Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Безопасность мореплавания
Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров, а также по подводно-техническому сопровождению глубоководных операций различной степени сложности с помощью телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (ТНПА).

Виктор Сидоров, спецкор

Масштабная модернизация

Морспасслужба давно зарекомендовала себя надежным партнером ведущих предприятий нефтегазовой отрасли по вопросам организации и несения аварийно-спасательной готовности и ликвидации последствий разливов нефти. Наш флот – это более 292 судов различного класса и назначения, включая портовый и речной. Персонал службы – более 2000 человек.

Еще восемь лет назад для организации аварийно-спасательного дежурства на шельфовых проектах предлагались суда проектов 1454 и В-92. Эти суда хорошо зарекомендовали себя при обеспечении разведочного бурения на Долгинском месторождении (контракт с ООО «Газфлот», 2010 год). Они оснащены противопожарной системой, не уступающей по своим характеристикам современным судам, а палуба и грузовые краны позволяют разместить и применять в действии современные спасательные катера и прочее аварийно-спасательное оборудование, в том числе и для ликвидации разливов нефти. Однако отсутствие систем динамического позиционирования делает такие суда наименее привлекательными.

С 2010 года началась масштабную модернизацию учреждения. Были объединены бассейновые аварийно-спасательные управления, существовавшие как самостоятельные юридические лица, в единую организацию. Началось строительство современного флота.

Флот на службе Арктики

За период 2013-2015 годов введены в эксплуатацию 4 судна проекта MPSV07 – «Спасатель Карев». Они оснащены системой динамического позиционирования DP2. Противопожарная система включает установку для порошкового тушения пожаров на аварийных объектах. Суда располагают двумя кранами г/п по 20 тонн и вылетом на 15 метров, специализированными танками для приема НВС на 688 куб. м, стационарным госпиталем, мобильным водолазным комплексом для работы на глубинах до 60 метров, современным оборудованием для ЛРН, включая бортовые траловые системы общей производительностью 250 куб. м/ч.

В этом году на судах «Спасатель Карев» и «Спасатель Кавдейкин» введены в эксплуатацию интегрированные системы обнаружения нефтяных пятен и мониторинга ледовой обстановки. Данная система позволяет обнаружить загрязнение независимо от времени суток на расстоянии до 4 морских миль.

В 2014 году «Спасатель Карев» осуществлял спасательное дежурство при строительстве разведочной скважины № 3-СД Долгинского нефтяного месторождения с использованием СПБУ GSP Saturn, а в 2016 году – при строительстве разведочной скважины № 1 Ленинградского м/р с использованием ППБУ NANHAI VIII.

В этом году суда данного проекта также участвуют в шельфовых проектах. «Спасатель Карев» осуществляет дежурство у СПБУ «Амазон», скважина № 1 Северо-Обского л/у («Арктик СПГ-3»). «Спасатель Демидов» осуществляет дежурство у ППБУ NANHAI VIII, скважина № 6 Русановского л/у (ГГР)

В 2015 году ФГБУ «Морспасслужба» приняло в эксплуатацию ледокол «Балтика». Это многофункциональное аварийно-спасательное судно, которое представляет собой сочетание ледокола, спасательного буксира и судна для борьбы с аварийными разливами нефти со встроенной в корпус нефтесборной системой производительностью 250 куб. м/ч.

Примечательно, что судно имеет асимметричный корпус и три асимметрично расположенных двигателя, что позволяет двигаться в любом направлении. Это дает преимущество при сборе разлитой нефти, а также при работе в ледовых условиях. Судно оснащено автоматической системой динамического позиционирования DP1.

Ледокол способен прокладывать во льду толщиной до 1,5 м свободный судоходный канала шириной не менее 50 м в режиме движения под углом к диаметральной плоскости. Оно оснащено вертолетной площадкой для приема вертолетов весом до 11 тонн и диаметром несущего винта до 17 метров. Прием вертолетов Ка-32 на площадку отработан в ходе несения аварийно-спасательной готовности на морском терминале отгрузки нефти Новопортовского м/р «Ворота Арктики».

