За чистоту Черного моря - Морские вести России

За чистоту Черного моря

17.03.2022

Транспортная политика

За чистоту Черного моря

Фото: Артур Папян, Новороссийск

Международный день Черного моря появился в экологическом календаре 31 октября 1996 года в день подписания природоохранными министрами шести прибрежных стран – России, Грузии, Украины, Турции, Болгарии и Румынии – Стратегического плана действий по защите и восстановлению природных ресурсов Черного моря.

В преддверии 25-й годовщины этого события ФГБУ «АМП Черного моря» инициировало проведение традиционных мероприятий, посвященных вопросам обеспечения экологической безопасности в морских портах бассейна, бережного отношения к экологии Черного моря, а также воспитания экологической культуры у подрастающего поколения.

Анна Корчагина, Новороссийск

В начале сентября этого года в АМП Черного моря был создан оргкомитет по проведению мероприятий, посвященных Международному дню Черного моря, под председательством руководителя АМП Евгения Тузинкевича.

В состав оргкомитета вошли руководитель Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Евгений Золотухин, ректор ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова Сергей Кондратьев, руководитель Научно-координационного океанологического центра Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН Сергей Шаповалов, директор филиала КубГУ – Новороссийского учебного и научно-исследовательского морского биологического центра Ирина Матасова, председатель Общественной палаты г.Новороссийска Сергей Цымбал, а также капитаны морских портов Новороссийск, Сочи, Туапсе, Геленджик, Анапа, Тамань, Керчь, Феодосия, Ялта, Севастополь и Евпатория.

Основным мероприятием стала видеоконференция «Обеспечение экологической безопасности в морских портах Черного моря», модерировал которую заместитель руководителя АМП Олег Зуйков.

Экологическая деятельность в черноморских портах

Новороссийск

Об организации системного аварийного реагирования при разливах нефти на примере Новороссийского портового комплекса доложил руководитель Группы предупреждения, предотвращения и организации ликвидации загрязнения акватории морского порта Вячеслав Бердников.

По его данным, в 2020 году объем отгрузки нефти и нефтепродуктов на причалах Новороссийского порта составил более 142 млн тонн, а по состоянию на 19.11.2021 г. – около 87 млн тонн. Снижение объемов произошло за счет сокращения числа бункеровок транзитных судов.

Несмотря на это, сохраняются потенциальные риски аварийных происшествий с разливами нефти в акватории порта.

Нормативная ответственность за предотвращение и ликвидацию аварийных разливов нефти лежит на участниках хозяйственной деятельнос-ти, которые формируют финансовые резервы, технические средства и персонал спасателей нештатных и профессиональных аварийно-спасательных формирований для работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Вопросы системной организации мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнений в акватории порта находятся в ведении капитана морского порта.

В этой части деятельности судоходная акватория Новороссийской бухты подвергается регулярной очистке техническими средствами операторов морских терминалов, благодаря сохранившимся с советского периода пяти специализированным судам-нефтемусоросборщикам.

Как отметил В. Бердников, на практике значительная часть загрязнений акватории порта, в том числе нефтепродуктами, происходит из береговых водовыпусков коммунальных коллекторов, малых рек, а также из открытого моря в результате заносов течениями плавающих загрязнений. АМП Черного моря и капитаны портов являются составной частью функциональной подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, других вредных веществ в море не только с судов, но и с береговых объектов, независимо от их ведомственной и национальной принадлежности.

По словам докладчика, проведение операций по ликвидации разливов нефти (ЛРН) с транспортных судов имеет свои особенности. Косвенно или солидарно ответственность возникает у оператора морского терминала, если разлив произошел у причала, и у бункеровочной компании, если перелив топлива с бункеруемого судна произошел при бункеровке.

Реагирование на загрязнения моря нефтью из неустановленного источника, незначительные и несобираемые техническими средствами, практикуется с участием АЧФ ФГБУ «Морспасслужба» путем обработки загрязнений сорбентом и последующей утилизации. На эти случаи у АМП Черного моря заключен договор с данным учреждением на оказание услуг по несению аварийно-спасательной готовности, а также готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морском порту и на подходах к нему. Однако в случаях массивных загрязнений выполнение операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов под эгидой капитана порта содержит риски невозмещенных затрат.

Несмотря на высокий уровень угроз аварийности риск-пула порта, статис-тика инцидентов с разливами нефти, по словам В. Бердникова, удерживается на уровне единичных случаев: в 2017 г. – 0, в 2018 г. – 1, в 2019 г. – 3, в 2020 г. – 0, в 2021 г. – 1.

Новороссийск: КТК-Р

Случаев разливов нефти и нефтепродуктов в 2020 году в порту Новороссийск не было зафиксировано. А вот в статистику 2021 года войдет авгус-товский инцидент с разливом сырой нефти на нефтяном терминале АО «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК-Р) из-за повреждения в системе подачи нефти на выносное причальное устройство ВПУ-1.

