Взрывной спрос на морские перевозки в порту Сочи - Морские вести России

Взрывной спрос на морские перевозки в порту Сочи

15.02.2022

Морские порты

Взрывной спрос на морские перевозки в порту Сочи

Фото: ФГБУ «АМП Черного моря»

Значительные работы по реконструкции и модернизации морского порта Сочи и входящих в его состав портопунктов были проведены в ходе подготовки города-курорта к проведению зимних Олимпийских игр 2014 года и превратили порт в крупный международный центр морских пассажирских перевозок. Однако кризис круизного судоходства, начавшийся после объявления России санкций в этом же году, значительно снизил количество заходов иностранных судов. Чтобы восстановить потребность в морском туризме, в 2017 году между Сочи и Крымом были организованы рейсы лайнера «Князь Владимир».

Всплеск интереса к отечественному курорту в последние годы был вызван пандемией коронавируса, когда большинство мировых туристических направлений закрылись. Межпортовые прогулочные и коммерческие перевозки возросли в летний сезон. Но круглогодичное пассажирское сообщение по-прежнему отсутствует. Несмотря на это, Служба капитана порта выполняет свои функции по обеспечению безопасности мореплавания в полном объеме.

Вячеслав Румянцев, капитан морского порта Сочи ФГБУ «АМП Черного моря»

Порт Сочи сегодня

Акватория морского порта Сочи включает внутреннюю гавань, круизную гавань, грузовой район в устье реки Мзымты и акватории 7 пассажирских пирсов, расположенных в населенных пунктах Лазаревское, Лоо, Дагомыс, Мацеста, Хоста, Кургородок, Адлер.

Порт располагает действующим причальным фронтом общей протяженностью 4333 пог. метра и состоит из 40 причалов и 2 берегоукреплений, в том числе: 6 грузовых причалов, 7 грузо-пассажирских, 24 пассажирских, 3 технических и вспомогательных.

Пропускная способность грузовых причалов составляет 5 млн тонн в год, из них сухих грузов – 4,35 млн тонн, контейнерных – 54,75 тыс. ДФЭ. Пропускная способность пассажирских терминалов – 1,64 млн пассажиров в год. Кроме того, в порту одновременно может базироваться до 400 маломерных, прогулочных и спортивно-парусных судов.

Грузо-пассажирские причалы порта способны принимать суда длиной до 156 метров с осадкой до 7,65 метра. Два пассажирских причала круизной гавани общей длиной 730 метров способны принимать круизные суда длиной до 311 метров с осадкой до 8,8 метра. Паромный причал рассчитан на прием судов до 135 метров с осадкой до 6,5 метра.

Обслуживание пассажиров осуществляется в новом международном терминале порта с пропускной способностью 1250 человек в час. В терминале размещаются службы пограничного, таможенного и иммиграционного контроля.

Внутренняя гавань вместимостью до 270 яхт с технической зоной принимает суда и яхты длиной до 50 метров. На причалах №1 и №2 организованы понтонные линии, на которых базируются яхты длиной до 24 метров.

Порт Сочи часто становится местом проведения различных мероприятий, таких как Черноморская регата больших парусников, Международная яхтенная выставка Sochi Yacht Show, парусная регата Sochi Winter by PROyachting, кубок Чемпионов Сочи Swim Festival, соревнований по триатлону Ironstar, соревнований по плаванию на открытой воде Swimstar One Mile Sochi и других.

Плотный сезон – 2021

На сегодняшний день в порту осуществляются в основном пассажирские перевозки, грузовые практически отсутствуют. За 11 месяцев 2021 года перевезено и обслужено 18 187 пассажиров в межпортовом сообщении, что на 91% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Во внутрипортовых перевозках перевезено 412 017 пассажиров (+13%).

В 2022 году планируется сохранить объем пассажирских перевозок на внутрипортовом направлении, а также осуществлять межпортовые пассажирские перевозки по маршрутам Сочи – Новороссийск – Сочи, Сочи – Геленджик – Новороссийск и международные перевозки по маршруту Сочи – Сухум – Сочи. Планируется принять 14 круизных судов под иностранным флагом международных линий.

