Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Безопасность мореплавания
Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров, а также по подводно-техническому сопровождению глубоководных операций различной степени сложности с помощью телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (ТНПА).

Виктор Сидоров, спецкор

Масштабная модернизация

Морспасслужба давно зарекомендовала себя надежным партнером ведущих предприятий нефтегазовой отрасли по вопросам организации и несения аварийно-спасательной готовности и ликвидации последствий разливов нефти. Наш флот – это более 292 судов различного класса и назначения, включая портовый и речной. Персонал службы – более 2000 человек.

Еще восемь лет назад для организации аварийно-спасательного дежурства на шельфовых проектах предлагались суда проектов 1454 и В-92. Эти суда хорошо зарекомендовали себя при обеспечении разведочного бурения на Долгинском месторождении (контракт с ООО «Газфлот», 2010 год). Они оснащены противопожарной системой, не уступающей по своим характеристикам современным судам, а палуба и грузовые краны позволяют разместить и применять в действии современные спасательные катера и прочее аварийно-спасательное оборудование, в том числе и для ликвидации разливов нефти. Однако отсутствие систем динамического позиционирования делает такие суда наименее привлекательными.

С 2010 года началась масштабную модернизацию учреждения. Были объединены бассейновые аварийно-спасательные управления, существовавшие как самостоятельные юридические лица, в единую организацию. Началось строительство современного флота.

Флот на службе Арктики

За период 2013-2015 годов введены в эксплуатацию 4 судна проекта MPSV07 – «Спасатель Карев». Они оснащены системой динамического позиционирования DP2. Противопожарная система включает установку для порошкового тушения пожаров на аварийных объектах. Суда располагают двумя кранами г/п по 20 тонн и вылетом на 15 метров, специализированными танками для приема НВС на 688 куб. м, стационарным госпиталем, мобильным водолазным комплексом для работы на глубинах до 60 метров, современным оборудованием для ЛРН, включая бортовые траловые системы общей производительностью 250 куб. м/ч.

В этом году на судах «Спасатель Карев» и «Спасатель Кавдейкин» введены в эксплуатацию интегрированные системы обнаружения нефтяных пятен и мониторинга ледовой обстановки. Данная система позволяет обнаружить загрязнение независимо от времени суток на расстоянии до 4 морских миль.

В 2014 году «Спасатель Карев» осуществлял спасательное дежурство при строительстве разведочной скважины № 3-СД Долгинского нефтяного месторождения с использованием СПБУ GSP Saturn, а в 2016 году – при строительстве разведочной скважины № 1 Ленинградского м/р с использованием ППБУ NANHAI VIII.

В этом году суда данного проекта также участвуют в шельфовых проектах. «Спасатель Карев» осуществляет дежурство у СПБУ «Амазон», скважина № 1 Северо-Обского л/у («Арктик СПГ-3»). «Спасатель Демидов» осуществляет дежурство у ППБУ NANHAI VIII, скважина № 6 Русановского л/у (ГГР)

В 2015 году ФГБУ «Морспасслужба» приняло в эксплуатацию ледокол «Балтика». Это многофункциональное аварийно-спасательное судно, которое представляет собой сочетание ледокола, спасательного буксира и судна для борьбы с аварийными разливами нефти со встроенной в корпус нефтесборной системой производительностью 250 куб. м/ч.

Примечательно, что судно имеет асимметричный корпус и три асимметрично расположенных двигателя, что позволяет двигаться в любом направлении. Это дает преимущество при сборе разлитой нефти, а также при работе в ледовых условиях. Судно оснащено автоматической системой динамического позиционирования DP1.

Ледокол способен прокладывать во льду толщиной до 1,5 м свободный судоходный канала шириной не менее 50 м в режиме движения под углом к диаметральной плоскости. Оно оснащено вертолетной площадкой для приема вертолетов весом до 11 тонн и диаметром несущего винта до 17 метров. Прием вертолетов Ка-32 на площадку отработан в ходе несения аварийно-спасательной готовности на морском терминале отгрузки нефти Новопортовского м/р «Ворота Арктики».

Для комплексного обслуживания терминала, на котором судно несет дежурство с 2015 года, на ледоколе размещен мобильный водолазный комплекс в контейнерном исполнении, есть дежурная водолазная станция, которая осуществляет периодические осмотры состояния точечного причала и проведение ремонтных работ.

На борту размещается комплект оборудования для локализации и ликвидации аварийных разливов нефти. При этом размещение оборудования позволяет ледоколу осуществлять буксирные работы по удержанию кормовой части танкера при грузовых операциях на терминале.

На судне «Балтика» размещаются мастера заказчика по швартовке, которые осуществляют стыковку танкеров с терминалом и обеспечивают его бесперебойную работу.

Что касается самой работы терминала, то она осуществляется в суровых климатических условиях. Зимой температура падает до -40 градусов, постоянно сменяются направления течения. Происходит усиление отливного течения речным течением.

Значимый проект

Одним из наиболее значимых проектов сегодня для Морспасслужбы является обслуживание МЛСП «Приразломная». Здесь дежурит многофункциональное аварийно-спасательное судно – ледокол «Мурман» проекта MPSV06, которое принято в эксплуатацию в ноябре 2015 года. Стоит отметить, что таких судов в Морспасслужбе два. Второе судно, «Берингов пролив», также 2015 года постройки, несет аварийно-спасательную готовность в акватории Охотского моря.

Особенностью и основными положительными характеристиками судов данного проекта является наличие площадки для посадки вертолетов общей массой до 16 тонн, система динамического позиционирования DP-2. На судне установлены грузовой кран грузоподъемностью 32 тонны и грузовая П-образная рама грузоподъемностью 80 тонн.

Оснащенность судна включает контейнерный водолазный комплекс, комплект оборудования для ликвидации разливов нефти.

Береговые пункты базирования

Оперативность реагирования Морспасслужбы на аварийные разливы нефти в Арктическом регионе определяется наличием береговых пунктов базирования. Такие пункты расположены в Диксоне, Тикси, Певеке, Провидении и пос. Мыс Каменный в Обской губе. Современная особенность таких пунктов – это оснащение мобильным компактным оборудованием, способным работать при отрицательных температурах в ледовых условиях и на свободной ото льда акватории и берегу. Оборудование хранится в контейнерах, оно готово к оперативной доставке как на судах, так и на вертолетах.

Новые услуги и новое пополнение

С 2016 года Морская спасательная служба приступила к оказанию услуг по комплексному обеспечению шельфовых проектов, включая буксировку буровых платформ на точку бурения, заводку якорей, снабжение буровых платформ и перевозку персонала. Кроме того, началась перевозка радиоактивных и взрывчатых веществ.

В 2017 году состав флота пополнился судном обеспечения якорезаводчиком «Умка» проекта UT72. Судно уже приняло участие в нескольких проектах, в том числе буксировке плавучей атомной электростанции «Академик Ломоносов» из Санкт-Петербурга в Мурманск. Кроме того, оно выполняло геофизические работы и работы с ROV-аппаратами по договорам с компанией «Фертоинг» в акваториях Карского и Баренцева морей и получило хорошие отзывы о работе экипажа. В 2018 году Морспасслужба приобрела еще два судна такого же проекта – «Нарвал» и «Сивуч». В нынешнем году они оба будут участвовать в арктических шельфовых проектах. Если «Умка» станет осуществлять снабжение платформы СПБУ «Арктическая» в Карском море, то «Нарвал» – снабжение платформы СПБУ «Амазон» в Обской губе, а «Сивуч» – аварийно-спасательное дежурство у СПБУ «Арктическая» (для этого на нем есть медицинские помещения, установлены спасательные катера и оборудование для ликвидации аварийных разливов нефти).

На шельфовых проектах

Флот Морспасслужбы имеет 5 судов проекта В-92 тип «Нефтегаз». Благодаря постоянной работе по поддержанию технической готовности судов на должном уровне продолжается привлечение их на шельфовые проекты. Экипажи имеют опыт работы по несению аварийно-спасательного дежурства у буровых платформ, проведению буксировочных работ.

В 2016-2017 годах суда данного проекта «Ясный» и «Капитан Мартышкин» осуществляли буксировку, постановку на точку бурения и снабжение СПБУ «Арктическая» в Балтийском море. В этом году эти же суда участвуют в обеспечении работы буровой платформы «Амазон» в Обской губе.

Судно обеспечения проекта 2262 «Светломор-3» также участвовало в шельфовых проектах на Долгинском месторождении и как АСС, и как судно снабжение, имеет опыт морских буксировок по трассе Севморпути.

В ноябре 2017 года судовой состав службы пополнился судном специального назначения «Балтийский исследователь» 2013 года постройки. Его отличительными особенностями является наличие системы динамического позиционирования DP-2, открытой палубы площадью 580 кв. м для размещения различного оборудования и НТПА, водолазной шахты 4,5х4,5 м. В 2018 году судно принимало участие в исследовательских работах в Балтийском море.

