Время важных решений - Морские вести России

Время важных решений

28.01.2021

Время важных решений

Так управляющий директор АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» Юрий Гильц называет очередной этап развития, значительно упрочивший в минувшем году позиции пароходства на рынке водных перевозок.

О продолжающихся процессах реорганизации в компании, приоритетных целях, предварительных итогах навигации, ближайших перспективах и многом другом из жизни компании он рассказал в интервью газете «Морские вести России».                                 

МВР: Юрий Борисович, напомните нашим читателям, что сегодня представляет собой АО «Волжское пароходство», какова его структура, система управления?

- В настоящее время это крупнейшая частная судоходная компания, в управлении которой находятся более 250 единиц флота. Волжское пароходство по-своему уникально, потому что оперирует самыми разными судами — морскими, класса «река-море», речными – причем как круглогодичного, так и некруглогодичного плавания. Они находятся под надзором Морского и Речного Регистров судоходства, соответствуя всем национальным требованиям и международным конвенциям.

Еще одна особенность в том, что мы осуществляем и сухогрузные, и наливные перевозки. При этом конкурентное преимущество заключается в разноплановости флота по тоннажу — от «трехтысячников» до «семитысячников», весь флот содержится в хорошем техническом состоянии. Это позволяет занимать свои ниши на рынках грузопереовзок, в частности во всех бассейнах европейской части России, в Каспийском и других морях. Поэтому вполне можно говорить о том, что судоходных компаний такого плана в стране больше нет.

Отмечу, что в основном наши перевозки связаны с доставкой экспортной продукции. Мы работаем со всеми основными отечественными крупными предприятиями и компаниями (такими, как Северсталь, Фосагро, НЛМК, Еврохим, Металинвест и другими). Являемся лидерами по перевозке агропромышленных грузов с реки и устьевых портов Азовского моря, а также перевозчиками налива, работая с крупными трейдерами и российскими нефтяными компаниями, доставляем сырую нефть, темные и светлые нефтепродукты.

Сегодня в Волжском пароходстве трудятся 3,5 тысячи сотрудников, из которых 2,8 тысячи человек - экипажи судов. Это одна из самых стабильных компаний, уверенно чувствующая себя на рынке водных перевозок и с точки зрения финансовой ситуации, и с точки зрения успешной эксплуатации разнопланового коммерческого флота, что позволяет не только сохранять сильные позиции на рынке, но и идти вперед с некоторым опережением планов.

Одной из основных задач проходящей реорганизации было стремление объединить лучшие практики и экспертизы в одной компании. Вы знаете, что годом ранее к Волжскому пароходству присоединили «В. Ф. Танкер». Со 2 июля этого года присоединилось Северо-Западное пароходство – это компании с хорошей серьезной историей, большой экспертизой и опытом работы в сегменте «река-море».

Управление всем флотом осуществляется нами (ни о каком аутсорсинге не идет и речи). Имею в виду вопросы технического менеджмента, безопасности судоходства, коммерции, управления персоналом и так далее. Территориально у нас два центра: основной, или «штаб-квартира», находится в Нижнем Новгороде. Здесь располагаются управления эксплуатации флота, технический менеджмент, управление персоналом. Частично коммерческий менеджмент (фрахтовщики) размещается в Санкт-Петербурге.

МВР: Каковы приоритеты компании в части реализации программ судостроения и судоремонта? В результате состоявшегося объединения активов они стали едиными или все же для каждой компании остались индивидуальными?

- Разумеется, у нас одна компания — одна программа. Различаются лишь подходы к судоремонту того или иного флота. Есть управления, специализирующиеся на организации судоремонтных работ для каждого вида.

Вообще, обновление флота – это одна из наших приоритетных задач. Например, достаточно серьезно начали работать над стратегией компании, которую планируем завершить в мае 2021 года. Так вот ее составной частью является программа обновления флота. В ней учитывается не только тип судов, но и средний возраст, и география перевозок.

Так, наливной флот в Волжском пароходстве самый молодой, средний возраст теплоходов составляет порядка 10 лет, и это самые современные суда, поэтому в обновлении не нуждаются.  

Куда острее вопрос обновления речного сухогрузного флота, основу которого составляют довольно возрастные «Волго-Доны». К сожалению, экономика речных перевозок из-за ряда факторов сегодня такова, что не окупает вложения в новострой. Здесь необходимы нетривиальные решения, и мы работаем над ними, рассматривая различные варианты, в том числе более углубленной программы продления ресурсов «Волго-Донов» и баржебуксирных составов.

Если сегодня в целом посмотрим на рынок, то увидим, что судовладельцы строят флот класса «река – море». Он работает не на внутренних, а в основном на высокодоходных экспортных перевозках. Что касается флота класса «река – море», то у нас уже есть определенные наработки и думаю, что в ближайшее время воплотим их в жизнь. Рынок об этом узнает. 