Все действия по ликвидации разлива нефти осуществлялись в рамках объектовой ответственности КТК-Р, были привлечены штатные технические средства – 4 мобильных нефтесборных ордера. В результате проведенных мероприятий по ЛРН с поверхности воды было собрано порядка 200 м3 неф-

тепродуктов. Работы по доочистке загрязненных акваторий, а также береговой полосы продолжались неделю (с 7 по 13 августа 2021 г.).

Участвовавший в видеоконференции заместитель руководителя Черноморо-Азовского морского управления Рос-природнадзора Денис Савичев доложил, что по итогам расследования на КТК-Р составлен протокол об адми-нистративном правонарушении и компании предъявлен ущерб на сумму свыше 4 млрд рублей за загрязнение объектов окружающей среды. Данный аварийный инцидент, по словам докладчика, станет катализатором проведения внеплановых проверок предприятий портовых комплексов Краснодарского края, Ростовской области, Республики Крым и города Севастополя.

Как сообщил Д.Савичев, в целом по итогам 2020 года в результате контрольно-надзорных мероприятий инспекторами ЧАМУ Росприроднадзора в отношении нарушителей природоохранного законодательства было наложено штрафных санкций на сумму 47 млн рублей, а на день проведения конференции в 2021 году – уже 105 млн рублей. Такое существенное увеличение выявленных нарушений говорит о снижении ответственности природопользователей при соблюдении природоохранных норм и требований.

Конечно, нельзя отрицать факта влияния коронавирусной инфекции, но, тем не менее, ведомство считает необходимым призвать все организации, осуществляющие свою деятельность в портах Черного моря, строго следовать букве закона и не допускать загрязнения окружающей среды.

Туапсе

Капитан морского порта Туапсе Игорь Хочолава также отметил важность эффективного обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности в портах АМП Черного моря в целом и в порту Туапсе в частности. Ведь Черное море является особым районом в контексте действующей Бухарестской конвенции о защите Черного моря от загрязнения, Международной конвенции МАРПОЛ 73/78, а территории и акватории портов примыкают к рекреационным курортным зонам. Кроме того, грузовые терминалы часто располагаются практически в самом центре городской территории как в порту Туапсе, так и в других черноморских портах.

Грузооборот порта Туапсе в 2020 году составил 26,83 млн тонн, из них 16,82 млн тонн – нефтепродукты, а за 9 месяцев 2021 года – 19,62 млн тонн, из них 12,55 млн тонн – нефтепродукты.

Для снижения антропогенной нагрузки предприятиями Туапсинского портового комплекса при активном участии Службы капитана порта разработаны и введены в эксплуатацию новейшие системы обеспечения экологической безопасности:

– АО «Туапсинский морской торговый порт» в июне 2020 года начато строительство очистных сооружений промышленно-ливневой канализации для очистки стоков и недопущения загрязнения акватории порта (окончание строительства первой очереди планируется в декабре 2021 года); к 6 имеющимся установкам орошения закуплены 2 новые, более мощные установки для предотвращения пыления при погрузке угля на сухогрузном районе; закончены работы по ограждению периметра сухогрузного района, включая территорию бывшего СРЗ, звукопылезащитными экранами высотой

6 м и длиной более 500 м;

– ООО «РН – Морской терминал Туапсе» завершено комплексное обслуживание и гидравлические испытания всех трубопроводов от объектов терминала до глубоководных причалов №1а и №1б и причалов нефтерайона порта (причалы №1-5), вынесенных из почвы на поверхность, что позволило полностью исключить дренирование нефтепродуктов из изношенных подземных продуктопроводов в акваторию порта; в целях снижения риска возникновения аварийных ситуаций с экологическими последствиями проведены капитальные ремонты стендеров на причалах нефтерайона, глубоководного комплекса и системы защиты трубопроводов комплекса от гидроударов.

Тем не менее, И. Хочолава с сожалением констатировал, что имеются случаи загрязнения водной поверхности и береговой черты в результате жизнедеятельности города и халатного отношения отдельных предприятий к охране окружающей среды. Так, 23 мая этого года в границах акватории порта произошел выброс нефтесодержащих вод через коллектор глубоководного выпуска сточных и канализационных вод городских очистных сооружений.

В установленные сроки все силы и средства аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в порту, были приведены в повышенную готовность и направлены в район выброса. Своевременно были оповещены все контрольно-надзорные органы власти.

