Экспорт вместо интервенций

Грузовая база
Экспорт вместо интервенций

Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и превысив показатель предыдущего года почти на 15 млн тонн. В результате на внутреннем рынке сформировался значительный объем запасов, оказывающий давление на внутренние цены. Убрать излишки зерна с рынка государство решило путем субсидирования железнодорожных перевозок из отдаленных регионов, впервые за несколько лет отказавшись от проведения закупочных интервенций. Как итог, экспорт зерна тоже стал рекордным – 55,4 млн тонн по сравнению с 37 млн тонн годом ранее.

Но можно ли ставить крест на интервенциях как одном из механизмов регулирования зернового рынка и поддержки сельхозпроизводителей, тем более что их изрядно критикуют отраслевые эксперты? Попробуем разобраться.

Галина Музлова

Механизм закупочных (закупка государством зерна) и товарных (продажа зерна из государственного интервенционного фонда – ГИФ) интервенций действует в России с 2001 года. Он направлен на стабилизацию цен на рынке зерна и поддержку сельхозпроизводителей. В период сбора урожая, когда цены падают до минимального уровня, государство выкупает у производителей излишки зерна и помещает его в хранилища, чтобы прекратить его удешевление, при росте цен – продает зерно из ГИФ и тем самым останавливает его подорожание.

Неработающий или неактуальный механизм?

В период 2008-2016 годов, в зависимости от ситуации с урожаем, государство приобретало в интервенционный фонд от 0,4 млн до 10 млн тонн зерна в год, максимальный объем был закуплен в 2008/09 сельхозгоду. Всего, по данным Минсельхоза, по состоянию на начало 2018 года в ГИФ хранилось около 4 млн тонн зерна.

Считается, что интервенции позволяли исправлять перекосы рынка в пиковые периоды и даже давали возможность многим сельхозпредприятиям избежать банкротства, получить кредиты и обновить основные фонды, включая посевную и уборочную технику. Кроме того, созданный страховочный объем зерна при засухе 2010 года помог обеспечить внутренние потребности страны без привлечения импорта.

Впрочем, на этот счет есть и другое мнение. «Зерновые интервенции – изначально неработающая концептуальная идея, – считает Андрей Сизов, директор аналитического центра «СовЭкон». – Ведь цена на внутреннем рынке определяется в первую очередь мировой ценой, не говоря уже о том, что цены на рынке в принципе не нуждаются в каком-либо механизме регулирования».

Эксперт обращает внимание на высокую стоимость этого механизма и приводит следующие данные. Расходы на транспортировку, хранение, страховку и т.д. составляют десятки процентов от стоимости зерна. К примеру, около 70 рублей за тонну в месяц стоит хранение зерна, в год это 840 рублей, за три года – более 2500 рублей. Если добавить сюда затраты на транспортировку до элеватора, отгрузку, стоимость страховки и кредита в «Россельхозбанке» (зерно в ГИФ приобретается на кредитные средства. – Прим. ред.), получается далеко за 3000 рублей за тонну. В масштабах страны это миллиарды рублей в год, а в конечной стоимости тонны продукции (допустим, 8000 рублей) – более трети.

«В большинстве стран с развитым сельским хозяйством цены не регулируются, – говорит А.Сизов. – При сильном снижении цен на зерно могут приниматься меры, направленные на поддержку уровня доходов сельхозпроизводителей: например, они просто получают доплату, рассчитанную на основе разницы между сложившейся ценой и пороговой. Так, если пороговая цена была установлена 6000 руб./т, а цены на рынке «провалились» до 5000 руб./т, сельхозпроизводитель получает доплату 1000 руб./т».

Однако надо учитывать и тот факт, что интервенции были введены в период, когда уровень валового сбора зерна не превышал 80 млн тонн, что было близко к уровню потребления, экспорт был незначителен (рис. 1), и единственным фактором, влияющим на российский зерновой рынок, был внутренний потребительский спрос.

В последующие годы в рамках реализации госпрограммы развития АПК производство зерна выросло и превысило 100 млн тонн, а поскольку рост потребления заметно отставал от роста производства, отрасль приобрела экспортную направленность. В этой ситуации государство получило возможность санировать внутренний рынок еще одним способом – стимулированием экспорта, которому и было отдано предпочтение перед закупочными интервенциями в 2017/18 сельхозгоду.

