- Морские вести России

Севморпуть становится выгодным для транзита

Севморпуть
Севморпуть становится выгодным для транзита

В 2011 году по арктической трассе России перевезено 835 тыс. тонн транзитных грузов в направлении Запад – Восток, что почти в 6 раз превышает результат предыдущего года. Такой объём транзитных грузоперевозок является абсолютным рекордом за всю историю существования СМП.

Владимир Михайличенко, исполнительный директор «Некоммерческого партнерства по координации использованию Северного морского пути», начальник администрации Севморпути в 1990-1999 гг., капитан дальнего плавания, почетный полярник

 

Тарифы пошли на уступки

Все началось в прошлом году, когда по настойчивым предложениям Росморречфлота, ФГУП «Атомфлот», госкорпорации «Росатом», судоходной компании «Совкомфлот», администраций северных регионов и НП-СМП Федеральная служба по тарифам (ФСТ) своим приказом №122-т/1 от 07.06.2011 ввела новый гибкий тариф на услуги ледокольного флота. Теперь на трассах СМП разрешается применять тарифы ниже предельных (вплоть до 1 рубля с тонны) при заключении договора на проводку судна.

Таким образом, Севморпуть стал более привлекательным, а у руководства ФГУП «Атомфлот» были развязаны руки, чем генеральный директор предприятия Вячеслав Рукша умело воспользовался для привлечения дополнительных грузов на арктическую магистраль. Введенная в действие система гибких тарифов быстро принесла положительные сдвиги. Взять хотя бы проводку крупнотоннажных танкеров с газоконденсатом для Китая в 2010-2011 годах. Проект был успешно реализован владельцем газоконденсата компанией НОВАТЭК и «Совкомфлотом». Позднее из оценок проекта представителями этих компаний стало ясно, что именно гибкие тарифы оказались основой успеха. Если бы действовали прежние тарифы, то перевозки нефтепродуктов по Севморпути оказались бы убыточными и в итоге сведены на нет. А сейчас проект активно развивается. Более того, «Совкомфлот» за счет собственных средств помог выполнить промер глубин по трассе в восточном секторе Севморпути, где такие работы не проводились почти 20 лет, и тем самым повысил условия безопасного движения судов.

Эксперты НП-СМП совместно с ФГУП «Атомфлот» проанализировали итоги навигации по СМП в 2011 году и констатировали, что по трассе совершен 41 транзитный рейс: танкерами, балкерами, сухогрузами и рефрижераторами. 15 танкеров перевезли 686,5 тыс. тонн нефтепродуктов, 3 балкера доставили заказчикам 110 тыс. тонн руды, рефрижераторы доставили из Петропавловска (на Камчатке) и Владивостока в европейскую часть страны 27,5 тыс. тонн морепродуктов, 10 тыс. тонн разных грузов было перевезено сухогрузными судами.

Всего грузооборот в 2011 году достиг на СМП 3 млн тонн, что почти на миллион тонн больше, чем в 2010 году.

 

Прогнозная оценка морских грузопотоков по СМП на период до 2030 года, тыс. тонн (по вариантам 1 и 2)

Наименование грузоперевозок, род груза

Отчет

План

Вариант 1

2006

2007

2010

2015

2020

2030

Прямой завоз с запада в каботаже, всего

432,5

520

630

885

950

1500

в т.ч.: уголь

14,3

17

40

25

35

50

наливные

68,8

87

130

200

230

250

Прямой завоз с востока в каботаже, всего

121,3

145

215

320

400

550

в т.ч.: уголь

34,7

45

60

105

125

150

наливные

55,8

65

80

120

145

150

Внутриарктический каботаж, всего

94

100

145

210

250

400

Вывоз из Арктики в каботаже, всего

383,7

380

410

450

480

600

Транзит по СМП (сухогрузы)

0

0

0

100

150

500

Экспорт, всего

907,3

965

1105

1320

6530

6950

Импорт, сухогрузы

17,2

20

25

30

40

100

Всего по трассам СМП

1956

2130

2530

3320

8800

10600

из них: наливные

584,1

652

730

1010

6185

6490

Сухогрузы

1371,9

1478

1800

2310

2615

4110

 

Наименование грузоперевозок, род груза

Отчет

План

Вариант 2

2006

2007

2010

2015

2020

2030

Прямой завоз с запада в каботаже, всего

432,5

520

805

ИЗО

1200

1800

в т.ч.: уголь

14,3

17

60

50

55

100

наливные

68,8

87

140

305

335

400

Прямой завоз с востока в каботаже, всего

121,3

145

320

445

590

750

в т.ч.: уголь

34,7

45

95

125

190

200

наливные

55,8

65

140

190

210

200

Внутриарктический каботаж, всего

94

100

295

460

560

700

Вывоз из Арктики в каботаже, всего

383,7

380

1120

1830

1870

1970

Транзит по СМП (сухогрузы)

0

0

100

150

250

1000

Экспорт, всего

907,3

965

1755

5335

13025

13750

Импорт, сухогрузы

17,2

20

40

50

55

180

Всего по трассам СМП

1956

2130

4435

9400

17550

20150

из них: наливные

584,1

652

1390

4945

12695

13250

Сухогрузы

1371,9

1478

3045

4455

4855

6900

По материалам Союзморниипроекта и СОПС

 

Эксперты отметили, что в наиболее благоприятный для навигации период на трассе одновременно работали до 100 судов в сутки, большая часть которых осуществляла доставку оборудования и стройматериалов в Байдарацкую и Обскую губы для нефтяных и газовых компаний.

