаются, анализируются и рекомендуются изменения в нормативной базе. При этом должны выдерживаться предложенные схемы взаимодействия ведомств (рис. 3).
Рис.3. Организация взаимодействия при поиске и спасании в морях Камчатского региона Федеральных органов исполнительной власти
Эти изменения в течение определенного времени проходят апробацию, что позволит реагировать на изменения некоторых условий взаимодействия при организации поиска и спасания, а также совершенствовать состав и содержание правовых документов.
Необходимо констатировать, что организация и координация действий ведомственных спасательных служб Российской Федерации при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море, возлагается на СКЦ и СПЦ в закрепленных за ними поисково-спасательных районах. Так гласят основные рабочие документы, которые известны всем ведомствам. На деле спасательные центры и подцентры (СКЦ, СПЦ) морских бассейнов превращаются в статистов для контролирующих органов различных ведомств. Позиции СКЦ, СПЦ слабые, так как финансово зависимые от администраций портов.
Правовые вопросы поиска и спасания на море регулируются национальными документами и международными конвенциями, которые ратифицировала Российская Федерация. Основными документами являются:
1. Международная конвенция о гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.). Приложение XII – Поиск и спасание (1952 г.).
2. Международная конвенция по поиску и спасанию на море. Гамбург, 1979 год.
3. Международная конвенция по охране человеческой жизни в море (SOLAS-74). Глава 5, правило 33.
4. Кодекс торгового мореплавания РФ. Статьи 62, 63, 64, 66.
Две международные конвенции определяют основу глобальной организации поиска и спасания:
- Международная конвенция о гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.) и особенно ее Приложение XII – Поиск и спасание (1952 г.) в отношении происшествий с воздушными судами над землей и морем;
- Международная конвенция по поиску и спасанию на море (Гамбург, 1979 г.) в отношении любого «лица, терпящего бедствие на море».
Все международные конвенции, касающиеся спасания на море, подписаны и ратифицированы РФ. Национальные документы по поиску и спасанию приводятся в соответствие с международными конвенциями.
Таким образом, можно считать, что, используя механизм совершенствования нормативной базы системы поиска и спасания, нормативная база спасания на море в РФ придет в соответствие нормам и времени и будет отвечать международным требованиям. РФ выполнила обязательства перед международным морским сообществом, создав систему поиска за счет сформированных СКЦ/СПЦ на всех морских бассейнах. На настоящее время необходимо скорректировать национальную нормативную базу, устранив межведомственные разногласия, привести национальные документы по поиску и спасанию на море в соответствие с требованиями современности.
Анализ сил поиска и спасания в Дальневосточном регионе
К сожалению, в стране отсутствует единый специально уполномоченный государственный орган, наделенный полномочиями по оказанию государственных услуг в сфере поискового и спасательного обеспечения (ПСО) людей и объектов морской деятельности на море. Опыт создания и функционирования систем поиска и спасания на море в основных морских державах свидетельствует о четкой государственной централизации подобных систем.
На представленных таблицах можно наблюдать относительную готовность сил поиска и спасания реагировать на развитие любых аварийных событий в море при несении аварийно-спасательной готовности (АСГ). Но при внимательном изучении документов обнаруживается следующее. В ежедневном отчете по дежурству ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» (таблица 1) вся собственность организации, а именно все спасательные суда, находятся в порту. Часть флота готовится к списанию, другая часть ремонтируется, третья – необъяснимо долго готовится к выходу в рейс. Третья часть вызывает беспокойство, потому что эта подготовка длится более двух месяцев. Таким образом, суда в промысловых экспедициях Охотского и Берингова морях работают без обеспечения спасательными судами.
