Как я добилась плавательной практики

Инфраструктура / Образование
Как я добилась плавательной практики

Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела связать свою жизнь с морским флотом, на это повлияло не только чтение книг и рассказы знакомых людей, но и факт того, что это очень тяжелый труд. С детства тренируюсь в окружении мальчиков в секции рукопашного боя и прекрасно понимаю, что физических сил у меня не меньше, а моральных, может быть, даже больше, чем у них. Выбирая «мужскую профессию», была уверена, что справлюсь со всеми трудностями. Чем больше трудностей, тем сложнее и интереснее жизнь. Но трудно – не значит непреодолимо.

Светлана Фильченко, студентка 4-го курса факультета судовождения ВГУВТ

Трудности женского пола

К сожалению, в настоящее время вопрос с трудоустройством женского пола на практику на судах достаточно сложен. Не все компании готовы брать матросами или кадетами девушек на свои суда, так как они считают, что с этой работой они могут не справиться, а скорее, просто не доверяют женскому полу. Зачастую компании, которые один раз столкнулись с сомнительным выполнением обязанностей лицами женского пола, впоследствии считают, что и другие девушки могут себя показывать также некомпетентно. Но я уверена, что это единичные случаи и что на флоте встречаются такие же некомпетентные лица мужского пола. Считаю, что это абсолютно не правильный подход, так как многие женщины, желающие работать на флоте, готовы к любым трудностям и выполнению тяжелой физической работы. К тому же в настоящее время мы бываем физически и морально более сильными, чем мужчины.

Вопрос с трудоустройством на практику в этом году был для меня весьма трудным. В прошлом году мне удалось попасть на парусное учебное судно «Херсонес», это была ознакомительная практика, которая дала мне понять, что я ошиблась в выборе профессии. Но в этом году я сразу поняла, что надеяться нужно только на себя в поисках практики, что помочь с этим вопросом, к сожалению, никто не сможет. Я поехала в Санкт-Петербург и посетила различные крюинги и компании. Иностранные компании ссылались на то, что их судовладельцы против лиц женского пола из России в должности кадета, а многие русские компании – что трудоустройство женского пола на должность матроса запрещено по Постановлению Правительства РФ от 25 февраля 2000 года. Естественно, заинтересовалась этим постановлением и решила написать письмо в Правительство РФ с тем, чтобы были введены некоторые корректировки, касающиеся работы женщин на флоте в рядовых должностях, так как считаю, что необходимо пройти все ступени развития, от матроса до судоводителя.

Мне пришло ответное письмо из Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ, в котором говорилось, что судовладелец имеет право принимать на работу лиц женского пола при условии создания безопасных условий труда, и поэтому этот перечень не устанавливает абсолютного запрета применения труда женщин в рядовых должностях. То есть многие компании просто не хотят связываться с лицами женского пола, поэтому ссылаются на постановления.

Я уже теряла надежду устроиться хоть куда-нибудь на практику, все мои визиты и звонки в различные компании были напрасны. Но вот в нижегородском крюинге «Моряк и мир» мне не отказали, а, наоборот, обещали помочь с трудоустройством. Там поверили в меня и в мои силы и убедили судовладельца взять меня на работу вахтенным матросом, за что очень благодарна.

Практика на «Нефтерудовозе-2»

Представители крюинга пригласили меня лично побеседовать с ними, и буквально на следующий день рано утром я уже ехала в поезде в Азов, где меня ждало судно. Все было настолько неожиданно для меня после стольких отказов, что радости не было предела.

Итак, судно, на котором мне предстояло пройти практику, называлось «Нефтерудовоз-2», класса река-море плавания, которое выполняло каботажные перевозки на Черном и Азовском морях, но вскоре из-за отсутствия соответствующего фрахта судовладелец вынужден был нас передислоцировать на север, чтобы работать на Беломорско-Балтийском канале, в Белом и Баренцевом морях.

В первый день меня встретили доброжелательно, а впоследствии, узнавая с каждым днем все больше и больше как специалиста, четко выполняющего указания и готового обучаться, стали относиться ко мне очень хорошо и уважительно. Считаю, что пол в этом случае не имеет абсолютно никакого значения, главное, чтобы человек добросовестно и правильно исполнял обязанности.

Это была очень насыщенная практика, так как мне удалось поработать в морях на юге, на севере и пройти нашу страну по внутренним водным путям, увидеть много интересного и узнать много нового и необходимого для освоения специальности «судовождение». По пути следования мы брали груз в одних портах, а затем выгружали в других, которые располагались на нашем маршруте.

