Модернизация и экоперспективы порта Шахтерск - Морские вести России

Модернизация и экоперспективы порта Шахтерск

09.01.2022

Морские порты

Модернизация и экоперспективы порта Шахтерск

Фото: ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Морской порт Шахтерск, несмотря на отсутствие глубоководной береговой инфраструктуры, ежегодно увеличивает экспортные поставки угля за счет эффективной схемы рейдовой перевалки. Планируется, что к 2025 году порт после перехода на конвейерную транспортировку и новые технологии удвоит обороты.

Олег Филиппов, капитан морского порта Шахтерск ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Восходящая динамика

За последние три года грузооборот порта Шахтерск вырос на 70%, до 11,9 млн тонн в 2020 году. За 6 месяцев 2021 года прирост составил 29%. Внушительные результаты достигнуты благодаря наращиванию мощностей порта, грамотно организованному процессу перевалки и профессиональному взаимодействию всех участников.

Так, на увеличение грузооборота ощутимо повлияли инвестиции основного оператора порта –

ООО «Угольный морской порт Шахтерск» (УМПШ), который в дополнение к уже имеющимся приобрел две самоходные баржи «Рейд-11» и «Рейд-12» дедвейтом 7,5 тыс. тонн каждая. Благодаря этому среднесуточный показатель рейдовой погрузки вырос на 17%, до 80 тыс. тонн, рекордный результат – свыше 100 тыс. тонн.

Как объясняют представители стивидорной компании, подготовка в межнавигационный период позволила оперативно приступить к выполнению производственного плана с началом навигации. Первыми, вставшими под погрузку, были суда типоразмеров Capesize и Panamax. Основное направление поставок – страны АТР. Первое место среди стран-импортеров занимает КНР, куда за 6 месяцев 2021 года отгружено 3,4 млн тонн угля, или 74% от общего объема. За этот же период отмечен пятикратный рост объемов поставок угля в Индию.

Новое направление осваивает морской терминал Углегорск, где, помимо угля, начиная с прошлого года производится отгрузка торфа. Здесь построен склад для хранения просеянного и просушенного торфа до отгрузки на суда. В прошлом году погрузили 24 тыс. тонн, а в перспективе планируется увеличение объемов перевалки.

Международные инвестиции – эффективные технологии

Стивидорная компания УМПШ, развивающая морской порт Шахтерск, – это совместный проект «Восточной горнорудной компании» и сингапурской Rocktree Logistics Pte. Ltd., одного из мировых лидеров в области эксплуатации морских перегрузочных комплексов.

Два года назад рейдовый комплекс порта был существенным образом модернизирован. Сегодня комплекс обслуживают 6 самоходных барж (на 7,5 тыс. тонн), 2 азимутальных буксира, а также плавучие терминалы-перегружатели RT-Genova (дедвейт 54 тыс. тонн, скорость перегрузки угля более 4 тыс. тонн в час) и EMCO-1 (дедвейт 14,7 тыс. тонн, скорость перегрузки – до 2,8 тыс. тонн в час). По техническим характеристикам большая часть судов, задействованных в рейдовой перевалке угля, не имеет аналогов на Дальнем Востоке.

С момента запуска комплекс работает в соответствии с регламентирующим рейдовую перегрузку приказом Минтранса России. Каких-либо нарушений, аварийных ситуаций не возникало. Погрузка на суда осуществляется в штатном режиме, при обязательном сопровождении буксиров.

Осложняющий фактор в работе – погодные условия. Если при хорошей погоде загрузка среднего балкера занимает менее двух суток, то при ухудшении навигационной обстановки график становится изменчивым, компенсировать временные издержки приходится за счет планирования процесса. Перспективы проекта – создание дополнительных гидротехнических сооружений.

Растут судозаходы под флагом РФ

Расширение границ акватории порта в 2019 году и увеличение пределов морского пункта пропуска способствовали росту судозаходов и расширению рейдового комплекса, то есть увеличению количества одновременно обрабатываемых судов. Эти изменения позволили принимать суда дедвейтом более 200 тыс. тонн.

