Новые технологии в стенах университета

Инфраструктура / Образование
Новые технологии в стенах университета

В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университета была открыта лаборатория лазерных и аддитивных технологий, первыми посетителями которой стали участники выездного совещания Совета безопасности РФ. Появление лаборатории – еще один шаг университета в развитии направления лазерных и аддитивных технологий, востребованных не только сегодня, но и в перспективе.

Александр Бутенин, пресс-секретарь СПбГМТУ

Центр развития лазерных технологий

Аддитивные технологии и прямое лазерное выращивание – это создание высокоточных заготовок изделий сложной формы из металлических порошков по заданным 3D-моделям. Дело в том, что изделие как бы выстраивается из порошка, подаваемого в зону воздействия лазерного луча. При этом габариты металлических изделий практически не ограничены. Это новая и суперсовременная технология, внедряемая учеными Корабелки, решает целый ряд стоящих перед машиностроением задач, повышая производительность в 10 раз и снижая себестоимость изготовления металлических деталей в 3-5 раз.

– Новая лаборатория СПбГМТУ позволила создать единую техническую базу, оснастив ее технологическими комплексами для прямого лазерного выращивания, лазерной наплавки и термоупрочнения, лазерной и гибридной лазерно-дуговой сварки. А это, в свою очередь, дало возможность активнее развернуть работу над реализуемыми проектами консорциума, в который наряду с «Корабелкой» входят Центр технологии судостроения и судоремонта и Политехнический университет г. Санкт-Петербурга, – говорит Глеб Турчинов, ректор СПбГМТУ.

Важным в деятельности лаборатории Института лазерных и сварочных технологий является образовательный аспект. С открытием лаборатории студенты, аспиранты и докторанты «Корабелки» получили возможность работать на инновационном оборудовании, без чего немыслимо само освоение новых технологий в процессе подготовки квалифицированных инженеров.

Путь от проектирования до ввода в эксплуатацию инновационной научно-исследовательской площадки занял у вуза меньше года. Впрочем, этим фактом уникальность реализованной инициативы не исчерпывается. В отличие от большинства лабораторий, действующих в российских технических университетах, оснащение новой структуры СПбГМТУ ─ результат опытно-конструкторских разработок самих сотрудников вуза.

От теории к практике

По завершении проектов созданные специалистами «Корабелки» образцы машин отправляются на производства отраслевых предприятий-заказчиков. В этом проявляется прямое взаимодействие прикладной науки с промышленностью. Подобный подход дает возможность разрабатывать, а затем и внедрять инновационное оборудование и технологии на конкретные производства. И, что самое важное, делать это в полном соответствии с потребностями предприятий-партнеров, решая различные технологические задачи. Более того, ученые готовы гибко реагировать на любые запросы заказчиков. Так, в случае решения смежной проблемы специалисты лаборатории могут скорректировать свою технологию, модернизировать и настроить уже имеющуюся установку, а не создавать новую.

В одном корпусе с открывшейся лабораторией расположена кафедра сварки. И это неслучайно: целевыми клиентами и заказчиками «Корабелки» являются судостроительные предприятия – представители одной из самых металлоемких отраслей, объем сварных конструкций в которой чрезвычайно велик. Там же работают специалисты в области металловедения, без участия которых, в принципе, невозможно совершенствование аддитивных технологий.

Наряду с технологией прямого лазерного выращивания изделий, разработкой и изготовлением технологических комплексов для нужд отраслевых предприятий специалисты морского технического университета оказывают комплекс сопутствующих услуг: обучают работе на новом оборудовании, осуществляют его сервисное обслуживание и полную техническую поддержку.

В этом заключается основное, но не единственное, конкурентное преимущество СПбГМТУ по сравнению с зарубежными партнерами. Например, стоимость комплекса для изготовления деталей средних размеров, созданного в ИЛиСТ, на 15-20% ниже по сравнению с аналогичными комплексами, выпускаемыми за рубежом. К тому же доступное по цене отечественное устройство превосходит по своим возможностям рыночные аналоги более простыми процедурами пуска-наладки, использования и технического сопровождения. При этом средний срок разработки, изготовления и поставки оборудования в ИЛиСТ под заказ составляет всего 7-12 месяцев.

Номенклатура, материалы, производственная программа – таковы ключевые критерии, с анализа которых специалисты «Корабелки» начинают работу над очередным заказом. Все производственные технологии автоматизированы, а их внедрение получает экономическое обоснование. С этой целью ИЛиСТ привлекает к участию в своих проектах представителей экономического факультета «Корабелки». Как результат, индустриальный партнер получает подробный экономический анализ производственных процессов, ТЭО и ясное понимание собственной выгоды. Применение новых технологий повлияет на снижение себестоимости продукции.

Первая поставка, которую осуществил СПбГМТУ, – установка для роботизированной сварки. Уже два года оборудование успешно работает на Вологодском оптико-механическом заводе. А сам проект стал логическим продолжением многолетнего сотрудничества ИЛиСТ с предприятием.

Тесные связи установились у «Корабелки» с предприятиями объединенной двигателестроительной корпорации, отсюда и широкая география выполненных для нее заказов. Для АО «ОДК-Пермские моторы» вуз изготовил машину по ремонту турбинных лопаток. Для самарского ПАО «Кузнецов», специализирующегося на выпуске авиационных и ракетных двигателей, – первый технологический комплекс прямого лазерного выращивания. Еще одна разработка СПбГМТУ отправится в Калужскую область, на НПО «Винт».