Рис. 1. Динамика производства и экспорта зерна в России в 2007/08-2018/19 с/х гг.

Источник: АО «Русагротранс».

Экспортный акцент

«В прошлом году у государства не было средств на закупочные интервенции в том масштабе, в котором они проводились в предыдущие годы, – объясняет Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза (РЗС). – Был выбор провести закупки зерна в минимальном объеме или направить имеющиеся средства на субсидирование транспортного тарифа, который был решен в пользу второй меры».

Напомним, субсидии на перевозку зерна по железной дороге в направлении портов были введены в декабре 2017 года для 13 регионов: Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Тамбовской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Курганской, Новосибирской и Омской областей. Из этих регионов зерно могло вывозиться без взимания провозной платы с грузоотправителей, с возмещением ОАО «РЖД» потерь из федерального бюджета. Первоначально льготы были установлены до 30 июня 2018 года, но Минсельхоз в проекте постановления правительства, опубликованном в июне 2018 года, предложил продлить их действие еще на один календарный год.

Расчет государства оказался верным – эффект от транспортной субсидии превысил возможный эффект от закупочных интервенций на ту же сумму. Весьма красноречиво это показал рост экспорта, составивший в 2017/18 году 55,2 млн тонн зерна, включая зернобобовые, муку и вывоз в страны ЕАЭС, против 37 млн тонн годом ранее. Кроме того, по данным АО «Русагротранс», рекордные отгрузки на экспорт по железной дороге в 2017/18 сезоне были осуществлены не только из основных зернопроизводящих областей, но и из удаленных от портов Оренбургской, Омской и Новосибирской областей.

Также сезон 2017/18 характеризовался рекордными значениями перевалки по всем направлениям, в особенности через порты Новороссийск, Туапсе, Кавказ, малые порты, а также порты Прибалтики и Каспия (табл. 1). По данным АО «Русагротранс», экспорт зерна через российские порты вырос с 32,7 млн тонн в 2016/17 году до 50,7 млн тонн в 2017/18 при мощности российских портов около 55 млн тонн.

Интересно, что в следующем сезоне Минсельхоз предлагает исключить из-под действия льготы восемь регионов Центрального и Приволжского федеральных округов, оставив лишь Оренбургскую, Курганскую, Новосибирскую и Омскую области, и распространить льготные перевозки на Красноярский край. В сезоне 2018/19 Минсельхоз рассчитывает просубсидировать перевозку 1,02 млн тонн зерна против 3,18 млн тонн в текущем сельхозгоду.

Такое решение объясняется не только целью программы переместить экспортный спрос на зерно в наиболее удаленные от портов регионы, но и прогнозами производства и экспорта зерна в 2018/19 году. По оценкам специалистов, в следующем году ожидается снижение урожая до 111,6 млн тонн, который, впрочем, будет третьим по величине за всю историю постсоветской России.

За счет высоких переходящих запасов и благоприятной ценовой конъюнктуры экспорт зерна может составить до 42 млн тонн, считают эксперты «Русагротранса». По прогнозу «Сов­Экон», урожай может составить 109,9 млн тонн, экспорт – 44,8 млн тонн, по прогнозу РЗС – 107-112 млн тонн и 35-37 млн тонн соответственно. Однако в последующие годы эксперты не исключают возобновления роста урожая и экспорта зерна.

Таблица 1. Экспорт зерна по основным направлениям в 2016/17–2017/18 с/х гг., млн тонн (предварительные данные)

Порт/погранпереход

2016/17

2017/18

Малые порты АЧБ

4 349

4 174

Новороссийск

12 238

17 777

Туапсе

1 612

2 417

Тамань

3 296

3 935

Кавказ

5 969

11 856

Порты Крыма

222

392

Порты Балтики

1 485

2 929

Шиповка, Светлый (КЛГ)

791

1 124

Порты Балтики (другие)

695

1 805

Порты Каспия

1 426

1 695

Азербайджан

1 091

1 429

Прочие направления (порты и п/п ДВ, Актау и другие)

3 733

6 601

ИТОГО

35 419

53 206

Источник: АО «Русагротранс»

Изменить механизм интервенций и не ограничиваться ими

В связи с тем, что субсидирование экспортных перевозок показало себя более эффективным механизмом по сравнению с интервенциями, возникает вопрос о целесообразности проведения последних в будущем. «В текущем сельскохозяйственном году потребности в проведении закупочных интервенций нет, поскольку рыночная цена на зерно держится на достаточно высоком уровне, – рассуждает А.Злочевский. – Проводить интервенции следует в условиях низкой цены на зерно в последующие сезоны, но переходить при этом на более эффективный их механизм».

Механизм госинтервенций, который предлагает РЗС, основан на понятии минимально гарантированных цен (МГЦ) – они строго фиксированы, а их уровень всегда ниже рыночных. При использовании этой схемы государство должно взять на себя обязательства по покупке по МГЦ любого предоставленного ему объема зерна с возможностью обратного выкупа.

Новая схема, по словам президента РЗС, предполагает, что производитель зерна сдает его государству «в залог», благодаря чему получает лучшие условия привлечения денег по сравнению с условиями, предлагаемыми банком. Хранение зерна будет оплачивать сам производитель за счет привлеченных залоговых средств, а стоимость хранения окупится последующей продажей зерна по рыночной стоимости.

Механизм, основанный на МГЦ, будет и менее затратным для госбюджета по сравнению с действующей схемой интервенций. «Если такой механизм будет реализован, он превратит интервенции из инструмента субсидирования сельхозпроизводителя в инструмент регулирования рыночной ситуации, а также поможет привлечению дешевых финансовых ресурсов в отрасль», – заключает А.Злочевский.

По его словам, несколько лет назад Минсельхоз признал необходимость перехода на данную схему интервенций, однако системного решения принято не было. «Единственным прогрессивным моментом в данном направлении можно считать отправку зерна на экспорт из ГИФ, состоявшуюся в прошлом году», – отмечает президент РЗС.

Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что поддержка рынка зерна не должна быть ограничена одной-двумя мерами. В зависимости от особенностей и возможностей того или иного региона следует использовать совокупность всех возможных мер, что поможет повысить рентабельность производства зерна.

Так, по мнению экспертов Национального союза зернопроизводителей (НСЗ), комплекс мер должен предусматривать, во-первых, оперативные решения: не только уже известные зерновые интервенции и субсидирование стоимости железнодорожных перевозок, но и меры по стимулированию экспорта зерна путем совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры, создания портовых и перегрузочных сухопутных зерновых терминалов и оказания поддержки по продвижению российского зерна за рубежом. Кроме того, поддержкой рынку могут стать предоставление льготных кредитов переработчикам на покупку сырья, а также стимулирование экспорта муки.

Во-вторых, считают эксперты НСЗ, рынку нужны долгосрочные решения, направленные на расширение географии экспортных поставок зерна, стимулирование развития животноводства в профицитных регионах, организацию глубокой переработки зерна.

Пока среди возможного комплекса мер реализуются лишь транспортный и экспортный компоненты, а зерновой отрасли есть куда расти не только количественно, но и качественно.

Морские порты №6 (2018)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

В МГУ им. адмирала Невельского прошла первая «Морская зарница»

В МГУ им. адмирала Невельского прошла первая «Морская зарница» Переходящий кубок достался ФЮМ «Восток» за абсолютную победу в морских дисциплинах.

«Жизнь подо льдом»

«Жизнь подо льдом» Научно-популярный портал «Чердак» выложил в открытый доступ фильм «Жизнь подо льдом» - медитативный ...

Российская экономика

«Регуляторный хаос» на федеральном уровне ведет к снижению инвестиционной активности в регионах России

«Регуляторный хаос» на федеральном уровне ведет к снижению инвестиционной активности в регионах России Негативный эффект регуляторной деятельности демонстрирует и ситуация в рыбной отрасли, одной из важн...

НОВАТЭК открыл Северо-Обское месторождение с запасами 320 млрд. куб. м. газа

НОВАТЭК открыл Северо-Обское месторождение с запасами 320 млрд. куб. м. газа По размеру запасов месторождение относится к уникальным.

