Опасные грузы в порту Темрюк под особым контролем - Морские вести России

Опасные грузы в порту Темрюк под особым контролем

10.01.2022

Опасные грузы в порту Темрюк под особым контролем

Морской порт Темрюк, расположенный на Таманском полуострове в бассейне Азовского моря, сегодня показывает высокую динамику прироста грузооборота и активно развивает портовую инфраструктуру. На этом фоне на передний план работы Службы капитана порта выходят вопросы качественного инспектирования судов на соответствие их требованиям безопасности мореплавания и контроля экологической безопасности в зоне ответственности. О текущей деятельности Службы и прогнозах развития порта «МП» рассказал капитан морского порта Темрюк ФГБУ «АМП Азовского моря» Михаил Мигда.

«МП»: Михаил Никитич, как обстоят дела с объемами перевалки грузов в порту Темрюк в этом году? Каковы показатели за 9 месяцев грузооборота и судооборота? Как Вы оцениваете перспективы грузооборота порта в 2021 и 2022 годах?

– Объем перевалки грузов в порту Темрюк за 9 месяцев 2021 года составил 3,42 млн тонн, что на 12% больше, чем за аналогичный период 2020 года. В росте перевалки лидируют зерновые грузы (156%), лес и лесоматериалы (156%), уголь (132%), нефтепродукты (123%), грузы на паромах (218%). Снизился грузооборот сжиженных углеводородных газов (95%), металлов (71%), жидких химических грузов (64%).

Судооборот составил 884 судозахода, что на 5% больше, чем за 9 месяцев 2020 года. В связи с тем что номенклатура грузов остается постоянной, типы заходящих в порт судов не изменялись, в основном это танкеры, химовозы, газовозы, сухогрузы и суда типа ро-ро.

По итогам 2021 года планируется рост грузооборота примерно на 13%, в абсолютном значении грузооборот может составить 4,7 млн тонн. Согласно информации от стивидорных компаний по планам на 2022 год грузо-оборот порта может составить порядка 9 млн тонн.

«МП»: Добавились ли в порту новые операторы? «Темрюкмортранс», строящий новый нефтяной терминал, ранее работал в порту? Как обстоят дела с реализацией его проекта, завершение первого этапа которого намечалось на осень 2021 года?

– В 2021 году новые операторы в порт не вошли. Все действующие операторы ведут работы по реконструкции существующих мощностей.

ООО «Темрюкмортранс» работает в порту с марта 2020 года. 7 октября 2021 года компании выдано разрешение на ввод в эксплуатацию причалов №1 и №2 терминала по перегрузке нефтепродуктов.

В настоящее время продолжаются работы по завершению первого этапа работ с целью запуска мощностей терминала. Все намеченные планы и сроки остаются актуальными. По последней информации от компании работы по перегрузке нефтепродуктов предполагается начать в декабре 2021 года.

«МП»: Каковы параметры проекта этого нефтеналивного терминала? Какие рекомендации по данному проекту давали Вы как капитан морского порта? Что компания должна предусмотреть с точки зрения обеспечения экологической безопасности?

– Проект строительства разбит на три этапа. Грузооборот на двух причалах нефтеналивного терминала в полном развитии составляет 2,1 млн тонн в год, по видам груза: гудрон – 600 тыс. т, вакуумный газойль – 1 млн т, дизельная фракция – 400 тыс. т, бензиновая фракция – 100 тыс. т. Количество судозаходов – 341 судно в год.

Капитан морского порта в процессе проектирования рассматривает вопросы, связанные с обеспечением безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, развития средств навигационного оборудования.

В данном случае были согласованы схемы подхода судов к причалам, схемы швартовки. В рамках ввода в эксплуатацию были выставлены требования по проведению водолазного осмотра операционной акватории причалов, промеры глубин на подходах и операционной акватории, наличие паспорта и декларации на причалы, исправность отбойных устройств, инструктаж берегового персонала причалов по швартовным операциям.

У компании имеется положительное заключение Государственной экологической экспертизы, заключение ее Экспертной комиссии по проектной документации, утвержденной Федеральной службой в сфере природопользования.

С точки зрения обеспечения экологической безопасности компания должна предусмотреть мероприятия по охране природы, выполнение требований экологической безопасности при погрузо-разгрузочных операциях, по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Кроме того, экологическая безопасность достигается путем разработки и применения в проектной документации на реконструкцию и эксплуатацию объекта технических решений, ограничивающих негативные воздействия на окружающую среду допустимыми уровнями, при которых не возникает вредных последствий для здоровья населения, не происходит необратимых изменений окружающей среды, ухудшения социально-экономических условий жизни людей. В процессе реализации проектной документации должны выполняться установленные правила природопользования и охраны окружающей среды.

«МП»: В последнее время в Темрюке участились случаи разлива нефтепродуктов. С чем это связано и как реагировала Служба капитана порта на произошедшие инциденты с разливом нефтепродуктов с судна «Леди Лейла» и обнаружением нефтяной пленки у причала «Мечел-Темрюк»?

– 28 сентября в 10.40 от технического суперинтенданта ООО «Росхимтрейд» в адрес капитана порта поступило сообщение, что после окончания грузовых операций на т/х «Леди Лейла» (флаг РФ) у причала №1 ООО «Порт-Мечел» во время продувки грузовой системы произошел выброс нефтепродуктов в акваторию. Площадь загрязнения составила около 100 квадратных метров.

На место происшествия незамедлительно был направлен инспектор группы по проведению осмотров российских и иностранных судов для оценки ситуации и выяснения причин разлива нефтепродуктов. В 11.00 для ликвидации последствий выброса были направлены сотрудники причала №1 ООО «Порт-Мечел» и ООО «Росхимтрейд», АСФ «Морспасслужба», АСФ «Экоспас». В 18.40 загрязнение было ликвидировано. Представители управления Росприроднадзора отобрали пробы. О происшествии, согласно схеме оповещения, были направлены два спецсообщения.

