«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния - Морские вести России

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

27.05.2018

Грузовая база

В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экспорт поставлено 233,8 млн тонн, в том числе 139 млн тонн через принадлежащие компании морские терминалы. Объем морской перевалки нефти оказался на 3% меньше, чем в предыдущем году, а по итогам 2018 года ожидается дальнейшее падение показателя до 120 млн тонн, что связано с ростом переработки нефти внутри страны и необходимостью выполнения Россией соглашения «ОПЕК+» по сокращению экспорта нефти.

Данная ситуация находит отражение в снижении прибыли компании, также обращает на себя внимание заметное сокращение объемов инвестпрограммы нефтетранспортной монополии и минимум нового строительства по сравнению с реализованными в последние годы масштабными проектами.

Одновременно с этим ПАО «Транснефть» расширяет сферу своего влияния в сегменте перевалки нефти и нефтепродуктов, одним из недавних подтверждений чему служит намерение компании приобрести долю партнера – группы «Сумма» – в холдинге «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП). После совершения сделки контроль над крупнейшими нефтяными терминалами в портах Новороссийск и Приморск полностью перейдет к «Транснефти», что наряду с другими сделками госмонополии свидетельствует о тенденции усиления государства в этом сегменте.

Галина Музлова

Основная часть нефти в России, добываемой частными и государственными нефтегазовыми компаниями, как для переработки внутри страны, так и на экспорт поставляется по системе магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть», которая является естественной монополией в области транспортировки нефти по трубопроводам. «Транснефти» принадлежат около 70 тыс. км магистральных трубопроводов и 23 млн кубометров резервуарных емкостей. 100% голосующих акций компании находятся в государственной собственности.

В отличие от газовой отрасли, где частные компании продают топливо газовому монополисту «Газпрому», а он по своей системе магистральных газопроводов отправляет его на экспорт, в нефтяной отрасли «Транснефть» не выкупает нефть у производителей, а только берет плату за транзит. С одной стороны, это позволяет нефтяникам получать дополнительную прибыль от экспорта, с другой – вынуждает их искать покупателей нефти за рубежом самостоятельно или через услуги трейдеров.

От падения экспорта – к снижению прибыли

Из транспортированных в 2017 году через систему «Транснефти» 477 млн тонн нефти (на 1,2% меньше, чем в 2016 году) на внутреннюю переработку было поставлено 243,2 млн тонн (51%), на экспорт – 233,8 млн тонн нефти (49%), в том числе через принадлежащие «Транснефти» морские терминалы в Приморске, Усть-Луге, Новороссийске и Козьмино – 139 млн тонн, что на 2,7% меньше, чем в 2016 году (142,9 млн тонн).

Отметим, что по системе «Транснефти» транспортируется порядка 90% объема добычи в стране, остальные 10% перевозятся железнодорожным, речным, морским и автомобильным транспортом, а также посредством специализированных нефтепроводов.

По итогам 2018 года госмонополия ожидает дальнейшего снижения перекачки нефти на экспорт по своей системе – до 226,8 млн тонн (-3%), а перевалки через собственные морские терминалы – до 120 млн тонн (-13,7%). Данный прогноз основывается на заявках на прокачку нефти со стороны нефтяных компаний. В качестве основной причины снижения заявляемых объемов руководство «Транснефти» называет ожидаемый рост нефтепереработки внутри страны (примерно на 5 млн тонн в год), а также необходимость выполнения Россией обязательств в рамках международного соглашения о сокращении добычи нефти «ОПЕК+».

Через ООО «Транснефть – Порт Козьмино» (входит в состав ПАО «Транснефть») на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в 2017 году было отгружено 31,7 млн тонн нефти (объем практически не изменился относительно 2016 года). В 2018 году по прогнозам он составит 30 млн тонн (-5,4%) (рис. 1).

Рис. 1. Объем перевалки нефти на экспорт через терминалы ПАО «Транснефть», 2016-2018 гг.

Источник: Данные ПАО «Транснефть», СМИ.