В апреле 2021 года порт Шахтерск впервые в истории Сахалина принял 300-метровое судно Mineral Yang Fan грузоподъемностью 206 тыс. тонн. Было погружено более 188 тыс. тонн угля. До этого лидером по объему разовой отгрузки был порт Ванино, обработавший балкер на 167 тыс. тонн в 2019 году.

Обычно с судами такого класса работают только специализированные глубоководные терминалы. Поэтому для Службы капитана порта это был ответственный момент. Погрузка прошла успешно, в соответствии с отработанной технологической схемой перегрузки груза с судна на судно.

Самые частые гости в порту – балкеры под флагами России, Панамы и Маршалловых островов. Количество судозаходов в 2020 году выросло на 17%, до 291. Инспекцией госпортконтроля оформлено 283 захода и 98 отходов судов.

Основные типы судов, посещающих порт: балкеры (197), суда для генеральных грузов (35), танкеры (35) и буксиры (19). Также в прошлом году в порт заходил земснаряд и грунтовоз для проведения дноуглубительных работ.

По государственной принадлежности наибольшее количество судов российской регистрации (89), другие флаги – Панама (56), Маршалловы острова (42), Либерия (32), Гонконг (16), КНР (15), Сингапур (15), Республика Корея (9), Мальта (8) и прочие.

Сотрудниками ИГПК проведено 98 осмотров судов под флагом РФ. Выявленные несоответствия относятся к разделам: навигация (81), условия жизни и труда (72), спасательные средства (64), герметичность (62), средства борьбы с пожаром (61), предотвращение загрязнений (47), свидетельства и документация (46) и другие (98).

Санитарные условия и экологические инновации

В условиях санитарных ограничений рейдовая перевалка угля показала себя как наиболее безопасная. Все суда обслуживаются на рейде, из них примерно половина – с использованием перегружателя, а половина – при помощи собственного кранового оборудования судов.

Работа Службы капитана порта была надлежащим образом скорректирована с самого начала пандемии коронавируса. Усилено сотрудничество со службой Роспотребнадзора, инспекторы обеспечены необходимыми средствами защиты, а контакты с экипажем сведены к минимуму. В результате удалось избежать осложнений ситуации и обеспечить безопасную работу порта при наращивании темпов производства.

Служба капитана порта строго контролирует соблюдение международного и национального законодательства в отношении охраны окружающей среды вообще и морской в частности. В порту постоянно ведется контроль за выполнением погрузочных работ, мониторинг состояния акватории и причальных сооружений. При обнаружении несоответствий информируются соответствующие органы, выполняются необходимые действия для выяснения и устранения причин. В последние годы нарушений экологического законодательства не зафиксировано.

Оператор порта со своей стороны декларирует принципиальный курс на экологически ориентированный бизнес в рамках концепции «Зеленый угольный кластер». В соответствии со стратегией технологической модернизации сегодня строится магистральный конвейер закрытого типа длиной 23 км для прямой доставки угля от угольного разреза в морской порт. По расчетам инвесторов, инновация даст двукратное увеличение объемов транспортировки. Магистральный конвейер будет доставлять уголь на автоматизированный склад в порту, откуда он будет распределяться при помощи локального конвейера. Предполагается, что смена логистической модели снизит воздействие на окружающую среду.

Обеспечены всем необходимым

Служба капитана порта имеет достаточный штат для нормальной работы в режиме динамичного развития порта. Личный состав включает 12 сотрудников, занятых на трех направлениях: отдел транспортной безопасности, сектор оформления приходов и отходов судов, сектор по проведению осмотров и контрольных осмотров российских и иностранных судов.

Сотрудники обеспечены всем необходимым для выполнения поставленных задач. Например, инспекторы оснащены переносными видеорегистраторами для проведения осмотров судов. Установлено оборудование для видеоконференций и оперативной связи, которое доказало свою эффективность, особенно в новых условиях, ограничивающих личные контакты.

Морские порты №8 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