Таблица 1. Отчет по дежурству службы наблюдения за флотом (суда ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР»)
Тип и название судна |
Судовые запасы |
Позиция |
Текущая обстановка | ||
---|---|---|---|---|---|
ДТ |
Мазут |
Вода | |||
ЛСС «Суворовец» |
53 |
344 |
108 |
п. Владивосток, 47 пр. |
Дежурство в порту |
ЛСС «Сибирский» |
293 |
669 |
139 |
п. Владивосток, 51 пр. |
Подготовка к рейсу |
ЛСС «Справедливый» |
67 |
190 |
222 |
п. Владивосток, 51 пр. |
Подготовка к рейсу |
МСБ «Капитан Клюев» |
43 |
- |
157 |
п. Владивосток, 51 пр. |
Отстой, списание судна |
МСБ «Преданный» |
22 |
- |
18 |
п. Находка, ПСРЗ |
Ремонт на класс регистра РФ |
МСБ «Юрий Орленко» |
10 |
- |
33 |
п. Владивосток, 51 пр. |
Отстой, списание судна |
МПС «Дозорный» |
1,0 |
- |
9 |
п. Владивосток, 51 пр. |
Отстой, списание судна |
ВРД-1189 |
0,3 |
- |
0,02 |
п. Владивосток, 51 пр. |
Работа в порту |
Учебно-производственные суда | |||||
УПС «Паллада» |
- |
- |
- |
п. Владивосток |
МРТО |
Суда на контроле | ||||
Тип и название судна |
Судовладелец |
Порт приписки |
Позиция |
Текущая обстановка |
СТР «Иван Мошляк» |
ЗАО «Дальрыбпром» |
п. Владивосток |
φ=620 20ґ N λ =1770 33ґ E |
Выход из строя ГД. Ожидание буксировки в порт |
По информации главного авиационного координационного центра поиска и спасания РФ, дежурство на аэродромах страны осуществляют около 89 поисково-спасательных воздушных судов гражданской и государственной авиации (таблица 2). Но из этого количества совершенно незначительное количество воздушных судов способно обследовать морские пространства с воздуха. Оказывается, что Воздушный кодекс не регламентирует такие действия. К тому же частоты для обеспечения радиосвязи между воздушными и морскими судами не совпадают. Не все экипажи допущены к ночным вылетам, т.е. несение АСГ направлено на решение только своих ведомственных задач.
Таблица 2. Отчеты по дежурству авиации
ПСВС гражданской авиации |
ПСВС государственной авиации (на УТП) | ||
---|---|---|---|
Вертолетов |
43 | Вертолетов |
14 |
Самолетов |
24 | Самолетов |
8 |
В том числе круглосуточно: | |||
Вертолетов |
35 |
- | |
Самолетов |
23 |
- | |
В том числе по регламенту: | |||
Вертолетов |
8 |
- | |
Самолетов |
4 |
- | |
Всего |
67 |
22 |
Состав дежурных сил и средств поиска и спасания на море в акваториях морей Камчатского края составляется и корректируется еженедельно (таблица 3). Но что-либо привлечь из этого состава вряд ли представляется возможным. Причина достаточно проста, некоторые суда по различным причинам не способны выйти в открытое море, принадлежат разным ведомствам, а согласовать ведомствам выходы других судов, способных выполнить поисково-спасательные работы (ПСР), очень сложно. К тому же часть флота, объявленного в несении аварийно-спасательной готовности (АСГ), вероятно, готова выполнить только свои ведомственные задачи. Например, ПК-28035 (плавучий кран) или ВРД-10, который зарегистрирован в ГИМС. Эти плавательные средства могут выполнять свои функции только на защищенных от штормов акваториях.
Таблица 3. Состав дежурных сил и средств спасания на море в Камчатском крае
Название средств |
Класс судна, проект |
Дислокация |
Готовность к выходу |
Принадлежность |
---|---|---|---|---|
ВРД-10 |
ВРД |
Петропавловск-Камчатский |
2 часа |
Камчатский филиал ФГУП «Морская спасательная служба» |
ВМ-53 (водолазный катер) |
ВМ |
Петропавловск-Камчатский |
1 часа |
СО ОКВС |
МБ-148 (морской буксир) |
МБ |
Петропавловск-Камчатский |
|
|
ПЖК-1544 (пожарный катер) |
ПЖК |
Петропавловск-Камчатский |
|
|
РТ-471 (рейдовый тральщик) |
РТ |
Петропавловск-Камчатский |
2 часа |
ОПЗО ОКВС |
ПК-28035 (плавучий кран) |
ПК |
Петропавловск-Камчатский |
Ч+24 часа |
Силы наращивания |
РБ-406 (рейдовый буксир) |
РБ |
Петропавловск-Камчатский |
|
|
ПСКА-698 (поисково-спасательный катер) |
ПСКА |
Петропавловск-Камчатский |
|
|
ПСКР «Магаданец» (пограничный сторожевой корабль) |
ПСКР |
Петропавловск-Камчатский |
1 час |
ПС БО ФСБ РФ по Камчатскому краю |
Таким образом, определены явные несоответствия в несении аварийно-спасательной готовности (АСГ) различными ведомствами. Такие отчеты о несении АСГ подтверждают, что решаются только узкие ведомственные задачи, но вовсе не решают проблемы комплексно.
