Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Грузовая база
Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными – сегодня в стадии строительства или подготовки к нему находятся несколько производств по выпуску этилена, пропилена и полимеров на их основе мощностью 0,5-1 млн тонн и выше. Кроме нефтехимических компаний к реализации подобных проектов все чаще приступают вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК). Газохимические производства, создаваемые на базе газопереработки, служат для них не только способом диверсификации бизнеса, но и своеобразной альтернативой экспорта природного газа по трубопроводам, монопольным правом на который по-прежнему обладает «Газпром».

Помимо заводов по производству базовых мономеров и полимеров, в России в скором времени появятся и первые производства малеинового ангидрида, что позволит удовлетворить внутренние потребности в этой продукции и начать ее экспортировать. Такое развитие отрасли сопровождается ростом конкуренции между компаниями, а также разработкой новых логистических решений, призванных обеспечить эффективный сбыт продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Галина Музлова

Планы и стимулы

Россия входит в число ведущих мировых производителей нефти и газа, при этом на нефтехимическую отрасль, способную эффективно монетизировать сырьевые ресурсы, по данным Vygon Consulting, приходится не более 1,5% экономики. Основой отрасли являются пиролизные установки, их суммарная мощность по этилену в 2018 году составила чуть более 3 млн тонн – менее 2% общемирового показателя.

Основные игроки на этом рынке, владеющие пиролизными установками, – «СИБУР Холдинг», ГК «ТАИФ», «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпром». Отличительной особенностью российской отрасли служит хорошая обеспеченность нефтехимических производств сырьем. ВИНКи используют собственное сырье – нафту, сжиженный углеводородный газ (СУГ).

Интересно, что утвержденный в 2012 году План развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года предполагал создание шести нефтехимических кластеров – Западно-Сибирского, Волжского, Каспийского, Северо-Западного, Восточно-Сибирского и Дальневосточного, где планировалось развитие полной производственной цепочки – от добычи углеводородов до выпуска конечных товаров. В результате реализации Плана совокупная мощность нефтехимического производства по этилену должна была составить 12,8 млн тонн уже к 2020 году, однако к настоящему моменту в эксплуатацию не введено ни одной из заявленных в Плане установок.

Кластерный подход, полагают эксперты, был бы эффективен в случае активного участия государства в предоставлении льгот и субсидий будущим предприятиям, а также в строительстве инфраструктуры будущих кластеров и разработке соответствующих инструментов финансирования инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства (ГЧП).

В марте 2019 года правительством был утвержден новый План мероприятий («дорожная карта») по развитию нефтегазохимического комплекса в РФ на период до 2025 года. План включает в себя, в частности, разработку налоговых и неналоговых мер господдержки отрасли, предусматривает развитие железнодорожной и перевалочной инфраструктуры, актуализацию отраслевых документов, развитие биржевой торговли. Согласно целевым показателям, утвержденным в документе, объем выработки крупнотоннажных полимеров вырастет с 5,3 млн тонн в 2019 году до 11,1 млн тонн к 2025 году, объем экспорта – с 600 тыс. тонн в 2020 году до 4,4 млн тонн к 2025 году. Доля переработки СУГ внутри страны к 2025 году должна увеличиться с нынешних 4,6% до 8,2%, переработки нафты – с 5,6% до 7,2%.

В качестве мер, стимулирующих создание в РФ новых пиролизных мощностей СУГ, Минэнерго и Минфин в настоящее время прорабатывают возможность введения обратного акциза на СУГ и прямого субсидирования газопереработки. Пока же правительство выбирает наиболее эффективные механизмы, одним из «стимулов» для нефтегазовых компаний по созданию газохимических производств служит действующая монополия «Газпрома» на экспорт трубопроводного газа. При затянувшейся стагнации внутреннего рынка газа и при отсутствии возможности напрямую экспортировать газ создание газохимии выступает хорошим способом диверсификации бизнеса компаний и увеличения добавочной стоимости.

