Приморские берега станут чище - Морские вести России

Приморские берега станут чище

20.03.2022

Транспортная политика

Приморские берега станут чище

Фото: minvr.gov.ru

В стране набирает обороты большая приборка на берегах морей, озер и рек. Это случилось после подписания президентом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (об удалении затонувшего имущества) уточнившего наконец механизм и порядок удаления затонувших плавсредств. Уж сейчас в преддверии летнего периода в регионах начали проявлять активность в этом отношении, выявляя объекты предстоящей работы, а также их собственников.

Перестанут мешать судоходству

Так, на побережье Приморья обнаружены более 90 затонувших объектов, треть из которых необходимо поднять в первую очередь в ближайшие три года, заявили в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства края.

Следует напомнить, что в конце января вице-премьер правительства В. Абрамченко заявила, что в 2022 году на Дальнем Востоке планируется поднять для последующей утилизации почти 70 затонувших судов, на эти цели выделили 4 млрд рублей. Всего же к 2024 году, по ее словам, планируется «утилизировать 213 судов, которые перестанут мешать судоходству, рыболовству и наносить вред окружающей среде».

В краевом Минтрансе уточнили, что капитанами морских портов ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» проведены работы по уточнению затонувших объектов в морских портах и прилегающих к ним акваториях в границах Приморского края, составлен перечень из 91 объекта затонувшего имущества, из которых 27 затонувших судов определены первоочередными для подъема в 2022-2024 годах.

Кроме того, пояснили, что в крае реализуется федпроект «Генеральная уборка», одна из целей которого – ликвидация бесхозных объектов накопленного вреда окружающей среде, подъем и утилизация затонувшего имущества в морской акватории по результатам оценки причиненного ей вреда. Для реализации проекта предусмотрено финансирование из федбюджета, средства направят в бюджеты регионов для компенсации затрат на удаление затонувшего имущества.

В краевом Минтрансе добавили, что «сегодня ведется разработка регионального экологического проекта «Генеральная уборка». Со стороны Приморского края ответственным за реализацию регионального проекта органом исполнительной власти является краевое Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Начало работ запланировано на текущий год. Для этого заключается госконтракт со специализированной организацией в целях проведения водолазных обследований, разработки документации и проведения работ по подъему плавсредства.

Поднимут и продадут

В Приморье специалисты в 2022 году поднимут шесть затонувших судов в бухтах Золотой Рог, Старка, Новик, а также в районе острова Рейнеке. Проект рассчитан пока до 2024 года, в его рамках будут подняты 27 судов: шесть в 2022 году, 13 – в 2023-м, еще восемь – в 2024-м. На эти цели предусмотрены средства федбюджета. Часть денег планируется вернуть за счет продажи этих объектов для дальнейшей переработки», – цитирует пресс-служба правительства Ккая заместителя председателя правительства Приморья Елену Пархоменко.

Суда будут убирать в морских акваториях за пределами портов. Сейчас идет корректировка и уточнение программы.

– Комплексного решения вопроса до принятия этой программы не было, и долгое время проблема лишь усугублялась, пополняя наши прибрежные морские территории все новыми и новыми затонувшими объектами. Теперь же есть реальный механизм и финансирование для того, чтобы качественно изменить ситуацию, – отметила Е. Пархоменко.

Следует пояснить, что проект «Генеральная уборка» разработан Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Главная его цель – решение многолетней проблемы с экологически опасными объектами, которые нужно ликвидировать на всей территории страны. В его рамках планируется в том числе инвентаризация объектов накопленного вреда на территории страны, а также оценка их воздействия на жизнь и здоровье населения. По итогам обследования и оценки будет проводиться их ликвидация.

Кроме того, проект включает мероприятия по подъему и удалению затонувших в акватории Дальневосточного федерального округа судов. По данным регионов, на территории страны выявлено более 250 затонувших судов, доступных для подъема с береговой линии.

Инновационный подход

– Летом «Атлантис» проведет в Приморье испытания низкозатратной технологии подъема затонувших объектов и судов, которая позволяет значительно упростить и удешевить процесс, – сообщил главный инженер компании Семен Климовский.

И пояснил некоторые детали. Оказалось, что согласно первоначальному плану финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) рабочий прототип технологии в компании должен был появиться только в 2023 году, но благодаря поддержке губернатора и правительства Приморского края («Атлантис» стал победителем конкурса инновационных проектов «Приморский старт») к «испытаниям в условиях реальной морской акватории мы сможем приступить уже летом 2022 года», – рассказал он ТАСС.

Касательно самой технологии выяснилось, что она позволяет поднимать из воды затопленный мусор, объекты, например, грузовые контейнеры, а также затонувшие суда. Она подразумевает, что в объект помещаются специальные гибкие пластиковые секции, которые наполняются воздухом и заполняют объект, создавая подъемную тягу и поднимая его к поверхности воды. На глубине до 50 метров такие секции надуваются воздухом, подаваемым с поверхности, а на глубинах более 50 метров – с помощью химического состава. Технология позволяет «отказаться от использования тяжелой техники и существенно сократить применение водолазных работ, особенно на последующем этапе автоматизации технологии», – пояснил С. Климовский.

Во время работы над технологией подъема объектов специалисты столкнулись с рядом сложностей: в частности, верхние перекрытия судов в силу конструктивных особенностей разрушаются первыми и объемов на корпусе, которые могли бы заполнить созданные компанией гибкие секции, нет.

