Новый импульс развития морского порта Оля - Морские вести России

Новый импульс развития морского порта Оля

10.01.2021

Новый импульс развития морского порта Оля

Каспийский регион в силу своего географического положения обладает высоким потенциалом развития торговли и транспортировки грузов между странами Европы и Азии. Сегодня здесь развиваются торговые отношения в первую очередь с Исламской Республикой Иран, с другими прикаспийскими государствами – Казахстаном, Азербайджаном, Туркменистаном. Одним из перспективных портов на Каспии является морской порт Оля.

О состоянии дел в порту, перспективах его развития и обеспечении безопасности мореплавания Службой капитана морского порта Оля ФГБУ «АМП Каспийского моря» корреспонденту «МП» Наталье Мироновой рассказал руководитель ФГБУ «АМП Каспийского моря» Магомед Абдулатипов.

«МП»: Магомед Алиевич, каковы показатели работы морского порта Оля по итогам трех кварталов 2020 года в сравнении с предыдущими годами?

– Служба капитана морского порта Оля входит в структуру ФГБУ «АМП Каспийского моря». Все три порта АМП – Астрахань, Оля и Махачкала – имеют свою специализацию, под которую существуют соответствующие перегрузочные мощности.

Основным грузом для порта Оля является зерно. В 2018 году грузооборот сухих грузов составил 420 тыс. тонн, в 2019-м – 530 тыс. тонн, за три квартала 2020 года – 520 тыс. тонн сухих грузов и 11,6 тыс. тонн наливных (растительного масла), или всего 536 тыс. тонн.

Статистика по судозаходам следующая: в 2018 году всего было 212 заходов судов, из них российских – 209, иностранных – 3; в 2019 году зашло всего 190 судов, из них российских – 177, иностранных – 13; за три квартала 2020 года в порту было обработано 170 судов, из них российских – 154, иностранных – 16.

«МП»: Мощности порта Оля недозагружены. При каких условиях возможно увеличение грузооборота порта?

– Действительно, загруженность порта Оля в настоящее время оставляет желать лучшего. Порт начали строить в 1993 году. В результате сегодня в Астраханской области есть новый универсальный порт для перевалки генеральных, контейнерных и автопаромных грузов. Грузооборот первого грузового района порта Оля рассчитан на 8 млн тонн.

Для загрузки порта в 2004 году к нему была построена железная дорога от станции Яндыки протяженностью почти 46 км. Ожидалось, что грузопоток на ветке в 2005 году достигнет 4 млн тонн, а к 2010 году — 8 млн тонн. Но ожидания не оправдались.

Следует понимать, что при всех потенциальных возможностях развитие перевозок в регионе ограничено Каспийским морем. У судов, выходящих из любого российского порта на Каспии, основными портами назначения являются: Баку (Азербай-джан), Туркменбаши (Туркменистан), Актау (Казахстан), Анзали (Иран), Амирабад (Иран), Ноушехр (Иран). Учитывая, что с Азербайджаном и Казахстаном Россия имеет сухопутные границы и развитое автомобильное и железнодорожное сообщение, а основная продукция Туркменистана – сырая нефть – поступает в Россию через нефтепровод, грузооборот портов Каспийского моря в большей степени формируется исходя из запросов российско-иранских торговых отношений.

Однако в 2012 году на Иран были наложены международные санкции, что частично объясняет падение перевалки грузов через каспийские порты. Снятие санкций с Ирана в 2016 году не успело привести к значительному росту грузооборота, так как изменились потребности иранского рынка. Правительство Ирана произвело значительные инвестиции в металлургический комплекс, снизив потребление черных металлов. Одновременно увеличилось потребление каменного угля, который также можно транспортировать из России в Иран.

Постепенно увеличивается и экспорт зерна в Иран, и по этой номенклатуре грузов прогнозируется позитивная тенденция. Развитие инфраструктуры морских портов по перегрузке этого вида груза будет тесно увязано с развитием экономики региона, имеющего хорошо развитое сельское хозяйство и базу экспорта продукции.

Несмотря на наличие профицита пропускных способностей портов Каспия, необходимость перепрофилирования грузовой базы и перспективы развития перевозок требуют строительства новых мощностей в регионе. И у порта Оля есть хороший шанс для развития в этой связи, так как порты Астрахань и Махачкала находятся в городской агломерации, что накладывает ограничения на возможность развития ближних транспортных подходов.

Наличие у порта Оля свободных земельных участков, на которых можно разместить новые объекты портовой инфраструктуры, а также его выгодное географическое положение, возможность круглогодичных перевалок грузов, наличие выходов на речные, морские, автомобильные и железнодорожные магистрали – неоспоримые факторы для выбора его в качестве объекта развития портовой инфраструктуры.

Благодаря этим факторам, порт Оля является неотъемлемой частью Международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг». В перспективе, по экспертным оценкам, пропускная способность МТК может составить порядка 20-25 млн тонн в год. И эта перспектива вполне реальна, благодаря решению политических и экономических вопросов на уровне глав государств.

В ближайшей перспективе одним из возможных решений, направленных на увеличение грузопотока по МТК, может быть организация регулярного железнодорожно-паромного сообщения между российскими и иранскими портами при одновременном развитии портовой и припортовой инфраструктуры. Перспективным направлением является также развитие туризма в Каспийском регионе, и рост этого сектора потребует развития пассажирских перевозок, строительства пассажирских терминалов. Продвижению сотрудничества в этой сфере способствуют подписываемые соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между правительством Астраханской области и правительствами прикаспийских стран.

«МП»: Известно, что недавно Правительством РФ принято решение о создании портовой особой экономической зоны в Астраханской области. Какие изменения произойдут в этой связи в порту Оля?

