«Холодный Шелковый путь» - Морские вести России

«Холодный Шелковый путь»

16.05.2019

Севморпуть

Как Россия и Китай могут совместно освоить этот арктический проект

В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестабильность в ряде стран создают угрозу безопасности межконтинентального судоходства и повышают себестоимость морской перевозки. На этом фоне северные морские пути (Восточный – вдоль российских берегов и Западный – вдоль канадского побережья) представляют собой безопасную зону для мореплавания и обеспечивают примерно 40% экономии времени по сравнению с традиционными маршрутами транспортировки грузов из Европы в Азию и Северную Америку.

Сергей Сазонов, к.э.н., ведущий научный сотрудник ИДВ РАН

Китайские морские компании проявляют больший интерес к российскому Северному морскому пути (СМП), нежели к другому арктическому морскому пути – Северо-Западному проходу (СЗП), пролегающему в канадских и американских водах. Причина в том, что для СЗП, имеющего ту же протяженность, что и СМП, характерна более тяжелая ледовая обстановка. Кроме того, по размеру ледокольного флота Канада уступает России в 14 раз, и поэтому канадский Северо-Западный путь в обозримом будущем не станет конкурентом российскому СМП.

Табл. 1. Количество пиратских нападений в Азии и у берегов Сомали

2008

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

83

133

172

163

178

152

148

159

Источник: Si-Fu Ou. Non-Traditional Security Terrorism and Piracy in ASEAN. Academia Sinica, Taipei, Taiwan. December 2016. N 58. P. 38; Hu Weijia. Beijing should assume leadership role in controlling piracy in Asian waterways.

Использование СМП позволяет судам сократить расстояние транспортировки на 40-50% по сравнению с традиционными маршрутами перевозок грузов из китайских портов восточного побережья в порты Западной Европы, Северного и Балтийского морей. СМП обеспечивает в основном северный завоз. Транзит по Севморпути (7,6 тыс. морских миль) значительно короче, чем морской евразийский транзит через Суэцкий канал (15,7 тыс. миль) и вокруг Африки (18,3 тыс. миль), но более половины его маршрута – сплошные льды. В благоприятный для полярных перевозок 1987 г. по СМП было перевезено 6,5 млн тонн грузов, затем объем перевозок по Северному широтному ходу резко сократился в 1990-х и лишь сейчас он восстанавливается, достигнув 7,5 млн тонн в 2016 г. (причем лишь небольшую часть перевозки составляют транзитные грузы). Объемы перевозок по СМП несопоставимы с объемами транспортировки транзитных грузов через Суэцкий канал, через который в 2013 г. было пропущено 915 млн тонн транзитных грузов, в 2016 г. – 998,7 млн тонн1.

Транзит по Севморпути (7,6 тыс. морских миль) значительно короче, чем морской евразийский транзит через Суэцкий канал (15,7 тыс. миль) и вокруг Африки (18,3 тыс. миль), но более половины его маршрута – сплошные льды. В благоприятный для полярных перевозок 1987 г. по СМП было перевезено 6,58 млн тонн грузов, затем объем перевозок по Северному широтному ходу резко сократился в 1990-х и лишь сейчас он восстанавливается, достигнув 9,5 млн тонн в 2017 г. (причем лишь небольшую часть перевозки составляют транзитные грузы). Объемы перевозок по СМП несопоставимы с объемами транспортировки транзитных грузов через Суэцкий канал, через который в 2016 г. было пропущено 980 млн тонн транзитных грузов, в 2017 г. – более 1 млрд тонн.

Рис. 1. Объемы перевозок грузов по СМП в 1981-2017 гг. (млн т)

Источник: Скорлыгина Н., Скоробогатько Д., Дзагуто В. Северный морской трест. Государство создает еще один институт развития; Веденеева А. «Избыточный бюджет развращает». Глава Росморречфлота В. Олерский об угольной пыли и высоких широтах.