В таком случае, говорит С. Климовский «мы видим оптимальным решением подводный дрон, с помощью которого можно наваривать на судно крепления, позволяющие зацепиться нашим гибким секциям». Кроме того, он считает, что дрон можно было бы использовать для решения и других задач – например, ремонта судна на ходу.

– К сожалению, готовых аналогов, удовлетворяющих нашим требованиям, найти не удалось, поэтому в план НИОКР на 2022 год мы включили разработку такого аппарата. У нас существуют собственные наработки в области мобильной подводной робототехники, но в них есть масса «узких» технологических моментов, и мы бы хотели пригласить к диалогу и потенциальному сотрудничеству тех, кто занимается подводной робототехникой, гидроакустикой, подводным 3D-сканированием», – заявил главный инженер компании.

Он также отметил плодотворное сотрудничество между «Атлантисом» и Дальневосточным федеральным университетом (ДВФУ) по направлению подводной робототехники, хорошо развитому в вузе.

– У нас сложились прекрасные отношения с ДВФУ, мы активно обмениваемся опытом, привлекаем научных сотрудников ДВФУ в качестве экспертов, организуем стажировки для студентов с возможностью включения в реальную практическую работу, – заключил он, добавив, что компания является резидентом технопарка «Русский» и участником «Сколково» с 2021 года.

Затонул причал

К сожалению, параллельно с усилиями по очищению морских берегов от затонувшего флота и сохранению экологии морей продолжаются крушения судов. Так, прямо у причала Зарубинской базы флота 2 февраля затонул РС «Акванавт». С борта успели спастись 14 членов экипажа, но один человек погиб. Возбуждено уголовное дело по факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшего по неосторожности смерть человека.

Кроме того, возбуждено дело об административном правонарушении из-за загрязнения нефтепродуктами акватории бухты Троица, сообщило Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора. На борту судна было 27 тонн дизельного топлива и 1 тонна моторного масла.

– В ходе проведения осмотра акватории бухты в месте затопления зафиксировано загрязнение водного объекта нефтепродуктами и плавающим производственным бытовым мусором. Площадь загрязнения нефтепродуктами составляет примерно 2400 кв. м. С целью предотвращения дальнейшего распространения загрязнения вокруг РС «Акванавт» установлены боновые заграждения. Управлением возбуждено административное дело и назначено расследование по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ («Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение») в отношении ООО «Примкраб», – говорится в сообщении.

Осмотр показал, что из-за негерметичности топливных танков судна дизтопливо начало попадать в воду. При этом, несмотря на установленные боновые заграждения двойным контуром, специалисты зафиксировали попадание нефтепродуктов в акваторию водного объекта за их пределы. Ликвидацию загрязнения ведет ФГБУ «Морспасслужба» Росморречфлота.

Вице-премьер В. Абрамченко поручила Росрыболовству и Ространснадзору провести расследование обстоятельств затопления судна. В частности, в ходе совещания Росприроднадзору поручено обеспечить проведение оценки экологических последствий аварии и совместно с Морспасслужбой не допустить попадания топлива в воду при подъеме затонувшего судна.

Сейнер «Акванавт» принадлежит компании «Примкраб», оно было построено в Японии в 1980 году, работало под российским флагом. Его длина 33,2 м, ширина – 6,38 м.

На реках Подмосковья станет чище

Для очистки рек Московская область рассчитывает получить 1,5 млрд рублей из федбюджета. В том числе более 60 млн рублей могут выделить на работы на реке Нахабинке в Красногорске, сообщает РИАМО со ссылкой на депутата Мособлдумы Сергея Маликова.

В стадии разработки находится 11 проектов очистки водных объектов области, рассказал депутат. В результате Московская область станет крупнейшим реализатором нацпроекта «Экология», – сказал Сергей Маликов.

Он добавил, что смог привлечь 66 млн рублей федсредств на работы по очистке реки Нахабинки в пределах Красногорска. «Сейчас проект разыгран, экспертиза пройдена, и Московская область будет выходить на получение субвенции на реализацию этого проекта», – отметил депутат.

Также С. Маликов рассказал, что в настоящее время проводится первый этап работ по очистке Клязьмы. В перспективе второй и третий этапы.

– Река огромная и должна быть вычищена вся. В первую очередь надо восстановить и реконструировать очистные сооружения либо просто их сделать. Потому что, если где-то инфраструктура не создана, чистить водный объект бесполезно. В целом объемы серьезные – будет извлечено около 300 тыс. куб. м донных отложений, – отметил он.

По словам депутата, в Подмосковье также будет запущен большой проект – «Чистые берега». По его словам, «озера и реки в муниципалитетах будут убираться системно в масштабе всей области, в том числе с помощью муниципалитета, общественников и непосредственно жителей». И добавил: «Мы будем продолжать акции, которые члены палаты молодых депутатов вместе с «Водой России» организуют в муниципалитетах».

О принимаемых мерах по очищению подмосковных рек сообщил «Канал имени Москвы», который обнаружил девять затопленных судов.

Согласно федеральному законодательству, ФГБУ «Канал имени Москвы» информирует собственников о необходимости поднятия затонувшего имущества в срок, установленный п.п. 4 и ст. 47.1 КВВТ РФ.

В частности, учреждение обнаружило пять дебаркадеров и четыре судна в Ярославской и Вологодской областях. И если собственники проигнорируют законные требования, права на данное имущества определятся в соответствии с законодательством РФ.

Морские вести России №2 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