Как я добилась плавательной практики

Инфраструктура / Образование
Как я добилась плавательной практики

Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела связать свою жизнь с морским флотом, на это повлияло не только чтение книг и рассказы знакомых людей, но и факт того, что это очень тяжелый труд. С детства тренируюсь в окружении мальчиков в секции рукопашного боя и прекрасно понимаю, что физических сил у меня не меньше, а моральных, может быть, даже больше, чем у них. Выбирая «мужскую профессию», была уверена, что справлюсь со всеми трудностями. Чем больше трудностей, тем сложнее и интереснее жизнь. Но трудно – не значит непреодолимо.

Светлана Фильченко, студентка 4-го курса факультета судовождения ВГУВТ

Трудности женского пола

К сожалению, в настоящее время вопрос с трудоустройством женского пола на практику на судах достаточно сложен. Не все компании готовы брать матросами или кадетами девушек на свои суда, так как они считают, что с этой работой они могут не справиться, а скорее, просто не доверяют женскому полу. Зачастую компании, которые один раз столкнулись с сомнительным выполнением обязанностей лицами женского пола, впоследствии считают, что и другие девушки могут себя показывать также некомпетентно. Но я уверена, что это единичные случаи и что на флоте встречаются такие же некомпетентные лица мужского пола. Считаю, что это абсолютно не правильный подход, так как многие женщины, желающие работать на флоте, готовы к любым трудностям и выполнению тяжелой физической работы. К тому же в настоящее время мы бываем физически и морально более сильными, чем мужчины.

Вопрос с трудоустройством на практику в этом году был для меня весьма трудным. В прошлом году мне удалось попасть на парусное учебное судно «Херсонес», это была ознакомительная практика, которая дала мне понять, что я ошиблась в выборе профессии. Но в этом году я сразу поняла, что надеяться нужно только на себя в поисках практики, что помочь с этим вопросом, к сожалению, никто не сможет. Я поехала в Санкт-Петербург и посетила различные крюинги и компании. Иностранные компании ссылались на то, что их судовладельцы против лиц женского пола из России в должности кадета, а многие русские компании – что трудоустройство женского пола на должность матроса запрещено по Постановлению Правительства РФ от 25 февраля 2000 года. Естественно, заинтересовалась этим постановлением и решила написать письмо в Правительство РФ с тем, чтобы были введены некоторые корректировки, касающиеся работы женщин на флоте в рядовых должностях, так как считаю, что необходимо пройти все ступени развития, от матроса до судоводителя.

Мне пришло ответное письмо из Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ, в котором говорилось, что судовладелец имеет право принимать на работу лиц женского пола при условии создания безопасных условий труда, и поэтому этот перечень не устанавливает абсолютного запрета применения труда женщин в рядовых должностях. То есть многие компании просто не хотят связываться с лицами женского пола, поэтому ссылаются на постановления.

Я уже теряла надежду устроиться хоть куда-нибудь на практику, все мои визиты и звонки в различные компании были напрасны. Но вот в нижегородском крюинге «Моряк и мир» мне не отказали, а, наоборот, обещали помочь с трудоустройством. Там поверили в меня и в мои силы и убедили судовладельца взять меня на работу вахтенным матросом, за что очень благодарна.

Практика на «Нефтерудовозе-2»

Представители крюинга пригласили меня лично побеседовать с ними, и буквально на следующий день рано утром я уже ехала в поезде в Азов, где меня ждало судно. Все было настолько неожиданно для меня после стольких отказов, что радости не было предела.

Итак, судно, на котором мне предстояло пройти практику, называлось «Нефтерудовоз-2», класса река-море плавания, которое выполняло каботажные перевозки на Черном и Азовском морях, но вскоре из-за отсутствия соответствующего фрахта судовладелец вынужден был нас передислоцировать на север, чтобы работать на Беломорско-Балтийском канале, в Белом и Баренцевом морях.

В первый день меня встретили доброжелательно, а впоследствии, узнавая с каждым днем все больше и больше как специалиста, четко выполняющего указания и готового обучаться, стали относиться ко мне очень хорошо и уважительно. Считаю, что пол в этом случае не имеет абсолютно никакого значения, главное, чтобы человек добросовестно и правильно исполнял обязанности.

Это была очень насыщенная практика, так как мне удалось поработать в морях на юге, на севере и пройти нашу страну по внутренним водным путям, увидеть много интересного и узнать много нового и необходимого для освоения специальности «судовождение». По пути следования мы брали груз в одних портах, а затем выгружали в других, которые располагались на нашем маршруте.