В ходе проверки т/х «Леди Лейла» был выявлен ряд замечаний в части организации службы на судне и его технического состояния. Во время инцидента экипаж не выполнил требования судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, предписанные МАРПОЛ, Приложение I, Глава V, правило 37, и не сообщил об инциденте, что является грубейшим нарушением. В связи с этим судно было задержано в порту до устранения замечаний и оценки эффективности системы управления безопасностью.

После внеочередного освидетельствования судна Классификационным обществом Российского морского регистра судоходства и предоставленных актов освидетельствования, а также урегулирования спорных вопросов с терминалом, оно было освобождено от задержания и проследовало в порт назначения. Расследованием и оценкой ущерба окружающей среды занимаются надзорные органы.

«МП»: Какие еще портовые объекты на подходе к завершению строительства в этом и в следующем году? Какие это объекты, какого класса опасности грузы они будут перерабатывать? Насколько они увеличат грузооборот порта?

– Компания «Мактрен-Нафта» работает над увеличением пропускной способности терминала сжиженного углеводородного газа (СУГ) до 500 тыс. тонн в год, класс опасности 2.1 (по итогам III квартала грузооборот компании составил 253 тыс. тонн).

ООО «Росхимтрейд» реализует проект перевалочного комплекса жидких химических продуктов с годовым объемом 500 тыс. тонн, класс опасности 3.8 (грузооборот в III квартале – 403 тыс. тонн).

Компания «КГС-МОЛ» возводит перевалочный комплекс пропускной способностью в 1 млн тонн и до 10 тыс. единиц накатных грузов (грузо-оборот в III квартале – 289 тыс. тонн).

Похожий проект осуществляет «Темрюкский судоремонтный завод». Им создан перегрузочный комплекс из пяти причалов длиной 490 метров, пропускной способностью 550 тыс. тонн и 5 тыс. единиц накатной техники (грузооборот в III квартале – 220 тыс. тонн).

ООО «КГС-МОЛ» в 2022 году планирует приступить к формированию акватории у строящихся причалов и планирует приступить к строительству двух причалов и формированию операционных акваторий. Также компания планирует в 2022 году построить и ввести в эксплуатацию первую очередь ж/д пути необщего пользования протяженностью 1,8 км от места врезки в ходовой путь РЖД до своих причалов.

«МП»: Какие из названных объектов потребуют от Службы капитана порта повышенного внимания с точки зрения экологического надзора, а какие – организации дополнительных формирований по предотвращению ЧС и других мер? Что из природоохранных мер предусмотрено этими проектами?

– В связи с вводом в эксплуатацию новых причалов повышенного внимания Службы капитана порта потребует деятельность ООО «Темрюкмортранс». Для реализации погрузо-разгрузочных работ с нефтью и нефтепродуктами (класс опасности 4) компания обязана разработать и утвердить План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛРН).

Служба капитана порта участвует в рассмотрении этого Плана на предмет соответствия или несоответствия требованиям действующего законодательства. Он утверждается после проведения тренировочных учений по отработке мероприятий, им же предусмотренных. Сотрудники Службы с участием представителей государственных контролирующих органов принимают участие в комиссии по оценке соответствия тренировочного учения. Результатом проведения учений является положительное заключение Федерального агентства морского и речного транспорта.

ООО «Темрюкмортранс» уже предусмотрело комплекс мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, в том числе использование установки рекуперации паров, которая предназначена для улавливания паров бутана, пропана, меркаптана, олефинов и других легких углеводородов, кроме метана. При применении оборудования углеводороды превращаются в жидкую фазу, что позволяет ценные фракции паров использовать повторно.

С целью проведения мониторинга водной акватории на наличие/отсутствие признаков нефтепродуктов компанией предусмотрено использование комплексной лаборатории «Пчелка-Н», которая предназначена для анализа природных вод любой степени минерализации (включая морские воды) и сточных вод (включая промышленные стоки, а также стоки неизвестного происхождения) на содержание нефтепродуктов, присутствующих в воде в растворенной и эмульгированной форме. Анализ вод лабораторией проводится фотоколориметрическим (количественно) и визуально-колориметрическим методом (полуколичественно), а также методом тонкослойной хроматографии (качественно). Продолжительность выполнения анализа — не более 2 часов.

«МП»: Какова статистика экологичес-ких нарушений в порту и характер преобладающих нарушений? Достаточны ли те меры, которые предъявляются нарушителям? Какая профилактичес-кая работа с ними ведется?

– Служба капитана порта не располагает сведениями о статистике нарушений, так как не является уполномоченным государственным органом РФ по госнадзору в области охраны окружающей среды.

Однако для предотвращения возможных разливов нефтепродуктов Служба контролирует наличие договоров хозяйствующих субъектов с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, несущими постоянную аварийно-спасательную готовность к локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Кроме того, отслеживает соблюдение мероприятий, предусмотренных планами ПЛРН, компаниями, переваливающими нефть и нефтепродукты в порту.

Служба капитана порта ведет постоянный мониторинг акватории, контролируя исполнение терминалами и судами экологических требований. У нас ежегодно проводятся тренировочные учения по отработке мероприятий, предусмотренных планом ЛРН, и таким образом совершенствуются практические навыки по организации взаимодействия и управлению силами и средствами в ходе аварийно-спасательных работ в случае аварийных разливов нефтепродуктов, проверяется готовность сил и средств профессиональных аварийно-спасательных формирований действовать в условиях чрезвычайной ситуации.

Морские порты №8 (2021)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты