На основе преемственности - Морские вести России

На основе преемственности

06.09.2018

Безопасность мореплавания

О преобразовании Международной ассоциации маячных служб в межправительственную международную организацию

В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных служб (МАМС, IALA) – неправительственная некоммерческая техническая ассоциация, учрежденная в 1957 г. для развития сотрудничества между маячными службами различных стран, обмена информацией, оказания им технической и организационной помощи. Членами МАМС являются около 100 национальных служб и других организаций, занимающихся навигационными устройствами, из 85 стран (в том числе и РФ). МАМС предусматривает три вида членства: национальный, ассоциированный, индустриальный. Высший орган – Генеральная конференция представителей маячных служб – созывается раз в 5 лет.

В период между конференциями руководство ассоциацией осуществляет Исполнительный комитет. МАМС содержит Секретариат (4 человека). Для разработки конкретных проблем создаются комиссии. МАМС имеет консультативный статус в ИМО. Штаб-квартира находится в Париже.

В. Васильев, кандидат технических наук, юрист

Первая подготовительная сессия дипломатической конференции по преобразованию Международной ассоциации морских средств навигационного оборудования и маячных служб (МАМС) в межправительственную международную организацию (МПО) состоялась в Париже 18-19 апреля 2017 года.

Цель мероприятия состояла в том, чтобы пригласить соответствующих представителей всех стран, имеющих национальное представительство в МАМС, чтобы проинформировать их о предлагаемом новом статусе МПО и о том, как он укрепит существующее сотрудничество МАМС с ее партнерскими международными организациями и значительно усилит международное признание деятельности МАМС, а также будет способствовать внедрению всеобщих стандартов, необходимых для улучшения и гармонизации навигационной техники и средств навигационного оборудования в мире. Также участникам предоставили возможность заранее ознакомиться с проектом текста новой конвенции об организации, общими правилами новой МПО и соответствующими правоустанавливающими и организационными актами.

Конвенция принципов

Намерения мирового морского сообщества завершить эту инициативу проходят при поддержке ИМО (как минимум в лице генерального секретаря и Секретариата). Основу для конвенции составила Венская конвенция о праве международных договоров. Разработчики из МАМС также в явном виде использовали Конституцию МАМС и заложенный в Конвенцию ООН по морскому праву принцип взаимодействия государств через признанные организации.

Кроме того, проект конвенции использует основные принципы и положения актов родственных организаций, таких как Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и Международная гидрографическая организация (МГО). Что касается членства участников морской индустрии, проект конвенции, по сообщению разработчиков, следует концепции Конвенции ЮНВТО (Всемирная туристская организация), которая может принимать признанных мировых лидеров – участников туриндустрии в качестве ассоциированных членов. Это позволит обеспечить преемственность стиля работы МАМС, где взаимодействие с индустрией, работающей, например, в области создания средств навигационного оборудования и служб движения судов, было принципиально важным.

Проект конвенции был доработан Советом МАМС на его 61-й сессии, состоявшейся в Дакаре, Сенегал, в декабре 2015 года. Это результат двух лет работы, включающей проведение консультаций с национальными членами, поступающих от рабочей группы, учрежденной Советом МАМС, а также подробные рекомендации от консультативной группы внешних юридических советников.

Организационно предлагается традиционная структура в виде Генеральной ассамблеи, Совета и Секретариата.

С точки зрения МАМС, статус межправительственной организации будет наилучшим образом поддерживать цели и деятельность организации в будущем. Это пойдет на пользу договаривающимся сторонам и членам, другим международным организациям и их государствам-членам, а также судоходным компаниям путем постоянного совершенствования и повышения уровня стандартизации средств навигационного оборудования и служб движения судов в интересах безопасности мореплавания, эффективности судоходства и защиты окружающей среды.

