Международные спасательные учения на Каспии - Морские вести России

Международные спасательные учения на Каспии

27.11.2018

Безопасность мореплавания

Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на наличие современной техники, технических средств, которыми оснащаются суда и нефтяные платформы. Каспийское море в этом смысле – не исключение. Спасательным службам, следовательно, необходимо быть готовыми к любым испытаниям и неожиданностям.

В августе 2018 года в Астрахани прошли международные комплексные учения по ликвидации последствий морских аварий и разлива нефти регионального значения «Каспий-2018», результаты дают понимание перспектив развития аварийно-спасательного дела.

Магомед Абдулатипов, руководитель ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Учения «Каспий-2018» состоялись 8 августа в северной части Каспийского моря. Целью этого мероприятия стала отработка действий при ликвидации последствий морских аварий и разлива нефти регионального значения. Организатором учений являлось Федеральное агентство морского и речного транспорта. Координацию и организацию действий сил участников учений осуществлял Морской спасательный координационный центр (МСКЦ) ФГБУ «АМП Каспийского моря».

Замысел учений

От прикаспийских государств участвовали органы управления и силы республик Казахстан, Азербайджан, Туркменистан. В учениях было задействовано около 30 судов и кораблей гражданского и военно-морского флота, ФСБ России и 3 вертолета. Подтвердили участие в учениях 37 организаций России и стран-участниц.

В районе учений на штабном судне т/х «Енисей» находились 22 представителя от Российской Федерации и прикаспийских государств в качестве наблюдателей (экспертов) за ходом учений.

Непосредственно отработку эпизодов учений проводили: от Российской Федерации – мвс «Стольный град Ярославль», сб «ПТР-50 Антарес» (Каспийский филиал ФГБУ «Морспасслужба»; лоцманское судно «Енисей» (Астраханский филиал ФГУП «Росморпорт»); т/х «ВФ Танкер 14» (ООО «ВФ Танкер»); ПЖК-638, РВК-946 (СПАСР Каспийской флотилии); ПСК-583, ПСК-550, ПСК-238 (ПУ ФСБ России); 3 вертолета Ми-8 (от Росавиации, МЧС и МО России); от Республики Казахстан – т/х «Есиль» АО «НМСК Казмортрансфлот». Кроме этого, участвующими в учениях прикаспийскими государствами в целях отработки вопросов взаимодействия были приведены в готовность к наращиванию сил 4 транспортных судна в местах их постоянной дислокации.

По замыслу учений, в результате столкновения танкера с сухогрузным судном последнее получило пробоину, экипаж покинул его на спасательных плотах. МСКЦ получил донесение от капитана танкера о столкновении. Была объявлена аварийная стадия «Бедствие».

Учения проводились в 2 этапа: 1-й этап – поиск и спасание людей, терпящих бедствие в море, оказание помощи аварийному судну; 2-й этап – ликвидация разлива нефтепродуктов с аварийного судна.

Ход учений

Ранним утром, в 4.30, в акватории Северного Каспия, недалеко от входа в Волго-Каспийский морской судоходный канал (ВКМСК), МСКЦ получил сигнал бедствия. По легенде, из-за столкновения сухогрузное судно получило пробоину в машинном отделении и грузовом трюме ниже ватерлинии и стало тонуть с креном на левый борт. Экипаж приступил к эвакуации на спасательные плоты.

Астраханский спасательный центр направил аварийную радиограмму в адрес судов: «Следовать для оказания помощи людям, терпящим бедствие». Первыми откликнулись суда и корабли Каспийской флотилии, Пограничного управления ФСБ России и судно под флагом Республики Казахстан. С Приволжского аэродрома прибыл вертолет-разведчик.

Российские морские пограничники первыми прибыли в район, где находилось «терпящее бедствие судно», на скоростных катерах типа «Мангуст». Далее, по замыслу учений, ситуация осложнилась.

В машинном отделении полузатопленного танкера возник пожар. Весь экипаж срочно пересадили на плоты. Морские пограничники на своих катерах приступили к оказанию помощи людям, находящимся на плотах. Военные моряки начали борьбу с возгоранием на танкере.

Вертолет Ми-8 из аэропорта Астрахань поднял с воды человека – члена экипажа танкера, который каким-то образом не попал в спасательный плот.

После ликвидации возгорания на танкере водолазная группа спасателей приступила к заводке пластыря на пробоину в его корпусе. Работа под водой велась на глубине 7-8 метров. При слабой видимости пробоину удалось закрыть, что позволило приступить к откачке воды из поврежденного отсека.

