Порт Тамань наращивает мощность - Морские вести России

Порт Тамань наращивает мощность

03.05.2021

Порт Тамань наращивает мощность

Морской порт Тамань – один из молодых, развивающихся портов Российской Федерации – был открыт 23 сентября 2009 года. На момент открытия в порту существовал всего один действующий причал длиной 176 метров. Но за сравнительно короткий промежуток времени – 11 лет – количество сданных в эксплуатацию причалов достигло 13 с длиной причального фронта 3902 пог. метра, а объем перевалки грузов по итогам 2020 года достиг 22,3 млн тонн.

На фоне уменьшения общего грузооборота морских портов РФ на 2,3% по сравнению с 2019 годом объем грузооборота Тамани повысился на 47%, что позволило порту занять третье место среди портов Азово-Черноморского бассейна и двенадцатое среди портов России. О положительной динамике развития порта, наращивании его мощностей, вопросах обустройства территории и акватории, обеспечении безопасности мореплавания рассказывает капитан морского порта Тамань ФГБУ «АМП Черного моря» Сергей Лебедев.

«МП»: Сергей Анатольевич, в последнее время порт Тамань активно развивается – обустраивается акватория и территория порта, строятся и вводятся в эксплуатацию новые терминалы, растет грузооборот. Каковы показатели работы порта Тамань за 2020 год и в динамике? Какие грузы сегодня переваливаются в порту? Каковы тенденции в судозаходах и характеристиках принимаемых в порту судов?

– Сравнивая показатели работы морского порта Тамань в 2009 году, когда за год было перевалено 111,3 тыс. тонн масложирового сырья, с грузо-оборотом за 2020 год в 22,3 млн тонн, можно говорить об устойчивой динамике развития порта: грузооборот увеличился почти в 200 раз, выросло число сданных в эксплуатацию перегрузочных комплексов, количество эксплуатируемых причалов достигло 13, расширилась номенклатура грузов, соответственно увеличилось и количество судозаходов.

В настоящее время в порту на постоянной основе работают четыре стивидорные компании: ЗАО «Таманьнефтегаз» отгружает нефтепродукты и сжиженные углеводородные газы (СУГ), ООО «Морской терминал Тамань» – пищевые грузы наливом и шрот подсолнечника, ООО «Зерновой терминальный комплекс Тамань» – зерновые грузы, ООО «ОТЭКО-Портсервис» отгружает каменный уголь и гранулированную серу.

В 2020 году количество судозаходов в морской порт составило 981, что на 17% больше, чем в 2019 году. Если сравнивать с 2009 годом, то количество заходов выросло более чем в 28 раз. Увеличились и размеры обрабатываемых судов – от танкеров дедвейтом 8,1 тыс. тонн до балкеров дедвейтом до 220 тыс. тонн.

Нужно отметить, что порт Тамань является единственным портом на юге России с возможностью обработки у причалов навалочных судов типоразмера Capesize.

«МП»: Какое событие прошедшего года в порту могло бы претендовать на главное событие года?         

– Думаю, что их было несколько, и все они важны для развития нашего порта. Так, в 2020 году на подходном канале и в операционных акваториях Таманского терминала навалочных грузов произведены дноуглубительные работы и введены в эксплуатацию два новых причала №1 и №2. Это позволило принимать и обрабатывать суда дедвейтом до 220 тыс. тонн и длиной до 300 метров.

В результате ввода в эксплуатацию новых портовых мощностей пропускная способность грузовых терминалов увеличилась с 39,1 млн тонн в 2019 году до 54,5 млн тонн в 2020-м. В номенклатуру обрабатываемых грузов добавился новый вид груза – гранулированная сера, первая партия была отгружена в ноябре прошлого года.

Еще одно важное событие – в рамках реализации проекта строительства Таманского терминала навалочных грузов на терминал специализированными судами для перевозки крупногабаритных грузов были доставлены и выгружены две судопогрузочные машины. Их производительность значительно выше, чем у четырех уже эксплуатируемых в настоящее время машин. Новая техника в скором времени будет способствовать увеличению грузооборота.

«МП»: Расскажите о перспективных инвестпроектах в порту, которые Вами утверждаются и курируются? Какой прирост грузооборота в связи с этим ожидается?

– Порт Тамань из-за своего географического расположения – на удалении от населенных пунктов – и безопасных подходов со стороны моря характеризуется как инвестиционно привлекательный, а по специализации является многопрофильным. Не случайно здесь реализуются портовые инвестпроекты по перевалке широкой номенклатуры грузов.

