Строй флот или проиграешь - Морские вести России

Строй флот или проиграешь

18.09.2022

Транспортная политика

Строй флот или проиграешь

Фото: ФГУП «Росморпорт»

Это совсем не новость, что Калининградская область как эксклав России уязвима в части транспортного сообщения с другими регионами. Достаточно посмотреть на географическую карту, чтобы понять, что область полностью окружена Литвой и в случае «невозможного» связанность с другими регионами обеспечивает только морской путь.

А. Сидоров

Соответственно, чтобы обезопасить страну от возможной блокады, следовало активно развивать морской флот, поскольку ж/д и автодороги и так достались от СССР, а вот транспортного флота под российским флагом на Балтике сегодня явно недостаточно. С гибелью мощной эскадры Балтийского морского пароходства 30 лет назад здесь так и не создали ни одной крупной судоходной компании. Хотя с 2014 года, а то и ранее, политическая ситуация прямо требовала со стороны ответственных товарищей иметь в регионе соответствующий тоннаж. И если частники, возможно, не видели в этом экономического смысла, то это должно было стать задачей государства в свете гарантии транспортной независимости России. Тем более что опыт создания государственных судоходных компаний в стране имелся и весьма успешный.

Неоправданная беспечность

Но, конечно, 20 лет назад, когда между Россией и Евросоюзом принималось «Совместное заявление о транзите между Калининградской областью и остальной территорией РФ» в связи с согласием на вступление Литвы в ЕС и НАТО, никто не озаботился, что это «невозможное» может когда-нибудь взять и наступить. А ведь звучали голоса экспертов отрасли и представителей региона, что не стоит так доверяться соседям, что Россия должна на Балтике иметь свой торговый флот как гарант транспортной доступности калининградского эксклава. Напротив, поощрялся бизнес, который строил у них терминалы и предприятия, заваливал порты прибалтийских лимитрофов российским экспортом.

Они же кормились с транзита и, как выяснилось, держали камень за пазухой. И вот 18 июня 2022 года «невозможное» стало возможным – зная, что у России нет достаточного морского тоннажа в регионе, Литва заявила, что прекращает транзит в Калининградскую область половины номенклатуры грузов, попавших под санкции ЕС. По словам губернатора области А. Алиханова, это строительные грузы, цемент, металлы и другие жизненно важные товары.

Вскоре оказалось, для Литвы это только начало провокации, поскольку повела себя подобно мелкому хулигану, затеявшему драку с оглядкой на большого дядю за спиной. В Совфеде РФ обратились к ЕС с предложением «исправить ситуацию с блокадой Калининграда со стороны Литвы, иначе у России будут развязаны руки для решения этого вопроса любыми способами». В ответ Европейская комиссия пообещала уточнить перечень и количество товаров, которые Россия сможет ввозить в область через Литву.

В свою очередь первый вице-премьер правительства А. Белоусов также заявил, что «введенные Литвой ограничения по транзиту носят беспрецедентный характер и, несмотря на внешние ограничения, перевозки грузов и пассажиров должны быть обеспечены в полном объеме». Для этого, по его мнению, «требуется устойчивое развитие в регионе морских паромных линий».

Действительно, морские паромные линии могли бы стать решением проблемы связанности эксклава с другими регионами страны. И может, правда в будущем здесь появятся паромы в достаточном количестве. Да еще хорошо бы побольше нынешних, например, типа «Клайпеда», двухпалубных, с железнодорожным и автотранспортом на борту, каютами для пассажиров, которые отлично зарекомендовали себя в советском периоде на линии Клайпеда – Мукран. Только когда еще это будет, а флот нужен здесь и сейчас. Ведь при наличии достаточного тоннажа, ни о какой блокаде региона с миллионом человек населения и речи не могло бы быть.

Более того, в ответ на провокацию, если бы она вообще в таком случае состоялась, могли бы перекрыть движение грузов по российской территории на Прибалтику, что уничтожило бы транспортный комплекс лимитрофов.

В сложившейся ситуации в Кремле надеются разрешить проблему миром и рассчитывают на здравый смысл, «при этом прорабатывается и наихудший сценарий», – сообщил пресс-секретарь президента Д. Песков.

Но губернатор области А. Алиханов настроен самым решительным образом, и его можно понять – он за все отвечает перед избирателями.