Итоги учений

По результатам международных комплексных учений было определено:

- план проведения выполнен полностью, поставленные цели и задачи учений решены с хорошими показателями. Результаты подготовки и проведения учений получили высокую оценку наблюдателей из республик Азербайджан, Туркменистан и Казахстан;

- отработаны совместные действия участников учений в соответствии с Планом взаимодействия спасательных служб, подразделений, сил и средств при оказании помощи людям, морским и воздушным судам, терпящим бедствие на Каспийском море;

- отработана организация взаимодействия со спасательными службами республик Азербайджан, Туркменистан и Казахстан;

- руководители аварийно-спаса-тельных формирований практически отработали умения в управлении подчиненными силами и средствами при ликвидации последствий морских аварий;

- проверены и оценены возможности сил и средств ликвидации последствий морских аварий;

- практически отработаны оперативной службой, капитанами (командирами) морских судов вопросы при проведении поиска и спасания людей на море в соответствии с положениями Руководства МАМПС;

- структура, содержание и реальность плана действий при спасании людей с судна, терпящего бедствие на море, разработаны в соответствии с нормативными документами и применимы на практике;

- система оповещения взаимодействующих организаций при возникновении морских аварий, приведении в готовность сил и средств поиска и спасания людей на море в целом отлажена, работает надежно.

Вместе с тем, ход и результаты проведения учений вскрыли ряд проблем и недостатков, разрешение которых повысит эффективность проведения аварийных и спасательных работ на Каспийском море.

Единственный центр спасения на Каспии

Основными задачами МСКЦ Астрахань ФГБУ «АМП Каспийского моря» в закрепленном за ним поисково-спасательном районе являются организация и координация действий спасательных служб министерств и ведомств Российской Федерации и соответствующих служб иностранных государств при поиске и спасании людей, морских и воздушных судов, терпящих бедствие на море в зоне ответственности РФ.

Астраханский спасательно-координационный центр (СКЦ) был создан 22 ноября 1994 года при Северо-Каспийском морском пароходстве в соответствии с приказом Минтранса России от 18.08.94 г. №70. В 1996 году в связи с возложением на морские администрации портов (МАПы) функций по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море, созданные в морских бассейнах МСКЦ и морские спасательно-координационные подцентры (МСПЦ) были введены в структуры соответствующих МАПов.

В настоящее время МСКЦ является структурным подразделением ФГБУ «Администрация морских портов Каспийского моря». Кадровый состав астраханского центра представлен семью специалистами, включая начальника МСКЦ, старшего капитана-координатора и пятерых капитанов-координаторов.

Начальник МСКЦ Астрахань Завьялов Владимир Гаврилович работает с момента основания центра, с ноября 1994 года. Он вспоминает, что работа центра начиналась с одного телефонного аппарата, карандаша, ручки и журнала событий. А сегодня центр – это организация, оснащенная всеми необходимыми средствами связи и системами мониторинга. Центр имеет возможность не только «слышать», но и «видеть» все суда в акватории Каспийского моря.

Средства связи центра входят в единую систему Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), поэтому его специалисты могут связываться с любым судном, которому требуется помощь, в любое время суток. Основой успеха поисково-спасательной операции становится минимально короткое время, в которое она спланирована и осуществляется.

Являясь единственной организацией, обеспечивающей спасание в акватории Каспия, МСКЦ неоднократно проводил работы по поиску и спасанию людей далеко за пределами своей зоны ответственности. 

Табл. 1. Мероприятия, проведенные МСКЦ Астрахань за весь период работы с момента образования, с 22.11.1994 г. по 26.09.2018 г.

№ п/п

Наименование мероприятий

Всего

1

Поисково-спасательные операции

168

2

Поисково-спасательные операции

605

3

Проведено медицинских консультаций в море

768

4

Эвакуировано больных по медицинским показателям

645

5

Поиск судов по заявкам судовладельцев

72

6

Участие в оказании помощи судам

115

7

Проведено учений:
- бассейновых
- по связи
- международных


70
146
17

Необходимость международной кооперации служб спасения на Каспии

В период новой российской истории на Каспии произошло несколько трагедий, причинами которых стали различные факторы.

Табл. 2. Статистика гибели судов на Каспии

Дата

Название

Количество спасенных

Количество погибших

Принадлежностья

10.11.2001

т/х «Елена»

12

нет

ООО «Рекс», г. Санкт-Петербург, Россия

22.10.2002

т/х «Меркурий»

9

41

Каспийское морское пароходство, Республика Азербайджан

16.02.2004

т/х «Акуша»

6

6

ООО «Каспий OIL», г. Махачкала, порт приписки Махачкала, Республика Дагестан

10.11.2007

т/х «Камюст-1»

3

6

ООО ТСК «Еврошиппинг», г. Астрахань, порт приписки Астрахань

Безопасность мореплавания, поиск и спасание людей на море, защита и сохранение морской среды – это комплекс конкретных мероприятий, связанных с особенностями водной стихии.

В сентябре текущего года в казахстанском городе Актау президентами прикаспийских государств была подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. В этом документе прописаны все необходимые вопросы, связанные с обеспечением безопасности мореплавания, в том числе и вопросы охраны человеческой жизни на море.

МСКЦ ФГБУ «АМП Каспийского моря» уверенно выполняет возложенные на него обязанности благодаря тому, что соответствующие отечественные и иностранные службы по обеспечению безопасности мореплавания, судовладельцы, военные и морские организации с пониманием относятся к необходимости кооперации в этом важном вопросе.

Морские порты №7 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