В 2017 году принято в эксплуатацию судно специального назначения – катамаран «Игорь Ильин». Оно обладает системой динамического позиционирования DP1, водолазной шахтой 2,5х2,5 м. Площадь палубы позволяет разместить контейнерный водолазный комплекс или НТПА. В 2017 году судно участвовало в проекте «Северный поток-2». В 2018 году проводит исследовательские работы в Баренцевом море

В интересах компаний, осуществляющих работы в Арктическом регионе, Морспасслужба организует управление ледовыми операциями и совместно с компанией ИЭПИ осуществляет спутниковый ледовый и экологический мониторинг.

Компания ИЭПИ занимается спутниковым слежением за экологической и ледовой обстановкой. Составляется анализ и прогнозирование развития ситуации. Беспилотными летательными аппаратами производится ежедневный облет акватории, выявление потенциальных угроз и перепроверка полученных спутниковых данных. На потенциальные угрозы устанавливаются радиомаяки для постоянного контроля перемещения на акватории.

При возникновении реальной ледовой угрозы для буровой платформы производится корректировка дрейфа айсберга: заводка специальной сети за айсберг и его буксировка на заранее смоделированную траекторию.

Развитие

Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров, а также по подводно-техническому сопровождению глубоководных операций различной степени сложности с помощью телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (ТНПА).

Имеются в наличии высокотехнологичные роботизированные системы, которые позволяют инспектировать имеющиеся подводные объекты, исследовать причины аварий, вести подводное строительство и обследовать дно на различных глубинах. Наш самый мощный ТНПА «КВАЗАР» производства SMD (Великобритания) может поднять объект весом до 500 кг, работать при течениях свыше 3 узлов. Он оснащен двумя манипуляторами, которыми можно выполнять тонкие операции – например, вдеть трос в ушко скобы на глубине до 3000 м. Открытая гидравлическая система позволяет быстро подключать любые гидравлические инструменты – размывные помпы, тросорез (режет стальные тросы диаметром до 75 мм), гидравлические пилы и др.

Комплекс рабочего телеуправляемого необитаемого подводного аппарата «Ягуар» производства SAAB (Швеция) предназначен для проведения поисково-обследовательских, а также подводно-технических работ на глубинах до 3000 м. «Ягуар» способен выполнять широкий спектр подводных работ, в том числе осмотровые, спасательные операции, остропку и извлечение крупных предметов со дна, работы по обеспечению объектов нефтегазового комплекса. Не так давно парк ТНПА Морспасслужбы пополнил Seaeye Falcon – один из самых успешных подводных электрических роботизированных систем своего класса. Легкий и портативный для быстрого развертывания, универсальный Falcon рассчитан на глубину до 300 метров. Falcon оснащен усовершенствованным интеллектуальным программным обеспечением, позволяющим получать улучшенные данные по управлению транспортным средством и диагностикой, а также возможностью настройки пилотного дисплея и включения таких функций, как динамическое позиционирование. Кроме этих, у Морспасслужбы есть еще 7 аппаратов различного класса.

Имея абсолютно уникальную материально-техническую базу и опыт, обладая наибольшим в стране флотом судов с динамическим позиционированием, большим количеством ТНПА разного класса, Морспасслужба является лидером по предоставлению всех видов услуг ТНПА, подводных инспекций самого высокого класса сложности с использованием всего спектра существующего в мире геофизического оборудования.

Одним из направлений развития является оказание помощи буровым компаниям в ликвидации ЧС, связанных с открытым фонтанированием подводных скважин.

В рамках реализации этого направления в 2018 году Морспасслужба проводит подготовку 36 спасателей в учебном центре ФГАУ «Северо-Восточная противофонтанная военизированная часть» по программе «Проведение противофонтанных работ». Кроме того, в июне специалисты учреждения, а именно оператор НТПА, капитан спасательного судна «Берингов пролив» и инженерные работники аварийно-спасательной службы прошли тренинги по глушению аварийных скважин на базе компании «Хеллибертон» в Дубае.

Морской флот №4 (2018)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей Это следует из опубликованных судоверфью 16 ноября материалов закупки у единственного поставщика.

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем В Крыму считают проявлением агрессии учения ВС Украины в Херсонской области, из-за которых Киев заяв...

Российская экономика

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Итоги работы ПАО «Совкомфлот» за 3 кв. и 9 месяцев 2018 года/

ФАС утвердила надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия

ФАС утвердила  надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России утвердила экспортную надбавку в 8% к гру...

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5%

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5% Порт Калининград в январе-октябре 2018 года обработал 11,836 млн тонн грузов, что на 5% превысил...

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года С начала 2018 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) направле...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни Этого ожидает губернатора Приморья Олег Кожемяко.

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году Ранее сообщалось, что по результатам социологического исследования Тюмень возглавила список городов ...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...