Транспортная политика

Мост на Сахалин включен в утвержденный правительством план модернизации магистральной инфраструктуры

Мост на Сахалин включен в утвержденный правительством план модернизации магистральной инфраструктуры Комплексный план разработан во исполнение одного из пунктов указа президента РФ от 7 мая «О национал...

Государства ШОС будут развивать сотрудничество в транспортной сфере

Государства ШОС будут развивать сотрудничество в транспортной сфере Стороны намерены расширять сотрудничества в транспортной сфере, в том числе путем создания новых и м...

Морские порты

Последний в этом году круизный лайнер посетил морской порт Петропавловск-Камчатский

Последний в этом году круизный лайнер посетил морской порт Петропавловск-Камчатский В навигацию 2018 года морской порт Петропавловск-Камчатский посетило 10 пассажирских судов, на борту...

Минсельхоз хочет ускорить ввод новых портовых мощностей по перевалке зерна

Минсельхоз хочет ускорить ввод новых портовых мощностей по перевалке зерна Сейчас номинальная мощность перевалки зерна в российских портах составляет 52,7 млн. тонн, фактическ...




Морской транспорт

Росрыболовство в конце 2018 года начнет научную экспедицию в Антарктику

Росрыболовство в конце 2018 года начнет научную экспедицию в Антарктику Научно-исследовательский флот Росрыболовства ежегодно проводит многочисленные экспедиции для оценки ...

«Дальрыба» приобрела рыболовное судно за $5,1 млн.

«Дальрыба» приобрела рыболовное судно за $5,1 млн. Год постройки рыболовного судна – 1985.

Речной транспорт

Флот Амурского газоперерабатывающего завода перезимует на двух судостроительных предприятиях

Флот Амурского газоперерабатывающего завода перезимует на двух судостроительных предприятиях Благовещенский судостроительный завод разместит у себя половину флота Амурского ГПЗ, еще четыре морс...

Дочерняя компания «Газпрома» закупает судно-катамаран

Дочерняя компания «Газпрома» закупает судно-катамаран Судно закупается для перемещения персонала и оборудования по воде, а также буксировки специальных ср...

Ж/Д транспорт

Минтранс выступает за дифференциацию грузовых ж/д тарифов исходя из состояния участков

Минтранс выступает за дифференциацию грузовых ж/д тарифов исходя из состояния участков РЖД планируют увеличить грузовой тариф на узких местах железных дорог.

Правительство обсудит в ноябре сохранение экспортной надбавки к ж/д тарифу

Правительство обсудит в ноябре сохранение экспортной надбавки к ж/д тарифу Необходимость сохранения надбавки в РЖД обосновывют тем, что это позволит компенсировать последствия...

Авто транспорт

Дорога в обход кузбасского Мариинска за 3 млрд. руб. будет открыта на 2 года позже

Дорога в обход кузбасского Мариинска за 3 млрд. руб. будет открыта на 2 года позже По данным администрации Кемеровской области, обход Мариинска - стратегически важный для Кузбасса объ...

Новый мост через Енисей связал с «большой землей» два села в Туве

Новый мост через Енисей связал с «большой землей» два села в Туве Строительством объекта занимались сводные подразделения отдельной железнодорожной бригады и отдельно...

Аналитика

Транспортная политика

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Лоцманский вопрос требует решения

Лоцманский вопрос требует решения Уважаемая редакция, прочитал в газете «Морские вести России» № 8 за 2018 г. статью «Лоцманский секто...

Морские порты

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Особенности работы службы капитана порта Архангельск

Особенности работы службы капитана порта Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад, в 1584 ...

Морской транспорт

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Green Award дал высокую оценку СКФ

Green Award дал высокую оценку СКФ Компания SCF Management Services (Dubai), отвечающая за техническое управление флотом группы...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Писатель и моряк

Писатель и моряк В столичном киноконцертном зале «Россия» на Пушкинской площади в пятницу, 13 июля, в день 90-летия с...

Первая среди равных

Первая среди равных Россия имеет богатейший опыт строительства подводных лодок с атомными энергетическими установками. Н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...