Время конкретных мер - Морские вести России

Время конкретных мер

17.08.2021

Речной транспорт

Итоги навигации 2020 года и задачи на предстоящий период

Фото: pyx-pyx.livejournal.com

Ушел в историю труднейший 2020 год. Благодаря ответственному подходу руководителей предприятий и экипажей судов удалось избежать массового заболевания работников речных портов и экипажей судов. Предприятия работали в обычном режиме весь навигационный период. Результат по итогам года аналогичен результату 2019 года.

Александр Зайцев, президент АПСРТ

Значительно труднее пришлось пассажирским судоходным компаниям. Сказались закрытие границы и ограничения местных властей. Так, в Москве перевозки начались только с 24 июня, а в Санкт-Петербурге – с 28 июня 2020 г. При этом некоторые компании вообще не вводили в эксплуатацию ни одного судна в течение всей навигации.

Как итог, общий объем перевозок пассажиров снизился на 30% к уровню 2019 года. Следует отметить, что, несмотря на включение некоторых пассажирских компаний в список системообразующих и наиболее пострадавших в период пандемии, государственная поддержка им не оказывалась.

Дело в законах

По-прежнему дирекция АПСРТ основное внимание уделяет инициированию и подготовке законодательных и нормативных актов, имеющих значение для предприятий нашей отрасли. Некоторые предложения вошли в пакет нормативных документов правительства, министерств и ведомств. Итак, что сделано за прошедший год.

Минтранс РФ 25 сентября 2020 года издал приказ № 396 «О внесении изменений в Положение о дипломировании членов экипажей судов ВВТ, утвержденное приказом Министерства транспорта РФ от 12 марта 2018 г. № 87», зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 25 декабря 2020 года № 61826. К подготовке приказа были привлечены члены ассоциации и по их предложениям приняты положительные решения.

В частности, подпунктом Г пункта 3 Положения при совмещении должностей судоводителя и судового механика допускаются другие сочетания при наличии дипломов, предусмотренные подпунктами А и В. В предыдущем варианте предусматривалось совмещение только капитана-механика.

Пункт 4 дополнен словом «шкипер», что упростило выдачу квалификационных свидетельств, в том числе и на плавкранах.

Пункт 50 установил стаж плавания не менее двух месяцев за последние пять лет на судах мощностью более 330 кВт, ранее требовалось 6 месяцев.

Пункты 79 и 80 на пассажирских судах и перевозящих опасные грузы исключили рядовые должности, т.е. при наличии квалификационного свидетельства рядовой состав при переходе на эти суда не обязан проходить переподготовку.

По предложению АПСРТ решен вопрос по трудоустройству лиц командного состава, получивших дипломы об образовании в школах командного состава.

Минтранс РФ 23 ноября 2020 г. приказом № 504 утвердил Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов. Минимальный состав указывается в свидетельстве, которое выдается судовладельцу госорганом по его заявлению. Учтены предложения судоходных компаний, в частности АО «Северречфлот» по минимальной численности экипажей скоростных пассажирских судов, работающих на линии Ханты-Мансийск – Салехард и др.

Минтранс РФ приказом № 465 от 6 ноября 2020 г. обновил «Правила разработки и применения системы управления безопасностью судов», которые вступили в силу с 1 января 2021 г. (СУБ). Напомню, что каждый судовладелец должен назначить работника, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации судна и осуществление связи между судовладельцем и судами.

В случае если СУБ соответствует требованиям статьи 34.1 КВВТ, судовладелец получает документ о соответствии сроком на 5 лет. Также предусмотрена и выдача судового свидетельства об управлении безопасностью на 5 лет или его промежуточного подтверждения между вторым и третьим годами действия судового свидетельства по заявке судовладельца. Ранее свидетельство выдавалось ежегодно.

Необходимо обратить внимание, что согласно правилам при передаче судна другому владельцу необходимо получить новое судовое свидетельство.

Горные работы

Уже известно об исключении из перечня опасных производственных объектов горных работ, связанных с добычей общераспространенных полезных ископаемых (федзакон от 4 марта 2013 года № 22-ФЗ «О промышленной безопасности»). Это решение позволило значительно уменьшить перечень требований при добыче нерудных материалов речными портами.

