Грузы пойдут обходным путем - Морские вести России

Грузы пойдут обходным путем

01.10.2020

Ж/Д транспорт

Как крушение железнодорожного моста под Мурманском скажется на работе Мурманского порта и его клиентов

Фото: Мурманский вестник/Лев Федосеев. Рухнувший железнодорожный мост через р.Колу под Мурманском.

1 июня в Мурманской области на перегоне Выходной – Кола Октябрьской железной дороги в период паводка обрушился железнодорожный мост через реку Колу. Это был единственный путь по железной дороге не только для пассажиров в столицу Заполярья, но и для миллионов тонн внешнеторговых грузов в крупнейший арктический морской порт России. Из-за аварии железнодорожное сообщение Мурманска с Большой землей оказалось разорвано. Теперь экспортные грузы, а также каботажные грузы в порты Арктики не могут доставить угольщики, металлурги, поставщики химических удобрений и многих других грузов. Главные вопросы, которые волнуют грузовладельцев, – когда будет восстановлен мост и какие обходные пути возможно задействовать на время его ремонта.

Надежда Толстоухова

Авария и версии причин

30 мая в ходе паводка прибывшая в реке Коле вода сдвинула одну из опор моста, искривив железнодорожные пути. Движение через мост было перекрыто, и начались ремонтные работы. Изначально планировалось, что на ремонт уйдет две-три недели. Но 1 июня после отсыпки укрепления опор в воду рухнули два центральных пролета моста (к счастью, обошлось без жертв), и Мурманск оказался отрезан от железнодорожного сообщения с Большой землей.

Мост через реку Колу был построен в 30-е годы прошлого века. В соответствии с принципами строительства того времени инженерами был заложен высокий запас прочности, но мост не простоял и 100 лет. Последний раз он ремонтировался в 2014 году.

«Обрушение моста – дело достаточно редкое, потому что они рассчитываются из вероятности возможных негативных событий раз в 300 лет. Он прослужил значительно меньше... Поэтому отсюда нужно исходить и искать техническую причину, искать организационные недостатки в надзоре и далее определять меры по этому объекту», – приводит мнение бывшего вице-президента ОАО «РЖД» (2003-2006 гг.) Владимира Сазонова Интернет-ресурс tvzvezda.ru.

По факту крушения Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта). Следователям предстоит выяснить, насколько качественными были ремонты моста, что привело к его обрушению и кто в этом виноват.

По мнению секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, высказанному им 9 июня в ходе совещания по вопросам национальной безопасности в Северо-Западном федеральном округе, обрушение железнодорожного моста под Мурманском произошло из-за недостаточного контроля за его состоянием и несвоевременного проведения ремонтных работ.

Режим ЧС и обход аварийного участка

11 июня Правительству Мурманской области с целью привлечения к ликвидации последствий аварии сил и средств разных уровней, а также организации работы предприятий, приостановивших работу из-за неполучения грузов, пришлось объявить режим чрезвычайной ситуации (ЧС) регионального масштаба. «Режим введен с целью защиты экономических интересов предприятий, которые пострадали в результате обрушения железнодорожного моста на перегоне Выходной – Кола», – отмечалось в сообщении пресс-службы правительства. Режим будет действовать до прокладки резервной ветки.

Сразу же после ЧП в Мурманск прибыл глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров. Он провел совещание с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом, где было принято решение организовать временное железнодорожное сообщение с Мурманском, задействовав железнодорожную ветку, проходящую через центр города Колы. Для этого было решено проложить 5,7 км дополнительного обходного пути, в том числе около 1,5 км по скалистой местности.

Рис. 1. ЖД обход под Мурманском

Данный вариант обхода означал, что поезда, в том числе грузовые, пустят через жилую застройку. Жителям домов, стоящих неподалеку от железнодорожного полотна, пообещали за счет регионального правительства установить стеклопакеты. Кроме того, в РЖД заявили, что поезда через г.Колу пойдут по «бесшумным» рельсам.

К восстановительным работам РЖД привлекло более 160 специалистов со всей страны. Кроме того, по распоряжению Министра обороны Сергея Шойгу в Мурманскую область специально для строительства обходного железнодорожного пути было направлено около сотни военнослужащих инженерных войск и 42 единицы специальной военной техники, а также специальный состав железнодорожного батальона 29-й отдельной железнодорожной бригады Западного военного округа.

