Привлекательность порта Азов растет вслед за урожайностью - Морские вести России

Привлекательность порта Азов растет вслед за урожайностью

06.09.2021

Привлекательность порта Азов растет вслед за урожайностью

Перспективы развития морского порта Азов связаны с развитием портовой инфраструктуры и ростом грузооборота за счет традиционных видов грузов, в первую очередь зерновых, которые экспортируются через порт из аграрных районов Дона. В последние годы грузооборот неуклонно увеличивается ввиду высоких урожаев на юге России. А в 2022 году ожидается ввод в эксплуатацию новых портовых мощностей, что даст дополнительный прирост объемов перевалки сельхозпродукции.

Растущая привлекательность порта объясняется также высоким уровнем организации судоходства, безопасности мореплавания и порядка в порту, которые обеспечивает Служба капитана порта. О работе Службы в условиях пандемии, о показателях и перспективах грузооборота и пожеланиях судовладельцам рассказал капитан морского порта Азов ФГБУ «АМП Азовского моря» Владимир Брагин.

«МП»: Владимир Александрович, как повлияла пандемия на работу порта и как изменились показатели грузооборота в 2020 году в сравнении с предыдущим годом? Какова динамика этих показателей за 4 месяца текущего года?

– Пандемия коронавируса практически не повлияла на итоговые показатели работы порта. Грузооборот в 2020 году на 2,2% превысил показатель 2019 года и составил 8,45 млн тонн.

Для предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции в Службе капитана морского порта Азов были приняты соответствующие предупредительные меры, в результате которых удалось минимизировать число заболевших COVID-19 (менее 3% от общей численности Службы). Также были внесены коррективы в работу Службы.

Если сравнивать показатели работы порта за 4 месяца 2021 и 2020 года, то и тут мы видим положительную динамику – увеличение грузооборота на 6,4%, с 2,18 млн тонн до 2,32 млн тонн.

«МП»: Каков Ваш прогноз по итогам 2021 года, от каких грузопотоков ожидается прирост грузооборота? Планируется ли в этом году ввод новых портовых мощностей?

– В предстоящий период 2021 года мы предполагаем, что какого-либо значительного увеличения перевалки грузов в порту не произойдет. Все будет зависеть от объемов нового урожая зерновых и фрахтовых ставок на перевозку грузов.

Как и в предшествующие годы, основную часть грузооборота, до 80%, будут составлять зерновые грузы, в прошлом году их было перевалено более 7 млн тонн, по итогам 4 месяцев этого года уже отгружено 1,82 млн тонн (в 2020 году за этот период было перевалено 1,81 млн тонн).

Объемы переработки остальной номенклатуры грузов, таких как уголь, нефтепродукты и прочие грузы, считаю, останутся на уровне 2020 года – 691 тыс. тонн, 196 тыс. тонн, 605 тыс. тонн соответственно.

В отношении увеличения портовых мощностей нужно сказать, что оно произойдет не ранее 2022 года, с вводом в эксплуатацию дополнительных грузовых причалов ООО «Торговый дом «РИФ» и АО «Племенной завод «Гашунский», входящего в Агрохолдинг «Степь», что в свою очередь, несомненно, улучшит привлекательность морского порта Азов для грузовладельцев.

«МП»: Какие проблемы подходных путей, прежде всего ВВП, влияют на работу порта? Что делается по устранению этих проблем?

– Особенное месторасположение морского порта Азов, в устье реки Дон, позволяет ему иметь два основных подходных пути – со стороны Таганрогского залива и со стороны реки.

Негативное влияние на работу порта оказывают ветровые сгонно-нагонные явления, когда амплитуда колебания уровня воды в акватории порта может достигать шести метров, вследствие чего судам приходится выбирать между неполной загрузкой или ожиданием подъема уровня воды.

К сожалению, бороться с природой, по крайней мере в нашем порту, мы пока не научились. В свою очередь, для обеспечения безопасности мореплавания и поддержания гарантированной глубины в акватории порта Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» ежегодно осуществляются дноуглубительные работы.