Проекты «СИБУРа»

Завершив строительство крупнейшего комплекса по производству полипропилена «СИБУР-Тобольск» мощностью 510 тыс. тонн в год, лидер российской нефтехимической отрасли компания «СИБУР» готовится к пуску еще одного масштабного проекта «Запсибнефтехим», который также станет частью Тобольской промышленной площадки. В состав комплекса войдут установки пиролиза мощностью 1,5 млн тонн этилена в год, 500 тыс. тонн пропилена и 100 тыс. тонн бутан-бутиленовой фракции (ББФ), а также установки по производству различных марок полиэтилена и полипропилена мощностью 1,5 млн и 500 тыс. тонн в год соответственно. Реализация проекта позволит увеличить производство полимерной продукции холдинга более чем вдвое – до свыше 5 млн тонн.

На сегодняшний день «Запсибнефтехим» – главный проект «СИБУРа» и самый крупный инвестпроект в России: объем капиталовложений оценивается в $9,5 млрд, из них 57% приходится на инвестиции холдинга. В мае 2019 года было завершено строительство комплекса, и начаты пуско-наладочные работы. В июне получены первые тестовые партии продукции, запуск полной цепочки производства запланирован на конец года.

Для организации доставки продукции «Запсибнефтехима» организована сеть складов в основных регионах продаж, транспортировка продукции основного региона потребления будет осуществляться насыпью непосредственно в контейнеры, что позволит увеличить массу перевозимых грузов в контейнерах по сравнению с традиционным для российского рынка методом перевозки продукции в паллетах, что повысит эффективность перевозок.

Ключевым элементом логистической платформы нового предприятия станет логистический хаб ООО «КСС РУС», расположенный на территории индустриального парка «Фрейт Вилладж Ворсино» в Калужской области. Общая пропускная способность хаба составит 670 тыс. тонн в год, из которых порядка 75% будет ориентировано на продукцию «СИБУРа». Посредством хаба часть производственных логистических операций по фасовке и упаковке полимеров будет перенесена из Тобольска в регион потребления. Из хаба продукция «СИБУРа» будет поставляться клиентам в Центральном ФО. Также компания рассматривает возможность развития железнодорожного транзитного коридора в Восточную Европу.

В целом продукция «Запсибнефтехима» будет играть важную роль в развитии несырьевого экспорта и в замещении существующего импорта полимеров на 85-95% импортного ассортимента.

Также «СИБУР» прорабатывает реализацию проекта Амурского газохимического комплекса (ГХК) мощностью 1,5 млн тонн этилена в год с дальнейшей переработкой в полиэтилен (рис. 1). Основным сырьем предприятия должна стать этановая фракция со строящегося Амурского газоперерабатываюшего завода (ГПЗ) «Газпрома» заявленной производительностью 42 млрд кубометров (завод будет разделять многокомпонентный газ с Чаяндинского месторождения Якутии – метан будет поставляться в Китай, а этан – на ГХК, который будет возведен неподалеку от ГПЗ). По проекту Амурского ГХК уже завершена фаза предпроектных проработок, определена конфигурация проекта, состав и мощность установок этилена и полиэтилена. Планируется, что финальное решение о реализации проекта будет принято после завершения базового проектирования во втором полугодии 2019 года.

Рис. 1. Проект Амурского ГХК

Источник: ПАО «СИБУР Холдинг»

По информации «СИБУРа», произведенная на комплексе продукция будет применяться в строительстве, сельском хозяйстве, производстве товаров широкого потребления и сфере ЖКХ, а также в разных видах промышленности, включая пищевую, медицинскую и автомобильную, а также будет экспортироваться на рынки стран Юго-Восточной Азии и Китая.

ГХК в помощь газовым проектам

В марте 2019 года «Газпром» и «Русгаздобыча» приняли решение о финальной конфигурации проекта создания крупного комплекса по переработке этансодержащего газа и производству сжиженного природного газа (СПГ) в районе г.Усть-Луги. Проект стоимостью около $20 млрд, по сути, является расширенной версией проекта «Балтийский СПГ». Он предусматривает создание мощностей по переработке 45 млрд кубометров газа в год (на сегодняшний день это самая большая из заявленных мощностей строящихся ГПЗ), производству и отгрузке 13 млн тонн СПГ, до 4 млн тонн этана и более 2,2 млн тонн сжиженных углеводородных газов (СУГ).