Моя практика продолжалась около пяти месяцев. В это время я работала как матрос и как стажер вахтенного помощника. Как матрос научилась работать с якорным устройством, отдавать и выбирать якорь, швартоваться к причалу и швартоваться в шлюзах, забрасывая швартов на рымы, выполнять все работы, связанные с покрасочными работами и замывками, а также убирать не только палубу, но и внутренние помещения надстройки. Особенно мне нравилось работать лопатой во время погрузки, когда она осуществлялась ленточным транспортером, который был установлен на одном месте, и под него необходимо было постоянно пододвигать судно, используя швартовые.

Мне полюбились вахты в Беломорско-Балтийском канале, все они (с подвахтами) проходили на палубе на швартовых, так как все 19 шлюзов идут друг за другом на незначительном расстоянии, из них 13 – двухкамерные, а остальные 6 – однокамерные. Беломорско-Балтийский канал представляет собой целый историко-культурный комплекс с завораживающими пейзажами. Кроме того, это один из наиболее сложных участков для судовождения, поэтому стоять на руле между шлюзами было очень интересно и полезно, так как судоходство на этом канале имеет свои особенности, и главное из них – это сочетание озерных и речных особенностей плавания, которые связаны с изменением метеорологических и судоходных условий. Шлюзы Беломорско-Балтийского канала имеют наименьшие габариты на всей единой глубоководной системе, их ширина составляет 14,3 метра, тогда как ширина нашего судна 13,46. Поэтому весь судоводительский состав был очень компетентен в вопросах судовождения, и в частности прохождения этого канала без лоцмана. Я считаю, что это мастерство – завести судно в столь небольшую камеру без ударов, четко, ровно и удобно для нас, матросов, при забрасывании швартовых на рымы в шлюзе.

Я стояла вахты на реке с 00:00 до 04:00 и с 12:00 до 16:00, также были подвахты – два часа до вахты и, соответственно, после. В море вахты были с 08:00 до 12:00 и с 20:00 до 24:00.

Мои шторма

Морские переходы по Белому и Баренцеву морям от Беломорска до Нарьян-Мара проходили в различных метеорологических условиях. Зачастую мы попадали в сильные шторма. Однажды, когда шли из Нарьян-Мара в Беломорск в балласте, на границе между Баренцевым и Белым морями погодные условия резко изменились, ветер достигал 35 м/с, волны доходили до 7 метров. В это время была вахта капитана, и я стояла на руле. Судно перестало слушаться руля, и, казалось, стихия полностью овладела им, оно не хотело выходить на нужный нам курс. Более того, судно самостоятельно разворачивалось в противоположную сторону, при этом угол крена достигал 30 градусов. Все летало, было жутко смотреть на увеличение показаний кренометра. На мостике в это время был весь судоводительский состав, и со стихией все же удалось справиться, а спустя некоторое время волнение стало попутным.

Также запомнился случай, связанный с таким неблагоприятным погодным условием, как туман. Мы шли по Белому морю, видимость была нулевая, не было видно даже носа нашего судна. И во время ужина повар увидела через иллюминатор людей на лодке, которые кричали и просили о помощи. Оказалось, что они вышли проверить поставленные сети, но потерялись в тумане и уже 17 часов не могли обнаружить берег. Мы пришвартовали их лодку к борту, подняли на борт судна и подвели к берегу, насколько позволили глубины. Все закончилось для них благополучно, а мы получили искренние благодарности.

Запомнилось и прохождение реки Печоры с лоцманом при подходе к Нарьян-Мару. На этой реке без лоцмана проводка запрещена, и в реку входят от приемного буя только в полную воду. Необходимо было, стоя на руле, четко выполнять указания лоцмана, так как река на отдельных участках мелководная, и прохождение по ней напряженное. Зато ощущаешь особую ответственность за удержание правильного четкого курса.

Я первый раз была в заполярном городе – Нарьян-Маре (Ненецкий автономный округ), до этого только о нем слышала. Интересно было познакомиться с городом, его достопримечательностями, посмотреть, как живут люди в столь отдаленных местах. Город оказался маленьким, спокойным, и я получила массу положительных впечатлений.

Наставники, которым буду благодарна всегда

На борту т/х «Нефтерудовоз-2» у нас были учебные тревоги как по оставлению судна, так и по борьбе за живучесть и пожаром. Мы на время одевали гидротермокостюмы, экипировку пожарного и действовали согласно своим обязанностям, указанным в каютных карточках.

Я научилась считать человеко-дни для того, чтобы правильно определять сумму, которую можно было потратить на коллективное питание. Помогала коку ездить за продуктами, это было утомительно, но в дружеской обстановке справлялись со всеми проблемами, связанными с покупкой продовольствия.

Вообще встретила хороших людей – компетентных специалистов, которые много чему меня научили.