Выбросы нефтесодержащих вод продолжались до 3 июня, и все это время под руководством капитана порта продолжалась операция по локализации и ликвидации последствий загрязнения. С поверхности акватории было собрано более 32 м3 нефтесодержащей вод-ной эмульсии, использовано 1,7 т сорбента. По факту загрязнения морской среды определен ущерб и возбуждено уголовное дело. К сожалению, на сегодняшний день источник загрязнения не определен, ведется следствие.

По словам И.Хочолавы, в текущем году имели место и случаи загрязнения акватории порта нефтепродуктами при проведении бункеровочных операций: 7 июня при бункеровке сухогруза Erhan с танкера-бункеровщика «Иван Поддубный» у причала №12а в результате слабого контроля со стороны экипажа сухогруза произошел разлив бункерного топлива (мазута); 11 августа при бункеровке танкера SW Cap Ferrat с танкера-бункеровщика «РН Туапсе» у причала №2 в результате слабого контроля со стороны экипажа SW Cap Ferrat произошел разлив бункерного топлива (мазута) через вентиляционную трубу топливной цистерны на кормовую палубу танкера.

Оба судна в момент разлива были обонованы, и попавший в море мазут не распространился по акватории порта. Загрязнения были оперативно ликвидированы, а суда задержаны до выяснения обстоятельств.

Планы ЛРН, риски и резолюция

Как было отмечено на конференции, полностью осознавая возможные рис-ки, связанные с деятельностью хозяйствующих субъектов в морских портах, повышенное внимание ФГБУ «АМП Черного моря» уделяет мероприятиям, направленным на отработку взаимодействия подразделений служб капитанов портов с аварийно-спасательными формированиями в целях предотвращения и ликвидации последствий возможных аварий.

Базовыми документами, регламентирующими порядок действий сторон, выступают Планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (Планы ЛРН), которые разработаны для всех портов, подведомственных АМП.

Отработка процедур развертывания, оповещения, проверка оснащенности и достаточности сил и средств АСФ для ликвидации разливов осуществляется в результате проведения комплексных учений. В текущем году комплексные учения состоялись в портах Тамань и Севастополь. А в портах Туапсе и Сочи были проведены командно-штабные тренировки по отработке взаимодействия при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море, ликвидации аварийных разливов нефти и неф-тепродуктов.

Также под руководством капитанов портов проводятся тренировочные учения перед утверждением Планов ЛРН хозяйствующих субъектов, заявляющих о своих намерениях по осуществлению бункеровочной деятельности.

В ходе обсуждений вопросов экологической безопасности прозвучала информация о том, что сегодня очень активно развивается морской порт Тамань – фактически ежемесячно прирастает грузооборот. Так, в октябре текущего года был установлен очередной месячный рекорд по грузообороту: перевалено 3,74 млн тонн грузов, из которых основную часть составляет уголь – 2,53 млн тонн, нефтепродукты – 776,9 тыс. тонн, зерновые – 267,13 тыс. тонн. Для сравнения: за октябрь прошлого года в порту перевалено 2,25 млн тонн грузов. Об этом рассказал заместитель капитана порта Тамань Вячеслав Мнацаканян.

Он также сообщил, что Службой капитана порта проводится ежедневный мониторинг грузовых терминалов и акватории порта с целью контроля соблюдения требований экологической безопасности, в том числе выполнения мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения акватории.

Капитан морского порта Севастополь Александр Стрижак подчеркнул необходимость модернизации портового флота и технических средств, обес-печивающих прием судовых отходов в Севастопольском порту, для совершенствования качества оказываемых услуг и предотвращения загрязнения окружающей среды отходами, поскольку сохранение чистоты акваторий портов может быть достигнуто только при комплексном решении экологических задач. По словам А.Стрижака, эти проб-

лемы актуальны как для Севастополя, так и для всех портов Республики Крым.

Проблемным вопросом в обеспечении экологической безопасности остается бункеровка маломерных судов. На этом акцентировали внимание участников конференции капитан порта Анапа Владимир Леви и капитан порта Геленджик Владимир Агибалов.

По их информации, с каждым годом увеличивается количество маломерных судов, используемых как для личного отдыха на воде, так и для коммерческих перевозок пассажиров, а цивилизованный, безопасный процесс их заправки топливом до сих пор не налажен. Из-за отсутствия стационарных топливозаправочных станций для маломерного флота процесс сводится к ручной заправке из канистр, что, естественно, может привести к многочисленным разливам нефтепродуктов и нанесению ущерба окружающей среде.

Вопросам изучения загрязнений извлеченного грунта при дноуглубительных работах в портовых акваториях было посвящено выступление директора Новороссийского учебного и научно-исследовательского морского биологического центра Ирины Матасовой. Она отметила важность взаимодействия государственных структур, хозяйствующих субъектов и ученых в обозначенной сфере деятельности.