Объем перевалки нефти через ООО «Транснефть – Порт Приморск» (входит в состав ПАО «Транснефть») – конечную точку Балтийской трубопроводной системы – 1 (БТС-1) – за прошлый год составил 44 млн тонн (-13%). В 2018 году компания ожидает дальнейшего снижения перевалки до 34 млн тонн (-22,7%). Предполагается, что в дальнейшем сокращение продолжится – к 2020 году этот объем составит 31 млн тонн. Вместе с тем стратегия развития ООО «Транснефть – Порт Приморск» предусматривает наращивание экспорта нефтепродуктов с нынешних 18,3 млн до 25 млн тонн в 2020 году, в том числе за счет использования избыточных нефтяных мощностей порта под перевалку нефтепродуктов и проекта «Север-25» («Развитие системы магистральных трубопроводов для увеличения поставок нефтепродуктов в порт Приморск до 25 млн тонн в год»), который компания реализует начиная с 2015 года.

Перевалка нефти через ООО «Транснефть – Порт Усть-Луга» (входит в состав ПАО «Транснефть») – конечную точку БТС-2 – в 2017 году по сравнению с 2016 годом выросла на 2,5 млн тонн, до 32,7 млн тонн. Но по прогнозам в 2018 году ожидается снижение перевалки до 30 млн тонн (-8,3%).

Через АО «Транснефть-Терминал» (входит в систему «Транснефть») в Новороссийске в 2017 году было перегружено на экспорт 30,6 млн тонн сырой нефти (объем остался на уровне 2016 года). В 2018 году ожидается снижение объема перевалки до 28 млн тонн (-8,5%).

Сокращение экспорта нефти по системе ПАО «Транснефть» нашло отражение в динамике финансовых показателей компании. Так, согласно отчету компании, ее чистая прибыль по МСФО по итогам 2017 года составила 191,97 млрд рублей, что на 17,6% меньше результата предыдущего года (232,86 млрд рублей). Также на динамику прибыли оказал влияние курс российского рубля по отношению к доллару США в течение 2017 года по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года. Показатель EBITDA за отчетный период снизился на 0,02% по сравнению с показателем 2016 года и составил 408,7 млрд рублей. При этом операционные расходы «Транснефти» увеличились на 8,4%, до 476,06 млрд рублей.

Интересно также отметить, что объем инвестиций «Транснефти» на новое строительство в 2018 году составит 55,2 млрд рублей, что в 2,6 раза меньше по сравнению с прошлым годом и связано с постепенным плановым сокращением новых проектов. Согласно экспертным оценкам, нового строительства у «Транснефти» в этом году практически не будет.

На расширение ВСТО, которое ведется с 2014 года, компания направит примерно треть средств из инвестпрограммы: на увеличение мощности на участке Тайшет – Сковородино до 80 млн тонн – 17 млрд рублей, на участке Сковородино – Козьмино до 50 млн тонн – 12 млрд рублей. Эти работы должны быть завершены к 2020 и к 2019 годам соответственно.

Незначительное строительство потребуется, если будет принято решение о формировании выделенного грузопотока высокосернистой нефти через порт Усть-Луга, а также об увеличении пропускной способности магистралей в направлении Казахстана для последующей транспортировки нефти в Китай. Но, как подчеркивают эксперты, эти проекты не смогут сравниться по масштабу и стоимости с теми, которые уже были реализованы «Транснефтью» в последние несколько лет для диверсификации экспортных потоков и снижения транзитных рисков.

Перевалка нефти через «независимые» терминалы

Если посмотреть на динамику перевалки нефти через морские терминалы за последние годы, то можно заметить, что основной прирост обеспечили не терминалы «Транснефти», а «независимые» терминалы, построенные нефтяными компаниями в 2000-х годах в расчете на прием нефти и нефтепродуктов, доставляемых железнодорожным, речным и автомобильным транспортом.

Так, в 2017 году их оборот составил 113,3 млн тонн и по сравнению с 2016 годом вырос на треть (85,1 млн тонн). Большая часть этого прироста была обеспечена каботажными перевозками через порты (с 12,6 млн до 22,7 млн тонн), что было связано с началом работы порта Сабетта (ООО «Газпромнефть-Ямал», ПАО «Стивидоры Ямал») и перевалкой сырой нефти на рейдовом перегрузочном комплексе в порту Мурманск (ООО «РПК Норд»), а также на Варандейском терминале.

