Не только углеводороды и Арктика, но и позитивные тенденции - Морские вести России

Не только углеводороды и Арктика, но и позитивные тенденции

06.09.2021

Транспортная политика

Не только углеводороды и Арктика, но и позитивные тенденции

Фото: Фонд Росконгресс

В прошлом 2020 году из-за бушующей пандемии коронавируса власти были вынуждены отменить уже традиционный Петербургский международный экономический форум. Были сомнения насчет проведения мероприятия и в этом году, однако ПМЭФ-2021 все же состоялся. Причем прошел в комбинированной форме – и в классическом формате личного участия, и с использованием современных цифровых технологий.

В форуме приняли участие президент РФ Владимир Путин, мировые лидеры, руководители крупных российских и иностранных компаний и банков, ведущие эксперты из числа представителей науки, СМИ и бизнес-сообщества.

Ростислав Курёхин

Выступая на пленарном заседании, президент дал оценку ситуации в мировой экономике, уделил внимание внутренней деловой повестке, а также затронул вопросы социальной поддержки граждан, новых мер поддержки малого и среднего бизнеса, масштабных изменений в области экологии.

– Очевидно, что сейчас, на этапе посткризисного восстановления, важно не только выйти на устойчивую траекторию качественного роста, но и использовать открывающиеся возможности, эффективно развивать свои конкурентные преимущества, научный и технологический потенциал. И при этом крайне значимо сохранить, укрепить деловые, инвестиционные связи между странами, – сказал В. Путин.

За четыре дня работы площадку форума посетили свыше 13 500 участников из 141 страны, при этом 5000 из них – представители российских и иностранных компаний и 1500 из них – руководители.

По насыщенности программы и количеству мероприятий ПМЭФ-2021 не уступил предыдущему форуму. В рамках основной программы состоялось свыше 190 мероприятий, и более 80 мероприятий были организованы на тематических площадках.

Финансовые результаты сравнимы с прошлым форумом 2019 года. По итогам ПМЭФ-2021 было заключено около 800 сделок на общую сумму 3,8 трлн рублей.

В обзоре «МФ» – основные сделки и договоренности прошедшего события в отрасли.

Про портовую инфраструктуру

В рамках рабочей программы форума состоялось торжественное открытие после реконструкции морского пункта пропуска Пассажирского порта Санкт-Петербург. В результате реализации проекта площадь терминала порта выросла с 3,3 до 4,8 га.

Обновленный пункт позволит обслуживать в год 726 судов, в том числе 416 паромных. И обеспечит в общей сложности обслуживание до 45 тысяч транспортных средств в год.

Еще один крупный контракт в портовой сфере на ПМЭФ-2021 заключили генеральный директор компании АО «МХК ЕвроХим» Владимир Рашевский и губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. Речь идет о строительстве современного завода по производству метанола производительностью 2,5 млн тонн в год, метанопровода и портового терминала для отгрузки продукции.

Объем инвестиций в проект составит 132 млрд рублей, предполагается создать около 300 новых рабочих мест. Планируемый срок ввода – 2025 год.

Новое производство будет построено на территории промышленной зоны «Фосфорит» в Кингисеппском районе, где «Еврохим-Северо-Запад-2» уже строит завод по производству аммиака и карбамида.

НК «Роснефть» в ходе форума заключила 73 соглашения с партнерами на общую сумму 616,5 млрд рублей, некоторые из этих договоров касались и нашей отрасли.

Так, из числа заключенных соглашений более 50 направлены на реализацию проекта «Восток Ойл», который предусматривает освоение группы месторождений на севере Красноярского края. Общая сумма подписанных контрактов по проекту – 558,8 млрд рублей. Компания заключила договор с ЛенморНИИпроектом на проведение проектно-изыскательских работ по второму и третьему этапам строительства нефтеналивного терминала для обеспечения отгрузки товарной нефти проекта «Восток Ойл» объемом до 100 млн тонн в 2030 году.

Работы запланированы в три этапа. В рамках первого ведется строительство причала для обслуживающих судов и причалов для выгрузки строительных грузов. Будет произведено укрепление береговой линии, построен ряд вспомогательных сооружений. Второй этап предполагает строительство технологических причалов и объектов терминала. На третьем этапе будет обустроена акватория порта, установлено навигационное оборудование, сооружены объекты системы обеспечения безопасности мореплавания.

