Недоосвоенный бюджет нацпроектов - Морские вести России

Недоосвоенный бюджет нацпроектов

23.07.2020

Российская экономика

Правительство РФ пересмотрит подходы к реализации нацпроектов

По итогам 2019 года Счетная палата и Минфин выявили отставание в освоении бюджетных средств, выделенных на реализацию нацпроектов. В общей сложности неосвоенными остались 149 млрд рублей. Эта ситуация не устраивает новое правительство во главе с Михаилом Мишустиным, поэтому он намерен пересмотреть подход ко всему процессу финансирования мероприятий, предусмотренных нацпроектами.

Надежда Толстоухова

Нацпроекты: результаты первого года не радуют

В начале 2020 года Минфин России опубликовал отчет о финансировании национальных проектов, из которого следует, что расходы федерального бюджета в 2019 году исполнены на 91,4%, или в объеме 1,6 трлн рублей из 1,75 трлн.

Хуже всего дела обстоят с освоением средств в нацпроектах «Экология» (освоено всего 66,3%) и «Цифровая экономика» (73,3%). Ниже 90% оказалось финансовое исполнение нацпроектов «Производительность труда и поддержка занятости» (87,1%), «Международная кооперация и поддержка экспорта» (89,1%) и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (88,0%). Последний стал «лидером» в абсолютном выражении: неосвоенными оказались 41,7 млрд рублей.

В Минфине отметили, что законом предусмотрена возможность переноса остатков неиспользованных в прошлом году средств на финансовое обеспечение нацпроектов в году нынешнем. Но этот факт не облегчает ситуации, потому что проблемы с освоением денег, выделенных на нацпроекты, носят системный характер и простого переноса средств из года в год недостаточно, чтобы их решить.

Если так продолжится и дальше, то к 2024 году деньги, заложенные в бюджете на достижение национальных целей, не будут освоены и, как следствие, сами цели достигнуты тоже не будут. Поэтому нужно пересматривать принципы финансирования нацпроектов, считают в правительстве.

Еще в ноябре прошлого года стало понятно, что запланированные на нацпроекты средства не будут освоены в срок. Об этом заявлял и Президент РФ Владимир Путин: «У нас исполнение бюджета идет, конечно, лучше, чем освоение средств, предусмотренных на национальные проекты. Это очевидно, это видно из открытых источников». По его мнению, проблема заключается в том, что большой объем средств, выделяемых на нацпроекты, идет из федеральных источников, а осваивается в значительной степени в регионах. Поэтому правительству и местным властям нужно активнее взаимодействовать.

«Хотел бы в этой связи отметить только одно: у нас нет цели истратить во что бы то ни стало эти деньги. Нам результат нужен от этих расходов. Результат, который должен выразиться в увеличении темпов экономического роста, в повышении производительности труда, в улучшении качества трудовых ресурсов. И в конечном итоге отразиться на благосостоянии людей, на росте их реальных доходов», – сказал В. Путин.

Чиновников призвали к дисциплине

Ранее президент предлагал ввести персональную ответственность чиновников за срыв реализации предусмотренных нацпроектами мероприятий. Вероятно, это предложение все-таки найдет отражение в реальной практике работы правительства.

Так, на совещании в начале февраля глава правительства Михаил Мишустин поручил вице-премьеру Дмитрию Григоренко совместно с Минфином и Федеральным казначейством проанализировать причины возникновения денежных остатков по итогам расходования бюджетных средств на реализацию нацпроектов в 2019 году. По результатам проверки будут применены дисциплинарные меры, пообещал он.

По словам М. Мишустина, ситуация с неиспользованием бюджетных средств на конец года недопустима. Причиной ее возникновения может быть либо неэффективное планирование, либо низкое качество управленческого аппарата, который этим занимался, считает премьер-министр.

Однако в ведомствах, ответственных за реализацию нацпроектов, склонны полагать, что в большинстве случаев «недорасход» вызван либо бюрократической волокитой при принятии решений о предоставлении субсидий, либо запаздыванием платежных документов от подрядчиков за уже выполненные работы. Кроме того, сильно тормозит процесс исполнения нацпроектов система госзакупок. С этим согласен и М. Мишустин.

В 2019 году ФАС постоянно фиксировала нарушения в госзакупках для нацпроектов. В некоторых регионах доля контрактов с нарушениями составляла около 60%. При этом региональные власти настаивают: ошибки были сделаны не нарочно, а из-за чрезвычайно запутанной системы государственных закупок.