Сегодня к основным «независимым» терминалам относятся терминалы в портах Де-Кастри, Туапсе, Варандей, Архангельский нефтеналивной терминал, Петербургский нефтяной терминал и другие.

Так, в дальневосточном порту Де-Кастри работает экспортный нефтеналивной терминал Exxon Neftegas Ltd. мощностью 12 млн тонн, созданный в рамках проекта «Сахалин-1». Порт принимает к обработке танкеры типа Aframax, нефть для погрузки поступает по 221-километровому нефтепроводу с мест добычи на шельфе Сахалина.

Также перевалка нефти на Дальнем Востоке осуществляется с терминала ПК «Пригородное» компании «Сахалин Энерджи», реализующей проект «Сахалин-2». Нефтяная смесь марки «Витязь» отгружается на танкеры в объеме порядка 5 млн тонн в год.

В Азово-Черноморском бассейне нефть отгружается через терминалы ЗАО «Таманьнефтегаз» и ЗАО «КТК-Р». При этом наблюдается значительный рост транзита казахской нефти на терминале КТК и заметное сокращение перевалки нефти в Тамани, где идет переориентация на перевалку нефтепродуктов.

В Балтийском бассейне небольшие объемы нефти переваливает ООО «ЛУКОЙЛ-Комплексный нефтяной терминал». Нефть поступает с береговых месторождений и морской платформы, принадлежащих ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть». Другие терминалы на Балтике специализируются на перевалке нефтепродуктов: ООО «РПК Высоцк ЛУКОЙЛ-II», ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» и т.д.

Наиболее динамичное развитие в плане строительства новых мощностей по перевалке нефти в последние годы показывает Арктический бассейн. ПАО «ЛУКОЙЛ», которое занимает ведущие позиции в поставках российской арктической нефти, эксплуатирует собственный терминал Варандей. До начала 2017 года «ЛУКОЙЛ» осуществлял перевалку нефти, поступающей с месторождений Ненецкого АО, из Варандея через норвежский порт Киркенес. С 2017 года этот объем перешел в порт Мурманск на ООО «Кольский нефтяной терминал», где перегрузка нефти с последующей отправкой зарубежным покупателям ведется через танкер-накопитель.

Также в Кольском заливе танкер подобного назначения есть у «Газпром нефти», который получает нефть с Приразломного – единственного эксплуатируемого месторождения на арктическом шельфе России – и Новопортовского месторождений. Кроме того, в конце 2015 года ПАО «Газпром нефть» завершен монтаж конструкции терминала «Ворота Арктики» в акватории Обской губы на полуострове Ямал – единственный в мире нефтеналивной терминал в пресных водах за полярным кругом, – а в 2016 году компания начала через него отгружать нефть с Новопортовского месторождения. Терминал предназначен для круглогодичной отгрузки нефти, его мощность составляет 8,5 млн тонн.

Порт Сабетта станет основным для отгрузки сжиженного природного газа (СПГ) с проекта «Ямал СПГ», при этом проектом предусмотрено и создание мощностей для перевалки 3,5 млн тонн нефти. Интересно отметить, что ранее «Транснефть» рассматривала возможность строительства нового нефтепровода Заполярье – Обская губа (ответвление нефтепровода Заполярье – Пурпе) протяженностью 400 км и терминала на правом берегу Оби напротив Сабетты. По данному маршруту предполагалось транспортировать порядка 40 млн тонн нефти, добываемой в Западной Сибири, через порт Сабетта по Северному морскому пути (СМП) в страны АТР. Однако в 2016 году компания отказалась от этого проекта в силу его экономической нецелесообразности.

«Независимая нефтегазовая компания» планирует построить в устье Енисея нефтеналивной терминал Таналау. Этот терминал будет обеспечивать вывоз нефти с Пайяхского месторождения, разработку которого ведет «Таймырнефтегаз». Проектная документация на терминал получила положительное заключение Главгосэкспертизы. Планируется, что терминал будет введен в эксплуатацию к 2025 году и обеспечит отгрузку до 15 млн тонн нефти в год.

Наконец, ПАО «Роснефть» в настоящее время рассматривает возможность реализации проекта строительства порта Индига на побережье Баренцева моря и подвода к нему нефтепровода, от которого отказалась десять лет назад. Компания рассматривает вариант перенаправления туда своей нефти с месторождений Требса и Титова из-за разногласий с «ЛУКОЙЛом» о цене перевалки через Варандей. Эксперты считают реализацию этого проекта маловероятным из-за его высокой стоимости.