Итогом прошедшей видеоконференции стала Резолюция, в которой были отмечены наиболее актуальные экологические проблемы развития причерноморских территорий, сформулированы приоритетные направления снижения антропогенной нагрузки и предотвращения деградации черноморских экологических систем, а также предложены новые механизмы взаимодействия власти, частного бизнеса, населения, экологических и общественных организаций.

Экологическое образование и воспитание

Проведение дней Черного моря имеет большое значение для повышения уровня экологического образования и культуры среди молодежи. В этом году в рамках мероприятия для учащихся школ и колледжей Новороссийска впервые были организованы мастер-классы по природоохранной тематике, которые на высоком профессиональном уровне провели члены оргкомитета.

Так, для курсантов Транспортного колледжа ГМУ им. адмирала Ф.Ф.Ушакова руководитель Научно-координационного океанологичес-кого центра Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН Сергей Шаповалов провел занятие в онлайн-формате, посвященное науке об океане и состоянию черноморских экосистем. А для школьников города директор Новороссийского учебного и научно-исследовательского морского биологического центра Ирина Матасова провела мастер-класс на тему: «Морские водоросли как индикатор состояния Черного моря». Юные экологи смогли узнать о том, какие исследования проводят в учебном центре, как отбираются пробы водорослей, увидеть, как выглядят наиболее распространенные представители зеленых и бурых водорослей под микроскопом.

Традиционно на днях Черного моря прошел фотоконкурс учащихся «Черное море мое». Всего на конкурс поступило 140 работ, география участников распространилась от Новороссийска до Севастополя, возраст – от 6 до 20 лет.

В номинации «Экология Черного моря» 1-е место заняла работа Софии Маркиной (7 лет, г.Новороссийск) под названием «Море возвращает человеку то, что он выбросил». В номинации «Сокровища Черного моря» победила работа «Подводный гость» Елизаветы Пономарёвой (9 лет, г.Новороссийск). Первое место в номинации «Человек и море» жюри отдало работе «Парад буксиров» Ильи Никитина (8 лет, г.Туапсе). В номинации «Морской пейзаж» лучшей была признана работа «Наше красивое Черное море» Игоря Рассохина (7 лет, г.Новороссийск).

Наибольшее количество фоторабот в этом году поступило в номинацию «Мобильная фотография». Оргкомитетом было принято решение выделить в данной номинации две группы: «Морской пейзаж» и «Экология Черного моря», – первые места в них заняли соответственно работа «Великие волонтеры» Марии Ендрашко (11 лет, г.Новороссийск) и работа «Красота!» Леонида Подлесного (11 лет, г.Туапсе).

Специальный «Приз симпатий жюри» был присужден Александру Мирзатаеву (15 лет, г.Новороссийск) за цикл работ «Пример безграничных возможностей для детей с ограниченными возможностями».

Призерами фотоконкурса, занявшими со своими работами 2-е и 3-е места, стали Дмитрий Маркин, Яна Шамшура, Анна Прасолова, Арсений Хулоян, Амалия Ильяшенко, Тимофей Хомич, Влада Стряпухина (г.Новороссийск), Николай Кузьменко (г.Туапсе), Михаил Батаев (г.Севастополь). Все они были награждены дипломами и ценными подарками, а лауреаты получили благодарственное письмо от руководителя ФГБУ «АМП Черного моря» Евгения Тузинкевича.

Уже на протяжении двух лет на формат мероприятий, проводимых в рамках Международного дня Черного моря, оказывает влияние пандемия коронавирусной инфекции COVID-19. Тем не менее, при соблюдении всех противоэпидемиологических мер их удается провести с пользой для экологии Черноморского региона.

Совместные усилия всех заинтересованных сторон, конструктивный диалог между профессионалами, вовлечение в экологическую повестку подрастающего поколения и широкого круга общественности, их знакомство с функционалом и работой служб капитанов морских портов, контролирующих органов, научно-исследовательских и экологических организаций, по мнению руководства АМП Черного моря, позволят достичь желаемого результата – поддержания равновесия экосистем Черного моря, предупреждения развития потенциальных рисков его загрязнения и воспитания стойкого убеждения у будущих поколений, что Черное море должно остаться чистым всегда.

1 место, работа «Великие волонтеры», Мария Ендрашко, 11 лет, г. Новороссийск

1 место, работа «Подводный гость», Елизавета Пономарева, 9 лет, г. Новороссийск

1 место, работа «Море возвращает человеку то, что он в него выбросил», София Маркина, 7 лет, г. Новороссийск

1 место, работа «Красота!», Леонид Подлесный, 11 лет, г. Туапсе

1 место, работа «Наше красивое Чёрное море», Игорь Рассохин, 7 лет, г. Новороссийск

1 место, работа «Парад буксиров», Илья Никитин, 8 лет, г. Туапсе

Морские порты №10 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