В перспективе – развитие СУДС и зерновых мощностей - Морские вести России

В перспективе – развитие СУДС и зерновых мощностей

06.07.2022

Морские порты

В перспективе – развитие СУДС и зерновых мощностей

Фото: Порт Азов/ФГБУ «АМП Азовского моря»

После распада СССР за пределами России оказались крупнейшие морские порты, расположенные в Азово-Черноморском бассейне. В этих условиях значение так называемых малых портов Азовского моря для внешнеторговых связей страны многократно возросло.

Роль порта Азов, который находится в дельте Дона и имеет выход на внутренние водные пути, авто- и ж/д магистрали европейской части РФ, сегодня особенно велика – это крупный центр перевалки экспортных зерновых, нефтепродуктов, других генеральных грузов, один из важных центров перевалки транзитных грузов. Именно поэтому здесь уделяется большое внимание развитию судоходства и безопасности мореплавания.

Владимир Брагин, капитан морского порта Азов ФГБУ «АМП Азовского моря»

Напомним, перегрузочный комплекс морского порта Азов включает 35 причалов, из которых 31 переваливает генеральные и навалочные грузы, 2 – нефтепродукты, 1 – предназначен для судоремонта и 1 – пассажирский. Общая длина причального фронта составляет 4,95 тыс. пог. мет-ров. Пропускная способность порта – более 16,5 млн тонн грузов в год, из них 13,9 млн тонн – сухие грузы.

Для якорной стоянки судов в акватории порта оборудованы 7 рейдов, из которых 3 предназначены для стоянки сухогрузов, 3 – для нефтеналивных судов, 1 рейд карантинный.

Объем перевозок сухих грузов через порт (операторами ООО «Азовский морской порт», филиал ООО «Азовский зерновой терминал», ООО «СК «Голубая волна», АО «Азовский завод стройматериалов», ООО «Азово-Донской зерновой терминал», ООО «Торговый дом «РИФ», ООО «Агропорт «Устье Дона», АО «Азовская судоверфь», ООО «ССРЗ Обуховский») по итогам 2021 года составил 8,28 млн тонн, наливных грузов (операторами ЗАО «Азовпродукт», ООО «ДонТерминал») – 0,24 млн тонн.

Службой капитана порта в 2021 году оформлено 3253 захода и 3251 отход судов.

Безопасность первым делом

Безопасность мореплавания в акватории порта и на подходах к нему – это приоритетное направление деятельности Службы капитана морского порта, которое ведется в соответствии с утвержденным комплексом законов и нормативов.

В настоящее время на подходах к порту со стороны Таганрогского залива и в акватории порта от приемного буя Азово-Донского морского канала до 3171 км реки Дон действует система управления движением судов (СУДС). В акватории порта от 3171 км до 3151 км р. Дон контроль за судами в порту, их расстановкой и безопасной стоянкой осуществляет Служба капитана порта.

Но для повышения безопасности мореплавания и контроля за судами в порту и на подходах крайне необходимо распространение зоны действия СУДС на всю акваторию порта. В настоящее время Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» разрабатывается проектная документация для включения данного участка в зону действия СУДС.

За 2021 год через акваторию порта Службой проведено 15716 транспортных судов. Инспекторами государственного портового контроля осмотрено 259 судов, из них 212 под российским, 47 – под иностранными флагами. По итогам инспекций были задержаны 3 судна под российским флагом и 3 – под иностранными.

Основные замечания, выявленные в ходе проверок, связаны с квалификацией судового персонала, техническим обслуживанием судовых механизмов/объектов, обеспечением судовладельцем необходимыми ресурсами.

Эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции, внесла свои коррективы в работу Службы капитана порта. Но, благодаря принятым сов-местно с Администрацией морских портов мерам, как организационным, так и техническим, персонал Службы в полном объеме выполнял и продолжает выполнять возложенные на него функции.

Новое подразделение

В 2021 году в деятельности Службы капитана порта произошло значительное событие – было создано новое подразделение. В соответствии с требованием постановления Правительства РФ от 10.10.2020 г. №1651 в штат Службы капитана порта была введена Служба транспортной безопасности с функциями обеспечения транспортной безопасности в акватории порта.

На основании требований по транспортной безопасности была проведена оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) – акватории морского порта Азов, разработан План обеспечения транспортной безопасности ОТИ, подготовлены и изданы соответствующие организационно-распорядительные документы.

Во взаимодействии с Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» (АБФ) сформировано подразделение транспортной безопасности для своевременного реагирования на угрозы и акты незаконного вмешательства. Силами АБФ ведется работа по сертификации инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Все эти меры позволяют капитану морского порта исполнять функции по обеспечению транспортной безопасности в акватории порта.

Перспективные проекты

В 2022 году в целях увеличения пропускной способности порта и наращивания фактического грузооборота планируется расширение границ порта за счет включения в них новых земельных участков и строительства объектов портовой инфраструктуры.

В частности, планируется строительство нового зернового терминала ООО «Азовский морской терминал». Основной деятельностью проектируемого объекта станет перегрузка зерновых грузов с автомобильного на морской транспорт в объеме 1,5 млн тонн в год с возможным увеличением до 2 млн тонн. Проектом предусмотрено строительство четырех причалов. Планируемое число судозаходов на терминал – 155 в год.

Также планируется построить зерновой терминал «Степь». Основной деятельностью здесь будет перегрузка зерновых грузов с автомобильного и железнодорожного транспорта на морской в объеме 1,2 млн тонн в год с возможностью увеличения до 2 млн тонн. Предусматривается как прямая схема перегрузки зерна, так и с кратковременным хранением груза на территории терминала. Будет построено два причала на причальной набережной с открылком, а также четыре участка берегоукрепления вертикального типа. Планируемое число судозаходов на зерновой терминал «Степь» – 280 в год.

Следует отметить, что строительство новых терминалов в Азовском порту положительно скажется не только на динамике работы порта, но и на экономическом развитии Ростовской области и всей страны.

Морские порты №4 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