Нет санкций без добра - Морские вести России

Нет санкций без добра

23.07.2020

Грузовая база

Санкции США в отношении «Русала», введенные против компании в апреле 2018 года и снятые в начале 2019 года, хоть и не лучшим образом отразились на объемах российского экспорта алюминия, но возымели и положительный эффект для развития отрасли. Прежде всего они заставили Правительство РФ озадачиться вопросами роста внутреннего потребления алюминия. В результате был разработан комплекс мер, направленных на увеличение объемов его использования в разных отраслях промышленности с 1 млн до 2,5 млн тонн к 2023-2024 годам. Впрочем, эксперты дают более скромные прогнозы емкости внутреннего рынка – 1,3-1,5 млн тонн.

В среднесрочной перспективе отрасль останется экспортно ориентированной, но доля экспорта снизится с 75% до как минимум 70%, при этом в структуре экспорта вырастет доля продукции с добавленной стоимостью и продукции с низким углеродным следом. Объемы производства алюминия в России за несколько лет должны вырасти с 3,7 млн до 4,6 млн тонн за счет ввода новых мощностей и расширения существующих.

Галина Музлова

Мировой рынок: прогноз благоприятный

По оценкам экспертов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), на мировом рынке алюминия (как и цветных металлов в целом, за исключением никеля) наблюдается дефицит, который сохранится в течение ближайших пяти лет. Такое состояние рынка будет способствовать его развитию и окажет поддержку мировым ценам, полагают эксперты.

За 9 месяцев 2019 года темпы роста мирового спроса на первичный алюминий снизились практически до нуля, что было связано с замедлением промышленного производства, в том числе с низким мировым спросом на автомобили. Это отразилось на мировых ценах, которые в апреле 2018 года достигали $2500 за тонну, но снижались весь последующий период и к концу декабря 2019 года не превышали $1750-1800 за тонну (рис. 1).

Рис. 1. Динамика мировых цен на алюминий (LME.Alum), $ за тонну, 2018-2019 гг.

Источник: Finam.ru

Согласно данным Всемирного бюро металлургической статистики (WBMS), в январе – октябре 2019 года мировой рынок алюминия продемонстрировал дефицит в 298 тыс. тонн (в 2018 году – 667 тыс. тонн). Спрос на него за 10 месяцев 2019 года составил 51,92 млн тонн, что на 1,5% ниже показателя того же периода 2018 года. Спрос снизился со стороны стран ЕС и Северной Америки – основных импортеров алюминия.

Несмотря на текущую ситуацию, эксперты дают положительные прогнозы в отношении дальнейшего роста спроса на алюминий в основных регионах-импортерах, а также на крупнейшем и наиболее динамично развивающемся рынке АТР – индийском. Так, аналитики «Русала» полагают, что начавшееся оживление промышленной активности на рынках, продолжающийся мировой тренд увеличения доли алюминия в современном автомобиле, а также урегулирование конфликта между США и Китаем должны привести к росту мирового спроса на алюминий и цен уже в 2020 году.

По прогнозу Bloomberg, в течение ближайших 5-10 лет потребление алюминия в странах ЕС вырастет на 10%, а в Северной Америке только в автомобилестроении использование алюминия к 2025 году увеличится более чем на треть.

Санкциями по экспорту

На мировом рынке алюминия позиции России традиционно сильны – в 2018 году на нашу страну приходилось 6,3% мирового производства алюминия и более 14% его производства за пределами Китая. Компания «Русал» – единственный в России производитель и экспортер алюминия, в 2018 году заняла второе место в мире по производству первичного металла, уступив только Aluminium Corporation of China.

В последние годы производство алюминия в России медленно росло, при этом 75% продукции уходило на экспорт – в страны ЕС, США и Турцию. Внутреннее потребление при производстве более 3,7 млн тонн в 2018 году составило около 1 млн тонн (рис. 2).

