Международные спасательные учения на Каспии

Безопасность мореплавания
Международные спасательные учения на Каспии

Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на наличие современной техники, технических средств, которыми оснащаются суда и нефтяные платформы. Каспийское море в этом смысле – не исключение. Спасательным службам, следовательно, необходимо быть готовыми к любым испытаниям и неожиданностям.

В августе 2018 года в Астрахани прошли международные комплексные учения по ликвидации последствий морских аварий и разлива нефти регионального значения «Каспий-2018», результаты дают понимание перспектив развития аварийно-спасательного дела.

Магомед Абдулатипов, руководитель ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Учения «Каспий-2018» состоялись 8 августа в северной части Каспийского моря. Целью этого мероприятия стала отработка действий при ликвидации последствий морских аварий и разлива нефти регионального значения. Организатором учений являлось Федеральное агентство морского и речного транспорта. Координацию и организацию действий сил участников учений осуществлял Морской спасательный координационный центр (МСКЦ) ФГБУ «АМП Каспийского моря».

Замысел учений

От прикаспийских государств участвовали органы управления и силы республик Казахстан, Азербайджан, Туркменистан. В учениях было задействовано около 30 судов и кораблей гражданского и военно-морского флота, ФСБ России и 3 вертолета. Подтвердили участие в учениях 37 организаций России и стран-участниц.

В районе учений на штабном судне т/х «Енисей» находились 22 представителя от Российской Федерации и прикаспийских государств в качестве наблюдателей (экспертов) за ходом учений.

Непосредственно отработку эпизодов учений проводили: от Российской Федерации – мвс «Стольный град Ярославль», сб «ПТР-50 Антарес» (Каспийский филиал ФГБУ «Морспасслужба»; лоцманское судно «Енисей» (Астраханский филиал ФГУП «Росморпорт»); т/х «ВФ Танкер 14» (ООО «ВФ Танкер»); ПЖК-638, РВК-946 (СПАСР Каспийской флотилии); ПСК-583, ПСК-550, ПСК-238 (ПУ ФСБ России); 3 вертолета Ми-8 (от Росавиации, МЧС и МО России); от Республики Казахстан – т/х «Есиль» АО «НМСК Казмортрансфлот». Кроме этого, участвующими в учениях прикаспийскими государствами в целях отработки вопросов взаимодействия были приведены в готовность к наращиванию сил 4 транспортных судна в местах их постоянной дислокации.

По замыслу учений, в результате столкновения танкера с сухогрузным судном последнее получило пробоину, экипаж покинул его на спасательных плотах. МСКЦ получил донесение от капитана танкера о столкновении. Была объявлена аварийная стадия «Бедствие».

Учения проводились в 2 этапа: 1-й этап – поиск и спасание людей, терпящих бедствие в море, оказание помощи аварийному судну; 2-й этап – ликвидация разлива нефтепродуктов с аварийного судна.

Ход учений

Ранним утром, в 4.30, в акватории Северного Каспия, недалеко от входа в Волго-Каспийский морской судоходный канал (ВКМСК), МСКЦ получил сигнал бедствия. По легенде, из-за столкновения сухогрузное судно получило пробоину в машинном отделении и грузовом трюме ниже ватерлинии и стало тонуть с креном на левый борт. Экипаж приступил к эвакуации на спасательные плоты.

Астраханский спасательный центр направил аварийную радиограмму в адрес судов: «Следовать для оказания помощи людям, терпящим бедствие». Первыми откликнулись суда и корабли Каспийской флотилии, Пограничного управления ФСБ России и судно под флагом Республики Казахстан. С Приволжского аэродрома прибыл вертолет-разведчик.

Российские морские пограничники первыми прибыли в район, где находилось «терпящее бедствие судно», на скоростных катерах типа «Мангуст». Далее, по замыслу учений, ситуация осложнилась.

В машинном отделении полузатопленного танкера возник пожар. Весь экипаж срочно пересадили на плоты. Морские пограничники на своих катерах приступили к оказанию помощи людям, находящимся на плотах. Военные моряки начали борьбу с возгоранием на танкере.

Вертолет Ми-8 из аэропорта Астрахань поднял с воды человека – члена экипажа танкера, который каким-то образом не попал в спасательный плот.