Среднегодовые температуры в акватории СМП составляют от -9°С до -12°С (средняя зимняя температура колеблется от -29°С до -32°С), что явно не подходит для транспортировки электроники, компьютерной техники, другой высокотехнологичной продукции. При этом надо иметь в виду, что согласно Конвенции ООН по морскому праву никаких ограничений судоходства для других стран не существует2, а российская сторона обязана бесплатно обеспечивать суда иностранных перевозчиков связью, предоставлять данные метеорологических и гидрографических служб, при необходимости обеспечивать спасательные операции. Иностранные судоходные компании должны оплачивать лишь услуги по лоцманскому и ледокольному сопровождению судов и пользование береговой инфраструктурой.

Интерес к проводке караванов грузовых судов через СМП проявляют порты Даньдун, Инкоу, Циньхуандао, Тяньцзинь, Шанхай и в особенности порты СВК3. При этом они отмечают значительные трудности, возникающие при проходе по СМП, связанные с недостаточностью количества современных судов арктического флота (как транспортных судов, так и мощных атомных ледоколов), неразвитостью российской береговой инфраструктуры и низким качеством логистики северных портов РФ4.

Будущее СМП зависит от решения двух задач: наличия грузов на маршруте и возможности круглогодичной ледокольной проводки в Восточной Арктике. Западная часть СМП, от устья Енисея до Мурманска, с более легкой ледовой обстановкой освоена еще во времена СССР. Но Восточная Арктика проходима лишь несколько месяцев в году – летом и в начале осени; в остальное время для обеспечения навигации недостаточно имеющихся четырех атомных ледоколов федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Атомфлот» и менее мощных дизельных ледоколов «Росморпорта», а навигация по СМП длится всего 2-4 месяца, зависит от погоды и требует дорогостоящего ледокольного обеспечения. Кроме того, в мире нет крупных контейнеровозов с усиленным корпусом для работы в Арктике, отсутствуют попутные порты погрузки-выгрузки. Крупнейший в мире морской перевозчик Maersk в 2019 г. введет в эксплуатацию семь контейнеровозов ледового класса вместимостью 3,6 тыс. контейнеров для торговли с Россией (лишь один из них может использоваться на СМП). Основным драйвером грузопотоков по СМП пока считается сжиженный природный газ компании «НОВАТЭК», а также нефть и уголь других грузоперевозчиков. По базовому сценарию компании «НОВАТЭК» к 2020 г. грузопоток по СМП достигнет 25 млн тонн в год, а с учетом лицензионных обязательств и планов компаний – 40 млн тонн. В 2025 г. эти прогнозы составляют 37 млн и 67 млн тонн, в 2030 г. – 41 млн и 72 млн тонн соответственно.

Китайские специалисты полагают, что нынешняя Россия не сможет самостоятельно создать нормальные условия для освоения СМП, и отмечают, что заинтересованность РФ в поиске партнеров открывает новые возможности для КНР5. Китай, сталкиваясь с трудностями при проведении морских судов по Северному широтному ходу, заинтересован в изучении российского опыта судоходства в высоких широтах и развитии сотрудничества с РФ в освоении арктических путей СМП, которые в КНР называют «Холодным или Ледовым Шелковым путем». КНР активно финансирует развитие северокорейского порта Раджин, расширяет к нему транспортный коридор от китайской границы. Этот порт дает Китаю более короткий выход к Северному Ледовитому океану.

В конце 2013 г. торговое судно Yongsheng китайской компании COSCO Shipping водоизмещением 19,5 т за 33 дня совершило первый проход протяженностью около 2936 морских миль по СМП из порта Далянь (пров. Ляонин) через Берингов пролив в порт Роттердама. 11 сентября 2017 г. китайское торговое судно «Тяньцзянь», миновав Берингов пролив, вышло на трассу Северного морского пути, 19 сентября оказалось в водах Баренцева моря, а 24 сентября 2017 г. успешно прибыло в датский порт Эсбьерг, а затем судно также посетило российский город Санкт-Петербург. Согласно расчетам транспортной компании Cosco, к которой приписано судно «Тяньцзянь», протяженность в пути от порта Ляньюньган провинции Цзянсу до Эсбьерга составляет 6280 морских миль, что на 4779 морских миль меньше, чем по маршруту через Суэцкий канал. Таким образом, китайское судно сэкономило 15,3 дня и около 383 т топлива. Судно «Тяньцзянь» стало третьим китайским торговым судном, прибывшим в европейский порт через СМП с начала 2017 г. До этого грузовые суда «Пэнхуасун» и «Даань», прибывшие из Китая в Европу по Северному морскому пути, успешно выполнили все задачи в рамках своих походов через Арктику6.