Рис. 2. Динамика производства алюминия в России, 2016-2019 гг. (тыс. тонн)

*оценка. **прогноз. Источник: АКРА

Продажи продукции «Русала» в США в марте 2018 года сначала были задеты введением 10%-ной импортной пошлины, а в апреле после введения санкций Минфином США стали невозможными. Участники рынка из других стран, связанные контрактами с компанией, после санкций приостановили операции, опасаясь вторичных санкций.

Основная цель введенных США ограничений заключалась в прямой поддержке американской отрасли, где производство алюминия за последние 15 лет сократилось вдвое – с 1,5 млн до 740 тыс. тонн, при этом для внутреннего потребления импортируется 7 млн тонн, из которых 9% обеспечивает Россия.

В результате введенных мер поставки российского алюминия в США, которые в 2016-2017 годах были крупнейшим покупателем российского алюминия, в 2018 году сократились более чем в 2,5 раза. Также снизились объемы поставок в Японию и Южную Корею, но выросли – в Германию и Норвегию, а также в Швейцарию, где зарегистрирован партнер и акционер «Русала» – трейдер Glencore.

В августе 2018 года «Русал» сообщил о консервации электролизных мощностей Надвоицкого алюминиевого завода (НАЗ) в Карелии из-за санкций – завод лишился рынков сбыта и стабильных поставок сырья, продукция завода оказалась невостребованной, поскольку производство было полностью ориентировано на рынок США. Также было сокращено производство на фольгопрокатных мощностях завода «Арменал» в Армении, продукция которого тоже была ориентирована на американский рынок. Под угрозой остановки оказались еще несколько заводов компании, в том числе Кандалакшский, Новокузнецкий, а также единственный завод в Швеции по производству алюминия Kubal. Однако в условиях санкций компания продолжала торговать алюминием по контрактам и на спотовом рынке.

В конце января 2019 года санкции с «Русала» были сняты, и компания начала восстанавливать позиции на мировом рынке. С учетом того, что НАЗ так и не был запущен в работу, производство алюминия «Русалом» останется на уровне 2018 года, а экспорт немного вырастет: за 7 месяцев 2019 года экспорт алюминия из России вырос на 20,6%, до 1,87 млн тонн.

В апреле 2019 года гендиректор «Русала» Евгений Никитин публично сообщил, что компания в полном объеме восстановила поставки первичного алюминия на рынки США и Европы, которые были до введения санкций. Помимо этого, по словам Е.Никитина, компания начала поставки по новым контрактам с японскими и американскими контрагентами.

Не сомневается «Русал» и в возможностях расширения сбыта своей продукции на мировом рынке в будущем. По мнению представителей компании, этому будет способствовать ожидаемый рост мирового спроса и дефицит на рынках за пределами Китая.

Важную роль компания отводит продвижению на мировом рынке низкоуглеродного алюминия, выпускаемого под брендом Allow. Так, в конце 2019 года «Русал» объявил о подписании нового пятилетнего синдицированного предэкспортного кредита в размере $1,085 млрд. Эта сделка стала первым на российском рынке привлечением средств от международных и российских коммерческих банков, привязанным к экологическим показателям производства алюминия и увеличения объемов продаж продукции с низким «углеродным следом».

Стимулы для внутреннего рынка

Ситуация с санкциями «Русала» заставила российское правительство в очередной раз задуматься над увеличением объемов внутреннего потребления «крылатого металла», которое почти на треть отстает от показателей развитых стран (ранее этот вопрос поднимался в 2016 году, когда Минпромторгом была разработана программа развития отрасли).

В результате в июле 2018 года была утверждена «дорожная карта» до 2023 года, предполагающая субсидии промышленности при использовании алюминия, расширение сфер его применения, ограничения по импорту алюминиевой продукции, новые требования по локализации для машиностроителей, а также снижение доли пластиковой упаковки в пользу алюминиевой.

Как и в предыдущем документе, целевой ориентир роста внутреннего потребления алюминия составляет до 2,5 млн тонн к 2024 году, то есть в 2,5 раза по сравнению с уровнем 2018 года.