Сырьем для предприятия станет природный газ, добываемый «Газпромом» на месторождениях Надым-Пур-Тазовского региона. Оставшийся после переработки газ (около 20 млрд кубометров будет направляться в газотранспортную систему «Газпрома», а производимый заводом этан – на газохимический комплекс (ГХК), который будет выпускать свыше 3 млн тонн полимеров в год.

Ввод в эксплуатацию первой очереди комплекса намечен на вторую половину 2023 года, второй очереди – до конца 2024 года. По планам «Газпрома», основная часть СПГ будет поставляться в Индию и в Пакистан. Об ассортименте полимерной продукции пока информации нет, но эксперты предполагают, что она будет ориентирована на экспорт в Европу и на внутренний рынок.

К 2023-2024 году «ЛУКОЙЛ» планирует ввести в эксплуатацию ГХК в г.Буденновске Ставропольского края. Мощность по сырью составит 1 млрд кубометров газа в год (завод будет перерабатывать газ с месторождений Каспия Ракушечное и им.Кувыкина), мощность по выпуску продукции – 2 млн тонн, причем в рамках первой очереди планируется выпуск минудобрений (карбамида), в рамках второй очереди – полиэтилена и полипропилена.

Проект будет реализован на базе нефтехимического комплекса ООО «Ставролен», входящего в структуру «ЛУКОЙЛа» на правах дочернего предприятия. На данный момент «Ставролен» является вторым по величине в России производителем полиэтилена и пятым по производству полипропилена.

Также «Иркутская нефтяная компания» (ИНК) планирует к 2024 году построить в г.Усть-Куте Иркутской области завод по производству полиэтилена мощностью 650 тыс. тонн в год, стоимость проекта составляет более $2 млрд. Сырьем для производства полимеров будет этан, вырабатываемый на Усть-Кутском ГПЗ, который в настоящее время строит ИНК.

По мнению экспертов, «ЛУКОЙЛу» и ИНК, не обладающих правами на экспорт газа, создаваемые ГХК облегчат освоение газовых месторождений – Ракушечного и имени Кувыкина и Ярактинского и Марковского соответственно.

Конкуренция в сегментах

Ведущий российский производитель синтетического каучука и этилена компания «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ, входит в группу компаний «ТАИФ») планирует построить этиленовый (олефиновый) комплекс (ЭП-1200) суммарной мощностью 1,2 млн тонн продукции в год. На первом этапе будет построен завод по производству этилена мощностью 600 тыс. тонн (Этилен-600), 270 тыс. тонн пропилена, 248 тыс. тонн бензола и 89 тыс. тонн бутадиена.

Строительство планируется начать до конца 2019 года, сдать первую очередь – в 2023 году, завершить строительство комплекса и нарастить мощности по производству этилена до 1,2 млн тонн – к 2027 году.

По информации компании, выбор переделов по переработке основных мономеров – этилена, пропилена и бензола – будет зависеть от конъюнктуры рынка на конечные продукты – полиэтилен, полипропилен и т.д. Значительную часть продукции предполагается экспортировать, так как, по мнению аналитиков компании, к моменту ввода комплекса в эксплуатацию российский рынок полиолефинов будет перенасыщен.

Нефтегазохимический комплекс (НГХК) в Альметьевском районе Татарстана, реализуемый компанией «Татнефть», будет выпускать малеиновый ангидрид (МА) в объеме 50 тыс. тонн, полипропилен – 247 тыс. тонн, акрилонитрил и углеволокно – по 10 тыс. тонн в год. Объем переработки сырья – бутана и пропана, извлекаемых из попутного нефтяного газа (ПНГ) на Миннибаевском ГПЗ «Татнефти», составит около 390 тыс. тонн.

