Морское образование: тенденции и вызовы XXI века
14.07.2015
В рамках Года морского образования, объявленного Международной морской организацией (ИМО), в Санкт-Петербурге 7 июля 2015 г. состоится Международная научно-практическая конференция «Морское образование: тенденции и вызовы XXI века». Конференция проводится на базе Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова при поддержке Министерства транспорта РФ, Федерального агентства морского и речного транспорта и участии Международной морской организации.
Редакция газеты обратилась к С.О. Барышникову, ректору ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, с просьбой прокомментировать это большое событие в системе образования.
«МВР»: Сергей Олегович, как известно, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова – самый крупный отраслевой вуз России, который готовит специалистов для морского и водного транспорта. Как ваше учебное заведение решает актуальные вопросы современного высшего образования?
– Университет действительно имеет достаточно высокий рейтинг среди технических вузов России и зарубежных технических университетов, и это обеспечивается высококвалифицированным составом профессоров и ученых, развитой материально-технической базой, современными технологиями и способами организации учебного процесса. Для повышения качества подготовки выпускников необходимо единство требований для всех учебных заведений водного транспорта, внедрение новых образовательных технологий, включая создание электронной образовательной среды: электронных библиотек, дистанционных форм обучения. Идет процесс разработки профессиональных стандартов, в котором наш университет принимает самое активное участие. Четвертый год продолжается переход на образовательные стандарты 3-го поколения, но в Министерстве образования уже лежат проекты стандартов 3+. В ГУМРФ уже разработан проект профессионального стандарта «Судоводитель-механик», который согласован с работодателем и находится на рассмотрении в Министерстве труда и социальной защиты. В мае прошел конкурс на разработку профессионального стандарта «Судовой механик», который нам не удалось выиграть, но надо надеяться, что без участия образовательных учреждений он не увидит свет, что было бы совсем неправильно.
В ходе очередного этапа реформирования системы высшего образования предполагается сокращение количества специальностей и выделение приоритетной их части. Здесь исключительно важно не оказаться на втором плане. Безусловно, потребуется поддержка отрасли, как в случаях недавнего прошлого, когда боролись за сохранение ведомственной подчиненности и специалитета.
К сожалению, следует отметить, что есть в новом законодательстве и шаг назад. Практически все вузы водного транспорта имеют средние учебные заведения в качестве своих филиалов и структурных подразделений, и вполне логичной является разработка единых (сквозных) учебных планов обучения после среднего профессионального образования по той же плавательной специальности на ступени высшего образования. Однако ускоренное обучение в законе отсутствует. Со стороны ГУМРФ была инициатива о включении соответствующего предложения в образовательный стандарт, но она пока не нашла поддержки.
«МВР»: Современный специалист должен обладать не только теоретическими знаниями, но и иметь практические навыки. Не секрет, что ваши курсанты проходят довольно длительную морскую практику еще до получения диплома.
– Да, конечно, исключительно важным этапом подготовки специалиста-транспортника является организация практики. Плавательная практика – это основа безопасности мореплавания. Как мне кажется, она мотивирует молодого человека к саморазвитию. В последние годы все сложнее с направлением практикантов на транспортный флот, особенно на младших курсах обучения, но определенный прогресс наметился и здесь. Прежде всего это создание единых центров по организации плавательной практики в ГУМРФ и Морском государственном университете имени адмирала Г.И. Невельского. А также сделан первый шаг в направлении строительства новых учебно-производственных судов. Проработка проекта нового учебно-производственного судна сделана в ЦНИИМФе с участием специалистов ГУМРФ, и надо надеяться, что проект будет реализован в ближайшей перспективе.
«МВР»: Поскольку курсанты еще во время учебы проходят практику на судах, то и судовладельцы могут заранее получить впечатление о качестве подготовки будущих молодых специалистов, и вуз имеет возможность услышать оценку своей работы из уст будущих работодателей. Что говорят судовладельцы о нынешнем морском образовании?
– Действительно, на современном этапе объединение усилий учебных заведений и потенциальных получателей кадров становится объективной реальностью, без которой не подготовить качественного специалиста флота. Нормативная база в этом направлении в достаточной степени проработана. У нас составлены практико-ориентированные примерные основные образовательные программы на основе компетентностного подхода. Новый закон «Об образовании в РФ» внес существенные изменения и усилил роль и значение работодателей. Отдельная 85-я статья закона посвящена особенностям подготовки плавсостава судов в соответствии с международными требованиями. Законодательно закреплено, что образовательные программы, процедуры контроля и аттестации, фонды оценочных средств должны пройти внешнюю экспертизу у работодателей.
