Экспорт вместо интервенций

Грузовая база
Экспорт вместо интервенций

Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и превысив показатель предыдущего года почти на 15 млн тонн. В результате на внутреннем рынке сформировался значительный объем запасов, оказывающий давление на внутренние цены. Убрать излишки зерна с рынка государство решило путем субсидирования железнодорожных перевозок из отдаленных регионов, впервые за несколько лет отказавшись от проведения закупочных интервенций. Как итог, экспорт зерна тоже стал рекордным – 55,4 млн тонн по сравнению с 37 млн тонн годом ранее.

Но можно ли ставить крест на интервенциях как одном из механизмов регулирования зернового рынка и поддержки сельхозпроизводителей, тем более что их изрядно критикуют отраслевые эксперты? Попробуем разобраться.

Галина Музлова

Механизм закупочных (закупка государством зерна) и товарных (продажа зерна из государственного интервенционного фонда – ГИФ) интервенций действует в России с 2001 года. Он направлен на стабилизацию цен на рынке зерна и поддержку сельхозпроизводителей. В период сбора урожая, когда цены падают до минимального уровня, государство выкупает у производителей излишки зерна и помещает его в хранилища, чтобы прекратить его удешевление, при росте цен – продает зерно из ГИФ и тем самым останавливает его подорожание.

Неработающий или неактуальный механизм?

В период 2008-2016 годов, в зависимости от ситуации с урожаем, государство приобретало в интервенционный фонд от 0,4 млн до 10 млн тонн зерна в год, максимальный объем был закуплен в 2008/09 сельхозгоду. Всего, по данным Минсельхоза, по состоянию на начало 2018 года в ГИФ хранилось около 4 млн тонн зерна.

Считается, что интервенции позволяли исправлять перекосы рынка в пиковые периоды и даже давали возможность многим сельхозпредприятиям избежать банкротства, получить кредиты и обновить основные фонды, включая посевную и уборочную технику. Кроме того, созданный страховочный объем зерна при засухе 2010 года помог обеспечить внутренние потребности страны без привлечения импорта.

Впрочем, на этот счет есть и другое мнение. «Зерновые интервенции – изначально неработающая концептуальная идея, – считает Андрей Сизов, директор аналитического центра «СовЭкон». – Ведь цена на внутреннем рынке определяется в первую очередь мировой ценой, не говоря уже о том, что цены на рынке в принципе не нуждаются в каком-либо механизме регулирования».

Эксперт обращает внимание на высокую стоимость этого механизма и приводит следующие данные. Расходы на транспортировку, хранение, страховку и т.д. составляют десятки процентов от стоимости зерна. К примеру, около 70 рублей за тонну в месяц стоит хранение зерна, в год это 840 рублей, за три года – более 2500 рублей. Если добавить сюда затраты на транспортировку до элеватора, отгрузку, стоимость страховки и кредита в «Россельхозбанке» (зерно в ГИФ приобретается на кредитные средства. – Прим. ред.), получается далеко за 3000 рублей за тонну. В масштабах страны это миллиарды рублей в год, а в конечной стоимости тонны продукции (допустим, 8000 рублей) – более трети.

«В большинстве стран с развитым сельским хозяйством цены не регулируются, – говорит А.Сизов. – При сильном снижении цен на зерно могут приниматься меры, направленные на поддержку уровня доходов сельхозпроизводителей: например, они просто получают доплату, рассчитанную на основе разницы между сложившейся ценой и пороговой. Так, если пороговая цена была установлена 6000 руб./т, а цены на рынке «провалились» до 5000 руб./т, сельхозпроизводитель получает доплату 1000 руб./т».

Однако надо учитывать и тот факт, что интервенции были введены в период, когда уровень валового сбора зерна не превышал 80 млн тонн, что было близко к уровню потребления, экспорт был незначителен (рис. 1), и единственным фактором, влияющим на российский зерновой рынок, был внутренний потребительский спрос.

В последующие годы в рамках реализации госпрограммы развития АПК производство зерна выросло и превысило 100 млн тонн, а поскольку рост потребления заметно отставал от роста производства, отрасль приобрела экспортную направленность. В этой ситуации государство получило возможность санировать внутренний рынок еще одним способом – стимулированием экспорта, которому и было отдано предпочтение перед закупочными интервенциями в 2017/18 сельхозгоду.

Рис. 1. Динамика производства и экспорта зерна в России в 2007/08-2018/19 с/х гг.

Источник: АО «Русагротранс».

Экспортный акцент

«В прошлом году у государства не было средств на закупочные интервенции в том масштабе, в котором они проводились в предыдущие годы, – объясняет Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза (РЗС). – Был выбор провести закупки зерна в минимальном объеме или направить имеющиеся средства на субсидирование транспортного тарифа, который был решен в пользу второй меры».