Нева-Лидер 6 на Неве (ретушь 20.11. 2018).jpg

МВР: Занимаетесь ли модернизацией возрастного флота и конвертацией судов?

- Опять же, больше говорим об усиленном ремонте корпусов судов, продлении ресурса главных двигателей и улучшении бытовых условий для экипажей. Это трудно назвать модернизацией. Как и конвертацию речных танкеров, предназначенных для перевозки нефтепродуктов, в сухогрузы, которые успешно работают на перевозках зерна и серы. Напомню, год назад переоборудовали три таких теплохода типа «Волга-Флот» после того, как на реке поменялась конъюнктура для доставки сухих грузов. И они оправдали себя в прошедшую навигацию. В 2021 году будет произведена конвертация еще трех речных танкеров.

Для компании вопрос обновления и переоборудования флота был и остается одним из основных. В условиях изменения рынка мы должны планомерно решать проблемы строительства новых теплоходов и замены стареющего флота. Это вопрос ближайшего будущего. А сегодня необходимо укрепить ядро сухогрузного речного флота, в том числе переоборудованием танкеров под сухогрузы, где они будут более эффективны. На своих судоремонтных предприятиях мы освоили технологию конверсионных работ и модернизации флота, что дает возможность значительно продлить ресурс речного сухогрузного флота.

Добавлю, что конверсированным сухогрузным судам дедвейтом 5 450 тонн в честь 75-летия Великой Победы присвоены имена капитанов Волжского пароходства, прошедших Великую Отечественную войну и всю жизнь проработавших на флоте: Владимира Андреевича Кириллова (т/х «Владимир Кириллов»), Андрея Ивановича Белодворцева (т/х «Андрей Белодворцев») и Евгения Михайловича Матвеева (т/х «Евгений Матвеев»).

МВР: Уточните еще раз, в каких бассейнах работает Волжское пароходство. Какие грузы в основном перевозите, и кто является основными заказчиками, работаете ли с зарубежными клиентами?

-   Вся европейская часть России, Балтийское, Северное, Средиземное, Черное, Азовское, Каспийское моря. Мы имеем дело в основном с экспортными грузами. Прежде всего – это сырье, большую долю занимают агропромышленные грузы, в том числе зерно, семечка, шрот. Также перевозим большой объем экспортного металла, различных удобрений, доставляем балансовую древесину, уголь, нефтепродукты и пищевые растительные масла, на внутренних перевозках большую долю занимают инертные грузы.

Учитывая структуру перевозимых компанией грузов, основными фрахтователями являются российские экспортеры. Есть и большая доля иностранных клиентов, потому что работаем на международном рынке.

МВР: Какие объемы перевозок грузов в прошедшую навигацию выполнил флот компании и насколько они соизмеримы с предыдущими показателями?

- Скажу сразу, что в настоящее время более половины флота Волжского пароходства составляет не навигационный флот, а круглогодичный. Это главное сегодняшнее отличие. Мы уже не являемся только речным пароходством. Поэтому будем оценивать итоги в целом по году. Предварительно могу сказать, что планируем завершить 2020 год с небольшим перевыполнением бюджета.

Если говорить о   завершившейся навигации на реке, то она была для нас успешной. Перевезено более 3 млн тонн зерна, что больше прошлогодних результатов. Это стало возможным и не в последнюю очередь благодаря рекордному урожаю в Поволжье и центральной России. В принципе выполнили хорошие объемы по металлу, доставив порядка 600 тысяч тонн, объемы перевозок щебня составили около 1200 тысяч тонн. В целом, по предварительным данным, по реке доставлено около 6 миллионов тонн сухих грузов за навигацию 2020 года.

Также неплохие результаты достигнуты по объемам речных перевозок нефтеналивным флотом. В минувшем году, например, доставили 350 тысяч тонн мазута Лукойла из Кстова на Высоцк. Достаточно успешно работали на перевозках нефти в Каспийском регионе из Туркмении в Махачкалу.

И это несмотря на более низкие фрахтовые ставки, чем в 2019 году, пандемию коронавируса, достаточно серьезно сказавшуюся на работе флота. В целом объемы перевозок выше, чем в 2019 году.

МВР: В каких крупных проектах принимала участие компания в 2020 году?

- Для нас перевозки проектных грузов являются очень важным нишевым направлением. К сожалению, по объективным причинам (в том числе из-за падения цен), многие проекты на Каспии, связанные с нефтью и газом, были заморожены и отодвинуты по срокам реализации. Тем не менее, нам все равно удалось выполнить 25 проектных рейсов.

Например, в июле мы завершили проект по доставке оборудования судами класса «река-море» для возведения крупного объекта нефтехимического комплекса Казахстана. Проект транспортировки стартовал в начале апреля с открытием навигации на внутренних водных путях Южного Федерального округа России. В перевозках оборудования из болгарского порта Варна в порт Баутино на Каспии были задействованы шесть теплоходов «Нева-Лидер» проекта RSD49 (2012-2013 гг. постройки). Средний вес партии груза составил около 360 тонн. Общий вес перевезенного проектного груза — порядка 3 тыс. тонн.

