Россия нацелена на развитие СМП

Севморпуть
Россия нацелена на развитие СМП

Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики и крупные реки Северного региона, кратчайший водный маршрут между Дальним Востоком и европейской частью страны. Этот путь русскими осваивался веками, что сопровождалось немалыми жертвами первопроходцев. И сегодня Россия по-прежнему стремится к развитию СМП. Причем с четким обозначением своей позиции: СМП – это российская национальная транспортная артерия, и Россия как прибрежное государство в соответствии с международным правом отвечает за ее функционирование.

Алина Гурова, спецкор

Норвегия сомневается

Норвегия, к примеру, сомневается в экономической целесообразности Северного морского пути (СМП) и собирается проверить его на соответствие экологическим стандартам. Об этом недавно заявила министр иностранных дел Норвегии Ине Мари Эриксон Серейде.

– У СМП есть серьезные проблемы в отношении всего: от поисково-спасательных работ и недостаточной инфраструктуры на всем протяжении трассы до крайне сурового климата. Это сильно усложняет задачу сделать этот маршрут выгодным и коммерчески успешным, как многие того хотели бы, – сказала норвежский министр.

Серейде сообщила, что на данный момент Норвегия не планирует предоставлять порты Шпицбергена в рамках пользования СМП.

Впрочем, как справедливо заметили некоторые российские эксперты, этого норвежского заявления никто не ждал, а мнения, как бы резко это ни звучало, никто не спрашивал, ибо с норвежцами вообще не было договоренностей в части освоения маршрута и развития инфраструктуры СМП. Более того, сомнительно, что Норвегия сможет провести экологическую экспертизу Северного морского пути, поскольку в части вод и портов РФ она не имеет на это права. В российском посольстве в Осло также подчеркнули, что пока трасса проходит в пределах внутренних территориальных вод России, Норвегия к ее проработке не причастна.

Французская CMA CGM отказалась от СМП

Если Норвегия ограничилась заявлением и только присматривается к возможностям, то известная французская компания морских контейнерных перевозок CMA CGM уже приняла решение по экологическим соображениям более не использовать в своей деятельности маршрут Северного морского пути, а также других транспортных коридоров в Арктике. Об этом написала газета LeFigaro. По сведениям издания, эту новость сообщил глава компании Родольф Сааде в ходе состоявшейся в Елисейском дворце встречи президента Франции Эммануэля Макрона с французскими бизнесменами. Она проводилась в преддверии саммита лидеров Группы семи, который, в частности, рассматривал вопросы защиты экологии планеты.

Отказ от Северного морского пути – это «решение, принятое компанией CMA CGM исходя из ее осознанного курса на защиту окружающей среды и мирового биоразнообразия. Оно принимается, несмотря на те крупные конкурентные преимущества, которые этот путь представляет для транспортных компаний».

CMA CGM обязуется не пропускать в Арктику ни одно из своих 500 судов. Особенно в северо-восточном районе, вдоль Сибири.

Заявления вызывают недоумение

Заявления, сделанные ранее главой норвежского МИД Ине Мари Эриксон Серейде о сомнениях в экономической целесообразности Северного морского пути и планах Норвегии провести проверку его соответствия экологическим стандартам, направлены на сдерживание развития России в Арктическом регионе.

Такое мнение высказал заместитель министра транспорта РФ Юрий Цветков в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ).

– Заявления вызвали у меня недоумение, поскольку там звучали вопросы безопасности мореплавания, аварийно-спасательной готовности. Наверное, просто это происходит от незнания реалий, которые существуют на Севморпути. Я думаю, все эти заявления имеют политическую подоплеку по сдерживанию развития российской части Арктики, – считает Цветков. – Вопросам экологической безопасности у нас уделяется самое большое внимание. Осуществляется большой и всеобъемлющий комплекс мероприятий, который направлен на обеспечение безопасности.

Как подчеркнул замминистра, для обеспечения морской спасательной готовности во всех зонах ответственности РФ существует специальная служба.

– Существует самый современный ледокольный флот, которого нет нигде в мире. Этот комплекс судов взаимоувязан, существует единый регламент взаимодействия для поиска и спасения», – указал он.

Кроме того, по словам Ю. Цветкова, в рамках федерального проекта развития СМП предполагается строительство новых объектов для обеспечения транспортной безопасности маршрута. Для его реализации планируется построить 16 судов для аварийно-спасательной службы, строительство которых начнется уже в следующем году.

Россия заинтересована в совместном использовании СМП

Россия по-прежнему стремится к углублению сотрудничества с другими государствами в развитии и использовании Северного морского пути. Об этом заявила директор Департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова.

–Мы заинтересованы в углублении взаимодействия с другими государствами по использованию СМП, – сказала она. – Привлечь крупный бизнес для развития инфраструктуры этой транспортной артерии призван создаваемый под эгидой «Росатома» международный общественный совет СМП, в состав которого приглашены представители всех арктических государств. При этом необходимо четко понимать: СМП – это российская национальная транспортная артерия. РФ как прибрежное государство в полном соответствии с международным правом отвечает за функционирование этого маршрута и будет делать все необходимое, чтобы обеспечить безопасность судоходства и максимально бережное отношение к очень хрупкой экосистеме данного региона.

Официальный представитель дипведомства обратила внимание на ряд прозвучавших в последние дни высказываний, «лейтмотивом которых стала забота об экологической обстановке в Арктике в контексте использования СМП».