Наличие противоречий в действующих нормативных документах федерального уровня и несогласованность ведомственных наставлений и руководств не позволяют обеспечить должный уровень координации и взаимодействия ведомственных аварийно-спасательных служб и формирований в повседневных условиях и при возникновении на море аварий и аварийных ситуаций. Организация поиска и спасания на море в России, основанная на существующей нормативной правовой базе, приводит к размыванию ответственности за координацию и организацию поисково-спасательных операций (работ) на море.
Необходима корректура (разработка) нормативно-правовой базы государства в сфере ПСО, обеспечивающей создание (определение) специального уполномоченного государственного органа.
Одной из основных причин выявленных недостатков и ограничений является отсутствие на протяжении ряда лет централизованной концепции поисково-спасательного обеспечения морской деятельности страны.
Заключение
Таким образом, для совершенствования нормативной базы обеспечения поиска и спасания в морских пространствах РФ рекомендуется:
1. Внести корректуру в постановление Правительства РФ от 30 апреля 2004 года №395. Четко определить, на какое ведомство необходимо возложить функции координации вопросов федерального уровня при повседневной деятельности ведомственных морских аварийно-спасательных служб.
2. Подготовить постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и других водных объектах России» и «План взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении поисково-спасательных операций (работ) по поиску и спасанию на море и водных объектах».
3. Внести изменения в Воздушный кодекс в части, касающейся организации поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море. Авиационные силы и средства должны привлекаться к поиску и спасанию людей, терпящих бедствие, как на море, так и на суше, вне зависимости от статуса, ведомственной и национальной принадлежности авиационных сил и средств.
4. Определить министерства и ведомства для следующей работы:
- разработать «Концепцию поисково-спасательного обеспечения морской деятельности РФ»;
- предусмотреть:
- формирование нормативно-правовой базы, например проект ФЗ «О государственном управлении морской деятельностью РФ»;
- уточнение задач ведомственных аварийно-спасательных служб;
- разработать проект подпрограммы «Спасание на море»;
учесть:
- создание межведомственной автоматизированной системы информационной поддержки проведения морских спасательных операций.
5. Отсутствие единой государственной политики спасания людей на море, несовершенство нормативной и правовой базы приводят к неоправданным финансовым затратам, создают предпосылки для гибели людей и судов.
6. Исторический опыт создания и успешной деятельности ЭПРОНа – единой морской спасательной службы страны до середины 50-х годов прошлого века, анализ функционирования существующих ведомственных аварийно-спасательных служб, уроки и выводы прошедших аварий на море подтверждают необходимость существования в РФ единой государственной морской поисково-спасательной службы. В качестве такой службы может быть рекомендована Госморспасслужба России.
Имеются и другие мнения. Предлагается рассмотреть вопрос передачи функций спасания на море Пограничной службе ФСБ России. Ставится вопрос о создании Береговой охраны РФ (Russia Coast Guard). Ставится вопрос раз и навсегда прекратить попытки создания межведомственных разногласий, которые существуют не одно десятилетие, устранить постоянную нехватку средств на организацию ПСО. Необходим государственный подход к решению этого вопроса. Потребуется очень внимательное изучение такого предложения. Хотя совмещение охраны морской границы, биоресурсов моря и спасание на море имеет право на существование.
Ведомственные аварийно-спасательные службы будут заняты решением сугубо ведомственных задач.
Морские вести России №11 (2015)
Вернуться к разделу | Безопасность мореплавания |