– Мы уже исчерпали установленные европейцами лимиты на перевозки ж/д транспортом части номенклатуры грузов, например, на отдельные виды железа, стали, нефти и нефтепродуктов, удобрений, антифриза, лесоматериалов. В общем, достаточно большая номенклатура, по которой у нас уже нет этих вот возможностей из-за установленных квот, – сказал он. И пояснил, что транзит попавших под санкции товаров с основной территории РФ в Калининград и обратно через ЕС ограничен лимитами. Евросоюз, по его словам, учитывает, соответствует ли объем перевозок среднеарифметическому объему привезенных в регион товаров по железной дороге в течение 2019, 2020 и 2021 годов, рассчитывая средние объемы по каждому виду товаров отдельно на календарный год. Но «этот расчет не учитывает вообще никак грузы, которые перевозились автомобильным транспортом до того момента, как вводились санкционные ограничения.

По оперативным данным наших таможенных органов, автотранспортом в 2021 году в область с основной территории РФ было ввезено порядка 400 тыс. тонн грузов, которые попали под санкционные ограничения. С нашей территории вывезено было порядка 100 тыс. тонн грузов. То есть это полмиллиона тонн грузов. <...> Мы его не можем перевозить даже железнодорожным транспортом, хотя европейцы видят этот транзит в своей статистике. Но по какой-то причине не разрешают перевезти эти товары железнодорожным транспортом, хотя разрешили железнодорожный транзит», – подчеркнул он.

Губернатор добавил, что, учитывая позицию Литвы, в области опасаются прекращения возобновленного по рекомендации Европейской комиссии железнодорожного транзита в регион. «Боюсь, что литовские власти могут продолжить административные ограничения, которые постепенно приведут к тому, что мы потеряем возможность к транзиту именно в связи с действиями литовской стороны, а не позицией Евросоюза», – высказал он опасения.

И как в воду глядел, только возобновилось движение грузов по железной дороге, а литовский Siauliu bankas, через который шла оплата за транзит, заявил, что из-за санкций против России с 1 сентября прекращает все операции с российскими клиентами. На это власти Калининградской области сообщили, что ждут от литовской стороны документы, разъясняющие порядок оплаты, а также заявили, что считают препятствия в оплате транзита «имитацией исполнения решения Еврокомиссии» со стороны Литвы.

В качестве выхода из тупика литовцам предложили оплачивать транзит через счет, открытый в казначействе Литвы. «Если они не могут заставить работать литовские банки с нами, пусть заставят сами себя. Давайте мы откроем счет РЖД в казначействе Литвы и будем оплачивать платежи в отношении «Литовских железных дорог», – предложил А. Алиханов в ходе дискуссии в рамках Валдайского клуба.

Однако оказалось, что в МИДе Литвы считают, что «России самой следует найти способы, как она будет рассчитываться с Вильнюсом за транзит в Калининградскую область». Здесь, оглянувшись на большого дядю за спиной, уверенно заявили, что «не видим своей ответственности за перевозки транзитных грузов в Калининград».

Удар, еще удар

В ответ временный поверенный в делах России в Литве Сергей Рябоконь назвал этот шаг новым ударом по транзиту в Калининградскую область через Литву, «только в другом направлении». А «виновник торжества» Siauliu bankas в свою очередь отметил, что «выясняет ситуацию с ответственными учреждениями».

Одновременно, видимо на всякий случай, Служба расследований финансовых преступлений Литвы допустила исключения из санкционного режима при обслуживании платежей за калининградский транзит, «однако каждая ситуация будет оцениваться индивидуально». Другими словами, все у них под тотальным контролем. Мол, утритесь, русские, сколько и чего захотим, того вам и разрешим завезти.

В сложившихся условиях полного беспредела и нарушения всех договоренностей со стороны Литвы, поощряемой ЕС и США, Россия продолжает вести себя сдержанно и корректно, терпеливо не демонстрируя даже признаков силового подхода. По словам посла по особым поручениям МИД РФ Алексея Исакова, «продолжим работать над полноценным восстановлением калининградского грузового транзита. Наша принципиальная позиция – он должен быть полностью и однозначно выведен из-под действия нелегитимных односторонних санкций Евросоюза и функционировать исключительно на основе имеющихся международных договоренностей с Литвой и Евросоюзом, политических обязательств с их стороны», – сказал он, выступая на площадке клуба «Валдай».

По словам дипломата, в ситуации с калининградским транзитом речь, «по сути, идет о внутренних перевозках, а не экспортно-импортных операциях». И попытки ЕС регулировать экономическое взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами являются, по сути, грубым вмешательством во внутренние дела нашей страны, что недопустимо», – заявил он.