А в августе Волжское пароходство осуществило доставку партий оборудования немецкого производства из порта Бронка, расположенного в 25 км от Санкт-Петербурга, в порт Ростов-на-Дону. В доставке комплектующих для ветрогенераторов по внутренним водным путям России в период с мая по август участвовало три теплохода «Сормовский» и теплоход типа «Валдай» — «Святитель Алексий». Общий вес груза составил около 4 500 т.

судоремонт на слипе.JPG

- МВР: Где осуществляется ремонт флота Волжского пароходства?

- Как правило, в начале декабря мы открываем плановый межнавигационный ремонт судов на своих базах технического обслуживания флота и судоремонтных заводах: АО «Борремфлот», АО «Память Парижской коммуны», АО «Вознесенская РЭБ флота» в Ленинградской области, судоремонтном заводе в Волжском, Волгоградской области и предприятии «Судоремонт» в Аксае, Ростовской области.

Всего в межнавигационный период 2020-2021 гг. планируется отремонтировать 166 судов речного грузового, буксирного, наливного, несамоходного (баржи), технического и служебно-вспомогательного флота. В частности, ремонт корпусов и движительно-рулевых комплексов будет проведён на девяти судах типа «Волго-Дон», одном буксире, пяти судах типа RSD44 и шести танкерах. Ежегодно объемы ремонта флота растут, как и финансовые вложения компании в подготовку судов к эксплуатации.

МВР: Как в компании решают очень важный и для многих болезненный вопрос подбора кадров? Как у вас решают проблему и чем мотивируют сотрудников быть лучше других?

- Кадры – это основной приоритет судоходной компании, 80% успеха зависит от качественного и мотивированного труда берегового персонала и судовых экипажей, работа с которыми ставится во главу угла и должна иметь плановый характер. В этом направлении разрабатываем специальную политику, где прописываются производственные и социальные вопросы.

Перед нами стоит задача сформировать лучшие экипажи на рынке. Для этого мы сотрудничаем с отраслевыми учебными заведениями в разных регионах страны, в первую очередь с Волжским государственным университетом водного транспорта, Нижегородским речным училищем, Волгоградским техникумом водного транспорта и другими. При этом оказываем определенную поддержку учебным заведениям, в том числе по организации практики на судах, создаем условия для профессионального роста. И всегда рады видеть в нашей компании молодых специалистов, влюбленных в реку и море.

МВР: Каким образом выстраивается работа пароходства в условиях пандемии и как обеспечивается с этой точки зрения безопасность плавсостава на борту?

- Ушедший 2020 год выдался для компании непростым. С самого начала пандемии, с марта, введены очень жесткие ограничения и определенные правила, создан оперативный штаб из руководителей компании, выполняются мероприятия по предупреждению распространения коронавирусной инфекции и постоянный мониторинг эпидемиологической ситуации на судах и в береговых подразделениях.

Часть персонала компании переведена на удаленный режим работы, для другой части береговых специалистов организовано дежурство для работы с первичной документацией, минимизировано личное общение, максимальное количество совещаний проводится в дистанционном режиме.

Если говорить об экипажах, то это безусловное снабжение системами индивидуальной защиты: масками, перчатками, дезраствором и так далее, организованы процессы тестирования. В общем, приняты все необходимые меры. Были проблемы с организацией смен экипажей, но сейчас в целом по стране в этом наведен порядок. Конечно, из-за пандемии работа судоходной компании была осложнена в плане связи «берег – судно» (проведение встреч с экипажами, инспекций и аудитов), но на первом месте — здоровье и жизнь людей.

Кстати, в этих непростых условиях научились достаточно эффективно проводить переговоры в дистанционном режиме. Так, недавно в режиме онлайн организовали с экипажами два достаточно интересных семинара по безопасности. Разумеется, это не заменяет полноценного общения, но приемлем как выход из ситуации.  

конверсия. Кириллов, Белодворцев.JPG

МВР: Юрий Борисович, что в планах на ближайшие годы.

— У нас много планов. Сейчас наступило интересное время для Волжского пароходства. Время принятия важных решений, в том числе по обновлению флота. Мы точно будем подходить к этому вопросу с точки зрения применения самых современных технологий востребованности новых судов на рынке и географии перевозок.

Для нас крайне важно после реорганизации нормализовать все процессы и сформировать профессиональную и мотивированную команду единомышленников, нацеленную на единый результат.

И самое главное — вопросы безопасности: и судоходства, и жизни, и здоровья наших работников. Не будет безопасности — не будет эффективной работы. Наша цель не только сохранить лидирующее положение на рынке, но и работать над расширением грузовой базы. Наш основной сегмент и сильная сторона – организация смешанных грузоперевозок «река-море» и перевозок на реке. И в этом наша сила.

МВР: Спасибо, и семь футов под килем и гарантированных глубин!

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