Вместе с тем по инициативе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору правительство постановлением от 16 сентября 2020 г. № 1466 утвердило Правила подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых. Здесь следует обратить внимание на:

Пункт 2. Планы и схемы развития горных работ подготавливаются по видам полезных ископаемых, в том числе общераспространенным.

Пункт 5. План развития горных работ составляется на 1 год по всем видам. Схема развития горных работ составляется по решению пользователя недр на срок, не превышающий 5 лет.

В случае если проектной документацией предусматривается отработка запасов месторождений полезных ископаемых в срок не более 5 лет, схема развития горных работ составляется на весь период.

Пункт 7. Подготовка планов и схем развития горных работ осуществляется пользователем недр или юрлицом, привлекаемым пользователем недр, которые имеют лицензию на производство маркшейдерских работ.

Пункт 8. Планы и схемы развития горных работ до их утверждения подлежат согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Считаем возможным отстоять при разработке планов и схем позицию именно схем развития горных работ вместо планов.

Гидротехнические сооружения

Среди сложных вопросов при подготовке нормативных документов – требования по безопасности портовых гидротехнических сооружений. АПСРТ совместно с Ассоциацией морских портов приложили немало усилий по исключению двойного регулирования при их эксплуатации. Наша позиция в том, что портовые гидротехнические сооружения не поименованы в федзаконе от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и на них не распространяются требования этого закона, так как они по своей природе не являются напорными, а значит, и сброс воды через них невозможен.

Безопасность портовых гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии с постановлением правительства от 12 августа 2010 года № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» на основании федзакона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в котором предусмотрено исключение применения обязательных требований к объектам, в отношении которых приняты технические регламенты.

Данный вопрос по предложениям АПСРТ, АСОП, ФГУП «Росморпорт» неоднократно рассматривался в Минтрансе, на рабочих группах по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сферах промышленной безопасности и водного транспорта, Аналитическом центре при Правительстве РФ и во всех структурах получил поддержку по исключению двойного регулирования.

Результатом наших усилий стало принятие постановления правительства от 5 октября 2020 г. № 1607 «Об утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений», где пунктом 4 второго раздела «Классы гидротехнических сооружений в зависимости от их назначения и условий эксплуатации» исключены гидротехнические сооружения речных портов. Также предстоит добиться исключения портовых гидротехнических сооружений из закона «О безопасности гидротехнических сооружений» в части надзора и контроля.

Одним из прорывных за последние годы стал закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ. Важная роль в реализации заложенных законопроектом принципов отводится нормативным правовым актам, содержание которых должно строго соответствовать этим принципам, в первую очередь соответствующим требованиям, закрепленным в законе от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ».

Намечается внести изменения в более чем 500 федзаконов и подзаконных актов, в том числе в КВВТ «О безопасности гидротехнических сооружений», «О транспортной безопасности», «Водный кодекс РФ» и другие.

По инициативе Минтранса правительством внесен в Госдуму проект закона «О внесении изменений в статью 10 КВВТ и статьи 3933 и 3934 Земельного кодекса РФ (в целях устранения пробелов правового регулирования пользования береговой полосой в пределах внутренних водных путей РФ)».

Надеемся, что с принятием этого закона будет решен застаревший вопрос взаимоотношений с Росприроднадзором по так называемому «несоблюдению условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования», в результате чего был оштрафован Чебоксарский речной порт за выгрузку песка на береговую полосу.

Регуляторная гильотина

Распоряжением Правительства РФ № 4714п-П36 от 29 мая 2019 г. утвержден план мероприятий («дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины», направленный на упорядочение действий контрольных (надзорных) органов при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий, в том числе подготовку проектов постановлений, предусматривающих признание утратившими силу с 1 января 2021 г. принятых ранее нормативных правовых актов правительства, отмену нормативных документов федеральных органов исполнительной власти.

Для решения задачи были созданы рабочие группы по видам деятельности, в том числе и в сфере водного транспорта. Рабочей группой рассмотрены более 180 вопросов, затрагивающих деятельность морского и речного транспорта, по многим из них приняты положительные решения как Министерством транспорта, так и Экспертным советом при правительстве.