Китай обладает широкими возможностями по созданию арктического флота для сотрудничества с РФ в транспортировке СПГ из арктической зоны. 4 государственные китайские верфи входят в число 13 верфей в мире, которые способны производить танкеры для перевозки СПГ, причем те модели, которые позволяют перевозить СПГ в условиях экстремально низких температур. Стоимость подобных танкеров в зависимости от размера составляет от $250 млн до $450 млн. До 2015 г. китайские верфи спустили на воду 10 танкеров, и в настоящее время их пакет заказов на изготовление новых танкеров вместимостью 174 тыс. куб. м каждый составляет 14 ед. В 2016 г. японская корпорация Kawasaki Heavy Industries Ltd. запланировала совместно с корпорацией COSCO организовать на верфях провинции Цзянсу производство танкеров для транспортировки СПГ и в 2019 г. планирует спустить на воду 2 современных супертанкера7.

Развитие российского и китайского ледокольного и транспортного флотов, модернизация северных портов, обеспечение безопасности мореплавания по Северному морскому пути должны обеспечить полноценную эксплуатацию СМП с опорой на быстро развивающийся порт Сабетта. Это позволит обеспечить дальнейшую интеграцию арктических регионов Дальнего Востока РФ в экономическое пространство КНР и стран ЮВА (вывоз СПГ из порта Сабетта в порты СВК и страны ЮВА)8. В 2015 г. были проведены российско-китайские переговоры о создании совместного российско-китайского пароходства, которое будет осваивать Северный морской путь и перевозить по нему коммерческие грузы. При этом восточный маршрут СМП – в Китай и страны Юго-Восточной Азии – считается премиальным для СПГ, а доставка грузов с Ямала в Японию составляет всего 16 дней, что в два раза быстрее, чем через Суэцкий канал. По оценке «Атомфлота», при круглогодичной загрузке восточной части СМП транспортные расходы при поставке СПГ в Японию (по сравнению с маршрутом через Суэц) будут на $30 на 1 т ниже. Добавляет перспектив маршруту и намерение компании «НОВАТЭК» построить терминал для перегрузки СПГ на Камчатке с возможным созданием там хаба для спотовых продаж СПГ в страны Юго-Восточной Азии. В 2017 г. китайская компания China Poly Group Corp. выразила желание инвестировать $300 млн в развитие мощностей российского порта Мурманск, который может стать базой для приема и обслуживания китайских судов9.

В 2017 г. объем перевозок через СМП составил рекордные 9,5 млн тонн, а драйверами роста стали крупные проекты – «Ямал СПГ», Новопортовское месторождение и другие. Согласно прогнозам, в 2030 г. грузопоток в акватории СМП может превысить 80 млн тонн, однако давать оценки довольно сложно, поскольку большинство проектов в Арктике не имеют аналогов в силу уникальности региона, находящегося в зоне высокого риска. Можно строить прогнозы на базе мощностей новых предприятий: например, только «Ямал СПГ» ежегодно будет производить 16,5 млн тонн СПГ. В начале 2000-х годов эксперты утверждали, что к 2015 г. объемы перевозки по СМП составят 10 млн тонн в год, а сегодня мы понимаем, что прогнозы для региона в 2030 г. являются чрезвычайно длинным горизонтом планирования.

В ближайшей перспективе в структуре грузопотока по СМП будут доминировать углеводороды, грузы для строительства инфраструктуры, развития арктических территорий, повышения уровня жизни населения, обеспечения заявок Министерства обороны РФ. Развитие контейнерных перевозок становится делом будущего, поскольку сегодня в Арктике невозможно организовать полноценный линейный сервис из-за погодных ограничений. Следует понимать, что контейнерная линия не сможет работать стабильно в климате российского Севера – сложная ледовая обстановка делает сроки доставки непрогнозируемыми, а для большинства грузов в контейнерах низкие температуры неприемлемы.