Для ГУМРФ, как не только самого большого вуза водного транспорта, но и как самого северного по территориальному расположению, ближайшая перспектива и настоящий день связаны с дальнейшим освоением Арктики. Арктический вектор для университета не является новым направлением, поскольку уже более 80 лет (с 30-х годов) в нашем вузе ведется подготовка специалистов по освоению Арктики и навигационно-гидрометеорологическому обеспечению плавания судов в полярных водах, обеспечиваются кадрами структуры Гидрографического предприятия и Росгидромета, работающие в Арктическом регионе и обеспечивающие функционирование Северного морского пути. Также почти 50 лет (с 1958 г.) у нас идет подготовка моряков для атомных судов. Поставленная президентом и правительством РФ задача обеспечения национального приоритета в арктических проектах и программах требует расширения спектра специальностей для выполнения этих программ.
Поэтому новым и важным моментом для нас является кадровое обеспечение компаний, ведущих на морском шельфе разведку, добычу и транспортировку углеводородов. Следует сказать, что в ГУМРФ и эта сторона уже отрабатывается, особенно по линии дополнительного профессионального образования (ДПО). В Морском учебно-тренажерном центре, являющемся структурной единицей Центра ДПО, ведется подготовка и переподготовка специалистов по плаванию в ледовых условиях (программа этого курса разработана в университете и не имеет аналогов в мире), а также подготовка специалистов для работы на арктическом шельфе, в частности на морской ледостойкой стационарной платформе «Приразломная».
При организации учебного процесса в ГУМРФ учитываются и новые требования ИМО. Это прежде всего новые типовые учебные курсы для моряков, где включены вопросы оценки риска, методы принятия решений, использования электронно-картографических навигационных систем и т.д. Конечно, учтено вступление в силу Конвенции МОТ, подготовка и внедрение Конвенции по управлению осадками и балластными водами. Безусловно, основные положения этих конвенций, как и ранее принятых (ПДНВ, СОЛАС, МАРПОЛ), командный состав судов обязан знать.
«МВР»: В начале апреля в Санкт-Петербурге прошел Третий Российский тренажерный форум для администраций морских портов, специалистов учебных заведений и тренажерных центров морского и речного транспорта, судоходных и круинговых компаний, научных и проектных организаций, где как раз наверняка должны были подниматься вопросы применения современных тренажерных технологий для подготовки членов экипажей морских судов. Можете ли кратко сформулировать, какие вопросы обсуждались на форуме?
– Форум был довольно представительный: присутствовало 147 человек из 68 организаций России и Казахстана, а с докладами выступили 24 человека. Участники форума рассмотрели такие вопросы, как:
- тенденции модернизации Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) и влияние этого процесса на тренажерную подготовку радиоспециалистов ГМССБ;
- вопросы гармонизации требований Кодекса ОСПС и Закона о транспортной безопасности в отношении подготовки специалистов по охране и транспортной безопасности;
- потенциальные возможности комплексной интегрированной информационной системы «МоРе» для использования в учебно-тренажерных центрах;
- использование тренажера машинного отделения для обеспечения компетентностного подхода в подготовке судовых механиков;
- целесообразность использования в дальнейшем понятия «САРП» в связи с вступлением в силу обновленных эксплуатационных требований к РЛС (Рез. MSC.64(67);
- новые тенденции в развитии тренажерного оборудования и других средств электронного и дистанционного обучения.
«МВР»: На подобных форумах учебно-тренажерные центры имеют возможность обсуждать не только перспективы развития тренажерной подготовки членов экипажей морских судов, но и делиться проблемами, с которыми они сталкиваются в текущей деятельности. Какие общие болевые точки существуют сейчас в тренажерной подготовке?
С. Барышников: Участники форума были ознакомлены с результатами независимой оценки системы подготовки в УТЦ в России, осуществленной ФАУ «Российский морской регистр судоходства» в соответствии с поручением Министерства транспорта, а также с опытом и проблемами, имеющими место при освидетельствовании УТЦ по различным направлениям подготовки в различных регионах страны. Отмечено, что к типовым недостаткам в деятельности УТЦ относятся следующие:
- • система стандартов качества не внедрена либо не охватывает все направления подготовки, по которым имеется одобрение со стороны Морской администрации РФ;
- • отсутствуют рабочие программы по части преподаваемых курсов, а также часть рабочих программ не актуализирована;
- • рабочие программы не содержат требований к использованию конкретного тренажерного оборудования;
- • обучающимся не всегда доступна информация о назначении оборудования, выполняемых упражнениях, ожидаемых навыках и получаемых уровнях компетентности, в части рабочих программ не определены критерии оценки знаний обучающихся;
- • не установлены квалификационные требования для преподавателей и экзаменаторов, отсутствуют документальные подтверждения подготовки на конкретном типе тренажера и документальные подтверждения квалификации экзаменаторов;
- • тренажерная база УТЦ не позволяет прививать требуемые Конвенцией ПДНВ практические навыки.