Ситуация не новая: о том, что система госзакупок работает неэффективно, говорили с момента появления ФЗ-94 в 2013 году. С тех пор механизм постоянно реформировали, но от этого работать с ним не стало легче. В прошлом году бывший премьер Дмитрий Медведев в очередной раз заявил, что система госзакупок будет упрощена. И действительно, после этого заказчикам разрешили в случае форс-мажоров менять условия контракта или однократно продлевать срок его исполнения. Но, по мнению М. Мишустина, этого все еще недостаточно. Контракты на строительство и госзакупки тоже должны проводиться быстрее: в начале года, а не в четвертом квартале, считает он.

Поэтому М. Мишустин поручил Антону Силуанову «разобраться и оперативно (до 20 марта) подготовить соответствующие поправки к закону». Кроме этого, он поручил вице-премьеру Марату Хуснуллину подготовить предложения, как максимально ускорить и упростить процедуры подготовки к строительству, которые сейчас могут занимать до двух лет. Как бы то ни было, финансовые планы национальных проектов в ближайшее время будут скорректированы, неизрасходованные средства с прошлого года будут переведены в бюджет нынешнего. Речь идет о 99,6% от 149 млрд рублей, что остались неизрасходованными в прошлом году.

По данным Минфина, в бюджете на реализацию нацпроектов заложены еще и средства, которые станут доступны только после принятия ряда новых нормативно-правовых актов. Речь идет о 18 млрд рублей на 2020 год, 21 млрд рублей на 2021 год и 148 млрд рублей на 2022 год. Правда, большая часть этих денег предусмотрена на нацпроекты «Жилье и городская среда», «Наука», «Международная кооперация и экспорт». В случае с последним речь идет о 4,2 млрд рублей, которые выделены на поддержку экспортных инвестпроектов в сфере АПК. Эти деньги будут освоены только после того, как появятся нормативные акты, описывающие порядок предоставления субсидий и критерии для субъектов предпринимательской деятельности, которые могут на них претендовать.

Проект «Морские порты»: нужна работа над ошибками

Недавно Счетная палата (СП) опубликовала отчеты о промежуточных результатах мониторинга реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

Выводы аудиторов не слишком обнадеживают. Например, в отчете говорится, что «нормативно-методическая база, необходимая для решения задачи по скоординированному развитию магистральной транспортной сети в рамках Комплексного плана с региональной транспортной инфраструктурой, в полном объеме не разработана». Кроме того, в СП пришли к выводу, что «сроки проведения и завершения работ на отдельных объектах транспортной инфраструктуры не согласованы, что негативно влияет на уровень транзитного потенциала страны».

В ведомстве также придерживаются мнения, что вряд ли удастся к 2024 году увеличить грузопоток по Северному морскому пути до 80 млн тонн, как того требует майский указ президента от 2018 года. Дело в том, что, во-первых, ряд потенциальных крупных перевозчиков (в том числе ООО «УК «Востокуголь», ООО «Северная звезда» и АО «Нефтегазхолдинг» с планируемым объемом грузопотока к 2024 году 28 млн тонн) не обладают ледокольным флотом и судами арктического класса для перевозки грузов в акватории Севморпути. Одна из компаний – УК «Востокуголь» – заказала постройку атомного ледокола на единственной судоверфи «Звезда», которая имеет право принимать такие заказы. Но никто не гарантирует, что ледокол успеют построить в срок.

Вот еще один любопытный факт, который выяснился в процессе мониторинга: согласно паспорту проекта «Северный морской путь», планируемый объем грузоперевозок по Севморпути к 2024 году учитывает перевозку компанией «Нефтегазхолдинг» нефти в объеме 5 млн тонн. Однако сейчас только ведутся геолого-разведочные работы на участках месторождений на полуострове Таймыр. Никто, опять же, не гарантирует, что эти месторождения дадут запланированные объемы нефти.

Журнал «Морские порты» уже писал о том, что география спроса на российский уголь меняется: на Западе спрос падает, а на Востоке – растет. Эта тенденция сказывается на загрузке действующих портов и на целесообразности строительства новых. В эту «ловушку спроса» рискуют попасть и несколько инвестпроектов, вошедших в Комплексный план. В частности, аудиторы СП обратили внимание на риски при строительстве угольного терминала «Лавна», который по плану должны сдать в эксплуатацию к 2022 году.

Инвестиционное соглашение по строительству этого терминала было подписано еще в 2014 году, однако в 2015-м реализация проекта была отложена в связи с изменением конъюнктуры рынка. Спустя три года все же было подписано концессионное соглашение на строительство терминала между ГЛТК и Росморречфлотом. Но сегодня аналитики СП обоснованно сомневаются, что проект будет реализован в срок – спрос на российский уголь на Западе падает, инвесторы теряют интерес к любым угольным проектам в этом направлении.