Проект продолжается

Все перечисленные факты – результаты двухлетней работы Санкт-Петербургского государственного морского технического университета над крупным комплексным проектом в сфере аддитивных технологий. Под названием «Создание производства точных крупногабаритных заготовок из высокопрочных и жаростойких сплавов на основе гибридных микрометаллургических процессов формообразования для перспективных двигателей авиационно-космической, наземной и морской техники» этот проект реализуется в рамках постановления Правительства РФ № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства».

Для создания высокотехнологичного производства в СПбГМТУ разрабатывается технологический процесс прямого лазерного выращивания точных титановых заготовок размером до 2,1 метра. Также проектом предусмотрены разработка, изготовление и ввод в эксплуатацию на площадке предприятия-партнера технологической установки прямого лазерного выращивания с рабочей зоной диаметром до 2,1 метра.

В настоящее время в Институте лазерных и сварочных технологий СПбГМТУ изготовлена и испытывается уникальная, не имеющая аналогов роботизированная установка прямого лазерного выращивания крупногабаритных заготовок. Двухкоординатный рабочий стол грузоподъемностью полторы тысячи килограмм позволяет обрабатывать изделия диаметром более 2 метров. Технологический инструмент перемещается с помощью 6-осевого промышленного робота-манипулятора. Для увеличения досягаемости робот установлен на дополнительную линейную ось. Таким образом, кинематическая схема установки имеет девять синхронно управляемых осей, что обеспечивает возможность выращивания изделий сложной пространственной конфигурации.

После проведения предварительных испытаний установка будет передана предприятию-заказчику. Пусконаладочные работы на территории заказчика запланированы на май 2019 года. В настоящее время в ИЛиСТ проходят обучение специалисты заказчика.

Реализация проекта рассчитана в срок до декабря 2019 года. В перспективе у разработчиков «Корабелки» еще 8 месяцев плодотворного труда.

Морской флот №2 (2019)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Российские военные открыли четыре острова в Красном море

Российские военные открыли четыре острова в Красном море В прошлый раз акваторию исследовали 108 лет назад

Шельф – наш: эксперты нашли новые доказательства принадлежности подводного хребта Менделеева России

Шельф – наш: эксперты нашли новые доказательства принадлежности подводного хребта Менделеева России  Для этого геологи разработали серию карт, где описаны процессы его геологической и тектонической эво...

Российская экономика

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Экспертное мнение: без господдержки производство газохимии открыть не получается

Экспертное мнение: без господдержки производство газохимии открыть не получается А право на экспорт есть только у «Газпрома»

Транспортная политика

Прошло первое заседание рабочей группы по вопросам развития квалификаций при комитете АСОП

Прошло первое заседание рабочей группы по вопросам развития квалификаций при комитете АСОП Обсудили планы и введение независимой оценки квалификации  докеров-механизаторов и инженер...

На заседании Глав делегаций Комиссии по защите морской среды района Балтийского моря (ХЕЛКОМ) россиян поддержали в части вопросов

На заседании Глав делегаций Комиссии по защите морской среды района Балтийского моря (ХЕЛКОМ) россиян поддержали в части вопросов Часть требует дополнительного согласования

Морские порты

Суда из Архангельска и Калининграда стали лидерами по доставке рыбы… в Мурманский рыбный порт

Суда из Архангельска и Калининграда стали лидерами по доставке рыбы… в Мурманский рыбный порт Впрочем, грузооборот по итогам 11 месяцев снизился на 20,7%

Беспилотные электротягачи закупил порт «Бронка» у французов

Беспилотные электротягачи закупил порт «Бронка» у французов 70 тонн современных технологий каждый




Морской транспорт

Шесть 15-палубных круизных судов нового поколения построят китайцы, шведы, швейцарцы и немцы

Шесть 15-палубных круизных судов нового поколения построят китайцы, шведы, швейцарцы и немцы До 4 тысяч пассажиров. На газу. Общая стоимость двигателей и цифрового оборудования  - 157...

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи» по заказу Минобороны

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи» по заказу Минобороны Возможно, на борт пустят путешественника Федора Конюхова

Речной транспорт

4599 нарушений выявили службы портконтроля во время инспекций на судах в Московском бассейне в 2019-м году

4599 нарушений выявили службы портконтроля во время инспекций на судах в Московском бассейне в 2019-м году На 200 больше, чем в прошлом году при меньшем количестве проверок

Закрытием судоходства в Азово-Донском бассейне завершилась навигация-2019 на ВВП РФ

Закрытием судоходства в Азово-Донском бассейне завершилась навигация-2019 на ВВП РФ Ноябрьские гидрометеоусловия оставляли желать лучшего

Ж/Д транспорт

20,5 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба не дополучит РЖД в этом году

20,5 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба не дополучит РЖД в этом году Все ради развития дополнительного участка

«Срежем» через Россию: «ТрансКонтейнер» отправил пилотный поезд из Южной Кореи в Польшу

«Срежем» через Россию: «ТрансКонтейнер» отправил пилотный поезд из Южной Кореи в Польшу В два раза быстрее, чем в обход по морю

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Прокрастинация: необходимость и соблазн отвлечься

Прокрастинация: необходимость и соблазн отвлечься Полярные состояния, влияющие на принятие управленческих решений, – это то, что в китайской философии...

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Особенный судоремонт

Особенный судоремонт В работе конференции «Судоремонт в России. Современные технологии и оборудование для судостроения и ...

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...