– Было много сюжетов на этот счет с участием официальных лиц, – напомнила она. – В том числе и президент Франции высказался. В частности, он сказал о желании или важности обезопасить Русский Север от топогенного влияния и призвал французские грузовые компании, многие из которых относятся к числу крупнейших морских перевозчиков в мире, не пользоваться СМП.

Тем не менее, продолжила дипломат, Россия «нацелена на развитие СМП». Поставлена задача к 2021 году обеспечить его круглогодичное использование, увеличить грузопоток до 80 млн тонн в год. У России имеется уникальный опыт организации бесперебойной работы в высоких широтах. В планах нашей страны и далее развивать портовую инфраструктуру, навигационные, гидрографические возможности этой транспортной артерии и совершенствовать систему поиска и спасания.

– Перспективы СМП очевидны, – резюмировала М. Захарова. – Это оптимальное расстояние по маршруту Европа – Азия, отсутствие ограничений по пропускной способности, если сравнивать, например, с Суэцким каналом, относительная безопасность мореплавания. С каждым годом востребованность этого направления и этого способа доставки растет, учитывая наращивание активности газовыми и нефтяными компаниями в регионе Арктики, в том числе на полуострове Ямал.

Сейчас Севморпуть используется в основном российскими компаниями для северного завоза и вывоза сырья, добытого на арктических территориях. Что касается международного транзита, то, к примеру, китайская судоходная компания COSCO Specialized Carriers Company заявила о планах с июля по октябрь 2019 года провести 14 рейсов из Азии в Европу и из Европы в Азию по Северному морскому пути.

Морской флот №4 (2019)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Глава ведущей оборонной верфи призвал студентов включаться в судостроение

Глава ведущей оборонной верфи призвал студентов включаться в судостроение Кадры новые нужны, кадры разные важны

«Росморпорт» примет участие в рабочей группе «Развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры»

«Росморпорт» примет участие в рабочей группе «Развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры» которая пройдет в рамках форума «Инфраструктурные инициативы бизнеса» в Москве 29 ноября 2019 года

Российская экономика

10 млрд рублей в 2020 году рассчитывает направить Минпромторг на поддержку лизинга

10 млрд рублей в 2020 году рассчитывает направить Минпромторг на поддержку лизинга На господдержку часто рассчитывают при заказе судов

Минфин: для приватизации «РЖД» и «Транснефти» нужно внести поправки в закон

Минфин: для приватизации «РЖД» и «Транснефти» нужно внести поправки в закон Конкретики по срокам и долям пока нет

Транспортная политика

В Бундестаге не приняли законопроект обхода директивы ЕС для газопровода «Северной поток 2»

В Бундестаге не приняли законопроект обхода директивы ЕС для газопровода «Северной поток 2» Хитрость не удалась

Эксперт: ледовой проводке по Севморпути необходимы правовые границы

Эксперт: ледовой проводке по Севморпути необходимы правовые границы Авария в акватории создаст международно-правовую коллизию

Морские порты

На 21,76 млн тонн вырос грузооборот морских портов РФ в 2019 году

На 21,76 млн тонн вырос грузооборот морских портов РФ в 2019 году Лидер по «росту» – Каспийский бассейн

Конкуренция Большого порта: доля Петербургского нефтяного терминала падает даже с ростом перевалки

Конкуренция Большого порта: доля Петербургского нефтяного терминала падает даже с ростом перевалки Предприятие не сдается, а оптимизирует поставки и улучшает инфраструктуру




Морской транспорт

Эксперт: строительство копии исторического брига «Меркурий» в Севастополе создаст символ федерального значения

Эксперт: строительство копии исторического брига «Меркурий» в Севастополе создаст символ федерального значения И влюбит в морскую службу сотни ребят

«Циркон» получат «старички»

«Циркон» получат «старички» Опыт не ржавеет

Речной транспорт

Мешавший всем плавресторан разберут

Мешавший всем плавресторан разберут Владелец винит Речной порт в затоплении дебаркадера

Пассажиры Архангельска пересядут на ледоколы

Пассажиры Архангельска пересядут на ледоколы Интересный вариант общественного транспорта

Ж/Д транспорт

РЖД ускорит перевалку контейнеров на границе с Китаем

РЖД ускорит перевалку контейнеров на границе с Китаем За счет широкой колеи и мультимодальности

Успей на первый: стартовали продажи билетов на поезд из Петербурга в Севастополь

Успей на первый: стартовали продажи билетов на поезд из Петербурга в Севастополь Севастопольцы и москвичи также бросились покупать проездные документы

Авто транспорт

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Участок мегатрассы от Москвы до Казани построят не раньше чем через 7 лет

Участок мегатрассы от Москвы до Казани построят не раньше чем через 7 лет За 730 млрд рублей

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей Распоряжением Правительства РФ от 15.08.2008 г. №1196-р морской порт Тамань открыт для международног...

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки Сегодня рынок морских грузоперевозок относится к категории низкомаржинальных бизнесов: сильный дисба...

Морской транспорт

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике Эффективную реализацию морского потенциала нашей страны в транспортной составляющей может дать синер...

Речной транспорт

Единая магистраль пяти регионов

Единая магистраль пяти регионов Внутренние водные пути Амурского бассейна общей протяженностью 7285 км, на которых Администрация осу...

Байкальское притяжение

Байкальское притяжение Для содержания и обслуживания судоходной обстановки в Байкало-Ангарском бассейне на 1 июля 2019 года...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение Освоение Арктики и Дальнего Востока сопровождалось созданием множества отдельных поселений на морски...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...