А вот другой «подводный камень». Модернизация ряда портов входит в планы сразу нескольких национальных проектов. К примеру, реконструкция объектов федеральной собственности в порту Певек (Чукотский АО) заложена в федеральных проектах «Морские порты России» (нацпроект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры») и «Логистика международной торговли» (нацпроект «Международная кооперация и экспорт»).

В соответствии с первым из названных проектов завершение реконструкции объектов федеральной собственности в порту запланировано на 2020 год. При этом в соответствии со вторым проектом, предусматривающим реконструкцию морского пункта пропуска, который сейчас не функционирует, открытие МПП состоится после 1 декабря 2023 года. Следовательно, экспорт грузов через МПП «Певек» будет возможен только через 3 года после завершения работ по реконструкции объектов федеральной собственности в порту, делают вывод аудиторы СП.

Также была отмечена несогласованность в планах развития морских портов и подъездных путей к ним. Так, например, по этой причине под сомнение ставятся результаты реконструкции порта Ванино и, соответственно, рост объема грузоперевозок, так как в Комплексном плане отсутствуют мероприятия по реконструкции автомобильной дороги федерального значения А-376 от Ванино до Хабаровска.

Интересно, что о несогласованности в развитии дальневосточных портов и железнодорожных подъездных путей к ним в отчете Счетной палаты не сказано ничего, хотя это одна из главных проблем Комплексного плана, считают представители угольных терминалов. Они уже неоднократно на разных площадках заявляли о том, что медленное развитие Восточного полигона тормозит внешнюю торговлю российским углем на рынках АТР.

В конце прошлого года эта проблема была доведена до правительства, которое рекомендовало РЖД «актуализировать детальный план мероприятий по реализации инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей» с развитием пропускных способностей».

В итоге в начале февраля представители госкомпании пообещали, что модернизация БАМа и Транссиба будет ускорена: более 200 объектов будут введены в эксплуатацию как минимум на год раньше плана. Эти намерения РЖД на сегодня уже отражены в Плане ускоренной модернизации Восточного полигона. В частности, речь идет об ускорении строительства дополнительных путей и расширения станций на участках Мариинск – Тайшет, Междуреченск – Тайшет, Хабаровск – Находка.

Часть объектов, которые планируется построить, относятся к проекту РЖД по скоростной доставке контейнеров от дальневосточных портов к западным границам России. В перечень также вошли объекты из второго этапа модернизации БАМа и Транссиба. Теперь самый поздний срок реализации приоритетных проектов Восточного полигона датируется не 2024 годом, а 2023-м.

Но, пожалуй, главное опасение, которое читается между строк отчета Счетной палаты, – исполнение сроков реализации всего того, что запланировано Комплексным планом. Дело в том, что основной период инвестиций во все проекты плана – 2022-2023 годы. За это время в инфраструктуру из всех источников финансирования планируется вложить 1,54 трлн и 1,43 трлн рублей соответственно. По сравнению с общим объемом расходов Комплексного плана в 2019 году это на 66-79% больше.

О чем говорить, если гораздо меньший объем средств в прошлом году не был освоен, а ряд проектов портовых терминалов (например, в рамках реализации Дорожной карты развития портов Азово-Черноморского бассейна) отодвинут на более поздний период? И хватит ли в России строительных мощностей и ресурсов, чтобы обеспечить такую быструю реализацию столь масштабных инвестиционных проектов в сфере транспорта? Аналитики СП не склонны к оптимистичным прогнозам.

Таблица. Предварительные данные об исполнении расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов на 1 января 2020 года

Наименование национального проекта

Сводная бюджетная роспись на 31.12.2019 г. (млрд руб.)

Исполнено на 01.01.2020 г. (млрд руб.)

Процент исполнения

«Демография»

522,0

498,3

95,5%

«Здравоохранение»

160,3

157,1

98,0%

«Жилье и городская среда»

105,3

98,8

93,8%

«Образование»

108,4

98,7

91,0%

«Наука»

37,9

37,6

99,1%

«Культура»

14,2

14,0

99,0%

«Экология»

55,6

36,9

66,3%

«Производительность труда и поддержка занятости»

7,1

6,2

87,1%

«Цифровая экономика»

100,7

73,8

73,3%

«Безопасные и качественные автомобильные дороги»

142,3

138,2

97,1%

«Международная кооперация и экспорт»

87,7

78,1

89,1%

«Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

60,6

56,4

93,1%

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры

347,8

306,1

88,0%

Всего:

1 750,0

1 600,3

91,4%

Источник: Минфин России

Морские порты №1 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