«МП»: Как обеспечивается безопасность мореплавания в Вашем сложном регионе и как организовано функционирование СУДС в Азово-Донском морском канале (АДМК)?

– Безопасность мореплавания – это приоритетное направление деятельности Службы капитана порта. В рамках обеспечения безопасности мореплавания и судоходства в порту и на подходах к нему в 2020 году инспекцией госпортконтроля (ИГПК) Службы было выдано 3326 разрешений судам на выход из порта, 414 разрешений на плавание в акватории порта и выход из порта на 72 часа, 25 разрешений на плавание маломерным, спортивным парусным и прогулочным судам.

Начиная с 2019 года в порту расширены границы действия СУДС, сейчас они охватывают район от приемного буя №1 (АДМК) до 3171 км реки Дон. Это означает, что СУДС теперь регулирует движение судов в соответствии с графиком их расстановки и движения на двух участках: на морской части АДМК длиной 13,7 мили и шириной 70 метров и на речной части АДМК длиной 6,5 мили. На первом участке не допускается обгон судов и расхождение судов в районе поворотных буев, на втором – на двух перекатах не допускается расхождение и обгон судов длиной свыше 100 метров.

Зимой, в период ледокольных проводок, движение по АДМК осуществляется в одностороннем порядке, что позволяет обеспечить безопасность мореплавания в ледовых условиях при проводке ледоколами караванов.

Все суда, идущие со стороны Азовского моря в восточном направлении, обязаны до входа в зону действия СУДС установить радиосвязь и запросить разрешение на вход в зону действия СУДС. В 2020 году по каналу посредством СУДС было проведено 18245 транспортных судов.

«МП»: Каковы показатели работы инспекции ГПК? Как повлияли санитарно-эпидемилогические ограничения на ее работу? Отразилась ли ситуация на статистике нарушений?

– В 2020 году по процедуре контроля государством флага осмотрено 311 судов (на уровне 2019 года), задержанных судов не было, выявлено несоответствий – 1172 (-17,1%). По процедуре контроля государством порта осмотрено 63 судна (-40%), выявлено несоответствий – 366 (-57,4%).

В 2021 году картина такова. На 24.05.2021 г. по процедуре контроля государством флага осмотрено 139 судов (+18,8%), одно судно задержано, выявлено несоответствий – 705 (+45,7%). По процедуре контроля государством порта осмотрено 21 судно (+16,6%), два судна задержано, выявлено несоответствий – 123 (-14%).

Санитарно-эпидемилогические ограничения практичес-ки не повлияли на показатели осмотров российских судов, в то же время число осмотров судов под иностранным флагом в 2020 году сократилось на 40%. Количество несоответствий в среднем на судах под российским флагом в 2021 году по сравнению с 2020 годом выросло на 34,4%, а вот количество несоответствий в среднем на судах под иностранным флагом в 2021 году увеличилось на 1,7%.

«МП»: Как Вы оцениваете состояние флота, который посещает порт и обрабатывается на причалах? Какие у Вас есть пожелания к судовладельцам? Находят ли они отражение в рекомендациях инспекторов госпортконтроля?

– За последние годы флот, заходящий в морской порт, начал постепенно обновляться. Так, под погрузку сейчас заходят построенные недавно современные, хорошо оснащенные суда, такие как «Пола София», «Пола Харита» проекта

RSD-59. Однако существенную долю все еще составляют суда старше 30 лет. За 2020 год они совершили более 60% от общего числа судозаходов.

Хотелось бы отметить, что за последние годы значительно улучшился ремонт судов. Это видно по результатам проверок инспекторами ИГПК, которые уделяют особое внимание техническому состоянию флота.

В плане рекомендаций при проведении инспекций на судах под российским флагом, следующих в иностранные порты, инспекторы обязательно информируют капитана судна о предстоящем осмотре судна в этом порту в случае наличия приоритета, обращают внимание капитана на требования порта страны захода и необходимость подготовки к проверке судна и экипажа.

Основное пожелание судовладельцам – продолжать обновление флота и неукоснительно выполнять национальные и международные требования по техническому состоянию судов и квалификации экипажей.

Морские порты №4 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