План на обработку увеличили - Морские вести России

План на обработку увеличили

11.11.2020

Транспортная политика

План на обработку увеличили

Фото: Владислав Букин

Правительство РФ одобрило сводную Стратегию развития обрабатывающей промышленности до 2024 года и на период до 2035 года. В документе значится увеличение доли обрабатывающей промышленности в ВВП с 14 до 17%. Ежегодные темпы роста производства должны увеличиваться на 4,5% до 2025 года, а в дальнейшем – на 3% в год.

Владислав Букин

Цель нового программного документа – «сформировать конкурентоспособный на глобальном рынке промышленный сектор с высоким потенциалом» и обеспечить ускорение технологического развития России, внедрение цифровых технологий в производство.

Теперь у Минпромторга есть время до 1 мая 2021 года, чтобы откорректировать отраслевые стратегии развития и привести их в соответствие с основным документом от Правительства.

Уже к 2024 году отечественная промышленность должна достигнуть серьезных показателей, а именно увеличения количества компаний отрасли, осуществляющих инновации, – до 50% от их общего числа, повышения затрат на цифровизацию – до 5,1% от создаваемой валовой добавленной стоимости, роста производительности труда на средних и крупных предприятиях – не ниже 5% в год, объема экспорта промышленной продукции – $205 млрд в год. И так далее.

«Эту задачу планируется решать, развивая технологические инновации, цифровые технологии и кадровый потенциал, за счет стимулирования инвестиционной активности и спроса на отечественную продукцию, а также путем наращивания экспортных поставок», – прокомментировал документ глава Минпромторга Денис Мантуров.

Причем начиная с 2022 года отрасль должна расти на 5% в год при том, что в докризисные времена этот рост был вдвое меньше.

Растем, но не так

По итогам 2019 года промышленное производство в России увеличилось на 2,4%. Рост промпроизводства замедлился по сравнению с 2018 годом, когда он был 2,9%, но оказался чуть лучше официального прогноза Минэкономразвития в 2,3%.

В том числе в декабре 2019 года производство выросло на 2,1% к декабрю предыдущего года. Однако в помесячном выражении с исключением сезонного фактора промышленность практически не росла с сентября. Такие данные публикует Росстат.

Что же касается 2020 года, то цифры тут намного печальнее. Например, индекс промышленного производства в России в июне 2020 года снизился на 9,4% в годовом выражении после 9,6% в мае. По итогам второго квартала российская промышленность сократилась на 8,5%, по итогам полугодия – на 3,5%.

Обрабатывающие отрасли показали значительный рост по сравнению с маем 2020 года – на 8,4%. Но производство не достигло показателей июня 2019 года – по итогу зафиксировано снижение на 6,4%.

А всего по итогам 2020 года ожидается сокращение объемов российской промышленности на 7%. Брать заявленную в документе планку будет очень сложно.

И опять надежда на нацпроекты

Однако не все так плохо. Как считают разработчики документа, для реализации столь масштабных целевых показателей нашей промышленности в первую очередь нужны средства и сбыт.

История с привлечением иностранных инвестиций в национальную экономику, которую активно продвигали при Дмитрии Медведеве, результатов не дала. Поэтому основная нагрузка придется на расширение госзаказа и увеличение спроса через механизмы национальных проектов. Поэтому на первое время, до того как продукция выйдет на большой рынок, вся надежда будет только на госзаказ.

Однако с национальными проектами тоже все не очень гладко.

С момента подписания программного майского указа Владимира Путина прошло два года, то есть треть отведенного до 2024 года срока. Но исполнение национальных проектов идет с огромными проблемами: целевые показатели не исполняются, да и в целом кассовое освоение средств существенно отстает по срокам.

В свое время, чтобы найти средства на выполнение нацпроектов (суммарно это почти 26 трлн руб. до 2024 года), власти повысили НДС с 18 до 20%, изъяв из экономики только в прошлом году более 500 млрд руб. При этом возврат этих денег обратно в экономику через нацпроекты не идет.

На конец 2019 года кассовое исполнение нацпроектов составило 74,8%. Однако цифра эта не показательна, по разным направлениям она разнится на десятки процентов. Например, по направлению «Цифровая экономика» кассовое исполнение было вообще 27,3%.

