60 млн рублей придется заплатить Сургуту за очистку рек от затонувших судов
30.04.2014
Речной транспорт
Такой строки расходов в городском бюджете Сургута еще не было: 30 млн рублей на текущий год и почти столько же на 2015-й. Сургутский городской суд соответствующим решением понудил местные власти заняться очисткой акваторий рек Черная и Обь, а также прилегающих береговых полос от 18-ти затонувших судов. На необходимость принятия мер по сбору подобного металлического хлама Сургуту еще в прошлом году указал один из заместителей губернатора Югры.
- В первый раз такой вид расходов появляется в городском бюджете на экологию. Но это муниципальная территория, и наша обязанность ее очистить, - поясняет председатель бюджетного комитета думы Сургута Надежда Красноярова.
Поскольку прежде город этим вопросом не занимался, сегодня отыскать владельцев этих «титаников», ушедших под воду годы, а то и десятилетия назад, видимо, невозможно. Тем более, что в основном речь идет не о катерах или моторных лодках, принадлежащих частным лицам, а о грузовых судах, закрепленных за всевозможными коммерческими предприятиями, которые канули в лету вслед за своими кораблями. А наводить порядок кому-то надо, кому-то – это городским властям.
- Проблема достаточно острая для Сургута, об этом говорят и те, кто ходят по реке Черная, рано или поздно за нее пришлось бы взяться, - говорит председатель думы Сургута Сергей Бондаренко.
О том, что вопрос назрел, и давно было пора заняться его разрешением, подтверждают и в сургутском инспекторском отделении ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по ХМАО-Югре».
- Конечно! К водоему местами вообще не подобраться, мешают брошенные баржи, катера. Они ведь в полузатонувшем состоянии, и судно, которое идет по воде, может просто на них напороться, есть угроза возникновения аварийной ситуации, - комментирует ситуацию старший госинспектор Павел Гурьянов.
Между тем, сумма, необходимая на очистку рек от судохлама, откровенно коробит даже представителей думского корпуса.
- Можно ведь и другие какие-то подходы рассмотреть, это ведь достаточно большой объем металла и может быть кто-то из фирм, занимающихся сбором металлолома, с радостью бы очистил бесплатно город, - рассуждает спикер сургутского парламента Сергей Бондаренко. - У нас ведь есть предприниматели, которые бесплатно чистят дно городских рек от ила и отложений, почему бы не почистить и береговую линию? Как вариант. 60 млн рублей для подъема 18 судов – многовато, мне кажется, хотя, может это просто я так осторожно к таким большим деньгам отношусь.
Если вспомнить о буксующей проблеме с вывозом из сургутских дворов автохлама (что большую часть горожан волнует куда больше), то этот «скрежет души» невольно начинаешь испытывать сам. Напомним, что в прошлом году с придомовых территорий и дорог в Сургуте было вывезено всего 63 бесхозных автомобиля. Это почти в два раза меньше, чем в 2012 году и почти в три раза меньше, чем в 2011 году (180 авто). Причем тенденция снижения не связана с уменьшением числа брошенных машин. Причина в том, что с прошлого года, когда сменилась организация ответственная за хранение оштрафованного транспорта, автохлам хранить стало негде.
По предварительной информации, в очистке акватории планируется задействовать специальную технику, которую предстоит доставить в Сургут из Ханты-Мансийска, что, как выразился Сергей Бондаренко, весьма дорогое удовольствие. Но как оценивают навскидку специалисты, обойтись с наименьшими потерями (например, извлечь суда доступной техникой, когда вода пойдет на спад) теперь не удастся.
- Баржи в реке Черная замыты очень сильно песком, их надо вымывать, прокачивать. Без мощной техники не обойтись. Надо будет привлекать и плавкраны, и водолазов, - прикидывает Павел Гурьянов.
Между тем, в городском управлении по природопользованию и экологии говорят, что взаимовыгодного сотрудничества с бизнесом по очистке акватории и береговых полос от затонувших судов по типу того, как очищается русло реки Бардыковка (предприятие взамен получает намытый со дна песок), в данном случае не получится. Последним это невыгодно.
- Если бы бизнесу было выгодно – предложения давно бы поступили. А мы бы их, конечно же, рассмотрели, чтобы не задействовать средства городского бюджета. Мы и самостоятельно выходили на те ведущие компании, которые работают на рынке сбора металла. Просчитав все свои затраты на подъем судов и утилизацию, нашим предложением они, увы, не заинтересовались. К слову, в Ханты-Мансийске пошли по такому же пути – извлекают затонувшие суда за счет собственных средств, - подытожил начальник управления Андрей Анохин.