Одним из принципов реализации «дорожной карты» является импортозамещение, ряд мер направлен на прямое ограничение и снижение импорта. По оценкам «Русала», потенциал импортозамещения составляет 500 тыс. тонн алюминия в год. Для ограничения импорта готовой продукции рассматривается возможность повышения ставок ввозных пошлин на алюминиевую продукцию.

Также в целях увеличения внутреннего потребления алюминия в документе планируется расширить его применение в строительстве и электроснабжении, авиации, упаковке и других сферах и задействовать государственный закупочный ресурс.

Интересно отметить, что в «Русале» возможности для роста внутреннего потребления алюминия оценивают на порядок скромнее, чем в правительстве: в 2019 году вице-президент компании Елена Безденежных заявляла о необходимости к 2025 году довести этот показатель до 1,5 млн тонн. Близкий к этому показатель приводит и АКРА – 1,3 млн тонн к 2023 году.

Впрочем, рост внутреннего потребления алюминия уже приобретает реальные черты в виде новых проектов. Одним из наиболее заметных событий для отрасли в 2019 году стало утверждение разработанного по инициативе Алюминиевой ассоциации Свода правил по пешеходным мостам из алюминия. Документ снимает ограничения на применение алюминия в мостостроении, и, по оценкам Алюминиевой ассоциации, в течение ближайших 4-5 лет в России может появиться 100-110 новых алюминиевых пешеходных переходов. В скором времени планируется снять нормативные ограничения для возведения автомобильных и железнодорожных мостов.

Расширение производства

В целях расширения производства алюминия реализуются проекты по расширению существующих производств и строительству новых. Так, в 2019 году была запущена вторая очередь Богучанского алюминиевого завода в Красноярском крае мощностью 147 тыс. тонн, которая позволит выйти заводу на планируемую мощность в 600 тыс. тонн алюминия в год. Проект реализуется «Русалом» совместно с «Русгидро».

Еще один проект «Русала» – строительство Тайшетского алюминиевого завода в Иркутской области. Напомним, проект реализуется с 2006 года, в 2009 году он был заморожен, в 2014 году компания сообщила о намерении активизировать строительство анодной фабрики. В 2018 году в связи с введением санкций проект вновь оказался под вопросом, однако «Русал» подтвердил актуальность планов по завершению строительства предприятия.

Предполагаемая мощность Тайшетского алюминиевого завода составит 750 тыс. тонн алюминия в год, предприятие будет ориентировано на выпуск продукции с добавленной стоимостью. Запуск первой очереди завода мощностью 430 тыс. тонн намечен на 2021 год (ранее компания планирована запустить предприятие в 4-м квартале 2020 года).

В результате реализации новых проектов производство алюминия в России к 2023-2024 году должно вырасти с 3,7 млн до 4,6 млн тонн, при этом предполагается, что экспорт вырастет с 2,8 млн до 3,3 млн тонн (рис. 2), соответственно доля экспорта в объеме производства снизится с 75% до 71-72%.

Морские порты №10 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

08.12.2023

Грузовая база

Несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства, российская зерновая отрасль в 2022/23 сельскохозяйственном сезоне смогла не только выйти на рекордные производственные показатели (урожай составил почти 160 млн тонн, экспорт – 60 млн тонн), но и найти новые возможности для развития экспорта. Речь идет прежде всего о переориентации экспортных поставок на рынки Ближнего Востока, Азии и Африки, включая те страны, куда российское зерно ранее не поставлялось. Закономерно возросла нагрузка на портовые мощности Азово-Черноморского и Дальневосточного бассейнов, тогда как объемы перевалки зерна через порты Балтики сократились. Однако рост экспорта зерна не вызвал проблем с его отгрузкой в портах, при этом активизировались проекты по строительству новых зерновых терминалов. Прогнозы на новый сельхозсезон также вполне оптимистичны: эксперты считают, что будущий урожай может составить 140 млн тонн, из которых на внешние рынки будет поставлено не менее 55 млн тонн зерна.

12.10.2023

Грузовая база