Рис.2. Прогноз объемов перевозки углеводородов по СМП (млн т)

Источник: Веденеева А., Джумайло А., Барсуков Ю. Ледоколы заплутали в тумане. Перспективы новых проектов для освоения Арктики остаются под вопросом.

В итоге из-за высоких рисков страховщики зачастую отказываются работать с контейнерными перевозчиками в регионе, а грузовладельцы предпочитают более длинный, но более безопасный маршрут через Суэцкий канал. Следовательно, переключение части китайского морского евразийского транзита на СМП можно ожидать примерно через 10 лет, а сегодня с уверенностью можно рассматривать совместное российско-китайское освоение СМП в плане развития транспортировки углеводородов региона в КНР, страны ЮВА и Европы. Согласно расчетам Института полярных исследований КНР, объем внешнеторгового оборота Китая в 2030 г. может составить около $10 трлн. Поскольку более 90% внешней торговли страны обеспечивается морскими перевозками, то стоимость 5% внешнеторговых грузов, перевезенных китайскими морскими компаниями по СМП в 2030 г., может составить около $500 млрд.

Тесное российско-китайское взаимодействие в освоении СМП и растущие объемы торговли КНР с европейскими странами могут кардинально изменить структуру и маршруты морских евро-азиатских перевозок. Большой интерес к совместному с Россией освоению углеводородных ресурсов в арктических районах РФ проявляют крупнейшая в КНР нефтегазовая корпорация КННК и компания PetroChina, занимающая 3-е место среди топ-50 крупнейших мировых нефтегазовых компаний (в 2015 г. стоимость активов PetroChina составляла 2,3 трлн юаней ($380 млрд)10.

Сегодня Россия и Китай обладают уникальным потенциалом для развития двустороннего сотрудничества в области освоения и Арктического региона, а отношения стратегического партнерства между двумя странами создают прочную основу для взаимодействия в Арктике. В настоящее время осуществляется ряд российско-китайских научно-исследовательских проектов по изучению Арктического региона. В частности, с 2012 г. проводится ежегодная российско-китайская конференция по сотрудничеству в Арктике; в 2014 г. Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) совместно с Шанхайским университетом транспорта основали Институт окраинных морей и арктических исследований; на базе ДВФУ с 2015 г. при участии китайских специалистов проводится «Ледовая школа».

С 2016 г. ДВФУ, Санкт-Петербургский государственный университет, Шанхайский океанический и Шанхайский транспортный университеты издают совместный журнал по проблемам освоения Арктики, идет подготовка первой совместной российско-китайской экспедиции по Северному Ледовитому океану11. Подключение китайских научных центров и крупнейших государственных корпораций КНР к изучению, модернизации и совместному освоению СМП для транспортировки углеводородов в Китай, страны Европы и ЮВА будет способствовать повышению пропускной способности российского Северного широтного хода.

1. Скорлыгина Н., Скоробогатько Д., Дзагуто В. Северный морской трест. Государство создает еще один институт развития.

2. Конвенция ООН по морскому праву, подписанная в 1982 г. всеми околополярными государствами (но не ратифицированная в США), никак не препятствует международному судоходству в акватории Северного Ледовитого океана.

3. Zhong Nan (China Daily). Arctic trade route opens.

4. Northeast Asian countries eye Arctic seaway.

5. Zhao Lei (China Daily). China to release its first guidebook on Arctic shipping shortcut.

6. Китайское торговое судно «Тяньцзянь» успешно прибыло в Европу по Северному морскому пути.

7. China bank loans $400m for LNG carrier project.

8. China, Russia to cooperate on marine high tech to serve Belt and Road Initiative.

9. Hu Weijia. Northern Sea Route offers opportunity for stronger Sino-Russian relationship.

10. China’s energy giant willing to cooperate in Arctic resources extraction.

11. Вороненко А., Бай Цзяюй. Перспективы развития российско-китайского сотрудничества в Арктике.

Морские вести России №5 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