Экспорт вместо интервенций

Грузовая база
Экспорт вместо интервенций

Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и превысив показатель предыдущего года почти на 15 млн тонн. В результате на внутреннем рынке сформировался значительный объем запасов, оказывающий давление на внутренние цены. Убрать излишки зерна с рынка государство решило путем субсидирования железнодорожных перевозок из отдаленных регионов, впервые за несколько лет отказавшись от проведения закупочных интервенций. Как итог, экспорт зерна тоже стал рекордным – 55,4 млн тонн по сравнению с 37 млн тонн годом ранее.

Но можно ли ставить крест на интервенциях как одном из механизмов регулирования зернового рынка и поддержки сельхозпроизводителей, тем более что их изрядно критикуют отраслевые эксперты? Попробуем разобраться.

Галина Музлова

Механизм закупочных (закупка государством зерна) и товарных (продажа зерна из государственного интервенционного фонда – ГИФ) интервенций действует в России с 2001 года. Он направлен на стабилизацию цен на рынке зерна и поддержку сельхозпроизводителей. В период сбора урожая, когда цены падают до минимального уровня, государство выкупает у производителей излишки зерна и помещает его в хранилища, чтобы прекратить его удешевление, при росте цен – продает зерно из ГИФ и тем самым останавливает его подорожание.

Неработающий или неактуальный механизм?

В период 2008-2016 годов, в зависимости от ситуации с урожаем, государство приобретало в интервенционный фонд от 0,4 млн до 10 млн тонн зерна в год, максимальный объем был закуплен в 2008/09 сельхозгоду. Всего, по данным Минсельхоза, по состоянию на начало 2018 года в ГИФ хранилось около 4 млн тонн зерна.

Считается, что интервенции позволяли исправлять перекосы рынка в пиковые периоды и даже давали возможность многим сельхозпредприятиям избежать банкротства, получить кредиты и обновить основные фонды, включая посевную и уборочную технику. Кроме того, созданный страховочный объем зерна при засухе 2010 года помог обеспечить внутренние потребности страны без привлечения импорта.

Впрочем, на этот счет есть и другое мнение. «Зерновые интервенции – изначально неработающая концептуальная идея, – считает Андрей Сизов, директор аналитического центра «СовЭкон». – Ведь цена на внутреннем рынке определяется в первую очередь мировой ценой, не говоря уже о том, что цены на рынке в принципе не нуждаются в каком-либо механизме регулирования».

Эксперт обращает внимание на высокую стоимость этого механизма и приводит следующие данные. Расходы на транспортировку, хранение, страховку и т.д. составляют десятки процентов от стоимости зерна. К примеру, около 70 рублей за тонну в месяц стоит хранение зерна, в год это 840 рублей, за три года – более 2500 рублей. Если добавить сюда затраты на транспортировку до элеватора, отгрузку, стоимость страховки и кредита в «Россельхозбанке» (зерно в ГИФ приобретается на кредитные средства. – Прим. ред.), получается далеко за 3000 рублей за тонну. В масштабах страны это миллиарды рублей в год, а в конечной стоимости тонны продукции (допустим, 8000 рублей) – более трети.

«В большинстве стран с развитым сельским хозяйством цены не регулируются, – говорит А.Сизов. – При сильном снижении цен на зерно могут приниматься меры, направленные на поддержку уровня доходов сельхозпроизводителей: например, они просто получают доплату, рассчитанную на основе разницы между сложившейся ценой и пороговой. Так, если пороговая цена была установлена 6000 руб./т, а цены на рынке «провалились» до 5000 руб./т, сельхозпроизводитель получает доплату 1000 руб./т».

Однако надо учитывать и тот факт, что интервенции были введены в период, когда уровень валового сбора зерна не превышал 80 млн тонн, что было близко к уровню потребления, экспорт был незначителен (рис. 1), и единственным фактором, влияющим на российский зерновой рынок, был внутренний потребительский спрос.

В последующие годы в рамках реализации госпрограммы развития АПК производство зерна выросло и превысило 100 млн тонн, а поскольку рост потребления заметно отставал от роста производства, отрасль приобрела экспортную направленность. В этой ситуации государство получило возможность санировать внутренний рынок еще одним способом – стимулированием экспорта, которому и было отдано предпочтение перед закупочными интервенциями в 2017/18 сельхозгоду.

Рис. 1. Динамика производства и экспорта зерна в России в 2007/08-2018/19 с/х гг.

Источник: АО «Русагротранс».

Экспортный акцент

«В прошлом году у государства не было средств на закупочные интервенции в том масштабе, в котором они проводились в предыдущие годы, – объясняет Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза (РЗС). – Был выбор провести закупки зерна в минимальном объеме или направить имеющиеся средства на субсидирование транспортного тарифа, который был решен в пользу второй меры».

Напомним, субсидии на перевозку зерна по железной дороге в направлении портов были введены в декабре 2017 года для 13 регионов: Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Тамбовской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Курганской, Новосибирской и Омской областей. Из этих регионов зерно могло вывозиться без взимания провозной платы с грузоотправителей, с возмещением ОАО «РЖД» потерь из федерального бюджета. Первоначально льготы были установлены до 30 июня 2018 года, но Минсельхоз в проекте постановления правительства, опубликованном в июне 2018 года, предложил продлить их действие еще на один календарный год.

Расчет государства оказался верным – эффект от транспортной субсидии превысил возможный эффект от закупочных интервенций на ту же сумму. Весьма красноречиво это показал рост экспорта, составивший в 2017/18 году 55,2 млн тонн зерна, включая зернобобовые, муку и вывоз в страны ЕАЭС, против 37 млн тонн годом ранее. Кроме того, по данным АО «Русагротранс», рекордные отгрузки на экспорт по железной дороге в 2017/18 сезоне были осуществлены не только из основных зернопроизводящих областей, но и из удаленных от портов Оренбургской, Омской и Новосибирской областей.

Также сезон 2017/18 характеризовался рекордными значениями перевалки по всем направлениям, в особенности через порты Новороссийск, Туапсе, Кавказ, малые порты, а также порты Прибалтики и Каспия (табл. 1). По данным АО «Русагротранс», экспорт зерна через российские порты вырос с 32,7 млн тонн в 2016/17 году до 50,7 млн тонн в 2017/18 при мощности российских портов около 55 млн тонн.

Интересно, что в следующем сезоне Минсельхоз предлагает исключить из-под действия льготы восемь регионов Центрального и Приволжского федеральных округов, оставив лишь Оренбургскую, Курганскую, Новосибирскую и Омскую области, и распространить льготные перевозки на Красноярский край. В сезоне 2018/19 Минсельхоз рассчитывает просубсидировать перевозку 1,02 млн тонн зерна против 3,18 млн тонн в текущем сельхозгоду.

Такое решение объясняется не только целью программы переместить экспортный спрос на зерно в наиболее удаленные от портов регионы, но и прогнозами производства и экспорта зерна в 2018/19 году. По оценкам специалистов, в следующем году ожидается снижение урожая до 111,6 млн тонн, который, впрочем, будет третьим по величине за всю историю постсоветской России.

За счет высоких переходящих запасов и благоприятной ценовой конъюнктуры экспорт зерна может составить до 42 млн тонн, считают эксперты «Русагротранса». По прогнозу «Сов­Экон», урожай может составить 109,9 млн тонн, экспорт – 44,8 млн тонн, по прогнозу РЗС – 107-112 млн тонн и 35-37 млн тонн соответственно. Однако в последующие годы эксперты не исключают возобновления роста урожая и экспорта зерна.

Таблица 1. Экспорт зерна по основным направлениям в 2016/17–2017/18 с/х гг., млн тонн (предварительные данные)

Порт/погранпереход

2016/17

2017/18

Малые порты АЧБ

4 349

4 174

Новороссийск

12 238

17 777

Туапсе

1 612

2 417

Тамань

3 296

3 935

Кавказ

5 969

11 856

Порты Крыма

222

392

Порты Балтики

1 485

2 929

Шиповка, Светлый (КЛГ)

791

1 124

Порты Балтики (другие)

695

1 805

Порты Каспия

1 426

1 695

Азербайджан

1 091

1 429

Прочие направления (порты и п/п ДВ, Актау и другие)

3 733

6 601

ИТОГО

35 419

53 206

Источник: АО «Русагротранс»

Изменить механизм интервенций и не ограничиваться ими

В связи с тем, что субсидирование экспортных перевозок показало себя более эффективным механизмом по сравнению с интервенциями, возникает вопрос о целесообразности проведения последних в будущем. «В текущем сельскохозяйственном году потребности в проведении закупочных интервенций нет, поскольку рыночная цена на зерно держится на достаточно высоком уровне, – рассуждает А.Злочевский. – Проводить интервенции следует в условиях низкой цены на зерно в последующие сезоны, но переходить при этом на более эффективный их механизм».

Механизм госинтервенций, который предлагает РЗС, основан на понятии минимально гарантированных цен (МГЦ) – они строго фиксированы, а их уровень всегда ниже рыночных. При использовании этой схемы государство должно взять на себя обязательства по покупке по МГЦ любого предоставленного ему объема зерна с возможностью обратного выкупа.

Новая схема, по словам президента РЗС, предполагает, что производитель зерна сдает его государству «в залог», благодаря чему получает лучшие условия привлечения денег по сравнению с условиями, предлагаемыми банком. Хранение зерна будет оплачивать сам производитель за счет привлеченных залоговых средств, а стоимость хранения окупится последующей продажей зерна по рыночной стоимости.

Механизм, основанный на МГЦ, будет и менее затратным для госбюджета по сравнению с действующей схемой интервенций. «Если такой механизм будет реализован, он превратит интервенции из инструмента субсидирования сельхозпроизводителя в инструмент регулирования рыночной ситуации, а также поможет привлечению дешевых финансовых ресурсов в отрасль», – заключает А.Злочевский.

По его словам, несколько лет назад Минсельхоз признал необходимость перехода на данную схему интервенций, однако системного решения принято не было. «Единственным прогрессивным моментом в данном направлении можно считать отправку зерна на экспорт из ГИФ, состоявшуюся в прошлом году», – отмечает президент РЗС.

Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что поддержка рынка зерна не должна быть ограничена одной-двумя мерами. В зависимости от особенностей и возможностей того или иного региона следует использовать совокупность всех возможных мер, что поможет повысить рентабельность производства зерна.

Так, по мнению экспертов Национального союза зернопроизводителей (НСЗ), комплекс мер должен предусматривать, во-первых, оперативные решения: не только уже известные зерновые интервенции и субсидирование стоимости железнодорожных перевозок, но и меры по стимулированию экспорта зерна путем совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры, создания портовых и перегрузочных сухопутных зерновых терминалов и оказания поддержки по продвижению российского зерна за рубежом. Кроме того, поддержкой рынку могут стать предоставление льготных кредитов переработчикам на покупку сырья, а также стимулирование экспорта муки.

Во-вторых, считают эксперты НСЗ, рынку нужны долгосрочные решения, направленные на расширение географии экспортных поставок зерна, стимулирование развития животноводства в профицитных регионах, организацию глубокой переработки зерна.

Пока среди возможного комплекса мер реализуются лишь транспортный и экспортный компоненты, а зерновой отрасли есть куда расти не только количественно, но и качественно.

Морские порты №6 (2018)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

НИИ океанографии отказался от вылова косаток в 2020 году, но не белух

НИИ океанографии отказался от вылова косаток в 2020 году, но не белух Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) иск...

Итоги работы Краснодарской таможни в 1 квартале 2019 года

Итоги работы Краснодарской таможни в 1 квартале 2019 года В 1 квартале 2019 года в доход федерального бюджета перечислено таможенных и иных платежей, админист...

Российская экономика

Государство поддержит создание виртуальной платформы для беспилотного судовождения

Государство поддержит создание виртуальной платформы для беспилотного судовождения Поддержку получит компания, создающая платформу виртуального моделирования безэкипажного судовождени...

Мурманский транспортный узел обеспечат энергетической инфраструктурой до конца года

Мурманский транспортный узел обеспечат энергетической инфраструктурой до конца года Планируемый объем инвестиций составит 788 млн рублей.

Транспортная политика

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума Объем транзитных грузоперевозок из России через Эстонию за последние четыре года достиг историческог...

Медведев рассказал о планах расширения крупнейших транспортных магистралей

Медведев рассказал о планах расширения крупнейших транспортных магистралей Премьер-министр РФ Дмитрий   Медведев, выступая с ежегодным отчетом в Госдуме, сообщил о&n...

Морские порты

АО «Ростерминалуголь» наращивает объемы: 13 апреля на терминале выгружено 1244 вагона

АО «Ростерминалуголь» наращивает объемы:  13 апреля на терминале выгружено 1244 вагона АО «Ростерминалуголь» отмечает рост выгрузки вагонов в апреле 2019 года относительно результатов за ...

Находкинский морской торговый порт прошел государственную экологическую экспертизу

Находкинский морской торговый порт прошел государственную экологическую экспертизу Находкинский морской торговый порт получил положительное заключение государственной экологической эк...




Морской транспорт

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках Чистый убыток голландской судостроительной компании Damen Shipyards Group по итогам 2018 года состав...

На атомный ледокол «Сибирь» погружен турбогенератор левого борта

На атомный ледокол «Сибирь» погружен турбогенератор левого борта Специалисты АО «Балтийский завод» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) произв...

Речной транспорт

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания Новые санкции РФ также коснутся угля, продукции машиностроения и легкой промышленности.

Углубление дна Оби позволило увеличить грузопоток в Алтайском крае на 3 млн тонн за 5 лет

Углубление дна Оби позволило увеличить грузопоток в Алтайском крае на 3 млн тонн за 5 лет Углубление дна реки Обь в Алтайском   крае и увеличение продолжительности навигации позвол...

Ж/Д транспорт

«Трансконтейнер» планирует направить на дивиденды-2018 75% прибыли, или 6,67 млрд рублей

«Трансконтейнер» планирует направить на дивиденды-2018 75% прибыли, или 6,67 млрд рублей Совет директоров ПАО «Трансконтейнер» рекомендовал общему собранию акционеров   утвердить ...

«Трансконтейнер» в I квартале увеличил перевозки на 7,7% на фоне роста импорта и транзита

«Трансконтейнер» в I квартале увеличил перевозки на 7,7% на фоне роста импорта и транзита «Трансконтейнер» в первом квартале 2019 года увеличил объем контейнерных перевозок на 7,7% по ср...

Авто транспорт

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста При этом на участках протяженностью более 50 км выполнят капитальные работы, сообщает ФКУ Упрдор Мос...

Проезд по трассе М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6%

Проезд по трассе М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6% Стоимость проезда по всем   платным участкам трассы М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6&...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...