В навигацию 2021 года в порту были открыты пассажирские перевозки на скоростных судах «Грифон» (на 150 человек) и «Севастополь» (на 120 человек) по маршруту Сочи – Геленджик – Новороссийск. В связи с резким повышением числа туристов в курортный сезон во внутрипортовых перевозках были задействованы пассажирские суда «Дагомыс» (на 170 человек), «Ай-Тодор» (на 200 человек), «Беркут» (на 47 человек). Кроме того, в морских прогулках участвовали еще порядка 120 маломерных судов, выполняющих коммерческие перевозки пассажиров на внутрипортовом направлении.

Выполнялись круизы по Черному морю на лайнере «Князь Владимир» по маршруту Сочи – Новороссийск – Ялта – Севастополь – Сочи. В период с 13 июня по 16 октября судно совершило 12 рейсов, перевезено 13255 пассажиров. В настоящее время «Князь Владимир» находится в порту Севастополя, где проходит подготовку к навигации 2022 года.

Пассажирские перевозки в текущем году обеспечивались такими компаниями, как «Черноморские круизы», «Водоходъ Экспресс», «Севюгфлот», «Маринсервис», а также многочисленными индивидуальными предпринимателями, осуществляющими коммерческие перевозки на маломерных судах.

К сожалению, в связи с ограничительными мероприятиями в Краснодарском крае, связанными с пандемией COVID-19, в 2020 году прекратил свою работу оператор скоростного судна на подводных крыльях Expressline, который осуществлял пассажирские перевозки по направлению Сочи – Батуми.

Капитаном морского порта осуществляется государственная регистрация судов с выдачей соответствующих документов. На текущий момент в Государственном судовом реестре зарегистрировано 238 судов, из них маломерных, используемых в коммерческих целях, – 206, в этом же реестре зарегистрировано пассажирское судно «Князь Владимир», в Российском международном реестре судов зарегистрировано 16 судов.

Портовый контроль на высоком уровне

Пандемия коронавируса COVID-19 не повлияла на общую работу Службы капитана морского порта Сочи.

В целях предупреждения распространения инфекции и обеспечения здоровья работников Службой оперативно и своевременно был проведен ряд организационных мероприятий: приобретены и обеспеченны средствами индивидуальной защиты все специалисты Службы; организована 100%-ная вакцинация коллектива; соблюдены все рекомендации и требования Роспотребнадзора по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия работников, а также «Временные рекомендации, направленные на безопасное функционирование морского и внутреннего водного транспорта в условиях COVID -19».

Кроме того, для некоторых категорий работников обеспечен посменный график работы, часть работников переведена на дистанционный режим без снижения эффективности деятельности подразделений и непрерывности выполнения функций и задач в режиме «Повышенная готовность».

Прием заявителей производится с соблюдением безопасной дистанции и с использованием средств индивидуальной защиты, на входе в помещение обеспечивается проведение дезинфекции рук, контроль термометрии бесконтактным термометром. Регулярно проводится обработка рабочих мест и мест заявителей. Прием посетителей ведется по предварительной записи, при отсутствии необходимости личного присутствия и предоставления оригиналов документов переписка и направление документов осуществляются в электронном виде.

Инспекторами при проведении осмотров судов в обязательном порядке применяются средства индивидуальной защиты и осуществляется контроль выполнения Временных рекомендаций. Судовым компаниям, владельцам маломерных судов, ведущим коммерческую деятельность по перевозке пассажиров, операторам морских терминалов указано на необходимость соблюдения Временных рекомендаций при организации морских пассажирских перевозок.

Инспекторы ГПК являются профессионалами в своем деле, грамотными, хорошо подготовленными специалистами. Они имеют глубокие теоретические знания, регулярно повышают свой уровень по программе самоподготовки, технической учебы, проходят обучение и совершенствуют профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации на базе Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, обладают широкими практическими навыками и богатым опытом. Эти качества позволяют им проводить проверки и осмотры пассажирских судов любых типов на самом высоком уровне.

Морские порты №9 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