Рекорды и проблемы морского порта Советская Гавань - Морские вести России

Рекорды и проблемы морского порта Советская Гавань

11.05.2021

Морские порты

Рекорды и проблемы морского порта Советская Гавань

Фото: ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Несмотря на сложности, в том числе вызванные пандемией коронавируса, 2020 год для морского порта Советская Гавань стал наиболее успешным. Впервые за все время существования порта, открытого в 1993 году, объем перевалки грузов достиг почти 1 млн тонн. Этот рекорд стал возможным вследствие эффективного использования портовых мощностей операторами морских терминалов, а также четкого обеспечения безопасности мореплавания в акватории порта и на подходах к нему Службой капитана порта.

Сергей Фомин, капитан морского порта Советская Гавань ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Рекордная перевалка

Морской порт Советская Гавань является замерзающим, толщина льда в акватории достигает одного метра. Тем не менее, навигация в порту осуществляется круглогодично. При этом примерно 5 месяцев в году длится период ледокольных проводок судов.

В зависимости от прогнозируемой ледовой обстановки капитан порта устанавливает ограничения по режиму ледового плавания судов. В этот период количество судозаходов в порт заметно уменьшается, сокращаются объемы работ в порту и объемы переработки грузов.

В 2020 году дополнительные сложности работе порта придала пандемия коронавируса. Однако стивидоры по итогам года перевалили рекордный за всю историю порта объем грузов – 980 тыс. тонн.

Так же в 2020 году произошло значительное увеличение объема перевозок грузов морским транспортом по сравнению с предыдущими годами. Это стало возможно благодаря эффективному использованию портовых мощностей операторами морских терминалов.

Перспективы дальнейшего роста грузооборота порта, безусловно, связаны с реализуемыми и заявленными стивидорными компаниями инвестиционными проектами модернизации и строительства новых терминалов.

Перспективные проекты стивидоров

ООО «Компания Ремсталь» реализует в порту Советская Гавань сразу два инвестиционных проекта: «Транспортно-перегрузочный комплекс по перевалке СУГ (сжиженных углеводородных газов)» и «Транспортно-перегрузочный комплекс по перевалке навалочных, генеральных и наливных грузов». На сегодня компания получила положительное заключение Главгосэкспертизы на проектную документацию и результаты инженерных изысканий на строительство первого комплекса.

Проект будет реализован в рамках режима Свободного порта Владивосток, действующего на территории Советско-Гаванского района Хабаровского края. Годовой грузооборот комплекса составит до 1 млн тонн СУГ, что потребует непрерывного круглогодичного режима работы. Перевалку газа планируется осуществлять по схеме «вагон – склад – судно», предполагающей прием СУГ из железнодорожных цистерн, промежуточное хранение и налив в морские суда-газовозы для отправки на экспорт в страны АТР.

ООО «Норд+» свою хозяйственную деятельность осуществляет на причалах в бухте Курикша и ориентировано на перегрузку лесных грузов и пиломатериалов. В целях увеличения грузо-оборота собственного перегрузочного комплекса компанией принято решение о проведении реконструкции пункта пропуска через госграницу, а также об обустройстве территории причалов на противоположной стороне бухты с площадями для хранения экспортных грузов в закрытом складе и на открытых площадках.

Реализация данного решения позволит разместить на новом терминале до 350-400 тыс. тонн в год генеральных и лесных экспортных грузов с последующим увеличением мощности терминала до 500 тыс. тонн.

ООО «Бункер-порт» расширило специализацию причального сооружения в бухте Окоча, что предполагает как усовершенствование и оптимизацию работы универсального перегрузочного комплекса по перевалке генеральных и лесных грузов, так и освоение грузооборота навалочных грузов.

Уникальный рыбколхоз: от рыбы до конструкций космодрома

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Рыболовецкий колхоз «Простор» располагает перегрузочным терминалом в бухте Маячная с развитой инфраструктурой, включающей в себя основное и вспомогательное производства. В сферу деятельности СПК РК «Простор» входят не только перевалка пиловочника и лесоматериалов, но и добыча и переработка рыбопродукции, производство продукции из морских бурых водорослей.

В 2020 году на причале рыбколхоза производилась перегрузка на баржи металлических конструкций газопровода, прибывших буксирно-баржевым караваном из Сингапура, с последующей доставкой их в морской порт Холмск на о.Сахалин.

На том же причале перегружались и крупногабаритные тяжеловесные грузы (КТГ) для космодрома Восточный. Сначала из Северодвинска по Северному морскому пути универсальный сухогруз «Баренц» доставил в порт Советская Гавань оборудование, изготовленное для космодрома Восточный: пусковой стол (8 мест) весом 356,8 тонны и вакуумную камеру (6 мест) весом 270,4 тонны; общий вес груза составил 627,2 тонны. Затем оборудование было перегружено с судна на баржу «МП 2811», которая до порта Николаевск-на-Амуре буксировалась морским буксиром «Аруна», а далее по рекам Амур и Зея до причала Амурского газоперерабатывающего завода – речным буксиром-толкачом типа РТ-600. Последний участок пути до космодрома оборудование доставлялось на колесной спецтехнике.