Моя практика продолжалась около пяти месяцев. В это время я работала как матрос и как стажер вахтенного помощника. Как матрос научилась работать с якорным устройством, отдавать и выбирать якорь, швартоваться к причалу и швартоваться в шлюзах, забрасывая швартов на рымы, выполнять все работы, связанные с покрасочными работами и замывками, а также убирать не только палубу, но и внутренние помещения надстройки. Особенно мне нравилось работать лопатой во время погрузки, когда она осуществлялась ленточным транспортером, который был установлен на одном месте, и под него необходимо было постоянно пододвигать судно, используя швартовые.

Мне полюбились вахты в Беломорско-Балтийском канале, все они (с подвахтами) проходили на палубе на швартовых, так как все 19 шлюзов идут друг за другом на незначительном расстоянии, из них 13 – двухкамерные, а остальные 6 – однокамерные. Беломорско-Балтийский канал представляет собой целый историко-культурный комплекс с завораживающими пейзажами. Кроме того, это один из наиболее сложных участков для судовождения, поэтому стоять на руле между шлюзами было очень интересно и полезно, так как судоходство на этом канале имеет свои особенности, и главное из них – это сочетание озерных и речных особенностей плавания, которые связаны с изменением метеорологических и судоходных условий. Шлюзы Беломорско-Балтийского канала имеют наименьшие габариты на всей единой глубоководной системе, их ширина составляет 14,3 метра, тогда как ширина нашего судна 13,46. Поэтому весь судоводительский состав был очень компетентен в вопросах судовождения, и в частности прохождения этого канала без лоцмана. Я считаю, что это мастерство – завести судно в столь небольшую камеру без ударов, четко, ровно и удобно для нас, матросов, при забрасывании швартовых на рымы в шлюзе.

Я стояла вахты на реке с 00:00 до 04:00 и с 12:00 до 16:00, также были подвахты – два часа до вахты и, соответственно, после. В море вахты были с 08:00 до 12:00 и с 20:00 до 24:00.

Мои шторма

Морские переходы по Белому и Баренцеву морям от Беломорска до Нарьян-Мара проходили в различных метеорологических условиях. Зачастую мы попадали в сильные шторма. Однажды, когда шли из Нарьян-Мара в Беломорск в балласте, на границе между Баренцевым и Белым морями погодные условия резко изменились, ветер достигал 35 м/с, волны доходили до 7 метров. В это время была вахта капитана, и я стояла на руле. Судно перестало слушаться руля, и, казалось, стихия полностью овладела им, оно не хотело выходить на нужный нам курс. Более того, судно самостоятельно разворачивалось в противоположную сторону, при этом угол крена достигал 30 градусов. Все летало, было жутко смотреть на увеличение показаний кренометра. На мостике в это время был весь судоводительский состав, и со стихией все же удалось справиться, а спустя некоторое время волнение стало попутным.

Также запомнился случай, связанный с таким неблагоприятным погодным условием, как туман. Мы шли по Белому морю, видимость была нулевая, не было видно даже носа нашего судна. И во время ужина повар увидела через иллюминатор людей на лодке, которые кричали и просили о помощи. Оказалось, что они вышли проверить поставленные сети, но потерялись в тумане и уже 17 часов не могли обнаружить берег. Мы пришвартовали их лодку к борту, подняли на борт судна и подвели к берегу, насколько позволили глубины. Все закончилось для них благополучно, а мы получили искренние благодарности.

Запомнилось и прохождение реки Печоры с лоцманом при подходе к Нарьян-Мару. На этой реке без лоцмана проводка запрещена, и в реку входят от приемного буя только в полную воду. Необходимо было, стоя на руле, четко выполнять указания лоцмана, так как река на отдельных участках мелководная, и прохождение по ней напряженное. Зато ощущаешь особую ответственность за удержание правильного четкого курса.

Я первый раз была в заполярном городе – Нарьян-Маре (Ненецкий автономный округ), до этого только о нем слышала. Интересно было познакомиться с городом, его достопримечательностями, посмотреть, как живут люди в столь отдаленных местах. Город оказался маленьким, спокойным, и я получила массу положительных впечатлений.

Наставники, которым буду благодарна всегда

На борту т/х «Нефтерудовоз-2» у нас были учебные тревоги как по оставлению судна, так и по борьбе за живучесть и пожаром. Мы на время одевали гидротермокостюмы, экипировку пожарного и действовали согласно своим обязанностям, указанным в каютных карточках.

