Ленинградская область – морские ворота России - Морские вести России

Ленинградская область – морские ворота России

06.04.2021

Ленинградская область – морские ворота России

Ленинградская область сегодня является одним из динамично развивающихся регионов России, в том числе в сфере морского транспорта: здесь строятся новые портовые комплексы и терминалы. Подробнее о дальнейшем развитии морских портов в регионе, задачах и возможностях области в наращивании грузооборота в интервью «МП» рассказал губернатор Александр Дрозденко.

«МП»: Александр Юрьевич, как продвигается реализация крупнейших портовых проектов в порту Усть-Луга, таких как «Лугапорт», «Ультрамар» и других? Какие объемы и какие конкретно грузы смогут принять на себя новые терминалы в Усть-Луге?

– Сегодня в Усть-Луге у нас реализуются сразу три крупных инвестиционных проекта. Группа компаний «Новотранс» строит многофункциональный транспортно-перевалочный терминал Lugaport. Они уже завершили работы по намыву территории под объекты терминала и сейчас на площадке ведутся строительные работы.

Заявленный грузооборот этого терминала – 24,3 млн тонн в год. При этом номенклатура грузов там будет весьма разнообразная: навалочные, насыпные, зерновые и генеральные грузы. Уже в 2023 году мы ожидаем ввод первой очереди комплекса, вторая – в 2024 году.

Компания «Ультрамар» уже в процессе пусконаладки и готовится ввести в эксплуатацию первую очередь промышленно-логистического комплекса по хранению и перевалке калийных, фосфорных и азотных удобрений. Запуск второй очереди запланирован на 2022 год, этот проект даст нам еще плюс 12 млн тонн грузов.

Совсем недавно компания «Еврохим» приступила к строительству терминала по перевалке минеральных удобрений, производство которых находится в Кингисеппе.

«МП»: Учитывая заявления Республики Беларусь отказаться от перевалки нефтепродуктов через Литву, каковы перспективы перевалки нефтеналивных грузов в Ленинградской области?

– Вы знаете, что белорусская сторона уже одобрила проект межправительственного соглашения с Россией об организации сотрудничества в области перевозки и перевалки нефтепродуктов из Беларуси через российские морские порты. Я рад, что поставлена точка в этом вопросе. Еще остаются вопросы урегулирования железнодорожных тарифов и стивидорных услуг, но принципиальное решение принято.

Сегодня на территории Ленинградской области – пять терминалов по перевалке нефтепродуктов. В Усть-Луге располагаются терминалы «Усть-Луга Ойл» и «Транснефть», в Выборгском районе в порту Приморск – «Спецморнефтепорт» и «Транснефть», а в Высоцке – терминал «РПК-Высоцк «Лукойл-II». То есть у нас есть необходимые мощности для осуществления перевалки белорусских нефтепродуктов, строительство новых нефтеналивных терминалов в ближайшее время не потребуется.

«МП»: Каковы планы Республики Беларусь по перевалке других видов грузов через порты Ленобласти, планируется ли для них строительство новых портовых комплексов? Ваше мнение о возможности перевода в область перевалки калийных удобрений из Беларуси? Где могли бы размещаться такие портовые мощности?

– У нас достаточно мощностей для перевалки различной номенклатуры грузов, в том числе минеральных удобрений. Через регион уже проходит более четверти общероссийского объема внешнеторговых грузов. Ленинградская область – морские ворота России в страны Евросоюза. Транспортная инфраструктура области фактически готова полностью и достраивается только в части ее развития и запросов инвесторов.

В ближайшее время мы проведем встречу с владельцами терминалов в Ленинградской области, чтобы обсудить возможные преференции и дальнейшие планы. Надеемся, что вскоре белорусские грузы пойдут через Ленинградскую область: нефтеналивные – через Приморск и Усть-Лугу, а минеральные удобрения – через Усть-Лугу.

«МП»: Проект строительства Приморского универсально-перегрузочного комплекса в порту Приморск заявлен на инвестфоруме в Сочи в 2019 году. Почему Ленинградская область делает на него стратегическую ставку и каким образом в нем участвует?

– Мы делаем ставку на развитие в Ленинградской области двух портовых точек роста – Приморск и Усть-Луга. Что касается Приморского УПК, то это крупнейший проект, который включает в себя не один, а целых пять комплексов мощностью до 70 млн тонн грузов в год: минеральные удобрения, зерно, генеральные, накатные и контейнерные грузы.

Инициатива инвестора, которую мы поддерживаем, – сделать многопрофильный глубоководный портовый комплекс в Приморске одним из важнейших логистических хабов на Северном морском пути. Океанские суда класса Panamax, следующие из Азиатско-Тихоокеанского региона, смогут разгружаться в Приморске. Сейчас океанские суда разгружаются в Роттердаме, Антверпене, Амстердаме, а далее грузы доставляются в наши порты судами меньшего размера.

Сегодня проект Приморского УПК проходит Главгосэкспертизу России. Завершить этот этап инвестор намерен в первой половине 2021 года. Завершение строительства и начало работы с грузами запланированы на декабрь 2023 года. Кроме того, к моменту запуска проекта в Приморске должна быть сформирована портовая особая экономическая зона.

«МП»: Расскажите подробней о создании в Приморске портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ).

– Мы прорабатываем этот вопрос совместно с Министерством экономического развития РФ. Причина такой инициативы проста: ПОЭЗ способствует дополнительному привлечению грузовладельцев, заинтересованных в длительном хранении грузов на территории свободной таможенной зоны.