После ликвидации возгорания на танкере водолазная группа спасателей приступила к заводке пластыря на пробоину в его корпусе. Работа под водой велась на глубине 7-8 метров. При слабой видимости пробоину удалось закрыть, что позволило приступить к откачке воды из поврежденного отсека.

Итоги учений

По результатам международных комплексных учений было определено:

- план проведения выполнен полностью, поставленные цели и задачи учений решены с хорошими показателями. Результаты подготовки и проведения учений получили высокую оценку наблюдателей из республик Азербайджан, Туркменистан и Казахстан;

- отработаны совместные действия участников учений в соответствии с Планом взаимодействия спасательных служб, подразделений, сил и средств при оказании помощи людям, морским и воздушным судам, терпящим бедствие на Каспийском море;

- отработана организация взаимодействия со спасательными службами республик Азербайджан, Туркменистан и Казахстан;

- руководители аварийно-спаса-тельных формирований практически отработали умения в управлении подчиненными силами и средствами при ликвидации последствий морских аварий;

- проверены и оценены возможности сил и средств ликвидации последствий морских аварий;

- практически отработаны оперативной службой, капитанами (командирами) морских судов вопросы при проведении поиска и спасания людей на море в соответствии с положениями Руководства МАМПС;

- структура, содержание и реальность плана действий при спасании людей с судна, терпящего бедствие на море, разработаны в соответствии с нормативными документами и применимы на практике;

- система оповещения взаимодействующих организаций при возникновении морских аварий, приведении в готовность сил и средств поиска и спасания людей на море в целом отлажена, работает надежно.

Вместе с тем, ход и результаты проведения учений вскрыли ряд проблем и недостатков, разрешение которых повысит эффективность проведения аварийных и спасательных работ на Каспийском море.

Единственный центр спасения на Каспии

Основными задачами МСКЦ Астрахань ФГБУ «АМП Каспийского моря» в закрепленном за ним поисково-спасательном районе являются организация и координация действий спасательных служб министерств и ведомств Российской Федерации и соответствующих служб иностранных государств при поиске и спасании людей, морских и воздушных судов, терпящих бедствие на море в зоне ответственности РФ.

Астраханский спасательно-координационный центр (СКЦ) был создан 22 ноября 1994 года при Северо-Каспийском морском пароходстве в соответствии с приказом Минтранса России от 18.08.94 г. №70. В 1996 году в связи с возложением на морские администрации портов (МАПы) функций по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море, созданные в морских бассейнах МСКЦ и морские спасательно-координационные подцентры (МСПЦ) были введены в структуры соответствующих МАПов.

В настоящее время МСКЦ является структурным подразделением ФГБУ «Администрация морских портов Каспийского моря». Кадровый состав астраханского центра представлен семью специалистами, включая начальника МСКЦ, старшего капитана-координатора и пятерых капитанов-координаторов.

Начальник МСКЦ Астрахань Завьялов Владимир Гаврилович работает с момента основания центра, с ноября 1994 года. Он вспоминает, что работа центра начиналась с одного телефонного аппарата, карандаша, ручки и журнала событий. А сегодня центр – это организация, оснащенная всеми необходимыми средствами связи и системами мониторинга. Центр имеет возможность не только «слышать», но и «видеть» все суда в акватории Каспийского моря.

Средства связи центра входят в единую систему Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), поэтому его специалисты могут связываться с любым судном, которому требуется помощь, в любое время суток. Основой успеха поисково-спасательной операции становится минимально короткое время, в которое она спланирована и осуществляется.

Являясь единственной организацией, обеспечивающей спасание в акватории Каспия, МСКЦ неоднократно проводил работы по поиску и спасанию людей далеко за пределами своей зоны ответственности. 

Табл. 1. Мероприятия, проведенные МСКЦ Астрахань за весь период работы с момента образования, с 22.11.1994 г. по 26.09.2018 г.

№ п/п

Наименование мероприятий

Всего

1

Поисково-спасательные операции

168

2

Поисково-спасательные операции

605

3

Проведено медицинских консультаций в море

768

4

Эвакуировано больных по медицинским показателям

645

5

Поиск судов по заявкам судовладельцев

72

6

Участие в оказании помощи судам

115

7

Проведено учений:
- бассейновых
- по связи
- международных


70
146
17

Необходимость международной кооперации служб спасения на Каспии

В период новой российской истории на Каспии произошло несколько трагедий, причинами которых стали различные факторы.