Стоит отметить, что в июле 2019 года «Татнефть» объявила о намерении ускорить темпы реализации проекта – компания планирует запустить производство МА не в 2022-2023 годах, как заявлялось ранее, а уже в 2021 году. По словам руководства компании, это делается для того, чтобы опередить запуск аналогичного производства мощнос-тью 45 тыс. тонн в год на предприятии «СИБУР Тобольск», намеченного на 2021 год. По информации «СИБУРа», новое производство будет иметь высокий уровень конкурентоспособности за счет непосредственной близости к сырьевым потокам и использованию действующей инфраструктуры в составе единого комплекса.

Ранее о планах по созданию своего производства МА в ОЭЗ «Алабуга» заявляли российско-немецкое предприятие «Каматех» мощностью 40 тыс. тонн с потенциалом увеличения до 60 тыс. тонн и госкорпорация «Ростех».

Напомним, в настоящее время в России малеиновый ангидрид не производится. Спрос на российском рынке составляет около 4,5 тыс. тонн продукции в год при росте на 15-16% в год и покрывается за счет импортных поставок из Китая, Южной Кореи и Японии. По информации экспертов, российский рынок оценивается в 330 млн рублей. С вводом новых производств произойдет не только полное импортозамещение продукта, но и усилится конкуренция за внутренний рынок сбыта, а также возникнет необходимость в развитии экспортных поставок. Наиболее вероятными направлениями экспорта аналитики считают Восточную и Западную Европу и Турцию.

Морские порты №7 (2019)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Иск на 2,93 млрд рублей за задержку «Каракурта» подало Минобороны к «Пелле»

Иск на 2,93 млрд рублей за задержку «Каракурта» подало Минобороны к «Пелле» Корабль сдали позже из-за ЧМ по футболу, парада и задержек поставок двигателя

11 тысяч крабов на свободе: ФСБ Приморья задержало браконьеров с большим уловом

11 тысяч крабов на свободе: ФСБ Приморья задержало браконьеров с большим уловом Ущерб государству в 53 млн рублей предотвращен

Российская экономика

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах Для этого работают над 3D-моделированием на заводе и информационной защитой.

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Транспортная политика

306 млрд рублей могут направить на развитие внутренних водных путей до 2025 года

306 млрд рублей могут направить на развитие внутренних водных путей до 2025 года Утроенный транзит между Петербургом, Астраханью и Ростовом на Дону, строительство и ремонт гидроузло...

Лоцманское обеспечение могут сделать прерогативой государства

Лоцманское обеспечение могут сделать прерогативой государства Для этого предлагается создать отдельное федеральное учреждение

Морские порты

Как и обещали: прокуратура остановила работу угольного терминала в Находке

Как и обещали: прокуратура остановила работу угольного терминала в Находке Из-за нарушений экологических норм

Морстройтехнология: мощности на 100 млн тонн грузооборота в год построены, впереди еще 50

Морстройтехнология: мощности на 100 млн тонн грузооборота в год построены, впереди еще 50 Контейнерные и наливные, угольные и минудобрений, СУГ и СПГ…




Морской транспорт

Так близко, но так далеко: буксир на Сахалине выбросило на мель в нескольких метрах от берега

Так близко, но так далеко: буксир на Сахалине выбросило на мель в нескольких метрах от берега Спасатели пытаются выгрузить с судна 28 тонн горючего

Второй траулер по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Второй траулер по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это к большому улову

Речной транспорт

После столкновения сухогруза «Феофан Шохирев» страховая компания выплатила судовладельцу 12,8 млн руб.

После столкновения сухогруза «Феофан Шохирев» страховая компания выплатила судовладельцу 12,8 млн руб. Не зря платили взносы

Сделано у нас: Росморпорт стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения

Сделано у нас: Росморпорт стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения Благодаря новому земснаряду

Ж/Д транспорт

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана И будет выступать на территории республики как самостоятельный экспедитор

«РЖД Логистика» испытает систему локомотивной сигнализации с опцией «беспилотника» на заводе полимеров

«РЖД Логистика» испытает систему локомотивной сигнализации с опцией «беспилотника» на заводе полимеров А также оптимизирует логистические цепочки

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...