Строительство ветки, включая взрывные работы на скалистом участке, велось ударными темпами и завершилось на четыре дня раньше срока, установленного губернатором Мурманской области. Первый контейнерный поезд по обходному пути был пущен 19 июня, составы с углем пойдут чуть позже.

По информации РЖД, компанией был разработан новый график движения поездов в направлении Мурманска, в том числе план подвода к порту грузовых поездов, задержанных в пути. «С учетом большого количества среди них составов с углем (порядка 100 поездов) и возможностей порта по выгрузке в первую очередь снимаются ограничения на погрузку остальных грузов», – сообщил СМИ представитель РЖД.

На восстановление разрушенного моста уйдет значительно больше времени. Согласно техзаданию, опубликованному РЖД на сайте госзакупок, восстановительные работы на объекте должны быть закончены до 30 сентября 2020 года. Общая стоимость работ составит 1,2 млрд рублей. Все финансовые расходы по восстановлению моста понесет госкомпания, договор с подрядчиком уже заключен. Новое пролетное строение моста будет иметь длину 110 метров – от берега до берега, что снизит нагрузку на оставшиеся опоры.

Поиск альтернативных путей для грузов

Директор по логистике АО «Ковдорский ГОК» (входит в «ЕвроХим») Евгений Романов сразу же после обрушения моста через р.Колу заявил, что сложившаяся ситуация опасна для «ЕвроХима»: в день закрытия железнодорожного сообщения с Мурманском шесть груженых поездов компании с 24 тыс. тонн железорудного концентрата оказались заперты на станции Ковдор.

«На нас достаточно серьезно отразилась эта авария, так как наш основной продукт – железорудный концентрат – в объеме 600 тыс. тонн мы планировали перевалить в июне через АО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП, входит в СУЭК) и ООО «Мурманский балкерный терминал» (МБТ, входит в «ЕвроХим») потребителям в Китае по ранее заключенным контрактам. В настоящий момент идет поиск альтернативных вариантов – идут переговоры с покупателями, морскими терминалами северо-запада и ближнего зарубежья, проговариваются новые условия с операторами подвижного состава, судовладельцами и РЖД», – рассказал Е. Романов агентству «Интерфакс».

Львиную долю грузопотока по Октябрьской железной дороге в направлении Мурманска составляют составы с углем компании «СУЭК», которая отгружает свою продукцию через ММТП. По данным за 2019 год, объем грузооборота ММТП, основная часть которого – экспортный уголь, составил около 17,5 млн тонн. Сразу же после обрушения моста СУЭК выступил с заявлением, что будет искать обходные пути доставки грузов.

«В связи с тем, что поставка грузов железнодорожным сообщением считается ключевой для «Мурманского морского торгового порта», в настоящий момент специалистами предприятия и АО «СУЭК» прорабатываются альтернативные логистические решения по сохранению грузопотока и выполнению обязательств перед нашими клиентами», – заявил генеральный директор АО «ММТП» Алексей Рыкованов.

Одним из таких решений может стать выгрузка полувагонов при помощи специальной техники на одной из ближайших к порту железнодорожных станций и доставка груза автомобильным транспортом. Естественно, эти меры значительно усложняют доставку груза в порт и делают ее существенно дороже.

В такой ситуации на помощь СУЭКу пришла компания УГМК, владеющая угольным терминалом «Ростерминалуголь» в порту Усть-Луга. «Сейчас мы помогаем СУЭКу, берем на себя часть их груза из Мурманска», – прокомментировала газете «Гудок» директор по портовым и железнодорожным проектам УГМК Ирина Ольховская.

В свою очередь, директор по логистике СУЭК Денис Илатовский сообщил, что его компания реализует различные логистические решения по перенаправлению грузопотока ММТП на уровне планового объема 1,8 млн тонн в месяц. Тем не менее, за летний период проходящий через ММТП грузопоток, вероятнее всего, все-таки снизится.

Отметим, что продукты первой необходимости, а также товары широкого потребления поставлялись в Мурманск все время без сбоев автомобильным или воздушным транспортом. На логистические цепочки большинства крупных ретейлеров крушение моста через реку Колу не повлияло, поскольку они изначально доставляли грузы по автомобильным дорогам.