Я научилась считать человеко-дни для того, чтобы правильно определять сумму, которую можно было потратить на коллективное питание. Помогала коку ездить за продуктами, это было утомительно, но в дружеской обстановке справлялись со всеми проблемами, связанными с покупкой продовольствия.

Вообще встретила хороших людей – компетентных специалистов, которые много чему меня научили.

К сожалению, за время моего контракта члены экипажа менялись достаточно часто, сменилось три капитана и несколько вахтенных помощников, а также рядовой состав… Но с другой стороны, это дало мне возможность понять и увидеть, что все люди разные, с разными требованиями, с индивидуальными подходами к подчиненным. Кто-то более строгий, кто-то добродушный, а кто-то просто своеобразный человек, к которому самой необходимо найти подход. Мне очень повезло с экипажем, поскольку он стал для меня настоящей семьей, и было крайне грустно прощаться после завершения контракта. Хочется выразить особую благодарность старшему механику т/х «Нефтерудовоз-2» Михаилу Евгеньевичу Пономаренко за то, что с первых дней и до конца практики помогал мне справиться с трудностями и всячески поддерживал.

За время практики научилась выполнять не только обязанности матроса, но и третьего штурмана. Меня обучал второй помощник капитана Сергей Андреевич Ляшенко, он научил делать passage plan, корректуру карт и пособий, считать остойчивость судна в грузу и
балласте, считать druft survey и вести все возможные журналы, которые требуется заполнять на борту. Мы также работали с оборудованием ГМССБ. Это был хороший опыт будущего штурмана, тем более некоторые аспекты штурманской работы мы проходили в университете.

Когда наш маршрут следования немного изменился и была вынужденная необходимость длительного перехода по реке, старший помощник капитана Владимир Иванович Петров научил меня азам судовождения на ВВП, я была рулевым и проходила под его руководством различные участки рек, в том числе затруднительные для судоходства. Объявлялась по УКВ, расходилась с судами, заходила в шлюза на руле, после чего шла на швартовые.

Пройдя длительный путь и добравшись до Онежского озера, а затем и до Беломорско-Балтийского канала, я получила вахтенного начальника в лице капитана Олега Владимировича Сидоркина, который рассказывал и объяснял мне особенности прохождения таких узких каналов, как ББК.

Рядовой состав был дружным, веселым. Замечательные ребята– отличный экипаж. Я им всем очень благодарна.

Морской флот №5 (2018)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Дно Ленского бассейна начнут снимать в 3D с нового судна

Дно Ленского бассейна начнут снимать в 3D с нового судна Углубление по науке

8 тонн стоков на химзаводе в Башкирии вытекли из-за неисправного резервуара

8 тонн стоков на химзаводе в Башкирии вытекли из-за неисправного резервуара Вред природным объектам оценили в 44 млн рублей

Российская экономика

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн Для этого нужно развить ж/д

Доля участия правительства в «Совкомфлоте» и «Зарубежнефти» может сократиться

Доля участия правительства в «Совкомфлоте» и «Зарубежнефти» может сократиться В «Аэрофлоте» и РЖД - нет. По крайней мере, в ближайшие три года

Транспортная политика

Государство может взять страховку арктических перевозок на себя

Государство может взять страховку арктических перевозок на себя Возможный срок оплаты рисков – 10 лет

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается Новые правила Минпромторга не дали нужного эффекта

Морские порты

Севастопольский морской порт может остаться городским

Севастопольский морской порт может остаться городским Если будет достаточно прибылен

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году




Морской транспорт

Промысловое судно терпит бедствие под Мурманском

Промысловое судно терпит бедствие под Мурманском На винт намоталась сеть

Российскому ледоколу, подавшему сигнал SOS, не угрожает опасность

Российскому ледоколу, подавшему сигнал SOS, не угрожает опасность Но судно сменит пункт назначения из-за ледовой обстановки

Речной транспорт

Модернизированный танкер назвали в честь ленского капитана

Модернизированный танкер назвали в честь ленского капитана Капитан М. Ф. Спиридонов работал на флоте около 60 лет

Коломенские корабелы впервые построили судно с «нуля»

Коломенские корабелы впервые построили судно с «нуля» Мощность – 1500 лошадиных сил

Ж/Д транспорт

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей Срок - три года

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области В том числе цистерны

Авто транспорт

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти Стоимость проекта - 121 млрд рублей

18,5 млрд рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса

18,5 млрд  рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса Работы продлятся три года

Аналитика

Транспортная политика

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Морские порты

Перспективы роста порта Шахтерск

Перспективы роста порта Шахтерск Морской порт Шахтерск является одним из самых динамично развивающихся портов Сахалинской области. За...

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...