Предложенный проект конвенции, по мнению разработчика, полностью соответствует существующему международно-правовому режиму. Он также обеспечит прозрачность и хороший менеджмент, позволит работать в тесном сотрудничестве с правительствами и другими МПО, увеличит потенциал технической и консультативной работы в качестве ведущего международного экспертного органа в области средств навигационного оборудования и предоставления услуг по обеспечению безопасности мореплавания.

Предполагается, что языками новой МПО будут, как и ранее, английский и французский. На всех официальных языках ООН, подобно Международной морской организации (ИМО), работает Всемирная метеорологическая организация, а, например, Международная организация по стандартизации ИСО – на английском, французском и русском, Международная гидрографическая организация – на английском и французском. Представляется, что для наилучшей координации с ИМО целесообразно было бы ввести как минимум испанский язык, а при наличии ресурсов – все официальные языки ИМО. Следует отметить, что по предлагаемым целям организация очень близка к ИСО, так как предполагается, что основную часть ее работы составит разработка стандартов.

Что касается финансового участия, то финансовое участие России в предлагаемой МПА не должно превысить участия в существующей МАМС (предварительно указано в представленных материалах 15 240 евро в год).

Дорожная карта

Состоявшаяся конференция носила ярко выраженный предварительный ознакомительный характер.

Была предложена и согласована без возражений дорожная карта разработки конвенции:

18-19 апреля 2017 года: подготовительная дипломатическая конференция, Париж.

Май-июнь 2017 года: Секретариат принимает письменные комментарии по проекту конвенции и проекту общих правил организации.

Июль-сентябрь 2017 года: сотрудники МАМС работают над предлагаемыми поправками.

5-6 октября 2017 года: юридическая консультативная группа МАМС вместе со всеми заинтересованными членами МАМС и заинтересованными сторонами оценивает и представляет новые проекты текстов для конвенции и общих правил организации.

Конец 2017 года – начало 2018 года: вторая подготовительная дипломатическая конференция.

Апрель 2018 года: возможная третья подготовительная дипломатическая конференция.

28 мая – 2 июня 2018 года: возможная дипломатическая конференция в Инчхоне, Республика Корея.

Вторая подготовительная конференция состоялась в Марокко 7-8 февраля 2018 года. Российская делегация включала представителей МИД, Минобороны, Росморречфлота (ФГУП «Росморпорт» и «Гидрографическое предприятие»).

Во время конференции выяснилось, что сроки, выработанные на первой конференции, выдержать не удастся. В частности, это связано с тем, что уровень участия государств в полномочной дипломатической конференции должен быть очень высоким, что чисто организационно сложно реализовать. Формат конференции в Инчхоне был изменен на обычную очередную, 19-ю конференцию МАМС с рассмотрением текущих вопросов деятельности.

По результатам работы дорожная карта была скорректирована. Также на конференции продолжилась работа над проектом конвенции.

В результате опубликована новая дорожная карта, более реалистичная:

Октябрь 2018 г.: Секретариат обобщает все полученные предложения и замечания и размещает их на специальном сайте.

21-23 ноября 2018 г.: юридическая панель МАМС, участие в которой свободно для всех членов, обрабатывает полученные проекты конвенции и общих правил.

Март 2019 г.: третья подготовительная дипломатическая конференция в Турции (три дня).

2019/2020: предполагаемая дипломатическая конференция рассматривает проект конвенции, в случае принятия конвенция открывается для подписания.

С точки зрения автора, в процессе преобразования нет острой необходимости, с чем и связана задержка принятия конвенции, тем не менее при наличии ресурсов небольшой положительный эффект от преобразования возможен.

Статья подготовлена по материалам подготовительных дипломатических конференций по преобразованию Международной ассоциации маячных служб (всего около 30 документов на трех языках)

Морские вести России №8 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

09.04.2024

Безопасность мореплавания

19.03.2024

Безопасность мореплавания

27.02.2024

Безопасность мореплавания

27.10.2023

Безопасность мореплавания