Напомним, субсидии на перевозку зерна по железной дороге в направлении портов были введены в декабре 2017 года для 13 регионов: Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Тамбовской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Курганской, Новосибирской и Омской областей. Из этих регионов зерно могло вывозиться без взимания провозной платы с грузоотправителей, с возмещением ОАО «РЖД» потерь из федерального бюджета. Первоначально льготы были установлены до 30 июня 2018 года, но Минсельхоз в проекте постановления правительства, опубликованном в июне 2018 года, предложил продлить их действие еще на один календарный год.

Расчет государства оказался верным – эффект от транспортной субсидии превысил возможный эффект от закупочных интервенций на ту же сумму. Весьма красноречиво это показал рост экспорта, составивший в 2017/18 году 55,2 млн тонн зерна, включая зернобобовые, муку и вывоз в страны ЕАЭС, против 37 млн тонн годом ранее. Кроме того, по данным АО «Русагротранс», рекордные отгрузки на экспорт по железной дороге в 2017/18 сезоне были осуществлены не только из основных зернопроизводящих областей, но и из удаленных от портов Оренбургской, Омской и Новосибирской областей.

Также сезон 2017/18 характеризовался рекордными значениями перевалки по всем направлениям, в особенности через порты Новороссийск, Туапсе, Кавказ, малые порты, а также порты Прибалтики и Каспия (табл. 1). По данным АО «Русагротранс», экспорт зерна через российские порты вырос с 32,7 млн тонн в 2016/17 году до 50,7 млн тонн в 2017/18 при мощности российских портов около 55 млн тонн.

Интересно, что в следующем сезоне Минсельхоз предлагает исключить из-под действия льготы восемь регионов Центрального и Приволжского федеральных округов, оставив лишь Оренбургскую, Курганскую, Новосибирскую и Омскую области, и распространить льготные перевозки на Красноярский край. В сезоне 2018/19 Минсельхоз рассчитывает просубсидировать перевозку 1,02 млн тонн зерна против 3,18 млн тонн в текущем сельхозгоду.

Такое решение объясняется не только целью программы переместить экспортный спрос на зерно в наиболее удаленные от портов регионы, но и прогнозами производства и экспорта зерна в 2018/19 году. По оценкам специалистов, в следующем году ожидается снижение урожая до 111,6 млн тонн, который, впрочем, будет третьим по величине за всю историю постсоветской России.

За счет высоких переходящих запасов и благоприятной ценовой конъюнктуры экспорт зерна может составить до 42 млн тонн, считают эксперты «Русагротранса». По прогнозу «Сов­Экон», урожай может составить 109,9 млн тонн, экспорт – 44,8 млн тонн, по прогнозу РЗС – 107-112 млн тонн и 35-37 млн тонн соответственно. Однако в последующие годы эксперты не исключают возобновления роста урожая и экспорта зерна.

Таблица 1. Экспорт зерна по основным направлениям в 2016/17–2017/18 с/х гг., млн тонн (предварительные данные)

Порт/погранпереход

2016/17

2017/18

Малые порты АЧБ

4 349

4 174

Новороссийск

12 238

17 777

Туапсе

1 612

2 417

Тамань

3 296

3 935

Кавказ

5 969

11 856

Порты Крыма

222

392

Порты Балтики

1 485

2 929

Шиповка, Светлый (КЛГ)

791

1 124

Порты Балтики (другие)

695

1 805

Порты Каспия

1 426

1 695

Азербайджан

1 091

1 429

Прочие направления (порты и п/п ДВ, Актау и другие)

3 733

6 601

ИТОГО

35 419

53 206

Источник: АО «Русагротранс»

Изменить механизм интервенций и не ограничиваться ими

В связи с тем, что субсидирование экспортных перевозок показало себя более эффективным механизмом по сравнению с интервенциями, возникает вопрос о целесообразности проведения последних в будущем. «В текущем сельскохозяйственном году потребности в проведении закупочных интервенций нет, поскольку рыночная цена на зерно держится на достаточно высоком уровне, – рассуждает А.Злочевский. – Проводить интервенции следует в условиях низкой цены на зерно в последующие сезоны, но переходить при этом на более эффективный их механизм».

Механизм госинтервенций, который предлагает РЗС, основан на понятии минимально гарантированных цен (МГЦ) – они строго фиксированы, а их уровень всегда ниже рыночных. При использовании этой схемы государство должно взять на себя обязательства по покупке по МГЦ любого предоставленного ему объема зерна с возможностью обратного выкупа.

Новая схема, по словам президента РЗС, предполагает, что производитель зерна сдает его государству «в залог», благодаря чему получает лучшие условия привлечения денег по сравнению с условиями, предлагаемыми банком. Хранение зерна будет оплачивать сам производитель за счет привлеченных залоговых средств, а стоимость хранения окупится последующей продажей зерна по рыночной стоимости.

