Новые технологии в стенах университета

Инфраструктура / Образование
Новые технологии в стенах университета

В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университета была открыта лаборатория лазерных и аддитивных технологий, первыми посетителями которой стали участники выездного совещания Совета безопасности РФ. Появление лаборатории – еще один шаг университета в развитии направления лазерных и аддитивных технологий, востребованных не только сегодня, но и в перспективе.

Александр Бутенин, пресс-секретарь СПбГМТУ

Центр развития лазерных технологий

Аддитивные технологии и прямое лазерное выращивание – это создание высокоточных заготовок изделий сложной формы из металлических порошков по заданным 3D-моделям. Дело в том, что изделие как бы выстраивается из порошка, подаваемого в зону воздействия лазерного луча. При этом габариты металлических изделий практически не ограничены. Это новая и суперсовременная технология, внедряемая учеными Корабелки, решает целый ряд стоящих перед машиностроением задач, повышая производительность в 10 раз и снижая себестоимость изготовления металлических деталей в 3-5 раз.

– Новая лаборатория СПбГМТУ позволила создать единую техническую базу, оснастив ее технологическими комплексами для прямого лазерного выращивания, лазерной наплавки и термоупрочнения, лазерной и гибридной лазерно-дуговой сварки. А это, в свою очередь, дало возможность активнее развернуть работу над реализуемыми проектами консорциума, в который наряду с «Корабелкой» входят Центр технологии судостроения и судоремонта и Политехнический университет г. Санкт-Петербурга, – говорит Глеб Турчинов, ректор СПбГМТУ.

Важным в деятельности лаборатории Института лазерных и сварочных технологий является образовательный аспект. С открытием лаборатории студенты, аспиранты и докторанты «Корабелки» получили возможность работать на инновационном оборудовании, без чего немыслимо само освоение новых технологий в процессе подготовки квалифицированных инженеров.

Путь от проектирования до ввода в эксплуатацию инновационной научно-исследовательской площадки занял у вуза меньше года. Впрочем, этим фактом уникальность реализованной инициативы не исчерпывается. В отличие от большинства лабораторий, действующих в российских технических университетах, оснащение новой структуры СПбГМТУ ─ результат опытно-конструкторских разработок самих сотрудников вуза.

От теории к практике

По завершении проектов созданные специалистами «Корабелки» образцы машин отправляются на производства отраслевых предприятий-заказчиков. В этом проявляется прямое взаимодействие прикладной науки с промышленностью. Подобный подход дает возможность разрабатывать, а затем и внедрять инновационное оборудование и технологии на конкретные производства. И, что самое важное, делать это в полном соответствии с потребностями предприятий-партнеров, решая различные технологические задачи. Более того, ученые готовы гибко реагировать на любые запросы заказчиков. Так, в случае решения смежной проблемы специалисты лаборатории могут скорректировать свою технологию, модернизировать и настроить уже имеющуюся установку, а не создавать новую.

В одном корпусе с открывшейся лабораторией расположена кафедра сварки. И это неслучайно: целевыми клиентами и заказчиками «Корабелки» являются судостроительные предприятия – представители одной из самых металлоемких отраслей, объем сварных конструкций в которой чрезвычайно велик. Там же работают специалисты в области металловедения, без участия которых, в принципе, невозможно совершенствование аддитивных технологий.

Наряду с технологией прямого лазерного выращивания изделий, разработкой и изготовлением технологических комплексов для нужд отраслевых предприятий специалисты морского технического университета оказывают комплекс сопутствующих услуг: обучают работе на новом оборудовании, осуществляют его сервисное обслуживание и полную техническую поддержку.

В этом заключается основное, но не единственное, конкурентное преимущество СПбГМТУ по сравнению с зарубежными партнерами. Например, стоимость комплекса для изготовления деталей средних размеров, созданного в ИЛиСТ, на 15-20% ниже по сравнению с аналогичными комплексами, выпускаемыми за рубежом. К тому же доступное по цене отечественное устройство превосходит по своим возможностям рыночные аналоги более простыми процедурами пуска-наладки, использования и технического сопровождения. При этом средний срок разработки, изготовления и поставки оборудования в ИЛиСТ под заказ составляет всего 7-12 месяцев.

Номенклатура, материалы, производственная программа – таковы ключевые критерии, с анализа которых специалисты «Корабелки» начинают работу над очередным заказом. Все производственные технологии автоматизированы, а их внедрение получает экономическое обоснование. С этой целью ИЛиСТ привлекает к участию в своих проектах представителей экономического факультета «Корабелки». Как результат, индустриальный партнер получает подробный экономический анализ производственных процессов, ТЭО и ясное понимание собственной выгоды. Применение новых технологий повлияет на снижение себестоимости продукции.