Пришедшая пандемия COVID-19 дала возможность, не упав в грязь лицом, оправдать факт, что в заявленные сроки поставленных целей развития достичь не удастся. И летом 2020 года все снова сдвинули и поменяли.

После одобрения президентских поправок в Конституцию Владимир Путин подписал указ о национальных целях развития России до 2030 года, в котором срок их достижения сдвинут из-за пандемического кризиса.

Исчезла национальная цель вывести Россию в число пяти крупнейших экономик мира. Причину объяснил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: «Неблагоприятная международная экономическая конъюнктура».

Не ставится задача и стратегическая цель по увеличению количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50%. Также в июльском указе ничего не говорится о целях обеспечить рост производительности труда, хотя ранее ставилась задача выйти на темпы прироста производительности не менее 5% в год к 2024 году и для этого был создан отдельный национальный проект.

Устойчивый спрос и господдержка

К счастью (или к сожалению), российское судовое машиностроение на 100% завязано на отечественный рынок. Пока об экспорте российских кранов, лебедок, винторулевых колонок и другого оборудования речи не идет.

Поэтому развитие производства зависит от внутреннего спроса, под который Минпромторг совместно с Минтрансом реализуют целый ряд мер господдержки.

Это прежде всего постановление правительства РФ № 383 от 22 мая 2008 года, в рамках которого выделяются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на закупку гражданских судов и лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2009–2021 годах.

Суммарно в 2020–2022 годах на эти цели из бюджета будут выделяться по 3,8 млрд руб. ежегодно. Сейчас по этой программе строятся 120 судов, в основном суда смешанного река – море плавания.

Кроме того, начиная с 2017 года действует мера господдержки – судовой утилизационный грант (постановление правительства РФ № 502 от 27 апреля 2017 года). В 2020–2022 годах на эти меры выделяется по 0,5 млрд руб. ежегодно.

И наконец, есть большая «Программа лизинга морских и речных гражданских судов», в рамках которой уже выделено 27 млрд руб. на строительство 82 судов, из которых 11,56 млрд руб. от ПАО «ГТЛК».

В 2021 и 2022 годах на такой взнос в федеральном бюджете предусматривается по 5 млрд руб.

Помимо этого, есть свои программы по каждому из судостроительных направлений. Отдельно для рыболовных судов действует постановление правительства РФ № 1917 от 27.12.2019 на возмещение 30% затрат на строительство мало- и среднетоннажных рыбопромысловых судов на российских верфях.

В федеральном бюджете на 2020 год с учетом корректировки на эти цели предусмотрено выделение средств в объеме 393 млн руб., в 2021–2022 годах – по 360 млн руб.

Отдельно по крупнотоннажным судам есть постановление правительства РФ № 1584 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение части затрат, связанных со строительством крупнотоннажных судов» от 04.12.2019. В 2020 году по этому документу будет выделено 4,915 млрд руб., в 2021 году – 7,2 млрд руб. и в 2022 году – 9,9 млрд руб. соответственно.

Синтез стратегий и постановлений

В Стратегии обрабатывающей промышленности есть еще несколько моментов, которые стоит отметить. Во-первых, помимо традиционных направлений промышленности, в документе уделяется внимание и более технологичным вещам. Например, беспилотному транспорту, современной энергетике, искусственному интеллекту, цифровизации и другим технологиям завтрашнего дня. Это тоже потребует серьезных финансовых вливаний.

Стимулировать промышленность к развитию пытается Центробанк, который 24 июля снизил ключевую ставку до исторического минимума – на 0,25 п. п., до 4,25%. Еще в середине марта она составляла 6%. По прогнозу ЦБ, годовая инфляция в 2020 году составит 3,7–4,2%, а в следующем 2021 году будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.

Однако по-прежнему остается фактор растущего курса валюты, что не радует компании, которые завязаны на импортные материалы, комплектующие и запасные части. И судостроители в их числе. Постановление правительства № 719 об импортозамещении пока надлежащим образом не работает. Как отрасль будет совмещать Стратегию развития обрабатывающей промышленности, Стратегию развития судостроительной промышленности и политику импортозамещения, пока не понятно. Особенно после 2022 года, когда надо будет обновлять меры господдержки и выйти на серьезные показатели по замещению импортных комплектующих. Впрочем, это уже совсем иная история.

Морской флот №4 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика