Уникальный транспорт России - Морские вести России

Уникальный транспорт России

21.09.2020

Речной транспорт

Уникальный транспорт России

Фото: Печораводпуть

Ежегодное выездное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта России состоялось в июле в Нижнем Новгороде.

В этом году к деловому характеру мероприятия добавились и праздничные юбилейные штрихи – АПСРТ отметила 25-летие создания.

А. Сидоров

В конференции приняло участие 54 человека, в том числе 46 членов Ассоциации. Среди гостей вице-президент Торгово-промышленной палаты России Дмитрий Курочкин, заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов, председатель профсоюза водного транспорта Олег Яковенко, вице-президент Союза транспортников России Евгений Казанцев, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Виктор Дерябкин.

На площадке выездного заседания Ассоциации обсуждались актуальные вопросы деятельности и развития отрасли в сегодняшних условиях: заявленные меры господдержки судоходных компаний и механизм их реализации, развитие внутренних водных перевозок в стране, состояние водных путей в части их дальнейшего развития, законодательные акты и нормы, регулирующие деятельность субъектов производственной деятельности отрасли и т.д.

Участники собрания заслушали информацию о результатах работы Ассоциации в период 2019-2020 гг. и о приоритетных направлениях деятельности на предстоящий период.

Открыл и вел работу конференции бессменный президент АПСРТ, легендарный речник, патриот и эксперт отрасли Александр Зайцев.

По словам президента АПСРТ, за 25 прошедших лет при непосредственном участии, а в некоторых случаях и по инициативе руководителей Ассоциации были приняты федеральные законы, направленные на повышение роли речного транспорта в транспортной системе страны, снижение налоговой нагрузки на судоходные компании и речные порты. О главных из них А. Зайцев рассказал подробнее.

Законотворческие инициативы

1. Из проекта федерального закона «Водный кодекс РФ», внесенного в Государственную Думу правительством, было исключено из статьи первой, определяющей перечень видов деятельности по использованию водных ресурсов – судоходство, что сохранено в законе до настоящего времени.

2. В дальнейшем продолжалась работа по снижению нагрузки на предприятия за водопользование. 26 июня 2017 года принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс РФ», которым утверждены правовые нормы, значительно упрощающие требования по водопользованию предприятиями водного транспорта, предусматривающие использование водных ресурсов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, без предоставления водных объектов в пользование, а для эксплуатации судоремонтных и судостроительных сооружений по договору без проведения аукциона.

3. Из Налогового кодекса исключено требование по оплате транспортными предприятиями, осуществляющими перевозки грузов и пассажиров на водном транспорте, транспортного налога.

4. На протяжении 20 лет АПСРТ принимает участие в совершенствовании норм основного нашего закона – Кодекса внутреннего водного транспорта России. Этими поправками создана нормативная база по аренде и приватизации государственного имущества в речных портах без проведения конкурсов; изменены периоды действия свидетельств по системе управления безопасностью судоходства, судовое свидетельство об управлении безопасностью, выданное на срок пять лет, исключены из реестра судов, которым должны выдаваться свидетельства об управлении безопасностью, суда, эксплуатирующиеся без экипажа.

5. В течение многих лет длилось сотрудничество с Федеральной службой по тарифам до ее реорганизации. В соответствии с Федеральным законом № 174-ФЗ от 07.08.1995 «О естественных монополиях» речные порты включены в реестр естественных монополий, а тарифы на погрузо-разгрузочные работы этим портам утверждались службой, что ставило в неравные условия с другими участниками рынка. По заказу АПСРТ Нижегородским государственным университетом водного транспорта была выполнена научно-исследовательская работа: «Подготовка обоснования по исключению речных портов из перечня естественных монополий», из выводов которой следовало, что на рынке погрузо-разгрузочных работ созданы конкурентные рыночные отношения.

После этого ФСТ был издан приказ от 21 июля 2009 года № 170-Т/9 «Об изменении государственного регулирования в отношении субъектов естественных монополий в речных портах». Согласно ему в 35 речных портах было прекращено ценовое регулирование. Однако в списке регулируемых тарифов остались несколько портов – членов АПСРТ.

Наконец, Федеральная антимонопольная служба по предложениям АПСРТ приняла решение о прекращении регулирования тарифов речных портов, и в конечном итоге было принято постановление правительства от 27 декабря 2019 года № 1923 о прекращении регулирования тарифов на услуги речных портов.

А. Зайцев обратил внимание участников заседания, руководителей речных портов на важность этого решения при взаимоотношениях с органами ФАС в субъектах РФ.

6. Длительное сотрудничество с кафедрой подъемно-транспортных машин Московской государственной академии водного транспорта позволило обосновать продление эксплуатации портальных кранов до 40 лет, согласованное с Госгортехнадзором России 25.07.2002 № 12-01/638.

7. Для поддержки речных предприятий, осуществляющих добычу и поставки общераспространенных полезных ископаемых, АПСРТ была проведена масштабная работа по подготовке поправок в Федеральный закон № 22-ФЗ от 4 марта 2013 года «О внесении изменений в федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Результат работы реализован в поправках к этому закону, предусматривающих исключение добычи общераспространенных ископаемых из опасных производств. Наряду с этим были внесены поправки и в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», и в Градостроительный кодекс. Значение для речных предприятий внесенных поправок по вопросам промышленной безопасности в законодательные акты трудно переоценить.

Президент сообщил, что за прошедшие годы со дня создания Ассоциации был образован технический комитет ТК 032 по речному транспорту и ООО «Техречсервис». Был разработан ряд стандартов Ассоциации и проведено пять семинаров по различным направлениям деятельности предприятий – членов АПСРТ, дважды с бухгалтерами предприятий по бухучету, со специалистами по организации добычи и поставок нерудных стройматериалов, с главными инженерами предприятий – членов АПСРТ, с руководителями предприятий по антикризисным мерам в период тяжелых ситуаций в экономике страны.

Транспортная безопасность

А. Зайцев отметил, что Ассоциация неоднократно обращала внимание на значительное обременение предприятий транспортного комплекса в связи с принятием Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007. Благодаря взаимодействию АПСРТ и Союза транспортников России и Комитета Государственной Думы по транспорту был подготовлен и принят федеральный закон от 03.02.2014 № 15-ФЗ, предусматривающий распространение требований № 16-ФЗ только на транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов повышенной опасности.

Кроме того, поправками из-под действия № 16-ФЗ выведены порты, расположенные на водных путях, не связанные с режимом посадки-высадки пассажиров и перевалки грузов повышенной опасности.

Президент уточнил, что за прошедший период удалось найти понимание с Департаментом транспортной безопасности Минтранса по исключению из постановления правительства № 686 от 18 июля 2016 года подпункта в) пункта 5 «здания, сооружения, устройство и оборудование, предназначенное для ремонта, отстоя в летнее и зимнее время…», прекращены требования транспортной безопасности по отстойно-ремонтным пунктам организаций речного транспорта.

Он выразил сожаление, что не нашло поддержки предложение АПСРТ по исключению из этого же постановления пункта 5 подпункта г) «сооружения, в том числе гидротехнические, для обслуживания пассажиров и транспортных средств водного транспорта в составе причалов и портов (пристаней), дебаркадеров, стоечных судов, расположенных на внутренних водных путях». А. Зайцев пояснил, что предложение исходило из того, чтобы вывести из-под действия требований по транспортной безопасности паромы, дебаркадеры, понтоны, расположенные в удалении от инфраструктурных объектов регионов и городов.

Президент посчитал нужным отметить нормальные отношения и взаимопонимание с руководителями Российского речного регистра. Принято решение по предложению АПСРТ об исключении внеочередных обследований судов при вводе их в эксплуатацию после зимнего отстоя, с согласия РРР судовое свидетельство по CУБ на суда выдается на 5 лет с промежуточным обследованием через 2-3 года.

В августе 2019 года по инициативе руководителей Томской судоходной компании в Томске проведено специальное совещание с главными инженерами судоходных компаний Сибири и Дальнего Востока. Приняли участие некоторые руководители администраций сибирских бассейнов, представители филиалов РРР и заместитель генерального директора РРР В.Ю. Ружьев. Тогда были детально рассмотрены взаимоотношения филиалов и судоходных компаний, приняты практические решения по углублению сотрудничества. По просьбе главного инженера Ленского объединенного речного пароходства рекомендовано АПСРТ инициировать вопрос о разрешении эксплуатации судов «река-море» от устья реки Пясина до Хатангского залива в прибрежных районах Карского моря и моря Лаптевых. В настоящее время выполнена специальная научно-исследовательская работа, подтверждающая возможность перевозки грузов по данному маршруту.

Президент сообщил участникам конференции, что за прошедший год внимание Ассоциации было сосредоточено на выполнении решений годового собрания, состоявшегося в Архангельске 25 июня 2019 года. Оценивая результаты деятельности как речных портов и судоходных компаний, так и принятия нормативно-правовых актов разного уровня, можно отметить их как неудовлетворительные. Объем перевозок грузов и пассажиров на водном транспорте в прошедшую навигацию составил 108 млн тонн и 11 млн пассажиров. Это наихудший результат за последние 70 лет. Объяснить эту ситуацию можно, сославшись на маловодность в центральных бассейнах, отсутствие грузопотоков, проигрышем в конкуренции с другими видами транспорта и т.д. Но согласиться с таким положением дел в отрасли невозможно.

А. Зайцев также отметил, что большие надежды возлагались на реализацию решений Государственного совета РФ, состоявшегося в Волгограде 15 августа 2016 года, по вопросу «О развитии внутренних водных путей в Российской Федерации» и поручений президента страны по итогам совета от 10 сентября 2016 года. С горечью он констатировал, что эти поручения не выполнены по большому числу мероприятий, и это не позволяет создать условия для развития речного транспорта.

Президент АПСРТ навал главное из них – не согласовано строительство низконапорной Нижегородской плотины, несмотря на выделение бюджетных средств в сумме 41 млрд рублей. Время идет, а проектирование и тем более строительство так и не начаты.

Огромные потери провозной способности флота восполнить невозможно.

Медленно идет строительство и Багаевского гидроузла.

Переход на нормативное содержание ВВП в размере 100% с 2008 года не обеспечен.

Никаких решений по переключению грузопотоков на речной транспорт с наземных видов транспорта не принято.

По его словам, неоправданно затянулось предоставление в Госдуму проекта закона по поправкам в Федеральный закон № 178-ФЗ от 21 декабря 2006 года «О приватизации государственного и муниципального имущества», которым предусматривается определить оценку имущества в речных портах по инвестиционной стоимости в соответствии с утвержденным Минэкономразвития 17.11.2016 № 727 федеральным стандартом «Определение инвестиционной стоимости». Проект закона прошел согласование со всеми структурами в правительстве и в Правовом управлении Президента РФ.

Следующим этапом после принятия закона будет разработка методики оценки имущества. Очень важным является учет в методике периода эксплуатации причальных гидросооружений их износ и регион нахождения.

Ключевая норма

А. Зайцев оценил прошедший год как определяющий при подготовке и представлении в Госдуму проектов законов по реформе контрольно-надзорной деятельности: проект закона об обязательных требованиях и государственном и муниципальном контроле в РФ. Проект закона об обязательных требованиях вводит принципы установления обязательных требований к бизнесу и порядок выполнения в силу соответствующих актов. Ключевой нормой закона о государственном и муниципальном контроле является переход от карательного подхода при контроле к профилактическому, для этого вводится риск – ориентированный подход по степени возникновения рисков, угрожающих жизни и здоровью людей, и нанесения вреда имуществу и природе.

Еще 1 апреля 2016 года за № 559р правительством утверждена дорожная карта по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, включая механизм «регуляторной гильотины», которым предусматривается признание утратившими силу постановлений правительства и отмена приказов федеральных органов исполнительной власти. На первом этапе был подготовлен проект этих нормативных актов для отмены и признания их утратившими силу.

Однако Министерством транспорта был изменен подход к исполнению этих документов, и многие предложения бизнес-сообщества не были приняты. Напряженная работа представителей союзов и ассоциаций членов рабочей группы по водному транспорту не принесла положительных результатов. Одним из главных предложений АПСРТ было упразднение государственного портового контроля на ВВП, дублирующего аналогичные функции Ространснадзора и РРР, что явно противоречит закону о государственном и муниципальном контроле, предусматривающему исключение дублирования исполнения контрольно-надзорных функций в отношении одного и того же субъекта различными контрольно-надзорными органами.

Большое внимание уделено подготовке поправок к приказу Минтранса № 87 от 12 марта 2018 года, утвердившего Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта. При подготовке этого положения многие предложения судоходного сообщества не были учтены. В результате АПСРТ совместно с Российской палатой судоходства в течение 2019 года подготовили поправки в действующее положение, которым учтено большинство предложений. Минтрансом подписан приказ № 135 и направлен в мае 2019 года в Минюст на рассмотрение. Минюст потребовал дополнительное согласование с рядом министерств, что задержало регистрацию приказа почти на один год.

После долгих консультаций Министерством транспорта был издан приказ № 55 от 9 февраля 2018 года «Об утверждении порядка добычи нерудных строительных материалов на внутренних водных путях РФ», позволяющий снизить административную нагрузку на предприятия, занимающиеся добычей общераспространенных полезных ископаемых. Целью этого приказа было уменьшить количество проверяющих органов и поручить эту работу «речникам» в лице администраций речных бассейнов. Докладчик сообщил, что вынужден признать – эта цель не достигнута.

По его словам, к сожалению, были приняты поправки в федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» (статья 65, пункт 8), запретившие добычу общераспространенных полезных ископаемых в пойме рек и водоемов. От отметил, что кроме названных есть безмерные требования Росрыбнадзора и др.

По словам президента АПСРТ, большой неожиданностью для речников стало принятие Федерального закона № 431-ФЗ от 16 декабря 2019 года «О внесении изменений в Водный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», вступившего в силу 16 июня 2020 года.

Этим законом введено новое понятие «донный грунт», ранее данного термина закреплено не было. Статьей 5, пункт 12 определено, что «использование донного грунта, извлеченного при создании и содержании внутренних водных путей, а также при строительстве, реконструкции, эксплуатации ВВП и гидротехнических сооружений, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ».

Минтрансом был подготовлен проект постановления Правительства об утверждении этого порядка. Дирекцией Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта и несколькими членами АПСРТ были подготовлены предложения по внесению поправок в проект постановления, исходя из принципа недопустимости неравноправных требований при добыче донного грунта администрациями бассейнов и организациями, производящими добычу, перевозку и поставку нерудных строительных материалов. А. Зайцев сообщил, что в АПСРТ считают, что добыча донного грунта для последующей реализации должна производиться только при наличии лицензии в соответствии с федеральным законом «О недрах», чтобы создать равные условия для всех участников процесса. Если не будут учтены предложения экспертов, будет уничтожена целая отрасль – перевозки строительных грузов, на долю которых приходится более 60% от общего объема перевозок речным транспортом.

Х     Х     Х

27 марта 2020 года на коллегии Росморречфлота подведены итоги конкурса «Лидер отрасли» по всем номинациям. Президент Ассоциации Александр Зайцев с гордостью назвал компании – члены АПСРТ, удостоенные наград в различных номинациях.

Среди речных судоходных компаний, осуществляющих речные грузовые перевозки (сухогрузы), победителем стало АО «Томская судоходная компания», генеральный директор Ведерников Сергей Николаевич.

Среди речных судоходных компаний, осуществляющих речные перевозки (наливные), – ООО «ПраймШиппинг», генеральный директор Ганин Игорь Александрович.

Среди речных судоходных компаний, осуществляющих речные перевозки пассажиров (социально значимые), – АО «Северречфлот», генеральный директор Чумарин Айрат Раисович; (круизные) – ОАО «Московский туристический флот», генеральный директор Малинин Олег Францевич.

Среди речных стивидорных компаний – ОАО «Тобольский речной порт», генеральный директор Зырин Виктор Владимирович.

Среди учебных заведений, осуществляющих обучение студентов по транспортной безопасности, – Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, ректор Барышников Сергей Олегович.

Среди компаний, оказывающих услуги в области обеспечения судоходства (речная), – ФАУ «Российский речной регистр», генеральный директор Трунин Евгений Геннадьевич.

Дипломы номинантам конкурса присуждены:

ООО «Норникель-ЕРП» – генеральный директор Шпагин Олег Геннадьевич;

АО «Чебоксарский речной порт» – генеральный директор Шайкин Ванифатий Васильевич;

Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова – ректор Барышников Сергей Олегович;

ОАО «Хлебниковский машиностроительно-судоремонтный завод» – генеральный директор Косыгин Андрей Борисович.

Решение

1. Деятельность Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта за период 2019-2020 гг. признать хорошей.

2. Дирекции АПСРТ продолжить работу с Министерством транспорта России, Ространснадзором по снижению избыточных требований в рамках участия в процессе так называемой «регуляторной гильотины», в первую очередь по транспортной безопасности.

3. Активизировать участие в утверждении Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта; в субсидировании пассажирских перевозок в межрегиональном сообщении и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в решении проблем при добыче общераспространенных полезных ископаемых; в выполнении решений Госсовета РФ по переключению грузопотоков на речной транспорт с других видов транспорта; больше внимания уделять ценообразованию на судовое топливо, являющемуся одной из основных статей в расходной части судоходных компаний и портов.

4. Доклад Е.А. Лаврентьевой принять к сведению. Рекомендовать членам АПСРТ изучить новые требования по оценке квалификаций работников отрасли, изложенные в докладе.

5. Дирекции АПСРТ довести до членов АПСРТ информацию о вновь строящихся судах на подводных крыльях АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» с целью дальнейшего их приобретения для перевозки пассажиров.

Рассмотреть с Российским речным регистром вопросы по плаванию судов Ленского объединенного речного пароходства в Арктической зоне.

Морские вести России №11 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