Для комплексного обслуживания терминала, на котором судно несет дежурство с 2015 года, на ледоколе размещен мобильный водолазный комплекс в контейнерном исполнении, есть дежурная водолазная станция, которая осуществляет периодические осмотры состояния точечного причала и проведение ремонтных работ.

На борту размещается комплект оборудования для локализации и ликвидации аварийных разливов нефти. При этом размещение оборудования позволяет ледоколу осуществлять буксирные работы по удержанию кормовой части танкера при грузовых операциях на терминале.

На судне «Балтика» размещаются мастера заказчика по швартовке, которые осуществляют стыковку танкеров с терминалом и обеспечивают его бесперебойную работу.

Что касается самой работы терминала, то она осуществляется в суровых климатических условиях. Зимой температура падает до -40 градусов, постоянно сменяются направления течения. Происходит усиление отливного течения речным течением.

Значимый проект

Одним из наиболее значимых проектов сегодня для Морспасслужбы является обслуживание МЛСП «Приразломная». Здесь дежурит многофункциональное аварийно-спасательное судно – ледокол «Мурман» проекта MPSV06, которое принято в эксплуатацию в ноябре 2015 года. Стоит отметить, что таких судов в Морспасслужбе два. Второе судно, «Берингов пролив», также 2015 года постройки, несет аварийно-спасательную готовность в акватории Охотского моря.

Особенностью и основными положительными характеристиками судов данного проекта является наличие площадки для посадки вертолетов общей массой до 16 тонн, система динамического позиционирования DP-2. На судне установлены грузовой кран грузоподъемностью 32 тонны и грузовая П-образная рама грузоподъемностью 80 тонн.

Оснащенность судна включает контейнерный водолазный комплекс, комплект оборудования для ликвидации разливов нефти.

Береговые пункты базирования

Оперативность реагирования Морспасслужбы на аварийные разливы нефти в Арктическом регионе определяется наличием береговых пунктов базирования. Такие пункты расположены в Диксоне, Тикси, Певеке, Провидении и пос. Мыс Каменный в Обской губе. Современная особенность таких пунктов – это оснащение мобильным компактным оборудованием, способным работать при отрицательных температурах в ледовых условиях и на свободной ото льда акватории и берегу. Оборудование хранится в контейнерах, оно готово к оперативной доставке как на судах, так и на вертолетах.

Новые услуги и новое пополнение

С 2016 года Морская спасательная служба приступила к оказанию услуг по комплексному обеспечению шельфовых проектов, включая буксировку буровых платформ на точку бурения, заводку якорей, снабжение буровых платформ и перевозку персонала. Кроме того, началась перевозка радиоактивных и взрывчатых веществ.

В 2017 году состав флота пополнился судном обеспечения якорезаводчиком «Умка» проекта UT72. Судно уже приняло участие в нескольких проектах, в том числе буксировке плавучей атомной электростанции «Академик Ломоносов» из Санкт-Петербурга в Мурманск. Кроме того, оно выполняло геофизические работы и работы с ROV-аппаратами по договорам с компанией «Фертоинг» в акваториях Карского и Баренцева морей и получило хорошие отзывы о работе экипажа. В 2018 году Морспасслужба приобрела еще два судна такого же проекта – «Нарвал» и «Сивуч». В нынешнем году они оба будут участвовать в арктических шельфовых проектах. Если «Умка» станет осуществлять снабжение платформы СПБУ «Арктическая» в Карском море, то «Нарвал» – снабжение платформы СПБУ «Амазон» в Обской губе, а «Сивуч» – аварийно-спасательное дежурство у СПБУ «Арктическая» (для этого на нем есть медицинские помещения, установлены спасательные катера и оборудование для ликвидации аварийных разливов нефти).

На шельфовых проектах

Флот Морспасслужбы имеет 5 судов проекта В-92 тип «Нефтегаз». Благодаря постоянной работе по поддержанию технической готовности судов на должном уровне продолжается привлечение их на шельфовые проекты. Экипажи имеют опыт работы по несению аварийно-спасательного дежурства у буровых платформ, проведению буксировочных работ.

В 2016-2017 годах суда данного проекта «Ясный» и «Капитан Мартышкин» осуществляли буксировку, постановку на точку бурения и снабжение СПБУ «Арктическая» в Балтийском море. В этом году эти же суда участвуют в обеспечении работы буровой платформы «Амазон» в Обской губе.

Судно обеспечения проекта 2262 «Светломор-3» также участвовало в шельфовых проектах на Долгинском месторождении и как АСС, и как судно снабжение, имеет опыт морских буксировок по трассе Севморпути.

В ноябре 2017 года судовой состав службы пополнился судном специального назначения «Балтийский исследователь» 2013 года постройки. Его отличительными особенностями является наличие системы динамического позиционирования DP-2, открытой палубы площадью 580 кв. м для размещения различного оборудования и НТПА, водолазной шахты 4,5х4,5 м. В 2018 году судно принимало участие в исследовательских работах в Балтийском море.

В 2017 году принято в эксплуатацию судно специального назначения – катамаран «Игорь Ильин». Оно обладает системой динамического позиционирования DP1, водолазной шахтой 2,5х2,5 м. Площадь палубы позволяет разместить контейнерный водолазный комплекс или НТПА. В 2017 году судно участвовало в проекте «Северный поток-2». В 2018 году проводит исследовательские работы в Баренцевом море

В интересах компаний, осуществляющих работы в Арктическом регионе, Морспасслужба организует управление ледовыми операциями и совместно с компанией ИЭПИ осуществляет спутниковый ледовый и экологический мониторинг.

Компания ИЭПИ занимается спутниковым слежением за экологической и ледовой обстановкой. Составляется анализ и прогнозирование развития ситуации. Беспилотными летательными аппаратами производится ежедневный облет акватории, выявление потенциальных угроз и перепроверка полученных спутниковых данных. На потенциальные угрозы устанавливаются радиомаяки для постоянного контроля перемещения на акватории.

При возникновении реальной ледовой угрозы для буровой платформы производится корректировка дрейфа айсберга: заводка специальной сети за айсберг и его буксировка на заранее смоделированную траекторию.

Развитие

Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров, а также по подводно-техническому сопровождению глубоководных операций различной степени сложности с помощью телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (ТНПА).

Имеются в наличии высокотехнологичные роботизированные системы, которые позволяют инспектировать имеющиеся подводные объекты, исследовать причины аварий, вести подводное строительство и обследовать дно на различных глубинах. Наш самый мощный ТНПА «КВАЗАР» производства SMD (Великобритания) может поднять объект весом до 500 кг, работать при течениях свыше 3 узлов. Он оснащен двумя манипуляторами, которыми можно выполнять тонкие операции – например, вдеть трос в ушко скобы на глубине до 3000 м. Открытая гидравлическая система позволяет быстро подключать любые гидравлические инструменты – размывные помпы, тросорез (режет стальные тросы диаметром до 75 мм), гидравлические пилы и др.

Комплекс рабочего телеуправляемого необитаемого подводного аппарата «Ягуар» производства SAAB (Швеция) предназначен для проведения поисково-обследовательских, а также подводно-технических работ на глубинах до 3000 м. «Ягуар» способен выполнять широкий спектр подводных работ, в том числе осмотровые, спасательные операции, остропку и извлечение крупных предметов со дна, работы по обеспечению объектов нефтегазового комплекса. Не так давно парк ТНПА Морспасслужбы пополнил Seaeye Falcon – один из самых успешных подводных электрических роботизированных систем своего класса. Легкий и портативный для быстрого развертывания, универсальный Falcon рассчитан на глубину до 300 метров. Falcon оснащен усовершенствованным интеллектуальным программным обеспечением, позволяющим получать улучшенные данные по управлению транспортным средством и диагностикой, а также возможностью настройки пилотного дисплея и включения таких функций, как динамическое позиционирование. Кроме этих, у Морспасслужбы есть еще 7 аппаратов различного класса.