Тем не менее, как отметил А. Исаков, «на сегодняшний день можно говорить о том, что пока нам удалось избежать наихудшего варианта развития ситуации вокруг калининградского грузового транзита». «Определенные развязки с ЕС и Литвой в результате активных дипломатических усилий с нашей стороны в итоге были найдены и идут в правильном направлении», – пояснил временный поверенный.

Однако подчеркнул, что «найденные решения в отношении грузовых железнодорожных перевозок можно рассматривать исключительно как промежуточные и ситуация по-прежнему далека от нормальной». Он также сообщил, что при осложнении грузового транзита Россия примет ответные меры, они уже подготовлены. «Меры ответные проработаны в межведомственном формате, и в случае необходимости будут приняты решения о том, чтобы принять их», – сказал он.

Конечно, на дипломатическом языке критическая ситуация с ограничениями литовской стороной калининградского транзита звучит более-менее благопристойно, но хочется сказать по существу – мы имеем дело с настоящим разбоем, демонстрацией силы и издевательским отношением к России. И не так уж важна цель, с которой они это делают. Важно, что посмели это делать с великой ядерной державой на глазах всего мира и безнаказанно. Пока?

Нужно 22 парома

А руководитель области спустя два месяца уговоров-переговоров с невменяемыми русофобами наконец прямо заявил о том, что было ясно с первого дня блокады – ситуацию могут реально стабилизировать только морские перевозки грузов, а для этого, по его подсчетам, нужно иметь на линии примерно 22 судна типа работающего здесь парома «Маршал Рокоссовский», второй, «Генерал Черняховский», ожидается в сентябре.

Он пояснил, что «вопрос о потребности судов для полного закрытия грузового транзита на сегодня не имеет ответа. Есть разные типы судов для разных грузов. Мы исходим из того, что если брать средний объем грузов за последние несколько лет, то нам нужно примерно 22 судна, которые имеют грузооборачиваемость 1 млн 100 тыс. тонн ежегодно. Это такой тип судна, как железнодорожный паром «Маршал Рокоссовский». При этом нам надо будет иметь и какой-то запас», – сказал А. Алиханов.

По его словам, «власти региона хотели бы, чтобы Минтранс и транспортные компании обеспечили линию таким количеством судов, и это позволило бы полностью перейти на работу через этот морской мост». Более того, «это также развязало бы нам руки для того, чтобы нашему государству принимать возможные ответные меры в отношении государств Прибалтики, которые так себя ведут в отношении Калининградской области», – пояснил он. И продолжил: «Посмотрите на карту. Без России экономики стран Прибалтики просто не существует. У нас рычаги очень серьезные, и пора им объяснить, что будет, если они не перестанут издеваться над миллионом с лишним человек, которые живут и работают в Калининградской области», – заключил он.

По данным губернатора Калининградской области, к концу сентября на маршрутах морского грузового транзита будут работать до 12 судов, и все грузовые места на судах уже давно забронированы.

Кстати, недавно руководитель области на встрече с вице-премьером – министром промышленности и торговли Д. Мантуровым попросил его рассмотреть поддержку проектов в судостроении и судоремонте. Чуть ранее с аналогичной просьбой строить транспортный флот в Минпромторг также обратился и глава Минсельхоза Д. Патрушев. Как-то вдруг выяснилось, что у бизнеса нет отечественных балкеров для экспорта богатых урожаев зерновых.

В итоге этих размышлений вдруг возникла аналогия с известным выражением прошлых лет – строй флот или проиграешь! В самом деле, а вдруг эта блокада, как и другие санкции, пойдет России на пользу. В том смысле, что помимо крупных проектов по строительству автомобильных и железных дорог, авиации власть обратит внимание и на строительство морского транспортного флота, без которого, как и следовало понимать, ни о какой транспортной независимости России и речи быть не может.

Х   Х   Х

В настоящее время перевозки грузов по морю в Калининградскую область из других регионов РФ осуществляются по двум регулярным линиям: Усть-Луга – Балтийск и Бронка – Калининград. На маршруте Усть-Луга – Балтийск работают железнодорожные паромы «Амбал», «Балтийск» и «Маршал Рокоссовский», а также судно типа ro-ro/lo-lo «Урса Майор». На маршруте Бронка – Калининград грузы перевозят сухогрузы «Холмогоры», «СТК-1004», «СТК-1019» и «СТК-1023.

Морские вести России №11 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика