Международные спасательные учения на Каспии

Безопасность мореплавания
Международные спасательные учения на Каспии

Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на наличие современной техники, технических средств, которыми оснащаются суда и нефтяные платформы. Каспийское море в этом смысле – не исключение. Спасательным службам, следовательно, необходимо быть готовыми к любым испытаниям и неожиданностям.

В августе 2018 года в Астрахани прошли международные комплексные учения по ликвидации последствий морских аварий и разлива нефти регионального значения «Каспий-2018», результаты дают понимание перспектив развития аварийно-спасательного дела.

Магомед Абдулатипов, руководитель ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Учения «Каспий-2018» состоялись 8 августа в северной части Каспийского моря. Целью этого мероприятия стала отработка действий при ликвидации последствий морских аварий и разлива нефти регионального значения. Организатором учений являлось Федеральное агентство морского и речного транспорта. Координацию и организацию действий сил участников учений осуществлял Морской спасательный координационный центр (МСКЦ) ФГБУ «АМП Каспийского моря».

Замысел учений

От прикаспийских государств участвовали органы управления и силы республик Казахстан, Азербайджан, Туркменистан. В учениях было задействовано около 30 судов и кораблей гражданского и военно-морского флота, ФСБ России и 3 вертолета. Подтвердили участие в учениях 37 организаций России и стран-участниц.

В районе учений на штабном судне т/х «Енисей» находились 22 представителя от Российской Федерации и прикаспийских государств в качестве наблюдателей (экспертов) за ходом учений.

Непосредственно отработку эпизодов учений проводили: от Российской Федерации – мвс «Стольный град Ярославль», сб «ПТР-50 Антарес» (Каспийский филиал ФГБУ «Морспасслужба»; лоцманское судно «Енисей» (Астраханский филиал ФГУП «Росморпорт»); т/х «ВФ Танкер 14» (ООО «ВФ Танкер»); ПЖК-638, РВК-946 (СПАСР Каспийской флотилии); ПСК-583, ПСК-550, ПСК-238 (ПУ ФСБ России); 3 вертолета Ми-8 (от Росавиации, МЧС и МО России); от Республики Казахстан – т/х «Есиль» АО «НМСК Казмортрансфлот». Кроме этого, участвующими в учениях прикаспийскими государствами в целях отработки вопросов взаимодействия были приведены в готовность к наращиванию сил 4 транспортных судна в местах их постоянной дислокации.

По замыслу учений, в результате столкновения танкера с сухогрузным судном последнее получило пробоину, экипаж покинул его на спасательных плотах. МСКЦ получил донесение от капитана танкера о столкновении. Была объявлена аварийная стадия «Бедствие».

Учения проводились в 2 этапа: 1-й этап – поиск и спасание людей, терпящих бедствие в море, оказание помощи аварийному судну; 2-й этап – ликвидация разлива нефтепродуктов с аварийного судна.

Ход учений

Ранним утром, в 4.30, в акватории Северного Каспия, недалеко от входа в Волго-Каспийский морской судоходный канал (ВКМСК), МСКЦ получил сигнал бедствия. По легенде, из-за столкновения сухогрузное судно получило пробоину в машинном отделении и грузовом трюме ниже ватерлинии и стало тонуть с креном на левый борт. Экипаж приступил к эвакуации на спасательные плоты.

Астраханский спасательный центр направил аварийную радиограмму в адрес судов: «Следовать для оказания помощи людям, терпящим бедствие». Первыми откликнулись суда и корабли Каспийской флотилии, Пограничного управления ФСБ России и судно под флагом Республики Казахстан. С Приволжского аэродрома прибыл вертолет-разведчик.

Российские морские пограничники первыми прибыли в район, где находилось «терпящее бедствие судно», на скоростных катерах типа «Мангуст». Далее, по замыслу учений, ситуация осложнилась.

В машинном отделении полузатопленного танкера возник пожар. Весь экипаж срочно пересадили на плоты. Морские пограничники на своих катерах приступили к оказанию помощи людям, находящимся на плотах. Военные моряки начали борьбу с возгоранием на танкере.

Вертолет Ми-8 из аэропорта Астрахань поднял с воды человека – члена экипажа танкера, который каким-то образом не попал в спасательный плот.

После ликвидации возгорания на танкере водолазная группа спасателей приступила к заводке пластыря на пробоину в его корпусе. Работа под водой велась на глубине 7-8 метров. При слабой видимости пробоину удалось закрыть, что позволило приступить к откачке воды из поврежденного отсека.

Итоги учений

По результатам международных комплексных учений было определено:

- план проведения выполнен полностью, поставленные цели и задачи учений решены с хорошими показателями. Результаты подготовки и проведения учений получили высокую оценку наблюдателей из республик Азербайджан, Туркменистан и Казахстан;

- отработаны совместные действия участников учений в соответствии с Планом взаимодействия спасательных служб, подразделений, сил и средств при оказании помощи людям, морским и воздушным судам, терпящим бедствие на Каспийском море;

- отработана организация взаимодействия со спасательными службами республик Азербайджан, Туркменистан и Казахстан;

- руководители аварийно-спаса-тельных формирований практически отработали умения в управлении подчиненными силами и средствами при ликвидации последствий морских аварий;

- проверены и оценены возможности сил и средств ликвидации последствий морских аварий;

- практически отработаны оперативной службой, капитанами (командирами) морских судов вопросы при проведении поиска и спасания людей на море в соответствии с положениями Руководства МАМПС;

- структура, содержание и реальность плана действий при спасании людей с судна, терпящего бедствие на море, разработаны в соответствии с нормативными документами и применимы на практике;

- система оповещения взаимодействующих организаций при возникновении морских аварий, приведении в готовность сил и средств поиска и спасания людей на море в целом отлажена, работает надежно.

Вместе с тем, ход и результаты проведения учений вскрыли ряд проблем и недостатков, разрешение которых повысит эффективность проведения аварийных и спасательных работ на Каспийском море.

Единственный центр спасения на Каспии

Основными задачами МСКЦ Астрахань ФГБУ «АМП Каспийского моря» в закрепленном за ним поисково-спасательном районе являются организация и координация действий спасательных служб министерств и ведомств Российской Федерации и соответствующих служб иностранных государств при поиске и спасании людей, морских и воздушных судов, терпящих бедствие на море в зоне ответственности РФ.

Астраханский спасательно-координационный центр (СКЦ) был создан 22 ноября 1994 года при Северо-Каспийском морском пароходстве в соответствии с приказом Минтранса России от 18.08.94 г. №70. В 1996 году в связи с возложением на морские администрации портов (МАПы) функций по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море, созданные в морских бассейнах МСКЦ и морские спасательно-координационные подцентры (МСПЦ) были введены в структуры соответствующих МАПов.

В настоящее время МСКЦ является структурным подразделением ФГБУ «Администрация морских портов Каспийского моря». Кадровый состав астраханского центра представлен семью специалистами, включая начальника МСКЦ, старшего капитана-координатора и пятерых капитанов-координаторов.

Начальник МСКЦ Астрахань Завьялов Владимир Гаврилович работает с момента основания центра, с ноября 1994 года. Он вспоминает, что работа центра начиналась с одного телефонного аппарата, карандаша, ручки и журнала событий. А сегодня центр – это организация, оснащенная всеми необходимыми средствами связи и системами мониторинга. Центр имеет возможность не только «слышать», но и «видеть» все суда в акватории Каспийского моря.

Средства связи центра входят в единую систему Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), поэтому его специалисты могут связываться с любым судном, которому требуется помощь, в любое время суток. Основой успеха поисково-спасательной операции становится минимально короткое время, в которое она спланирована и осуществляется.

Являясь единственной организацией, обеспечивающей спасание в акватории Каспия, МСКЦ неоднократно проводил работы по поиску и спасанию людей далеко за пределами своей зоны ответственности. 

Табл. 1. Мероприятия, проведенные МСКЦ Астрахань за весь период работы с момента образования, с 22.11.1994 г. по 26.09.2018 г.

№ п/п

Наименование мероприятий

Всего

1

Поисково-спасательные операции

168

2

Поисково-спасательные операции

605

3

Проведено медицинских консультаций в море

768

4

Эвакуировано больных по медицинским показателям

645

5

Поиск судов по заявкам судовладельцев

72

6

Участие в оказании помощи судам

115

7

Проведено учений:
- бассейновых
- по связи
- международных


70
146
17

Необходимость международной кооперации служб спасения на Каспии

В период новой российской истории на Каспии произошло несколько трагедий, причинами которых стали различные факторы.

Табл. 2. Статистика гибели судов на Каспии

Дата

Название

Количество спасенных

Количество погибших

Принадлежностья

10.11.2001

т/х «Елена»

12

нет

ООО «Рекс», г. Санкт-Петербург, Россия

22.10.2002

т/х «Меркурий»

9

41

Каспийское морское пароходство, Республика Азербайджан

16.02.2004

т/х «Акуша»

6

6

ООО «Каспий OIL», г. Махачкала, порт приписки Махачкала, Республика Дагестан

10.11.2007

т/х «Камюст-1»

3

6

ООО ТСК «Еврошиппинг», г. Астрахань, порт приписки Астрахань

Безопасность мореплавания, поиск и спасание людей на море, защита и сохранение морской среды – это комплекс конкретных мероприятий, связанных с особенностями водной стихии.

В сентябре текущего года в казахстанском городе Актау президентами прикаспийских государств была подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. В этом документе прописаны все необходимые вопросы, связанные с обеспечением безопасности мореплавания, в том числе и вопросы охраны человеческой жизни на море.

МСКЦ ФГБУ «АМП Каспийского моря» уверенно выполняет возложенные на него обязанности благодаря тому, что соответствующие отечественные и иностранные службы по обеспечению безопасности мореплавания, судовладельцы, военные и морские организации с пониманием относятся к необходимости кооперации в этом важном вопросе.

Морские порты №7 (2018)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Много импортного оборудования ледокола «Виктор Черномырдин» пострадало при пожаре

Много импортного оборудования ледокола «Виктор   Черномырдин» пострадало при пожаре Значительная часть оборудования импортного производства, установленного на   строящемся ле...

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна Судоремонтный завод «Биби-Эйбат» ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» (ASCO)...

Российская экономика

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу Росрыболовство предлагает создать в России рыбную биржу, через которую компании смогут реализовывать...

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) поделился первыми результатами внедрения инструментов...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания В пятницу, 14 декабря, в Минтрансе РФ состоялось заседание Совета директоров Ассоциации морских торг...

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...




Морской транспорт

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года Об этом сообщил ответственный сдатчик ПЭБ Балтийского завода Александр Ковалев в ходе заседания Обще...

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге Рабочая группа в составе представителей Финляндии и Норвегии в январе обнародует   отчет с...

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...