Механизм, основанный на МГЦ, будет и менее затратным для госбюджета по сравнению с действующей схемой интервенций. «Если такой механизм будет реализован, он превратит интервенции из инструмента субсидирования сельхозпроизводителя в инструмент регулирования рыночной ситуации, а также поможет привлечению дешевых финансовых ресурсов в отрасль», – заключает А.Злочевский.

По его словам, несколько лет назад Минсельхоз признал необходимость перехода на данную схему интервенций, однако системного решения принято не было. «Единственным прогрессивным моментом в данном направлении можно считать отправку зерна на экспорт из ГИФ, состоявшуюся в прошлом году», – отмечает президент РЗС.

Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что поддержка рынка зерна не должна быть ограничена одной-двумя мерами. В зависимости от особенностей и возможностей того или иного региона следует использовать совокупность всех возможных мер, что поможет повысить рентабельность производства зерна.

Так, по мнению экспертов Национального союза зернопроизводителей (НСЗ), комплекс мер должен предусматривать, во-первых, оперативные решения: не только уже известные зерновые интервенции и субсидирование стоимости железнодорожных перевозок, но и меры по стимулированию экспорта зерна путем совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры, создания портовых и перегрузочных сухопутных зерновых терминалов и оказания поддержки по продвижению российского зерна за рубежом. Кроме того, поддержкой рынку могут стать предоставление льготных кредитов переработчикам на покупку сырья, а также стимулирование экспорта муки.

Во-вторых, считают эксперты НСЗ, рынку нужны долгосрочные решения, направленные на расширение географии экспортных поставок зерна, стимулирование развития животноводства в профицитных регионах, организацию глубокой переработки зерна.

Пока среди возможного комплекса мер реализуются лишь транспортный и экспортный компоненты, а зерновой отрасли есть куда расти не только количественно, но и качественно.

Морские порты №6 (2018)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

В ЕС пока не прокомментировали новые санкции по керченскому инциденту

В ЕС пока не прокомментировали новые санкции по керченскому инциденту Официальные источники в ЕС не готовы комментировать сообщения СМИ о том, что в Евросоюзе согласованы...

В Хельсинки прошла российско-финляндская встреча в рамках соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтики

В Хельсинки прошла российско-финляндская встреча в рамках соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтики По приглашению Министерства внутренних дел Финляндии 12-13 февраля здесь состоялась очередная совмес...

Российская экономика

Минэкономразвития продолжает поиск инвестора для приватизации «Совкомфлота»

Минэкономразвития продолжает поиск инвестора для приватизации «Совкомфлота» Государство планирует снизить свою долю в «Совкомфлоте» со 100% до 25% плюс 1 акция. Однако ...

«Газпром» начнет поставки газа в Китай с 1 декабря

«Газпром» начнет поставки газа в Китай с 1 декабря «Газпром» планирует начать поставки газа в Китай по «западному маршруту» с 1 декабря 2019 года, рань...

Транспортная политика

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага Количество требований для судов российского флага сегодня значительно больше, чем для иностранных су...

Морские порты

В ММТП началась подготовка к «арктической» грузовой кампании

В ММТП началась подготовка к «арктической» грузовой кампании В Мурманском морском торговом порту началась подготовка груза к отправке в рамках «арктической» груз...

Грузооборот рыбы в ММРП в январе упал на 48%

Грузооборот рыбы в ММРП в январе упал на 48% Первый месяц 2019 года оказался рекордно плохим по объемам доставки рыбы в порт. В январе услугами М...




Морской транспорт

План развития совместной с Сирией судоходной компании будет готов к 1 марта

План развития совместной с Сирией судоходной компании будет готов к 1 марта План развития и формирования совместной крымско-сирийской судоходной компании будет   гото...

Viking Line увеличил прибыль, несмотря на внешние факторы

Viking Line увеличил прибыль, несмотря на внешние факторы В 2018 году концерн Viking Line заработал 497,8 млн. евро. Обслуживание пассажиров принесло компании...

Речной транспорт

В Волжском бассейне по итогам навигации-2018 показали рост зерновые и лесные грузы

В Волжском бассейне по итогам навигации-2018 показали рост зерновые и лесные грузы Замруководителя Росморречфлота Александр Пошивай принял участие в совместном  заседании ру...

Дневник судоремонта. Жатайцы идут в графике

Дневник судоремонта. Жатайцы идут в графике На календаре последний зимний месяц – февраль. Основной показатель подготовки к навигации – это сдач...

Ж/Д транспорт

На Северной железной дороге в 2019 году будет отремонтировано около 500 километров пути

На Северной железной дороге в 2019 году будет отремонтировано около 500 километров пути В 2019 году для повышения надежности железнодорожной инфраструктуры планом ремонтно-путевых работ на...

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства Государственно-частные партнерства способствуют созданию и реализации национальных инфраструктурных ...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...