Общая длина вводимого причального фронта терминала «Порт бухта Север» составит 275 м. Планируется обеспечить готовность объектов для перевалки через морской терминал до 30 млн тонн нефти в год в 2024 году, до 50 млн тонн в 2027 году и до 100 млн тонн в 2030 году.

Про судостроение

В рамках ПМЭФ 5 июня на Адмиралтейских верфях был заложен пятый большой морозильный траулер проекта СТ-192. Серию из 10 (6 плюс 4 в опционе) судов петербургская верфь строит для Русской рыбопромышленной компании по условиям контракта, подписанного в октябре 2017 года в рамках госпрограммы инвестиционных квот. Их общая стоимость составит 65 млрд рублей.

В июле 2021 года завод планирует спустить на воду третий траулер проекта СТ-192 «Механик Сизов», а осенью сдать головной траулер серии «Капитан Вдовиченко». Сейчас на судне идут последние приготовления перед испытаниями.

Два крупных соглашения в части судостроения заключила Объединенная судостроительная корпорация.

Губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов и генеральный директор ОСК Алексей Рахманов подписали соглашение, согласно которому судостроительная отрасль региона будет обеспечена заказами до 2027 года.

Сейчас судостроение в регионе представлено двумя ярославскими предприятиями: ПАО «Ярославский судостроительный завод» и ООО «Паритет-Центр» – и тремя рыбинскими: АО «Судостроительный завод «Вымпел», ООО «Рыбинская верфь» и ООО «Верфь братьев Нобель». В отрасли трудятся около 3 тысяч человек.

Регион, в свою очередь, рассмотрит вопрос о предоставлении ОСК мер господдержки и участии компании в государственных программах на территории области.

Еще одно соглашение ОСК подписала с компанией ООО «Семаргл» в присутствии заместителя министра промышленности и торговли Алексея Ученова. Сотрудничество предполагает совместную работу в области автоматизации и роботизации технологических процессов, производства кранового оборудования и транспортных платформ, а также разработку и производство автоматизированных складских систем.

Российская производственно-инжиниринговая компания «Семаргл» была основана в 2009 году и занимается внедрением решений в области автоматизации склада и организации внутризаводской логистики.

При разработке систем «Семаргл» использует современные средства и технологии, что позволяет нашим клиентам существенно увеличить производительность, снизить издержки на складирование и перемещение материалов.

Про СПГ и судоходство

Российская компания «НОВАТЭК» и китайская Zhejiang Energy подписали базовые условия соглашения о поставках в Китай до 1 млн тонн сжиженного природного газа в год с проекта «Арктик СПГ – 2» в течение 15 лет. Соглашение было подписано 100-процентным дочерним обществом «НОВАТЭКа» Novatek Gas & Power Asia Pte. Ltd. и «дочкой» Zhejiang Provincial Energy Group – Zhejiang Energy Gas Group Co., Ltd.

По договору «НОВАТЭК» будет поставлять в Китай по 1 млн тонн СПГ в год для генерирующей компании Zhejiang Provincial Energy Group с проекта «Арктик СПГ – 2». Газ будет поставляться на условиях DES (поставка с судна в порту) на СПГ-терминалы Zhejiang Energy в Китае. Это второй контракт «НОВАТЭКа» по продаже газа с «Арктик СПГ – 2» прямому потребителю в Китае.

Мощность «Арктик СПГ – 2» составит 19,8 млн тонн в год, из которых по 10% долгосрочно законтрактуют четыре партнера «НОВАТЭКа» – Total, CNPC и CNOOC и консорциум Mitsui и JOGMEC. Таким образом, сам «НОВАТЭК» должен будет продавать 11,9 млн тонн из своего портфеля.

Плюс, учитывая планируемые поставки до 2 млн тонн СПГ в год в Китае через совместное предприятие с Sinopec и победу в тендере на поставку до 4 млн тонн СПГ в год для нужд новых электростанций во Вьетнаме, «НОВАТЭК» практически закрыл свой портфель долгосрочных соглашений. Оставшийся объем продукции с «Арктик СПГ – 2» «НОВАТЭК» планирует продавать на спотовом рынке.

Про Арктику

Тематику развития Северного морского пути участники форума рассматривали неоднократно.