Под контролем СКП

Основным видом деятельности АО «ННК-Гаваньбункер» является обработка нефтеналивных грузов. В соответствии с Общими положениями по порту в сентябре 2020 года комиссия, утвержденная распоряжением Росморречфлота, провела оценку тренировочных учений бункеровочной компании в акватории морского порта перед утверждением Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (План ЛРН).

При проведении учений были задействованы силы и средства Сахалинского филиала ФГБУ «Морспасслужба» (РВК «Водолаз Зюляев» и судно «Спасатель Алексюк»), Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» (СЛВ «Коппи») и АО «ННК-Гаваньбункер».

Проведенные бункеровочной компанией учения прошли успешно с выполнением всех необходимых нормативов. Результаты учений комиссия признала удовлетворительными. Установлено, что План ЛРН АО «ННК-Гаваньбункер» обеспечен аттестованным аварийно-спасательным формированием, достаточными силами и средствами для локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов в акватории морского порта Советская Гавань.

Изменения в сведениях о порте

Мощности порта в настоящее время позволяют и дальше увеличивать грузопоток – пропускная способность существующих грузовых терминалов составляет 2,26 млн тонн в год.

В Реестр морских портов РФ распоряжением Росморречфлота внесены изменения в сведения о морском порте Советская Гавань: изменены максимальные габариты судов, которые могут осуществлять заходы в порт. В соответствии с внесенными корректировками теперь в порт могут заходить суда длиной до 200 метров и шириной до 29 метров. Эти характеристики изменились благодаря выполненным расчетам, обосновывающим техничес-кую возможность постановки судов с большими размерениями к причалу №1 в бухте Эгге морского порта.

Распоряжением Росморречфлота также уточнены площади открытых складов, наименования отдельных операторов морских терминалов и перечни предоставляемых ими услуг.

Мешает нормативный балласт

Одним из существенных факторов, негативно влияющих на увеличение грузооборота и развитие порта, является неадаптированное к современным реалиям требование действующей нормативной документации по запрету слива любых видов балласта в акватории морского порта Советская Гавань.

Выполнение данного требования влечет за собой увеличение времени погрузки судна и значительные финансовые расходы на выполнение операций по выводу судна за пределы акватории порта для сброса балласта и постановке судна к причалу. В данных условиях порт Советская Гавань не способен конкурировать с соседним портом Ванино и другими портами Дальнего Востока по привлечению грузоотправителей.

Из-за отсутствия в морском порту сооружений для приемки изолированного балласта, его слив возможен только в сборщик льяльных вод объемом до 250 тонн и в автоцистерны объемом до 36 тонн. Суда, следующие в морской порт под погрузку наливных и сыпучих грузов, а также суда, следующие под погрузку в период ледокольных проводок, имеют на борту изолированный балласт. А так как слив любых видов балласта в порту запрещен, суда оставляют его на борту, при этом не добирая порядка 6-8 тыс. тонн груза.

Капитаном морского порта в Росморречфлот направлены необходимые материалы для подготовки проекта приказа о внесении изменений в «Обязательные постановления в морском порту Советская Гавань». Наряду с другими изменениями предложено разрешить сброс изолированного балласта в акватории морского порта в соответствии с требованиями Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими от 2004 года.

В отношении текста проекта нормативного правового акта были проведены общественные обсуждения и независимая антикоррупционная экспертиза. Сейчас завершается разработка проекта документа и формирование окончательного варианта текста.

Проблемы судоходства и швартовки

В очередной раз хотелось бы коснуться проблемы совершенствования системы управления движением судов (СУДС) в морском порту Советская Гавань и на подходах к нему.

В настоящее время на подходах к порту действует СУДС морского порта Ванино, технические возможности которой не позволяют охватывать акваторию порта Советская Гавань. Для этого необходима установка дополнительного оборудования. При дальнейшем развитии порта и увеличении габаритов заходящих в порт судов данное оборудование, без сомнения, повысило бы уровень безопасности мореплавания в морском порту Советская Гавань.

Также необходимо отметить недостаточное количество мощных буксиров, находящихся на постоянной основе в порту. Используемые при швартовных операциях буксиры привлекаются агентирующими компаниями из порта Ванино.

Данный факт негативно влияет на себестоимость грузоперевозок, увеличивая ее за счет продолжительности работы буксиров (из порта Ванино до порта Советская Гавань буксиры тратят дополнительно от 1,5 часов в летний период до 9 часов в период ледокольных проводок) и дополнительных портовых сборов, взимаемых с буксиров в морских портах Ванино и Советская Гавань.

Морские порты №2 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