Что же касается транзита, то навигация 2011 года наглядно показала, что плавание грузовых судов по СМП из Мурманска в различные порты Юго-Восточной Азии по сравнению с плаванием через Суэцкий канал сокращает время в пути от 7 до 22 суток. Это является важнейшим экономическим преимуществом СМП перед другими транспортными трассами.

Нелишне также напомнить, что на трассе судам не угрожают пираты и не нужно выделять немалые суммы на защиту экипажей и грузов.

 

Нужны закон и ледоколы

17 ноября 2011 года в Госдуме РФ состоялось первое чтение законопроекта о Севморпути. Второе чтение намечено на апрель 2012 года. Принятие этого документа не терпит промедления – он должен решить на государственном уровне важнейшие вопросы, в частности определить границы трассы, создать государственную администрацию СМП, утвердить новые правила плавания и обязательные требования к судам, следующим по СМП. Без этих документов невозможна нормальная и безопасная работа арктической магистрали.

Ну и понятное дело, закон и тарифы будут эффективно работать только в том случае, если Севморпуть будет обеспечен современными ледоколами. Тут надо отметить, что многочисленные публичные высказывания в последнее время различных экспертов о процессе потепления в Арктике и интенсивном таянии льдов сильно преувеличены. Поля многолетних льдов как были в Арктике, особенно в восточном районе, так и остаются почти в прежних объемах и размерах. Так что без мощного ледокольного флота там делать нечего.

По расчетам экспертов, только объемы транзитных перевозок по СМП к 2016 году могут возрасти до 5 млн тонн, что потребует более 100 ледокольных проводок в год. Сможет ли Атомфлот обеспечить ледоколами такие объемы?

Вопрос, на который явно утвердительного ответа на сегодняшний день, к сожалению, нет. В 2012 году Правительством РФ выделено финансирование на три года на строительство нового универсального атомного ледокола, который может работать на мелководье и глубоководных трассах СМП. Этот ледокол заменяет собой два типа атомных ледоколов: «Арктика» и «Таймыр». Окончание строительства ледокола запланировано на 2017 год. До 2020 года намечена постройка еще двух таких ледоколов.

Строительство этих судов должно вестись в плановые сроки, потому что к 2016 году из действующего ныне парка судов в работе останутся 2-3. А этого явно недостаточно и может возникнуть «ледовая пауза»

Ну и конечно, не следует забывать и о проблеме обеспечения безопасного мореплавания и надлежащего обслуживания транзитных судов. Для этого необходимо проводить регулярные промеры глубин на трассе, картографические съемки, обеспечить надежную работу навигационно-гидрографического оборудования, которое в восточном секторе пока что не отвечает современным требованиям.

Вместе с тем следует отметить, что впервые за последние годы из федерального бюджета были выделены достаточные средства на проведение этих работ, и в 2011 году на трассе работало 7 гидрографических судов.

Еще одна проблема, которую предстоит решить, – это создание современных пунктов бункеровки судов, снабжение пресной водой, выполнение аварийного ремонта, водолазного осмотра, смены экипажа.

По расчетам российских экспертов, на Севморпути такие пункты можно создать в арктических портах Диксон, Певек и Провидения. В первую очередь они нужны для транзитных судов, особенно иностранных. Из этих портов только порт Провидения открыт для захода иностранных судов. Диксон и Певек предстоит открыть для захода «иностранцев», чтобы они могли воспользоваться вышеперечисленными услугами.

 

Рыбаки тоже тянутся на СМП

На прошедшем в феврале в Москве III Всероссийском съезде рыбаков также много внимания было уделено вопросам перевозки морепродуктов с Дальнего Востока в центральные районы страны по Севморпути. Выступающие подчеркивали, что перевозки рыбной продукции по СМП можно увеличить до 100 тыс. тонн и более. Но чтобы заинтересовать дальневосточные компании, необходимо установить ледокольный тариф на минимальном уровне и включить его отдельной графой в соответствующий приказ ФСТ России.

Выступивший на съезде заместитель генерального директора ФГУП «Атомфлот» Станислав Головинский отметил, что соответствующие меры ФСТ и ФГУП «Атофлот» приняты. Он сообщил, что в 2011 г. арктической трассой в западные регионы России прошло 4 судна с дальневосточной рыбой на борту. В общей сложности было перевезено 27 535 тонн рыбопродукции, время прохождения судов заняло от 8,2 до 13,5 суток. Тариф для этого вида груза составил 1048 рублей за тонну.

Однако, по словам представителя «Атомфлота», на сегодняшний день существует вся необходимая законодательная база для снижения стоимости перевозки по трассам СМП.

«Если в нынешнем году перевозчики смогут обеспечить грузопоток не менее 100 тыс. тонн рыбопродукции, то уже с нынешнего года мы сможем снизить тариф практически на 25% – до 750 рублей и пропустить судно в обратном направлении в балласте по тарифу 500 рублей за тонну вместо 1000 рублей», – заявил С. Головинский.

«Рыбаки, – отметил глава Росрыболовства Андрей Крайний, – поддерживают действия Минтранса и ФГУП «Атомфлот» по снижению тарифов на проводку судов ледоколами». Однако, напомнил он, когда готовился приказ ФСТ «Об установлении тарифов на услуги ледокольного флота на трассах Северного морского пути», о рыбе забыли, и она попала в раздел «Прочие грузы» с максимальным тарифом. Поэтому ведомство предлагает включать рыбопродукцию отдельным пунктом и приравнивать стоимость ее перевозки, скажем, к лесоматериалам или нефтепродуктам, тарифы на которые в несколько раз ниже.

 

Морские вести России №4 (2012)


Вернуться к разделу Севморпуть