– Действительно, в октябре 2020 года пресс-служба Минэкономразвития России распространила информацию о том, что около 2,8 млрд рублей будет до 2022 года направлено на создание портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) в Астраханской области. Финансирование предполагается провести в два этапа, первый из которых включает модернизацию инфраструктуры причалов порта Оля.

По словам замминистра экономического развития С.С.Галкина, для реализации первого этапа создания ПОЭЗ на 2020 год предусмотрено более 250 млн рублей. В 2021-2022 годах Минэкономразвития предоставит субсидии Астраханской области в размере 1,1 млрд рублей для инженерной подготовки территории и модернизации причалов порта Оля и 1,4 млрд рублей для создания нового морского порта, соответственно. Эти средства предусмотрены проектом федерального бюджета.

В рамках проекта создания ПОЭЗ определено 5 якорных резидентов, которые готовы реализовать инвестиционные проекты по строительству и эксплуатации инфраструктуры нового порта. Общий объем заявленных инвестиций составит 17,3 млрд рублей. Предполагается, что на конец 2030 года в ПОЭЗ войдут не менее 26 резидентов, будет создано более 1 тысячи рабочих мест.

Создание на Каспийском побережье портовой ОЭЗ обсуждалось в мае прошлого года на совещании по вопросам социально-экономического развития Астраханской области с участием Президента РФ В.В.Путина. Вопрос создания ПОЭЗ вошел в перечень поручений президента. Таким образом, Каспийский бассейн и МТК «Север – Юг» становятся приоритетным направлением для федерального центра.

Правительством Астраханской области и ООО «Портово-логистическая компания «Каспий» в октябре текущего года подписано соглашение о намерениях по реализации инвестиционного проекта. В соответствии с подписанным документом компания «ПЛК «Каспий» планирует инвестировать не менее 15 млрд рублей в строительство терминала для обработки контейнерных грузов, идущих по МТК «Север – Юг».

Реализация проекта будет поэтапной. Сначала перевозки грузов станут осуществляться через причалы №8 и №9 порта Оля. Они построены и будут оборудованы необходимой перегрузочной техникой за счет частного инвестора. Следующий этап предусматривает строительство нового грузового района на прилегающей к порту территории в районе ильменя Забурунный, что в 8 км

южнее порта Оля.

Предполагается, что создание ПОЭЗ придаст импульс развитию припортовой территории и портовой инфраструктуры, позволит загрузить мощности порта Оля, а также станет отправной точкой в развитии транзитного потенциала МТК «Север – Юг» и повысит конкурентоспособность российских портов на Каспии.

«МП»: Как обеспечивается безопасность мореплавания в порту Оля? Как отработала инспекция госпортконтроля Олинского филиала АМП Каспийского моря за 9 месяцев 2020 года в сравнении с предыдущим годом? Какие основные недостатки были выявлены инспекторами в ходе осмотра российских и иностранных судов?

– Олинский филиал ФГБУ «АМП Каспийского моря» в круглосуточном режиме выполняет функции, связанные с обеспечением безопасности мореплавания в акватории морского порта Оля и на подходах к нему, в соответствии с международными договорами и российским законодательством.

Инспекторами ИГПК Службы капитана морского порта Оля за 9 месяцев 2020 года осмотрено 65 судов, все из них российские, в том числе сухогрузы – 33, нефтеналивные – 0, прочие –

32. За весь 2019 год было осмотрено 107 судов, из них российских – 104 (сухогрузов – 71, нефтеналивных – 0, прочих – 33), иностранных – 3 сухогруза.

В ходе проверок ИГПК за 9 месяцев текущего года был выявлен 141 недостаток на судах. В основном недостатки связаны со следующими нарушениями: «судовые документы и сертификаты» (27), «конструкция судна» (5), «аварийное оборудование» (6), «радиосвязь» (10), «пожаробезопасность» (16), «безопасность мореплавания» (18), «спасательные средства» (17), «МАРПОЛ» (11) и другие.

В 2019 году было всего выявлено 368 недостатков, большинство из которых по тем же пунктам (кодам).

«МП»: Магомед Алиевич, как сегодня обеспечивается в порту транспортная безопасность?

– Обеспечение транспортной безопасности в акватории морского порта Оля осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности».

На территории морского порта располагается объект транспортной инфраструктуры «Универсальный морской терминал», на котором осуществляют свою деятельность ПАО «Первая стивидорная компания» и ЗАО «Морской торговый порт Оля».

Объекту транспортной инфраструктуры «Универсальный морской терминал» ЗАО «Морской торговый порт Оля» присвоена 3 категория. Для объекта разработан План обеспечения транспортной безопасности. Дополнительная оценка уязвимости ОТИ не проведена. Охранную деятельность объекта транспортной инфраструктуры осуществляет ООО ЧОО «Ястреб».

Службой капитана морского порта Оля осуществляется проведение мониторинга на ОТИ «Универсальный морской терминал» по реализации комплекса организационных и технических мероприятий согласно Плану обеспечения транспортной безопасности.

В порту Оля функционирует система инженерно-технических средств по обеспечению транспортной безопасности акватории (ИТСОТБ). Оборудование системы располагается на территории порта Оля, на бугре Карантинный и на двух островах в районе 117 км и 145 км Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК).

На территории порта работает Центральный пункт наблюдения с круглосуточным дежурством. В целях своевременного выявления признаков и угроз совершения актов незаконного вмешательства разработан временный Регламент взаимодействия отдела технического наблюдения за акваторией морского порта Оля Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт» и Службы капитана морского порта Оля.

Морские порты №8 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