Однако полного удовлетворения от проделанной работы нет. Федеральные органы власти под любыми предлогами стараются сохранить функции по контролю и надзору. Например, АПСРТ предложила объединить функции по контролю Ространснадзора и служб портконтроля в речных бассейнах. Однако предложение осталось нереализованным.

И по транспортной безопасности в части нормативных документов также больших сдвигов по упрощению или снижению требований не произошло. Но следует отметить, что приказом от 28 августа 2020 г. № 331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта» (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 20 января 2021 г.), вступившим в силу с 31 января 2021 г. исключены из объектов регулирования дебаркадеры, понтоны, плоты, плавпричалы, стоечные суда. Это значительно снизит расходы на обустройство подходов к ним судоходных компаний и муниципалитетов.

Срочные меры

Как известно, 14 ноября 2020 г. состоялся очередной съезд Союза транспортников России совместно с Министерством транспорта и при участии Администрации президента, правительства, Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству. На съезде рассмотрен вопрос «Анализ, выводы, предложения по преодолению в транспортном комплексе последствий в условиях пандемии» и намечены срочные меры по решению проблем в экономике страны, в том числе и в транспортном комплексе. По итогам съезда сформированы предложения решения проблем по всем видам транспорта. По предложению АПСРТ в резолюцию съезда включены:

– субсидирование перевозок пассажиров на ВВТ в межрегиональном сообщении и в районах Крайнего Севера в размере 1,5 млрд рублей и установление ставки НДС в размере 0% на услуги ВВТ при перевозке пассажиров;

– разработка и внедрение транспортно-экономического баланса грузопотоков по видам транспорта с акцентом на переключение на водный с автомобильного и железнодорожного, что повысит экономическую эффективность транспортной системы страны, снизит нагрузку на сеть автодорог;

– внесение изменений в законодательство, предусматривающих моратории на плановые и внеплановые проверки организаций и предприятий, в том числе по транспортной безопасности.

Минтрансу рекомендовано направить обращения в субъекты Федерации с просьбой предоставить предприятиям отсрочки по оплате арендных платежей за имущество, налогов земельного и на имущество.

Все эти решения требуют большой кропотливой работы не только органов управления, но и всех участников транспортного процесса.

Реализация предложенных мер, по оценкам экспертов, позволит увеличить перевозки пассажиров водным путем в 3 раза, до 30 млн человек, довести объем перевозок грузов речным транспортом до 190 млн тонн и повысить его конкурентоспособность.

Основные направления

В качестве основных направлений на предстоящий период планируется принять участие в разработке и реализации Концепции национального проекта по развитию ВВТ в соответствии с указом президента от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года».

Проектом предусматривается развитие водных путей для удовлетворения потребности в перевозках пассажиров и грузов, реализация транспортного потенциала страны, увеличение объемов перевозки грузов и пассажиров водным транспортом, улучшение технического состояния и повышение безопасности судоходных гидротехнических сооружений, снижение негативного воздействия на окружающую среду, развитие отечественного судостроения, внутреннего и въездного туризма.

При этом сохраняются сдерживающие факторы развития перевозок: узкие места на Единой глубоководной системе европейской части России, а также наличие лимитирующих участков ВВП, не позволяющие использовать суда на полную грузоподъемность и обеспечить их круглосуточное движение. В концепции подчеркивается, что эти факторы снижают участие флота в социально-экономическом развитии субъектов Федерации.

Социальный эффект может быть достигнут за счет обеспечения надежного функционирования транспортной инфраструктуры в труднодоступных и малонаселенных территориях, где водные пути являются безальтернативными маршрутами для грузового и пассажирского движения. Решение поставленных задач позволит обеспечить реализацию транспортного потенциала ЕГС в европейской части страны, а также устойчивого судоходства при доставке грузов в районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним, организацию новых круизных маршрутов в речных бассейнах страны.

Следует подчеркнуть, что к реализации проекта планируется привлечь администрации субъектов РФ.