Имея абсолютно уникальную материально-техническую базу и опыт, обладая наибольшим в стране флотом судов с динамическим позиционированием, большим количеством ТНПА разного класса, Морспасслужба является лидером по предоставлению всех видов услуг ТНПА, подводных инспекций самого высокого класса сложности с использованием всего спектра существующего в мире геофизического оборудования.

Одним из направлений развития является оказание помощи буровым компаниям в ликвидации ЧС, связанных с открытым фонтанированием подводных скважин.

В рамках реализации этого направления в 2018 году Морспасслужба проводит подготовку 36 спасателей в учебном центре ФГАУ «Северо-Восточная противофонтанная военизированная часть» по программе «Проведение противофонтанных работ». Кроме того, в июне специалисты учреждения, а именно оператор НТПА, капитан спасательного судна «Берингов пролив» и инженерные работники аварийно-спасательной службы прошли тренинги по глушению аварийных скважин на базе компании «Хеллибертон» в Дубае.

Морской флот №4 (2018)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Дипломы выпускникам Ушаковки впервые вручены на причале под сенью флагов расцвечивания учебного фрегата «Херсонес»

Дипломы выпускникам Ушаковки впервые вручены на причале под сенью флагов расцвечивания учебного фрегата «Херсонес» Впервые за 44-летнюю историю Государственного морского университета имени адмирала Федора Федоровича...

Соловецкий учебный отряд отметил 80-летие

Соловецкий учебный отряд отметил 80-летие Митинг памяти и шлюпочные гонки прошли в пятницу на Соловках в честь 80-летия со дня создания Солове...

Российская экономика

Россия планирует поставлять в Кувейт пшеницу и кукурузу

Россия планирует поставлять в Кувейт пшеницу и кукурузу Российские производители намерены поставлять в Кувейт пшеницу и кукурузу.

Лавров рассказал о позиции Дании по «Северному потоку 2»

Лавров рассказал о позиции Дании по «Северному потоку 2» В Москве расценивают затягивание Данией рассмотрения заявок Nord Stream 2 AG как нарушение принципов...

Транспортная политика

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации 122-я сессия Совета ИМО состоялась в штаб-квартире ИМО в период с 15 по 19 июля. В ее работе приняли...

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Морские порты

В Калининградском порту прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море

В Калининградском порту прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море В морском порту Калининград прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море.

«Востокуголь» приобрел у «Суммы» проект строительства угольного терминала в Приморье - СМИ

«Востокуголь» приобрел у «Суммы» проект строительства угольного терминала в Приморье - СМИ УК «Востокуголь» закрыло сделку по покупке проекта угольного терминала «Север» у ООО «Открытый порт...




Морской транспорт

В Гибралтаре суд продлил задержание иранского танкера Grace 1 на 30 дней

В Гибралтаре суд продлил задержание иранского танкера Grace 1 на 30 дней Верховный суд Гибралтара предоставил властям право на задержание иранского супертанкера Grace 1 еще ...

У пирса дальних линий в морском порту Мурманск ошвартовался первый в 2019 году круизный лайнер

У пирса дальних линий в морском порту Мурманск ошвартовался первый в 2019 году круизный лайнер Круизный лайнер Nautica длиной 181 метр ошвартовался у пирса дальних линий Мурманского филиала ФГУП ...

Речной транспорт

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП 144 единицы флота ПАО «ЛОРП» находятся в эксплуатации по состоянию на 18 июля. Всего сначала навигац...

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Ж/Д транспорт

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах Акционерного ...

Вопрос исключения РЖД из сферы грузовых перевозок требует глубокой проработки – Акимов

Вопрос исключения РЖД из сферы грузовых перевозок требует глубокой проработки – Акимов Вопрос прекращения деятельности «Российских железных дорог» на рынке грузовых перевозок требует глуб...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...