В частности, посол Франции по делам Арктики и Антарктики Оливье Пуавр д’Арвор, выступая по видеосвязи на сессии «Устойчивое развитие. Повестка многосторонних институтов», заявил о том, что Франция верит в успешность Севморпути, в развитии которого будут участвовать многие французские компании.

«Я хотел бы вам передать сегодня послание президента Французской Республики [Эмманюэля Макрона]. Он отправил меня в Россию, чтобы обсудить вопрос Арктики и Антарктики. Мы верим в успех Северного морского пути. Мы верим в то, что это будет важная экономическая артерия. Многие французские компании будут участвовать в развитии морского пути», – сказал он.

При этом он заверил делегатов в том, что французские инвесторы заинтересованы в участии в развитии этого региона.

Но на ПМЭФ темам развития арктических проектов была посвящена отдельная сессия «Новый раунд развития Арктики: вызовы и возможности». Делегаты сессии еще раз вспомнили, что в Арктике сегодня сосредоточено около 40% мировых запасов редкоземельных металлов, 30% алмазов, 20% платины и водных биоресурсов, 10% никеля и титана.

– Два миллиона россиян, которые живут в Арктических регионах, производят десять процентов валового внутреннего продукта страны. Из них 5,7 процента – это вклад «Норникеля», – привел конкретные цифры вице-президент по федеральным и региональным программам компании Андрей Грачев. По его словам, «за полярным кругом у нас живет более 60 тысяч работников, в отношении которых мы несем социальную ответственность. Но мы также понимаем и то, что без государственно-частного партнерства в Арктике выжить сложно».

Выводы с упором на экологию

Основная повестка всех последних ПМЭФ принципиально схожая. Основные сделки и направления международного сотрудничества, так или иначе, были завязаны на разведку и добычу углеводородов и иных полезных ископаемых, организацию инфраструктуры и транспорта для перевалки углеводородов, освоение северных широт и Северного морского пути. Прямо или косвенно так было и в 2021 году, с небольшой примесью «ковида».

Однако небольшая новая повестка все же была. Красной нитью на ПМЭФ-2021 проходила тема экологии. Россия не может оставаться в стороне от общеевропейских тенденций по борьбе за чистоту окружающей среды и внедрение современных технологий.

На форуме Минпромторг России и представители власти Мекленбурга – Передней Померании (Германия) поделились совместными планами по созданию электропаромов на солнечной энергии. Причем проект находится на приличной стадии проработки, стороны уже перешли на этап формирования технического задания.

В Пермском крае было решено построить предприятие, которое будет выпускать суда на электродвижении. В реализации проекта будут задействованы представители новой верфи «Эмпериум» – первого предприятия в России, запустившего выпуск подобного флота.

Из более крупных договоренностей стоит отметить договоренность французской TotalEnergies и «НОВАТЭКа» о снижении выбросов в Арктическом регионе, где они осуществляют совместные проекты по добыче природного газа. В рамках этого проекта будет построен перегрузочный терминал на Камчатке, который позволит сократить использование крупных судов, что по планам снизит не только выбросы, но и стоимость перевозки.

Аналогичные соглашения об уменьшении воздействия на окружающую среду в разных редакциях «НОВАТЭк» подписал и с «Северсталью», и со «Сбербанком» – по «зеленому» финансированию проектов в области охраны окружающей среды и предотвращения изменения климата, развития возобновляемых источников энергии, производства и перевалки углеродно-нейтральной продукции и т.д.

Можно рассуждать о том, что тема экологии все же пока занимает второстепенное место, вложения пока не такие крупные. Однако для российских реалий и это можно считать победой.

Еще одной позитивной тенденцией последнего ПМЭФ можно считать сохранение международного сотрудничества, пусть и со своим интересом каждой из стран. И не только в теме снижения антропогенных влияний, но и в части развития Северного морского пути, внедрения современных технологий, обмена опытом. Расширение своего военного присутствия всех арктических стран в северных широтах – это хорошо, но торговое мореплавание и, как следствие, судостроение и судоремонт – отрасль интернациональная. Если не будет международного сотрудничества, торговли, то и флот как таковой окажется не нужен и построить его будет невозможно.

И в завершении эксклюзивных тем все делегаты, даже те, что присутствовали на сессиях онлайн, выразили надежду, что следующий ПМЭФ будет проходить уже без всякой привязки к пандемии. Будем надеяться и мы тоже.

Морской флот №3 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