Агрохимикаты в морских портах хранить разрешено - Морские вести России

Агрохимикаты в морских портах хранить разрешено

09.03.2021

Морские порты

Агрохимикаты в морских портах хранить разрешено

Фото: пресс-служба Госдумы РФ

26 ноября Государственная дума приняла в третьем, окончательном чтении федеральный закон о хранении агрохимикатов в границах водоохранных зон на территориях портов. Закон направлен на реализацию поставленной Президентом РФ задачи по увеличению экспорта отечественной продукции. Такое решение будет способствовать развитию портовой инфраструктуры, переориентации грузопотоков из морских портов сопредельных государств, наращиванию экспорта и строительству новых терминалов по перевалке агрохимикатов. Кроме того, бюджет страны пополнится дополнительными средствами.

Владимир Михайлов

Госдума в третьем чтении большинством голосов приняла Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о хранении агрохимикатов в границах водоохранных зон на территориях портов). Документ был внесен в Госдуму правительством, 18 ноября принят во втором чтении, после чего дорабатывался с учетом внесенных предложений. В третьем чтении его представил член Комитета по транспорту и строительству, член фракции «Единая Россия» Виктор Дерябкин.

Законопроектом предлагается:

– разрешить в границах водоохранных зон хранение агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос;

– установить, что строительство, реконструкция и эксплуатация специализированных хранилищ агрохимикатов допускаются при условии оборудования таких хранилищ сооружениями и системами, предотвращающими загрязнение водных объектов;

– разрешить хранение агрохимикатов в границах прибрежных защитных полос в специализированных хранилищах, введенных в эксплуатацию до 1 января 2013 года и расположенных на территориях морских портов, при условии оборудования таких хранилищ сооружениями и системами, предотвращающими загрязнение водных объектов;

– включить в перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня проектную документацию специализированных хранилищ агрохимикатов, если такие хранилища планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос.

В.Дерябкин, в частности, сказал: «Законопроект направлен на выполнение Указа Президента РФ №204 о национальных целях и стратегичес-ких задачах по развитию страны до 2024 года в части увеличения экспорта отечественной продукции, включая агрохимикаты. Этот закон позволит инвесторам и правительству создать и построить в морских портах необходимые мощности по хранению и перевалке агрохимикатов и переключить грузопотоки в объеме до 4 млн тонн агрохимикатов с портов Прибалтики на порты России. Законопроект разрешает эксплуатировать специализированные хранилища, которые были построены до 1 января 2013 года в прибрежной защитной полосе и которые в случае переоборудования и оборудования соответствующими системами предотвращают экологическое загрязнение водных объектов».

В ходе обсуждения законопроекта прозвучали аргументы за и против принятия законопроекта. Так, депутат Госдумы, член фракции КПРФ Ольга Алимова заявила, что фракция КПРФ будет голосовать против данного законопроекта.

О.Алимова, в частности, сказала: «Жители города Туапсе, а также и других городов знают, когда подобные терминалы находятся на их территории, они возмущены, они требуют сберечь их здоровье и природу, флору и фауну, однако к их мнению вряд ли кто прислушивается. Кроме этого, законопроектом в предлагаемой редакции части 16 статьи 65 Водного кодекса вместо ограничительных мер, которые были поддержаны в июле месяце, теперь устанавливается режим наибольшего благоприятствования строительству специализированных хранилищ агрохимикатов в водоохранных зонах, теперь всего в 50 метрах от береговой линии, а не в 500, как это было разумно установлено. А это значит – яды, в которые превращаются удобрения при длительном хранении, могут попасть в реки и моря, принося непоправимый ущерб. <…> Попустительство частным компаниям приводит к экологическим и техногенным катастрофам типа разлива топлива в Норильске».

От фракции «Единая Россия» выступил депутат Андрей Каличенко. Он отметил, что принятие законопроекта крайне важно для реализации задач по развитию отечественной портовой инфраструктуры с целью обеспечения перевалки растущих объемов экспортной продукции.

«Нам однозначно нужно выполнять указ президента по переориентации грузопотоков из портов сопредельных государств в российские порты. Нам однозначно нужно реализовывать положение нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» и до конца 2024 года увеличить объем несырьевого неэнергетического экспорта до 250 млрд тонн. Но нельзя забывать об экологии и безопасности при реализации наших экспортных возможностей. И здесь на площадке комитета совместно с правительством, депутатами, экспертами и при поддержке Правового управления президента мы предусмотрели все экологические нормы защиты и необходимые меры для хранения и перевалки минеральных удобрений», – сказал А.Каличенко, добавив, что фракция «Единая Россия» поддержит этот законопроект и будет голосовать за его принятие в третьем чтении.

Фракция «Справедливая Россия», так же как и КПРФ, не поддержала законопроект. Заместитель председателя фракции Валерий Гартунг так аргументировал позицию партии: «Наша фракция за то, чтобы увеличился экспорт и указ президента о развитии экспортных мощностей был выполнен. Но какого экспорта? Если это экспорт машиностроительной продукции, высокотехнологичной продукции, то мы двумя руками за. Если это экспорт сырья, то мы категорически против. <…> Мы за то, чтобы развивался высокотехнологичный экспорт, и для этого у нас все есть основания. Но подвергать экологической опасности наши припортовые зоны мы не должны и не можем. У нас уже есть несколько экологических катастроф, причины которых мы установить не можем, – я говорю о прибрежных зонах. И создавать еще одну точку возникновения таких потенциальных опасностей мы не должны».

Далее обсуждение в диалоге продолжили председатель Госдумы Вячеслав Володин и председатель Комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев о портах, которые отгружают российскую агрохимию на экспорт. В.Володин попросил проинформировать депутатов о том, какие это порты и кому они принадлежат. По словам Е.Москвичева, в основном это порты Прибалтики, а собственниками химических терминалов, порой, являются российские граждане, которые построили там эти терминалы.

«Хочу сказать, что 5,5 млн тонн сегодня идут из портов Прибалтики, и эти порты находятся в городской черте. Это около 30% объема перевозок, который мы должны забрать на свои порты, которые почти на 45-50% в некоторых местах не загружены. И мы считаем, что все эти грузы пойдут с Усть-Луги и Калининградской области. Поэтому для нас очень важно, где мы будем развивать свою портовую инфраструктуру, и никакого ущерба экологически не будем наносить», – сообщил Е.Москвичев.

В.Володин поинтересовался у председателя профильного комитета, какие потери и какое приобретение по итогам принятия решения о законопроекте, соответственно, будет иметь бюджет, экономика страны? На что Е.Москвичев ответил: «Выигрывают все наши бюджеты 11 субъектов, и, по нашим данным, это будет не менее

10 млрд долларов ежегодно. Поэтому мы считаем, что принятие такого закона, наверное, даже опоздало, но оно сегодня очень важно».

Председатель Госдумы призвал депутатов думать в первую очередь об интересах страны и граждан. По его словам, «нынешним решением мы пополняем не только бюджет, но и создаем рабочие места, развиваем экономику». Он подчеркнул, что «на протяжении десятилетий мы отдавали часть экономики, чтобы она приносила прибыль Прибалтийским странам».

«Надо давно было позакрывать там все эти перевалочные пункты и вернуть на территорию России при соблюдении экологического законодательства, при создании современной инфраструктуры, — заявил В.Володин. — Все, что в интересах России, нужно оттуда брать и возвращать, и тогда у нас не будет проблем с бюджетами. И здесь мы должны быть едины».

В результате голосования из 339 депутатов за законопроект проголосовали 292, против – 40, воздержались – 7, не голосовали – 111. Законопроект был принят.

Морские порты №10 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