РЖД могут поднять тариф на перевозку грузов из Беларуси - Морские вести России

РЖД могут поднять тариф на перевозку грузов из Беларуси

29.07.2021

Ж/Д транспорт

РЖД могут поднять тариф на перевозку грузов из Беларуси

Российские железные дороги могут поднять тариф на перевозку грузов для Беларуси уже в 2022 году, если вырастут объемы перевозок. Об этом в интервью "Деловому Петербургу" заявил президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. 

"Российские железные дороги, которые и сделали белорусам скидки, учитывая ситуацию, могут поднять вопрос о повышении тарифов ввиду своего полумонопольного положения: Прибалтика для белорусов закрыта, а товары нужно поставлять", - сказал Иванкин.

По его мнению, РЖД могут убрать скидку с 2022 года, увеличив транспортную составляющую и тем самым свой доход. Беларусь будет вынуждена использовать то плечо и мощности, которые предоставляет Петербург, ввиду западных санкций.

Скидка РЖД должна была действовать до 2025 года. В соглашении о поставках белорусских нефтепродуктов через российские порты прописаны объемы по направлению, и, как только они будут увеличиваться, у РЖД может возникнуть право пересмотреть размер скидки. Вопрос — воспользуется ли им российская компания. Очевидно, что решение о подобных преференциях носит исключительно политический характер.

Россия и Беларусь в середине февраля подписали межправительственное соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов через морские порты РФ, раньше эти продукты шли через порты Прибалтики. Срок действия договора – три года с возможностью автоматической пролонгации.

За три года предполагается поставить 2,9 миллиона тонн мазута с Мозырского НПЗ и 0,96 миллиона тонн нефтепродуктовых масел с Новополоцкого НПЗ через порт Санкт-Петербург. Порт Усть-Луга перевалит 4,3 миллиона тонн бензина с Мозырского НПЗ, 0,4 миллиона тонн газойля с Мозырского НПЗ и 1,3 миллиона тонн – с Новополоцкого НПЗ. До портов нефтепродукты будут доставляться железнодорожным транспортом.

Стоимость перевозки нефтепродуктов из Беларуси по инфраструктуре РЖД сопоставима с прибалтийским направлением. С 2016 по 2025 год компания предоставляет скидку в 50% на поставку белорусских нефтепродуктов в российские порты Северо-Запада.

В перспективе через российские порты могут пойти и белорусские удобрения, которые сейчас экспортируются через литовскую Клайпеду. Стороны уже обсуждают возможности.

В прошлом году примерно пятая часть перевозимых по латвийской железной дороге грузов шла из Беларуси или в Беларусь – в общей сложности это около 7 миллионов тонн.

Из 40 миллионов тонн годового грузооборота в порту литовской Клайпеды около 8 миллионов тонн составляют калийные удобрения, поставляемые из Беларуси по железной дороге, и около 4–5 миллионов тонн – нефтепродукты.


Фото: Sputnik / Виталий Тимкив

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