Кроме того, на свободных территориях, зарезервированных для развития порта Приморск, в будущем возможно создание промышленных производств, использующих импортные комплектующие, доставляемые в контейнерах.

Также мы работаем над созданием второй в регионе территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) – в порту Усть-Луга для размещения газохимических производств, ориентированных как на экспорт, так и на импортозамещение.

«МП»: Как оценивается проект Приморского УПК с экологической точки зрения? Какие технологии планируется применять в порту? Как будут решаться / решаются вопросы расселения жителей, попадающих в зону строительства, защиты жилых зон, прилегающих к территории будущего комплекса и подходным путям?

– Территория, где сегодня планируется разместить Приморский УПК, еще десять лет назад была определена и закреплена распоряжением федерального правительства и нами как перспективная для расширения портовой зоны. Планы по расширению порта Приморск и увеличению перевалки грузов включены в Стратегию развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года. Так что этот проект соответствует стратегии развития не только региона, но и России, и возник не вчера.

Что касается непосредственно технологий, то еще на самом начальном этапе инвестор заверил нас в использовании перевалки сыпучих грузов закрытым способом, исключающим негативное воздействие на окружающую среду.

Эта технология позволяет переместить груз из вагона на морское судно без пыления и воздействия на окружающую среду. К тому же на всех этапах закрытой перевалки угля будут предусмотрены системы, позволяющие контролировать пожаробезопасность. По проекту склады для хранения угля и минеральных удобрений Приморского УПК будут расположены за границами водоохранной зоны Финского залива, на удалении более 500 метров от береговой линии.

В январе компания получила положительное заключение Государственной экологической экспертизы о соответствии требованиям законодательства в области охраны окружающей среды. Дополнительно в прошлом году проект строительства портового комплекса прошел общественную экологическую экспертизу и также получил положительное заключение о применении при строительстве проработанных технологических решений, позволяющих минимизировать риски и воздействие на окружающую среду.

«МП»: Несколько слов о дальнейшем развитии портов Выборг и Высоцк. Удовлетворяет ли правительство Ленобласти то, как идет модернизация этих портов?

– Считаю, что перспективным направлением для Выборга должны стать перевалка контейнеров, продуктов, пассажирские перевозки и яхтенный туризм. Сейчас глубина акватории 6,5 метра не позволяет в полном объеме принимать рефрижераторные и пассажирские суда, но уже идут работы по дноуглублению и ремонту двух причалов.

Высоцк более привлекателен для инвесторов. В 2019 году там введен терминал компании «Новатэк» по сжижению и перевалке газа «Криогаз-Высоцк». В июне 2019 года между правительством Ленинградской области и компанией «Технотранс» было заключено соглашение о создании зернового терминала на территории острова Высоцкий с пропускной способностью 4 млн тонн в год, в том числе экспорта – 3,5 млн тонн, импорта – 0,5 млн тонн.

«МП»: Расскажите о мерах региональной поддержки инвесторов в портовую инфраструктуру? Какие на сегодня существуют региональные программы финансирования, субсидирования, кредитования портового бизнеса, какие планы в этом направлении и планы по привлечению новых инвесторов? Каковы ожидания экономического эффекта от строящихся сегодня портовых мощностей?

– Только три инвестиционных проекта в Усть-Луге дают суммарный объем инвестиций порядка 82,5 млрд рублей и более 1150 новых рабочих мест. Цифра, согласитесь, впечатляющая.

Чтобы обеспечить комфортный инвестиционный климат, мы совершенствуем систему наших налоговых льгот. Для портового бизнеса действует Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», так называемый механизм СЗПК. Поддержку могут получить инвестиционные проекты с объемом вложений от 200 млн рублей.

Сейчас СЗПК заключаются только на федеральном уровне, а с апреля этого года будут заключаться на уровне Ленинградской области. Заключив соглашение, инвестор получает две преференции. Первая – гарантии стабильности правового режима, то есть реализации проекта в тех условиях, в которых производилось его планирование. Второе – компенсация понесенных затрат на инфраструктуру: энергетическую, транспортную, коммунальную и другую.

Группа компаний «Новотранс» с проектом в Усть-Луге вошла в число первых пилотных проектов, с которыми заключено СЗПК.

«МП»: Какую роль в транспортной сфере области играют пассажирские морские и речные перевозки? Какие объекты в этом направлении планируется развивать?

– Три года назад мы серьезно взялись за развитие речных перевозок и создание сети причалов для пассажирских теплоходов. Уже построены современные пристани в Старой Ладоге, Свирьстрое, Киришах, Дубровке и у крепости Орешек. На их основе был создан новый туристский маршрут «Из Варяг в Греки» по реке Волхову, который также проходит через Грузино и завершается в Великом Новгороде.

В наших ближайших планах – возведение пристани у Невского пятачка, чтобы водным путем соединить Кировск и Санкт-Петербург. Все это – миллиардные частные инвестиции.

Нашу работу увидели туроператоры и уже сегодня предлагают целые программы многодневных речных поездок по области. В одну только Старую Ладогу ежегодно водным путем приезжает десять тысяч туристов. Сегодня, с учетом пандемии, внутренний туризм становится очень перспективным и популярным, и мы планируем извлечь из этой новой реальности максимум пользы для региона.

Морские порты №1 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