Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Безопасность мореплавания
Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров, а также по подводно-техническому сопровождению глубоководных операций различной степени сложности с помощью телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (ТНПА).

Виктор Сидоров, спецкор

Масштабная модернизация

Морспасслужба давно зарекомендовала себя надежным партнером ведущих предприятий нефтегазовой отрасли по вопросам организации и несения аварийно-спасательной готовности и ликвидации последствий разливов нефти. Наш флот – это более 292 судов различного класса и назначения, включая портовый и речной. Персонал службы – более 2000 человек.

Еще восемь лет назад для организации аварийно-спасательного дежурства на шельфовых проектах предлагались суда проектов 1454 и В-92. Эти суда хорошо зарекомендовали себя при обеспечении разведочного бурения на Долгинском месторождении (контракт с ООО «Газфлот», 2010 год). Они оснащены противопожарной системой, не уступающей по своим характеристикам современным судам, а палуба и грузовые краны позволяют разместить и применять в действии современные спасательные катера и прочее аварийно-спасательное оборудование, в том числе и для ликвидации разливов нефти. Однако отсутствие систем динамического позиционирования делает такие суда наименее привлекательными.

С 2010 года началась масштабную модернизацию учреждения. Были объединены бассейновые аварийно-спасательные управления, существовавшие как самостоятельные юридические лица, в единую организацию. Началось строительство современного флота.

Флот на службе Арктики

За период 2013-2015 годов введены в эксплуатацию 4 судна проекта MPSV07 – «Спасатель Карев». Они оснащены системой динамического позиционирования DP2. Противопожарная система включает установку для порошкового тушения пожаров на аварийных объектах. Суда располагают двумя кранами г/п по 20 тонн и вылетом на 15 метров, специализированными танками для приема НВС на 688 куб. м, стационарным госпиталем, мобильным водолазным комплексом для работы на глубинах до 60 метров, современным оборудованием для ЛРН, включая бортовые траловые системы общей производительностью 250 куб. м/ч.

В этом году на судах «Спасатель Карев» и «Спасатель Кавдейкин» введены в эксплуатацию интегрированные системы обнаружения нефтяных пятен и мониторинга ледовой обстановки. Данная система позволяет обнаружить загрязнение независимо от времени суток на расстоянии до 4 морских миль.

В 2014 году «Спасатель Карев» осуществлял спасательное дежурство при строительстве разведочной скважины № 3-СД Долгинского нефтяного месторождения с использованием СПБУ GSP Saturn, а в 2016 году – при строительстве разведочной скважины № 1 Ленинградского м/р с использованием ППБУ NANHAI VIII.

В этом году суда данного проекта также участвуют в шельфовых проектах. «Спасатель Карев» осуществляет дежурство у СПБУ «Амазон», скважина № 1 Северо-Обского л/у («Арктик СПГ-3»). «Спасатель Демидов» осуществляет дежурство у ППБУ NANHAI VIII, скважина № 6 Русановского л/у (ГГР)

В 2015 году ФГБУ «Морспасслужба» приняло в эксплуатацию ледокол «Балтика». Это многофункциональное аварийно-спасательное судно, которое представляет собой сочетание ледокола, спасательного буксира и судна для борьбы с аварийными разливами нефти со встроенной в корпус нефтесборной системой производительностью 250 куб. м/ч.

Примечательно, что судно имеет асимметричный корпус и три асимметрично расположенных двигателя, что позволяет двигаться в любом направлении. Это дает преимущество при сборе разлитой нефти, а также при работе в ледовых условиях. Судно оснащено автоматической системой динамического позиционирования DP1.

Ледокол способен прокладывать во льду толщиной до 1,5 м свободный судоходный канала шириной не менее 50 м в режиме движения под углом к диаметральной плоскости. Оно оснащено вертолетной площадкой для приема вертолетов весом до 11 тонн и диаметром несущего винта до 17 метров. Прием вертолетов Ка-32 на площадку отработан в ходе несения аварийно-спасательной готовности на морском терминале отгрузки нефти Новопортовского м/р «Ворота Арктики».

Для комплексного обслуживания терминала, на котором судно несет дежурство с 2015 года, на ледоколе размещен мобильный водолазный комплекс в контейнерном исполнении, есть дежурная водолазная станция, которая осуществляет периодические осмотры состояния точечного причала и проведение ремонтных работ.

На борту размещается комплект оборудования для локализации и ликвидации аварийных разливов нефти. При этом размещение оборудования позволяет ледоколу осуществлять буксирные работы по удержанию кормовой части танкера при грузовых операциях на терминале.

На судне «Балтика» размещаются мастера заказчика по швартовке, которые осуществляют стыковку танкеров с терминалом и обеспечивают его бесперебойную работу.

Что касается самой работы терминала, то она осуществляется в суровых климатических условиях. Зимой температура падает до -40 градусов, постоянно сменяются направления течения. Происходит усиление отливного течения речным течением.

Значимый проект

Одним из наиболее значимых проектов сегодня для Морспасслужбы является обслуживание МЛСП «Приразломная». Здесь дежурит многофункциональное аварийно-спасательное судно – ледокол «Мурман» проекта MPSV06, которое принято в эксплуатацию в ноябре 2015 года. Стоит отметить, что таких судов в Морспасслужбе два. Второе судно, «Берингов пролив», также 2015 года постройки, несет аварийно-спасательную готовность в акватории Охотского моря.

Особенностью и основными положительными характеристиками судов данного проекта является наличие площадки для посадки вертолетов общей массой до 16 тонн, система динамического позиционирования DP-2. На судне установлены грузовой кран грузоподъемностью 32 тонны и грузовая П-образная рама грузоподъемностью 80 тонн.

Оснащенность судна включает контейнерный водолазный комплекс, комплект оборудования для ликвидации разливов нефти.

Береговые пункты базирования

Оперативность реагирования Морспасслужбы на аварийные разливы нефти в Арктическом регионе определяется наличием береговых пунктов базирования. Такие пункты расположены в Диксоне, Тикси, Певеке, Провидении и пос. Мыс Каменный в Обской губе. Современная особенность таких пунктов – это оснащение мобильным компактным оборудованием, способным работать при отрицательных температурах в ледовых условиях и на свободной ото льда акватории и берегу. Оборудование хранится в контейнерах, оно готово к оперативной доставке как на судах, так и на вертолетах.

Новые услуги и новое пополнение

С 2016 года Морская спасательная служба приступила к оказанию услуг по комплексному обеспечению шельфовых проектов, включая буксировку буровых платформ на точку бурения, заводку якорей, снабжение буровых платформ и перевозку персонала. Кроме того, началась перевозка радиоактивных и взрывчатых веществ.

В 2017 году состав флота пополнился судном обеспечения якорезаводчиком «Умка» проекта UT72. Судно уже приняло участие в нескольких проектах, в том числе буксировке плавучей атомной электростанции «Академик Ломоносов» из Санкт-Петербурга в Мурманск. Кроме того, оно выполняло геофизические работы и работы с ROV-аппаратами по договорам с компанией «Фертоинг» в акваториях Карского и Баренцева морей и получило хорошие отзывы о работе экипажа. В 2018 году Морспасслужба приобрела еще два судна такого же проекта – «Нарвал» и «Сивуч». В нынешнем году они оба будут участвовать в арктических шельфовых проектах. Если «Умка» станет осуществлять снабжение платформы СПБУ «Арктическая» в Карском море, то «Нарвал» – снабжение платформы СПБУ «Амазон» в Обской губе, а «Сивуч» – аварийно-спасательное дежурство у СПБУ «Арктическая» (для этого на нем есть медицинские помещения, установлены спасательные катера и оборудование для ликвидации аварийных разливов нефти).

На шельфовых проектах

Флот Морспасслужбы имеет 5 судов проекта В-92 тип «Нефтегаз». Благодаря постоянной работе по поддержанию технической готовности судов на должном уровне продолжается привлечение их на шельфовые проекты. Экипажи имеют опыт работы по несению аварийно-спасательного дежурства у буровых платформ, проведению буксировочных работ.

В 2016-2017 годах суда данного проекта «Ясный» и «Капитан Мартышкин» осуществляли буксировку, постановку на точку бурения и снабжение СПБУ «Арктическая» в Балтийском море. В этом году эти же суда участвуют в обеспечении работы буровой платформы «Амазон» в Обской губе.

Судно обеспечения проекта 2262 «Светломор-3» также участвовало в шельфовых проектах на Долгинском месторождении и как АСС, и как судно снабжение, имеет опыт морских буксировок по трассе Севморпути.

В ноябре 2017 года судовой состав службы пополнился судном специального назначения «Балтийский исследователь» 2013 года постройки. Его отличительными особенностями является наличие системы динамического позиционирования DP-2, открытой палубы площадью 580 кв. м для размещения различного оборудования и НТПА, водолазной шахты 4,5х4,5 м. В 2018 году судно принимало участие в исследовательских работах в Балтийском море.

В 2017 году принято в эксплуатацию судно специального назначения – катамаран «Игорь Ильин». Оно обладает системой динамического позиционирования DP1, водолазной шахтой 2,5х2,5 м. Площадь палубы позволяет разместить контейнерный водолазный комплекс или НТПА. В 2017 году судно участвовало в проекте «Северный поток-2». В 2018 году проводит исследовательские работы в Баренцевом море

В интересах компаний, осуществляющих работы в Арктическом регионе, Морспасслужба организует управление ледовыми операциями и совместно с компанией ИЭПИ осуществляет спутниковый ледовый и экологический мониторинг.

Компания ИЭПИ занимается спутниковым слежением за экологической и ледовой обстановкой. Составляется анализ и прогнозирование развития ситуации. Беспилотными летательными аппаратами производится ежедневный облет акватории, выявление потенциальных угроз и перепроверка полученных спутниковых данных. На потенциальные угрозы устанавливаются радиомаяки для постоянного контроля перемещения на акватории.

При возникновении реальной ледовой угрозы для буровой платформы производится корректировка дрейфа айсберга: заводка специальной сети за айсберг и его буксировка на заранее смоделированную траекторию.

Развитие

Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров, а также по подводно-техническому сопровождению глубоководных операций различной степени сложности с помощью телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (ТНПА).

Имеются в наличии высокотехнологичные роботизированные системы, которые позволяют инспектировать имеющиеся подводные объекты, исследовать причины аварий, вести подводное строительство и обследовать дно на различных глубинах. Наш самый мощный ТНПА «КВАЗАР» производства SMD (Великобритания) может поднять объект весом до 500 кг, работать при течениях свыше 3 узлов. Он оснащен двумя манипуляторами, которыми можно выполнять тонкие операции – например, вдеть трос в ушко скобы на глубине до 3000 м. Открытая гидравлическая система позволяет быстро подключать любые гидравлические инструменты – размывные помпы, тросорез (режет стальные тросы диаметром до 75 мм), гидравлические пилы и др.

Комплекс рабочего телеуправляемого необитаемого подводного аппарата «Ягуар» производства SAAB (Швеция) предназначен для проведения поисково-обследовательских, а также подводно-технических работ на глубинах до 3000 м. «Ягуар» способен выполнять широкий спектр подводных работ, в том числе осмотровые, спасательные операции, остропку и извлечение крупных предметов со дна, работы по обеспечению объектов нефтегазового комплекса. Не так давно парк ТНПА Морспасслужбы пополнил Seaeye Falcon – один из самых успешных подводных электрических роботизированных систем своего класса. Легкий и портативный для быстрого развертывания, универсальный Falcon рассчитан на глубину до 300 метров. Falcon оснащен усовершенствованным интеллектуальным программным обеспечением, позволяющим получать улучшенные данные по управлению транспортным средством и диагностикой, а также возможностью настройки пилотного дисплея и включения таких функций, как динамическое позиционирование. Кроме этих, у Морспасслужбы есть еще 7 аппаратов различного класса.

Имея абсолютно уникальную материально-техническую базу и опыт, обладая наибольшим в стране флотом судов с динамическим позиционированием, большим количеством ТНПА разного класса, Морспасслужба является лидером по предоставлению всех видов услуг ТНПА, подводных инспекций самого высокого класса сложности с использованием всего спектра существующего в мире геофизического оборудования.

Одним из направлений развития является оказание помощи буровым компаниям в ликвидации ЧС, связанных с открытым фонтанированием подводных скважин.

В рамках реализации этого направления в 2018 году Морспасслужба проводит подготовку 36 спасателей в учебном центре ФГАУ «Северо-Восточная противофонтанная военизированная часть» по программе «Проведение противофонтанных работ». Кроме того, в июне специалисты учреждения, а именно оператор НТПА, капитан спасательного судна «Берингов пролив» и инженерные работники аварийно-спасательной службы прошли тренинги по глушению аварийных скважин на базе компании «Хеллибертон» в Дубае.

Морской флот №4 (2018)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

В Черном море отработали морской бой

В Черном море отработали морской бой Учения проходили в группах

В День создания регулярного Российского Флота возложат цветы и отслужат молебен

В День создания регулярного Российского Флота возложат цветы и отслужат молебен «Морским судам быть!»

Российская экономика

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн Для этого нужно развить ж/д

Доля участия правительства в «Совкомфлоте» и «Зарубежнефти» может сократиться

Доля участия правительства в «Совкомфлоте» и «Зарубежнефти» может сократиться В «Аэрофлоте» и РЖД - нет. По крайней мере, в ближайшие три года

Транспортная политика

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается Новые правила Минпромторга не дали нужного эффекта

Арктический шельф – российский: Минобороны подготовила доказательства для ООН

Арктический шельф – российский: Минобороны подготовила доказательства для ООН Хребет Гаккеля обследовали тремя способами

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Первый неатомный: ледокол «Обь» передали «Росатомфлоту»

Первый неатомный: ледокол «Обь» передали «Росатомфлоту» Исключительные технические характеристики позволят работать не хуже «коллег» с реакторами

«Василий Быков» отправился в Грецию на празднование годовщины Наваринского сражения

«Василий Быков» отправился в Грецию на празднование годовщины Наваринского сражения Турки опасаются, что корабль идет в Сирию

Речной транспорт

Эксперт: ввод новых речных судов не покрывает темпов списания

Эксперт: ввод новых речных судов не покрывает темпов списания Дело может исправить строительство новых плавдоков

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Ж/Д транспорт

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей Срок - три года

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области В том числе цистерны

Авто транспорт

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти Стоимость проекта - 121 млрд рублей

18,5 млрд рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса

18,5 млрд  рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса Работы продлятся три года

Аналитика

Транспортная политика

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...