Остаются нерешенными многие вопросы транспортной безопасности по реализации требований федзакона № 16 «О транспортной безопасности» от 09.02.2007. При подготовке поправок (ФЗ № 270 от августа 2019 г.) планировалось исключить оценку уязвимости и планов объектов и транспортных средств, а взамен этих требований предлагалось утвердить паспорта транспортной безопасности. В результате оценка уязвимости заменена паспортами, а планы транспортной безопасности остались на прежнем уровне?! Более того, многие конкретные предложения по упрощению требований транспортной безопасности остались нереализованными.

Необходимо обратить внимание на проблемы с ценами на судовое топливо. Резкого увеличения цен на топливо в 2020 году не произошло, но обстановка на нефтяном рынке не дает оснований для оптимизма складывающейся ситуацией.

Вот почему в очередной раз хотелось бы обратить внимание на альтернативные виды топлива, прежде всего газомоторное. Его использование на автомобильном транспорте находит все более широкое распространение.

Да, построено первое в России пассажирское судно на Зеленодольском судостроительном заводе с использованием сжиженного природного газа. Это прогулочная «Чайка» пассажировместимостью до 176 человек, оборудована двумя криогенными емкостями объемом 6,7 м3 каждая. Поставку топлива обеспечивает компания «Газпром газомоторное топливо» с использованием криогенного передвижного автогазозаправщика. Реализация проекта по использованию СПГ в речном судоходстве имеет большое значение для отрасли.

Положительным примером в этом направлении в первую очередь является судоходная компания «Совкомфлот», ее 11 судов уже работают на СПГ.

Следует обратить внимание, что в ЕС принято решение о прекращении использования нефтяного топлива с 2050 года. Эта тенденция затронет в ближайшие годы и судоходные компании нашей страны.

Приватизация

Планируется продолжить участие в подготовке проекта федзакона «О приватизации государственного и муниципального имущества в речных портах». Задержка в его принятии произошла из-за непомерных требований по утверждению границ речных портов. Согласовано предложение по утверждению границ только в тех портах, где функционируют пункты пропуска. Но есть и положительный пример. В прошедшем году приватизировано госимущество в ОАО «Порт Тольятти», причем, по нашему мнению, оценка проведена с учетом периода эксплуатации гидротехнических сооружений.

Кроме того, с учетом обращений членов АПСРТ рассмотрены многочисленные вопросы текущей деятельности.

ОАО «РЖД» приняло положительное решение по строительству подъездного железнодорожного пути к вновь строящемуся портовому комплексу Ленского объединенного речного пароходства в Якутске за счет средств инвестиционной программы. Мощность терминала – 2 млн тонн грузов в год. Это даст возможность выполнить программу завоза грузов в арктическую зону с существенным снижением затрат.

Консультации по Положению о дипломировании членов экипажей судов по запросу АО «Саратовское речное транспортное предприятие».

По дополнению проекта приказа Минтранса России по минимальному составу экипажей судов «река-море», выходящих в морские прибрежные районы плавания;

В постоянном режиме рассматривались предложения по вопросам транспортной безопасности.

Кадры

По данным Росморречфлота, в 2020 году пятью подведомственными вузами, включающими 22 филиала, подготовлено более 7,7 тыс. специалистов, в том числе плавсостава – 4163 человека. Приведенные цифры по подготовке специалистов высшего звена подтверждают значимость проводимой работы агентством и учебными заведениями. Вместе с тем разрушенная в 90-е годы система профессионально-технических училищ до настоящего времени не восстановлена.

Предприятия испытывают недостаток в рулевых-мотористах, матросах, сварщиках, водителях внутрипортового транспорта, крановщиках и других рабочих специальностей.

Решение этих вопросов передано на места, но проблеме уделяется мало внимания. Требуется рассмотрение на федеральном уровне. И еще. Настало время вернуться к трехуровнему профессиональному образованию: профессиональное обучение (рулевой, моторист, матрос), среднее профессиональное обучение, высшее образование всех уровней (бакалавриат, специалитет, магистратуры, подготовка научных кадров высшей квалификации).

Таким образом, обозначенные проблемы на внутреннем водном транспорте требуют принятия конкретных мер как со стороны министерств и ведомств, так и всего транспортного сообщества.

Морские вести России №8 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