«МВР»: Есть ли у участников форума видение, как преодолевать выявленные в работе трудности?
– Участники форума сформировали проект Рекомендаций по освидетельствованию учебно-тренажерных центров подготовки членов экипажей морских судов и высказали мнение о важности разрабатываемого документа для организации деятельности учебно-тренажерных центров. В оргкомитет форума были поданы предложения по совершенствованию этого документа, и затем эти предложения были направлены ФАУ «Российский морской регистр судоходства», ФГУП «Морсвязьспутник» и ФБУ «Служба морской безопасности», которые будут дорабатывать проект «Рекомендаций по освидетельствованию учебно-тренажерных центров», принимая во внимание предложения участников форума. Итоговый документ будет направлен на согласование в Росморречфлот. Затем предполагается, что Минтранс России определит статус разрабатываемых «Рекомендаций по освидетельствованию учебно-тренажерных центров» и введет их в действие.
«МВР»: Можно ли узнать подробнее, какие именно рекомендации предложили участники форума?
– Да, конечно. Во-первых, участники форума, учитывая поправки, внесенные в Положение о дипломировании членов экипажей морских судов, посчитали, что учебно-тренажерные центры должны обратить внимание на необходимость скорейшего внедрения и постоянного поддержания сертифицированной системы менеджмента качества тренажерной подготовки.
Далее, для повышения качества подготовки необходимо единство требований во всех учебно-тренажерных центрах. В рабочих программах должны быть описаны требования к использованию конкретного тренажерного оборудования, критериев оценки знаний и практических навыков. Важно, чтобы еще до начала занятий слушатели курсов имели представление о назначении оборудования, на котором они будут заниматься, о выполняемых упражнениях, а также об ожидаемых навыках и получаемых уровнях компетентности.
При этом мы полагаем, что должны быть единые квалификационные требования для преподавателей и экзаменаторов, которые должны быть установлены некими локальными актами, а экзаменаторы должны пройти соответствующую подготовку на конкретном типе тренажера и иметь документальные подтверждения своей квалификации. Поскольку Кодекс ПДНВ имеет определенные требования в части привития слушателям практических навыков, то учебно-тренажерные центры должны обеспечивать такое состояние своей тренажерной базы, которое позволяло бы неукоснительно выполнять требования Кодекса ПДНВ.
Принимая во внимание, что любой тренажер, использующийся для подготовки, оценки и демонстрации профессиональных навыков в целях дипломирования, должен иметь признание морской администрации, в Рекомендациях высказано пожелание Росморречфлоту рассмотреть вопрос об организации разработки технико-эксплуатационных требований и процедуры освидетельствования типа тренажеров, применяемых для подготовки членов экипажей морских судов (включая грузобалластные тренажеры танкеров/сухогрузов и тренажер судовой энергетической установки). Об этом важном аспекте на форуме говорил и заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта В.В. Клюев.
«МВР»: Таким образом, на лиц, ответственных за морское образование в образовательных организациях, включая и тренажерные центры, ложится большая ответственность, ведь, готовя специалистов для морского транспорта, они должны способствовать обеспечению безопасности мореплавания.
– Конечно, и поэтому среди прочих рекомендаций участники тренажерного форума высказали необходимость официально установить требования к квалификации специалистов, осуществляющих тренажерную подготовку, и к организациям, осуществляющим подготовку персонала учебно-тренажерных центров. И в этой связи необходимо определить порядок освидетельствования Минтрансом или Росморречфлотом образовательных учреждений, имеющих право на подготовку инструкторов УТЦ и экзаменаторов. Также озвучена необходимость создания в Росморречфлоте единой информационной системы по выдаваемым свидетельствам о тренажерной подготовке.
«МВР»: А что вы ожидаете от предстоящей конференции, что можно предложить для обсуждения с включением в резолюцию?
– Во-первых, мы рассчитываем получить самую свежую информацию о современных тенденциях в морском судоходстве от генерального секретаря ИМО, который планирует принять участие в мероприятии. Мы ожидаем, что уважаемые коллеги из других стран, потребители кадров, нормативно-правовые регуляторы отрасли подправят вектор нашего развития. Мне представляется, что не надо готовить резолюцию заранее. Я уверен, что идеи появятся по ходу самой конференции. Ради этого в том числе мы ее и проводим.
«МВР»: Спасибо.
Морские вести России №8 (2015)
Вернуться к разделу |