Первая поставка, которую осуществил СПбГМТУ, – установка для роботизированной сварки. Уже два года оборудование успешно работает на Вологодском оптико-механическом заводе. А сам проект стал логическим продолжением многолетнего сотрудничества ИЛиСТ с предприятием.

Тесные связи установились у «Корабелки» с предприятиями объединенной двигателестроительной корпорации, отсюда и широкая география выполненных для нее заказов. Для АО «ОДК-Пермские моторы» вуз изготовил машину по ремонту турбинных лопаток. Для самарского ПАО «Кузнецов», специализирующегося на выпуске авиационных и ракетных двигателей, – первый технологический комплекс прямого лазерного выращивания. Еще одна разработка СПбГМТУ отправится в Калужскую область, на НПО «Винт».

Проект продолжается

Все перечисленные факты – результаты двухлетней работы Санкт-Петербургского государственного морского технического университета над крупным комплексным проектом в сфере аддитивных технологий. Под названием «Создание производства точных крупногабаритных заготовок из высокопрочных и жаростойких сплавов на основе гибридных микрометаллургических процессов формообразования для перспективных двигателей авиационно-космической, наземной и морской техники» этот проект реализуется в рамках постановления Правительства РФ № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства».

Для создания высокотехнологичного производства в СПбГМТУ разрабатывается технологический процесс прямого лазерного выращивания точных титановых заготовок размером до 2,1 метра. Также проектом предусмотрены разработка, изготовление и ввод в эксплуатацию на площадке предприятия-партнера технологической установки прямого лазерного выращивания с рабочей зоной диаметром до 2,1 метра.

В настоящее время в Институте лазерных и сварочных технологий СПбГМТУ изготовлена и испытывается уникальная, не имеющая аналогов роботизированная установка прямого лазерного выращивания крупногабаритных заготовок. Двухкоординатный рабочий стол грузоподъемностью полторы тысячи килограмм позволяет обрабатывать изделия диаметром более 2 метров. Технологический инструмент перемещается с помощью 6-осевого промышленного робота-манипулятора. Для увеличения досягаемости робот установлен на дополнительную линейную ось. Таким образом, кинематическая схема установки имеет девять синхронно управляемых осей, что обеспечивает возможность выращивания изделий сложной пространственной конфигурации.

После проведения предварительных испытаний установка будет передана предприятию-заказчику. Пусконаладочные работы на территории заказчика запланированы на май 2019 года. В настоящее время в ИЛиСТ проходят обучение специалисты заказчика.

Реализация проекта рассчитана в срок до декабря 2019 года. В перспективе у разработчиков «Корабелки» еще 8 месяцев плодотворного труда.

Морской флот №2 (2019)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

В Черном море отработали морской бой

В Черном море отработали морской бой Учения проходили в группах

В День создания регулярного Российского Флота возложат цветы и отслужат молебен

В День создания регулярного Российского Флота возложат цветы и отслужат молебен «Морским судам быть!»

Российская экономика

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн Для этого нужно развить ж/д

Доля участия правительства в «Совкомфлоте» и «Зарубежнефти» может сократиться

Доля участия правительства в «Совкомфлоте» и «Зарубежнефти» может сократиться В «Аэрофлоте» и РЖД - нет. По крайней мере, в ближайшие три года

Транспортная политика

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается Новые правила Минпромторга не дали нужного эффекта

Арктический шельф – российский: Минобороны подготовила доказательства для ООН

Арктический шельф – российский: Минобороны подготовила доказательства для ООН Хребет Гаккеля обследовали тремя способами

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Первый неатомный: ледокол «Обь» передали «Росатомфлоту»

Первый неатомный: ледокол «Обь» передали «Росатомфлоту» Исключительные технические характеристики позволят работать не хуже «коллег» с реакторами

«Василий Быков» отправился в Грецию на празднование годовщины Наваринского сражения

«Василий Быков» отправился в Грецию на празднование годовщины Наваринского сражения Турки опасаются, что корабль идет в Сирию

Речной транспорт

Эксперт: ввод новых речных судов не покрывает темпов списания

Эксперт: ввод новых речных судов не покрывает темпов списания Дело может исправить строительство новых плавдоков

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Ж/Д транспорт

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей Срок - три года

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области В том числе цистерны

Авто транспорт

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти Стоимость проекта - 121 млрд рублей

18,5 млрд рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса

18,5 млрд  рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса Работы продлятся три года

Аналитика

Транспортная политика

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...