Грузоотправителей утешили скидками

Генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров неоднократно заявлял, что компания прорабатывает варианты по предоставлению дополнительных скидок грузовладельцам, грузы которых, следующие по железной дороге в направлении Мурманского транспортного узла, не могут быть доставлены из-за обрушения моста.

На момент написания статьи РЖД установили ряд скидок на экспортные перевозки железорудного сырья и удобрений, следовавших до обрушения моста в порт Мурманск, по альтернативным направлениям.

Так, скидка 25% будет действовать на экспортные перевозки железорудного концентрата со станции Ковдор Октябрьской железной дороги на станции Скангали и Лужская. Специальные тарифы не потребуют закрепления объемов перевозок гарантийными обязательствами и будут действовать до тех пор, пока не восстановится железнодорожное сообщение с ММТП, сообщили в пресс-службе РЖД.

Это значит, что компания «ЕвроХим», производящая минеральные удобрения (одно из производств которой находится именно на станции Ковдор), теперь сможет со скидкой перевозить свою продукцию в порт Усть-Луга. Аналогичной скидкой смогут воспользоваться еще несколько компаний: «Акрон» (производитель минеральных удобрений) на доставку продукции со станции Титан (Мурманская область) на станцию Ивангород-Нарвский (на границе России и Эстонии), а также на маршруте Ковдор – Скангали (на границе с Латвией) и «ФосАгро» (тоже производитель минеральных удобрений) на доставку продукции со станций Титан и Апатиты на станции Скангали и Завережье (последняя расположена на границе России и Белоруссии).

Таким образом, из-за крушения моста часть российских грузов уйдет в порты Прибалтики. Естественно, для российских портовиков, годами сражавшихся за каждую тонну грузов, это незаслуженный откат назад. Но все-таки, наверное, это временная мера, и из двух зол приходится выбирать меньшее: если у грузовладельцев не будет альтернативного пути для отправки товара на экспорт – встанет производство.

Угольщики поблагодарили железнодорожников

На 19 июня «Мурманский морской торговый порт» возобновил работы, связанные с железнодорожными операциями, и приступил к активной перегрузочной деятельности благодаря завершению строительства обходного участка пути.

«ОАО «РЖД» и военные строители проделали масштабную работу, и в настоящий момент ММТП получил подтверждение, что в порт ежесуточно будет поступать не менее 15 пар поездов с различными грузами. Это позволит порту работать в объеме чуть меньше, чем на полную мощность, и минимизировать финансовые потери, – заявил генеральный директор АО «ММТП» Алексей Рыкованов. – Мы благодарим начальника Октябрьской железной дороги Виктора Голомолзина и губернатора Мурманской области Андрея Чибиса, а также всю команду ОАО «РЖД» и Правительства Мурманской области за ударный труд в досрочном восстановлении железнодорожного сообщения».

После запуска моста в октябре 2020 года стивидоры рассчитывают на полное восстановление железнодорожного сообщения. В период вынужденного простоя порту удалось согласовать с руководством Октябрьской железной дороги направления дальнейшего развития железнодорожной инфраструктуры для повышения эффективности работы станции Мурманск.

«В Мурманске была проведена масштабная работа по восстановлению железнодорожного сообщения. Всего за 18 дней обходной путь был построен, а открыт на четыре дня раньше намеченного срока. При этом во время проведения данных работ коллеги из ОАО «РЖД» оказывали существенную поддержку в определении альтернативных логистических решений, найдены специальные технологические решения на время восстановления железнодорожного сообщения и ряд мер по снижению финансовых потерь от прекращения перевозок», – сообщил «МП» заместитель генерального директора АО «СУЭК» – директор по логистике Денис Илатовский.

Так, Центр фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» осуществлял перенаправление грузопотоков и бесплатную переадресовку для тысяч груженых вагонов, застрявших в направлении Мурманского порта, поскольку ММТП ежедневно выгружал более 1000 вагонов в сутки.

«Хочется выразить отдельную благодарность за оперативное взаимодействие и оказанную поддержку заместителю генерального директора – начальнику Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексею Шило и генеральному директору ОАО «РЖД» Олегу Белозерову, который лично контролировал ход восстановительных работ и механизм сохранения грузовой базы», – подчеркнул Д. Илатовский.

Морские порты №5 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