Табл. 2. Статистика гибели судов на Каспии

Дата

Название

Количество спасенных

Количество погибших

Принадлежностья

10.11.2001

т/х «Елена»

12

нет

ООО «Рекс», г. Санкт-Петербург, Россия

22.10.2002

т/х «Меркурий»

9

41

Каспийское морское пароходство, Республика Азербайджан

16.02.2004

т/х «Акуша»

6

6

ООО «Каспий OIL», г. Махачкала, порт приписки Махачкала, Республика Дагестан

10.11.2007

т/х «Камюст-1»

3

6

ООО ТСК «Еврошиппинг», г. Астрахань, порт приписки Астрахань

Безопасность мореплавания, поиск и спасание людей на море, защита и сохранение морской среды – это комплекс конкретных мероприятий, связанных с особенностями водной стихии.

В сентябре текущего года в казахстанском городе Актау президентами прикаспийских государств была подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. В этом документе прописаны все необходимые вопросы, связанные с обеспечением безопасности мореплавания, в том числе и вопросы охраны человеческой жизни на море.

МСКЦ ФГБУ «АМП Каспийского моря» уверенно выполняет возложенные на него обязанности благодаря тому, что соответствующие отечественные и иностранные службы по обеспечению безопасности мореплавания, судовладельцы, военные и морские организации с пониманием относятся к необходимости кооперации в этом важном вопросе.

Морские порты №7 (2018)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Дипломы выпускникам Ушаковки впервые вручены на причале под сенью флагов расцвечивания учебного фрегата «Херсонес»

Дипломы выпускникам Ушаковки впервые вручены на причале под сенью флагов расцвечивания учебного фрегата «Херсонес» Впервые за 44-летнюю историю Государственного морского университета имени адмирала Федора Федоровича...

Соловецкий учебный отряд отметил 80-летие

Соловецкий учебный отряд отметил 80-летие Митинг памяти и шлюпочные гонки прошли в пятницу на Соловках в честь 80-летия со дня создания Солове...

Российская экономика

Россия планирует поставлять в Кувейт пшеницу и кукурузу

Россия планирует поставлять в Кувейт пшеницу и кукурузу Российские производители намерены поставлять в Кувейт пшеницу и кукурузу.

Лавров рассказал о позиции Дании по «Северному потоку 2»

Лавров рассказал о позиции Дании по «Северному потоку 2» В Москве расценивают затягивание Данией рассмотрения заявок Nord Stream 2 AG как нарушение принципов...

Транспортная политика

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации 122-я сессия Совета ИМО состоялась в штаб-квартире ИМО в период с 15 по 19 июля. В ее работе приняли...

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Морские порты

В Калининградском порту прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море

В Калининградском порту прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море В морском порту Калининград прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море.

«Востокуголь» приобрел у «Суммы» проект строительства угольного терминала в Приморье - СМИ

«Востокуголь» приобрел у «Суммы» проект строительства угольного терминала в Приморье - СМИ УК «Востокуголь» закрыло сделку по покупке проекта угольного терминала «Север» у ООО «Открытый порт...




Морской транспорт

В Гибралтаре суд продлил задержание иранского танкера Grace 1 на 30 дней

В Гибралтаре суд продлил задержание иранского танкера Grace 1 на 30 дней Верховный суд Гибралтара предоставил властям право на задержание иранского супертанкера Grace 1 еще ...

У пирса дальних линий в морском порту Мурманск ошвартовался первый в 2019 году круизный лайнер

У пирса дальних линий в морском порту Мурманск ошвартовался первый в 2019 году круизный лайнер Круизный лайнер Nautica длиной 181 метр ошвартовался у пирса дальних линий Мурманского филиала ФГУП ...

Речной транспорт

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП 144 единицы флота ПАО «ЛОРП» находятся в эксплуатации по состоянию на 18 июля. Всего сначала навигац...

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Ж/Д транспорт

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах Акционерного ...

Вопрос исключения РЖД из сферы грузовых перевозок требует глубокой проработки – Акимов

Вопрос исключения РЖД из сферы грузовых перевозок требует глубокой проработки – Акимов Вопрос прекращения деятельности «Российских железных дорог» на рынке грузовых перевозок требует глуб...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...