Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Севморпуть
Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в конце сентября пришвартовался в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург».

Юлия Балашова, спецкор

Месяц назад судно, груженное рефрижераторами с камчатской рыбной продукцией, вышло из Находки в южнокорейский порт Пусан, там загрузилось электроникой (Venta может взять на борт 3600 TEU) и взяло курс на Санкт-Петербург через Северный морской путь.

8 сентября 2018 г. атомный ледокол «50 лет Победы» взял Venta Maersk под проводку, обеспечив безопасный переход от кромки льдов Восточно-Сибирского моря до кромки льдов в море Лаптевых.Караван благополучно проследовал кратчайшим путем через пролив Санникова. Средняя скорость проводки составила 11 узлов. 11 сентября 2018 г. ледокольная проводка была завершена, и контейнеровоз продолжил свой путь самостоятельно.

Тестовый рейс

Для Maersk это был не традиционный путь через Суэцкий канал, на который ушло бы от 34 до 50 дней. В результате рейса полный проход по СМП от российского порта на Японском море в российский порт на Балтике занял у Venta Maersk 28 суток. По оценкам экспертов, если бы судно шло полным ходом (стандартными 22-23 узлами), а не 12-14 узлами, как это было на протяжении всего маршрута, контейнеровоз дошел бы до конечной точки за 17-18 суток. Таким образом, компания Maerskсовершила тестовый рейс и теперь попытается просчитать коммерческие преимущества доставки грузов по Севморпути.

Понятно, что перспективы активизации работы Северного морского пути серьезно тревожат Запад, который боится того, что в руках России окажется ключ от нового международного морского пути, способного стать серьезным конкурентом традиционному маршруту через Суэцкий канал. Скорее всего, итогами проводки судна ставится задача дискредитировать в глазах мирового бизнеса рациональность использования пути через Российскую Арктику. Не случайно компанией отмечалось, что в настоящее время Maersk не рассматривает Северный морской путь в качестве коммерческой альтернативы действующим логистическим схемам компании. В данной связи следует напомнить, что группа Maersk является мировым лидером в сфере контейнерных перевозок с оборотом почти $31 млрд в 2017 году, занимая 18% этого рынка, и, разумеется, не имеет никакого желания попадать под американские и прочие антироссийские санкции. Заметим, что число транзитных рейсов по СМП из-за введения санкций снизилось с 71 в 2013 году до 53 в 2014-м и до 18 в 2015-2016 годах. После чего в 2017 году наблюдался рост до 28.

Однако задуманная дискредитация вряд ли удастся, поскольку Россия крепко взялась за осуществление проекта «Северный морской путь». Из федерального бюджета на развитие СМП планируется выделить 40,6 млрд рублей. При этом ставка РФ, руководство которой стремится активизировать использование СМП и работает на превращение его в новую мировую морскую транспортную артерию, делается «на эффективное развитие инфраструктуры морских портов и на строительство атомных ледоколов с целью повышения грузопотока по Севморпути». Прогнозируется, что реализация подобных проектов в Российской Арктике будет способствовать увеличению грузопотока СМП с 10,7 млн т (2017 г.) до 40 млн т к 2020 году.

Историческое событие

На пленарном заседании на Восточном экономическом форуме – 2018 президент РФ Владимир Путин назвал отправку Venta Maersk историческим событием в истории судоходства. В итоге судно действительно прошло по кромке льдов Российской Арктики, обогнуло Скандинавский полуостров и частично выгрузилось в немецком порту Бремерхафен, после чего взяло курс на Петербург.

В Финский залив Venta Maersk зашел днем 26 сентября, но в итоге был вынужден встать перед закрытой дамбой. По данным навигационного сервиса, утро и день 27 сентября контейнеровоз встретил на якорной стоянке № 5 в Финском заливе, в 16 километрах от Кронштадта. Согласно расписанию судозаходов морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» судно должно было подойти к 48-му причалу терминала «Петролеспорт» в 3 часа ночи 27 сентября. Однако этому помешала непогода. Из-за угрозы наводнения утром 26 сентября шлюзы петербургской дамбы была закрыты, и проход судов через судопропускное сооружение С-1 стал невозможен. В пять часов утра 27 сентября дамбу открыли, но в десять часов утра капитан Большого порта вновь подписал распоряжение о прекращении движения через С-1 в связи со штормовой погодой и угрозой наводнения.

Наконец, 28 сентября началось раскрепление контейнеров, которое заняло около часа, потом их выгрузили. Полностью судно, на котором находится 660 контейнеров (из них 650 – рефрижераторные с рыбой), разгрузили примерно через 10 часов, после чего судно переместилось на другой причал и начало загрузку на экспорт.

Интерес к СМП не уменьшается

Отметим, что интерес у международных перевозчиков к Северному морскому пути постоянно растет. 5 сентября 2018 г. свое первое плавание по СМП завершило китайское универсальное грузовое судно ледового класса Tian En, принадлежащее Cosco Shipping Specialized Carriers Co. По данным Росатомфлота, в 2018 г. Китай планирует увеличить число рейсов по Севморпути.

До конца летней навигации по Северному морскому пути пройдет еще одно иностранное судно. Администрация Севморпути дала разрешение пройти по этому маршруту универсальному судну DS Marmadura немецкой судоходной компании DS Multibulk Gmbh. Свой рейс по СМП судно должно совершить в период с 8 октября по 30 ноября 2018 года. Что касается Venta Maersk, то стоит напомнить, что это не «обычный» контейнеровоз, а контейнеровоз-фидер ледового класса с усиленным корпусом, причем Maersk за последние годы построила целую серию таких контейнеровозов. И легко предположить, что как только антироссийские санкции будут отменены или просто ослаблены, Maersk окажется готова занять «арктическую» нишу в мировой морской торговле.

Стоит вспомнить и выступление в феврале этого года на Международной конференции ShippingRu 2018 в Москве менеджера по коммерческому развитию регионального офиса Maersk Line в Восточной Европе Андрея Нараевского, который заявил, что датская компания Maersk, крупнейший оператор контейнерных перевозок в мире, рассматривает возможность проводки по Северному морскому пути контейнеровозов ледового класса вместимостью по 3,5 тыс. TEU.

Морской флот №4 (2018)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом»

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом» Российские самосвал, погрузчик и кран пройдут немецкий контроль качества

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику Материалы для стабилизации уже начали экспортировать за рубеж

Российская экономика

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа Из-за планового ремонта газопроводов и дешевизны

Цены на металлолом обвалились

Цены на металлолом обвалились Ломозаготовители винят Минпромторг

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Уникальный для России танкер-стотонник на газу заложили на стапеле «Звезды»

Уникальный для России танкер-стотонник на газу заложили на стапеле «Звезды» Это уже четвертый из 12

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря А вскоре к зарубежным лайнерам могут присоединиться и отечественные

Речной транспорт

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Для Югры купят новую плавполиклинику

Для Югры купят новую плавполиклинику Текущая работает уже 26 лет, а еще через пять уже не сможет

Ж/Д транспорт

Потери РЖД из-за перевозки зерна от нового порта Дальнего Востока возместит Минсельхоз

Потери РЖД из-за перевозки зерна от нового порта Дальнего Востока возместит Минсельхоз «Вводим субсидии на восточное направление по транспортировке»

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске За 2 млрд рублей

Авто транспорт

18,5 млрд рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса

18,5 млрд  рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса Работы продлятся три года

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году Для развития экономики и туризма

Аналитика

Транспортная политика

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...