Службой капитана порта рассмот-рены и согласованы декларации о намерениях инвестирования в реализацию следующих проектов: модернизация и расширение базы сжиженных углеводородных газов (СУГ) ЗАО «Таманьнефтегаз» мощностью 3,5 млн тонн в год; строительство базы крупнотоннажных и тяжеловесных грузов проектной мощностью 0,3 млн тонн; Таманского зернового терминала мощностью 14,5 млн тонн; Терминала по перевалке сельскохозяйственных насыпных и наливных грузов ООО «Пищевые Ингредиенты» мощностью 13 млн тонн; Зернового терминала ООО «Таманский морской терминал» мощностью 3,5 млн тонн; Таманского терминала навалочных грузов (этапы 2 и 3) ООО «ОТЭКО-Портсервис» с увеличением мощности до 60 млн тонн в год.

«МП»: Как сказался экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса, на показателях работы порта? Как санэпидограничения сказались на работе Службы капитана порта?

– Экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса, усложнил работу Службы капитана порта и создал определенные трудности в работе морского порта. Обязательная дезинфекция заходящих в порт судов увеличила время их стоянки. Но в то же время эта процедура, возможно, предупредила завоз инфекции в страну морским транспортом, так как в прошлом году не было зафиксировано ни одного инфицированного члена экипажа.

Вместе с тем, последовательная реализация инвестиционного проекта по строительству портовых мощностей и сдача в эксплуатацию в прошлом году двух новых причалов позволили морскому порту увеличить грузооборот с 15,2 млн тонн в 2019 году до 22,3 млн тонн в 2020-м, а количество судозаходов – с 838 до 981 соответственно.

Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, Служба капитана порта свела к минимуму контакты работников Службы с участниками производственного процесса в порту и перешла на электронный документооборот, что не повлияло на качество и полноту осуществления портового контроля за судами, выходящими в море.

«МП»: Какая работа ведется сегодня в порту по обеспечению безопасности мореплавания и судоходства?

– В рамках обеспечения безопасности мореплавания в 2020 году инспекцией государственного портового контроля (ИГПК) Службы капитана порта 992 судам были выданы разрешения на выход из порта. Выдано 207 разрешений судам вспомогательного флота на право плавания в морском порту и выходом из порта на 72 часа. Все разрешения выдавались с проверкой судовых документов, квалификационных свидетельств экипажей и мореходного состояния судов.

ИГПК выполнено 324 инспекции судов, из них 34 инспекции на судах под российским флагом и 290 инспекций на судах под иностранными флагами. В ходе проведения осмотров выявлено 907 нарушений (несоответствий), из них 852 несоответствия на судах под иностранными флагами.

Из-за выявленных значительных несоответствий, угрожающих безопасности мореплавания, 12 судам было отказано в выдаче разрешения на выход из морского порта. О качестве проведенных инспекций судов говорит отсутствие апелляций по инспекциям от судовладельцев и администраций судов на выявленные несоответствия и отказы в выдаче разрешений на выход судна из морского порта до их устранения.

«МП»: Порт Тамань развивается, увеличиваются площади территории и акватории, количество причалов и якорных стоянок судов – в каких объемах? Учитывая, что порт заложен в месте ведения боевых действий в военные годы, как решаются вопросы обезвреживания мест проведения дноуглубительных работ, швартовки и стоянок судов от мин и бомб, которые еще встречаются в глубинах Черного моря?

– Увеличение площади территории и акватории порта связаны с ранее принятым решением Правительства РФ по изменению границ морского порта Тамань. Последнее расширение границ было осуществлено в марте 2019 года с вводом в эксплуатацию Таманского терминала навалочных грузов. С начала строительства терминала был осуществлен целый комплекс подготовительных работ, разработан генеральный план морской акватории терминала с включением его в генеральную схему развития порта Тамань.

Акватория морского порта располагается в бывшем опасном от мин районе №27, открытом для плавания судов. Но постановка судов на якоря и работы, связанные с касанием грунта в местах с неснятой минной опаснос-тью, не допускаются.

Ранее силами специализированных организаций во взаимодействии со спецподразделениями Черноморского флота выполнен целый комплекс подводно-технических работ по снятию остаточной минной опасности в акваториях подходных и рекомендованных путей, операционных акваториях, в якорных районах и на участках акваторий строительства гидротехнических сооружений.

В этом смысле так же можно сказать, что безопасность мореплавания и судоходства обеспечена.

Морские порты №2 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