Расширение влияния государства

В конце февраля 2018 года стало известно, что ПАО «Транснефть» планирует выкупить долю партнера – группы «Сумма» Зиявудина Магомедова – в ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) и тем самым консолидировать контрольный пакет акций (50,1%) в своих руках (сейчас этим пакетом партнеры владеют напополам – по 25%).

После совершения сделки «Транснефть» станет контролирующим акционером группы НМТП, которой принадлежат крупнейшие по грузообороту в России нефтяные терминалы в Новороссийске и Приморске. «Транснефть» через «Транснефть-Сервис» владеет также 10,5% НМТП (еще 20% – у Росимущества, остальные акции у миноритариев). Одной из причин этой покупки может быть стремление «Транснефти» улучшить свое финансовое положение, другой, по мнению экспертов, – давнее желание завладеть нефтяным бизнесом НМТП, разделив предварительно актив на нефтяную и сухогрузную составляющие перевалки.

Однако госмонополии постоянно что-то мешало. А в последнее время это, очевидно, стали планы «Суммы», которая также хотела получить контроль над НМТП, приняв участие в приватизации 20%-процентного гос-

пакета. Между партнерами стал нарастать конфликт интересов, в том числе по операционной деятельности холдинга, который обострился в 2017 году на фоне претензий ФАС к НМТП по поводу завышения тарифов на перевалку грузов, нежелания переводить тарифы с долларов на рубли (основание для ФАС – поручение президента РФ) и, как следствие, начавшимися судебными процессами. (Суды на сегодня еще не завершены. Но в НМТП уже несколько раз сменился топ-менеджмент. А когда верстался номер, стало известно, что против совладельцев «Суммы» Зиявудина и Магомеда Магомедовых возбуждено уголовное дело по статье о мошенничестве и они заключены под арест.)

Сделку по покупке 25%-процентного пакета акций «Суммы» в НМТП накануне уже одобрила ФАС, правда, с условием, что стивидор в течение 30 дней с момента ее совершения переведет все тарифы на перевалку в рубли и установит их, исходя из экономических обоснований.

«Вспомним, что поводом для разбирательств ФАС послужили требования «Роснефти», которая стремилась зафиксировать тарифы в рублях, имея доходы от продажи нефти на экспорт в валюте», – говорит Александр Головизнин, директор направления «Логистика и аналитика» ООО «Морстройтехнология». По его мнению, большой интриги в нефтяном тарифе в связи с предстоящей сделкой нет, тогда как ситуация с сухогрузными и контейнерными терминалами и их тарифами далеко не так прозрачна.

«Как раз по политике и идеологии развития сухогрузных терминалов в Новороссийске у менеджмента «Транснефти» были разногласия с менеджментом, проводившим политику группы «Сумма». Собственно, уже сейчас мы наблюдаем смену части ключевых руководителей в НМТП, поэтому, думаю, как раз именно в НМТП стоит ждать изменений», – считает А. Головизнин.

По мнению экспертов «Infoline-Аналитика», в связи с активным развитием «Транснефтью» нефтепродуктопровода «Юг» увеличение доли в НМТП выглядит логичной инвестицией в логистические мощности, а для правительства важно, что ключевые экспортные нефтеналивные терминалы останутся в руках государства.

Следует отметить, что консолидация экспортных терминальных активов в руках «Транснефти» наблюдается и в сегменте экспорта нефтепродуктов. Так, в декабре 2017 года ООО «Транснефть-Балтика» (дочерняя компания «Транснефти») стало совладельцем (25% + 1 акция) нефтепродуктового терминала компании «Усть-Луга Ойл», который был построен под перевалку нефтепродуктов, чтобы заменить мощности в портах Прибалтики. Ранее «Транснефть» также купила половину Новороссийского мазутного терминала. И та и другая доля была куплена компанией у международного трейдера Gunvor.

Таким образом, учитывая стремление государства усилить контроль над активами по перевалке экспортной нефти и нефтепродуктов, можно предположить, что в будущем тенденция их консолидации в руках «Транснефти» продолжится.

Морские порты №2 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