К сожалению, за время моего контракта члены экипажа менялись достаточно часто, сменилось три капитана и несколько вахтенных помощников, а также рядовой состав… Но с другой стороны, это дало мне возможность понять и увидеть, что все люди разные, с разными требованиями, с индивидуальными подходами к подчиненным. Кто-то более строгий, кто-то добродушный, а кто-то просто своеобразный человек, к которому самой необходимо найти подход. Мне очень повезло с экипажем, поскольку он стал для меня настоящей семьей, и было крайне грустно прощаться после завершения контракта. Хочется выразить особую благодарность старшему механику т/х «Нефтерудовоз-2» Михаилу Евгеньевичу Пономаренко за то, что с первых дней и до конца практики помогал мне справиться с трудностями и всячески поддерживал.

За время практики научилась выполнять не только обязанности матроса, но и третьего штурмана. Меня обучал второй помощник капитана Сергей Андреевич Ляшенко, он научил делать passage plan, корректуру карт и пособий, считать остойчивость судна в грузу и
балласте, считать druft survey и вести все возможные журналы, которые требуется заполнять на борту. Мы также работали с оборудованием ГМССБ. Это был хороший опыт будущего штурмана, тем более некоторые аспекты штурманской работы мы проходили в университете.

Когда наш маршрут следования немного изменился и была вынужденная необходимость длительного перехода по реке, старший помощник капитана Владимир Иванович Петров научил меня азам судовождения на ВВП, я была рулевым и проходила под его руководством различные участки рек, в том числе затруднительные для судоходства. Объявлялась по УКВ, расходилась с судами, заходила в шлюза на руле, после чего шла на швартовые.

Пройдя длительный путь и добравшись до Онежского озера, а затем и до Беломорско-Балтийского канала, я получила вахтенного начальника в лице капитана Олега Владимировича Сидоркина, который рассказывал и объяснял мне особенности прохождения таких узких каналов, как ББК.

Рядовой состав был дружным, веселым. Замечательные ребята– отличный экипаж. Я им всем очень благодарна.

Морской флот №5 (2018)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Выборгский судостроительный завод провел День поставщика

Выборгский судостроительный завод провел День поставщика Выборгский судостроительный завод (ВСЗ, входит в ОСК) совместно с департаментом развития пос...

Электромеханики, радиоинженеры, IT-специалисты: ярмарка вакансий в МГУ им Невельского выявила отраслевые тренды в Приморье

Электромеханики, радиоинженеры, IT-специалисты: ярмарка вакансий в МГУ им Невельского выявила отраслевые тренды в Приморье В Морском университете имени адмирала Г.И. Невельского 21 февраля впервые прошла масштабная Ярмарка ...

Российская экономика

Корейская Sangsangin Ship Machinery поставит ССК «Звезда» крупногабаритное оборудование за 1 млрд рублей

Корейская Sangsangin Ship Machinery поставит ССК «Звезда» крупногабаритное оборудование за 1 млрд рублей ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» (ССК, создается на базе Дальневосточного завода «Звезда»...

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции Ранее сообщалось, что производство красной икры в России по итогам 2018 года выросло в 1,7 раза.

Транспортная политика

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, предусматривающий исключение изъятых или конф...

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Морские порты

Морской порт Санкт-Петербург обновил крановое оборудование

Морской порт Санкт-Петербург обновил крановое оборудование В рамках программы технического перевооружения АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит...

Мурманскому филиалу передано гидротехническое сооружение в морском порту Мурманск

Мурманскому филиалу передано гидротехническое сооружение в морском порту Мурманск Гидротехническое сооружение предназначено для отстоя расчетных судов длиной 166 метров, шириной 23 м...




Морской транспорт

ЦС «Звездочка» оснастил гребными винтами газовозы типа «Ямал»

ЦС «Звездочка» оснастил гребными винтами газовозы типа «Ямал» Центр судоремонта «Звёздочка» (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) завершил и...

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни Проблема вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых являет...

Речной транспорт

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков говорит об актуальных проблемах речного трансп...

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки В интервью газете «Морские вести России» глава Росморречфлота говорит об актуальных проблемах речног...

Ж/Д транспорт

ГТЛК может учредить АНО для мониторинга выполнения плана по магистральной инфраструктуре

ГТЛК может учредить АНО для мониторинга выполнения   плана по магистральной инфраструктуре Государственная   транспортная лизинговая компания (ГТЛК) может стать   ...

Первый пассажирский поезд проедет по Крымскому мосту 8 декабря

Первый пассажирский поезд проедет по Крымскому мосту  8 декабря Первый пассажирский   состав проследует по Крымскому мосту 8 декабря, продажа   ...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...