Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры - Морские вести России

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

03.09.2018

Грузовая база

После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпродукции объемы перевалки скоропортящихся грузов (скоропортов или рефгрузов) через российские порты стали снижаться, но за последние два года стабилизировались на уровне примерно 3,2 млн тонн. Вследствие ограничений на ввоз скоропортов в большей степени пострадал импорт, который к тому же существенно трансформировался с точки зрения географии поставок. Вместе с тем, в разных товарных сегментах импорта тенденции несколько различаются: ввоз фруктов растет, мяса – падает, а рыбы – одновременно с падением кардинально меняет логистику поставок, требуя развития внутренних перевозок.

Весьма заметна мировая тенденция – рефгрузы постепенно уходят в контейнеры, что заставляет переориентироваться портовиков, морских и железнодорожных перевозчиков и других участников этого рынка на новые технологии и условия работы. В связи с контейнеризацией этих перевозок происходит частичная замена старого холодильного оборудования в российских портах на складские комплексы для рефконтейнеров. Однако склады-холодильники не исчезнут – в отдельных портах будет осуществляться их модернизация и реконструкция, а кое-где будут строиться новые.

Галина Музлова

Рефконтейнеры на смену рефсудам

Общие объемы морских перевозок скоропортов в последние годы в мире растут быстрее общих объемов морских перевозок. По данным аналитического агентства Dynamar, в 2016 году объем перевозок грузов на специализированных рефрижераторных судах и в рефрижераторных контейнерах составил 98,5 млн тонн, а в 2017 году – 110 млн тонн. Доля скоропортов в общем объеме глобальных перевозок сухих грузов морским транспортом в 2017 году составила порядка 4%.

По мнению экспертов, рынок рефрижераторных морских перевозок прошел через пик кризиса и сейчас находится в стадии восстановления и дальнейшего развития, о чем свидетельствует совершение нескольких крупных сделок слияний и поглощений: например, приобретение исландской судоходной компанией Eimskip компании Нор Lines, продажа компании Silver Green норвежской Samskip и слияние фруктового трейдера GF Group c Glenata Food.

Рефрижераторный флот в мире в последние годы сокращается, и такая тенденция сохранится в дальнейшем. По оценкам Dynamar, к 2025 году рефсуда, построенные до 1995 года, достигнут возраста списания, в результате чего размер флота сократится на 35% – примерно до 400 судов.

Одновременно с сокращением числа рефсудов в мире происходит рост объемов перевозок скоропортов с использованием рефконтейнеров. Так, в начале 2017 года Seatrade – крупнейший оператор рефсудов – объявил о запуске нового сервиса Meridian по перевозке скоропортов с использованием специализированных контейнеровозов. В 2017 году компания оперировала 8 контейнеровозами вместимостью от 1,1 тыс. TEU, на каждом из которых насчитывалось до 500 розеток и которые доставляли скоропорты из Агадира (Марокко) в Санкт-Петербург и с Карибских островов в порты стран Северной Европы. Программа развития компании предусматривает поставку еще 14 таких контейнеровозов в период до 2020 года на замену рефсудов.

В 2017 году компания Seatrade, несколько лет занимавшая лидирующие позиции в мире на рынке перевозок грузов рефсудами, опустилась на второе место с долей 11,5% от суммарной вместимости глобального реффлота, а первое место заняла компания Baltic Reefers – ее доля составила 12,4%.

В сегменте контейнерных перевозок рефгрузов крупнейшим оператором остается Maersk Line (115 тыс. розеток), второе место занимает MSC (86 тыс. розеток), третье – Hamburg Sud (79 тыс. розеток). В начале 2017 года Maersk Line объявил о намерении купить Hamburg Sud. Сделка была одобрена Еврокомиссией, и после ее совершения объединенный оператор получит 36% рынка с совокупной мощностью по перевозке рефконтейнеров на сервисах «юг – север» в 195 тыс. розеток.

Снижение перевалки рефгрузов

По сравнению с докризисным 2008 годом объемы перевалки рефгрузов в 2017 году через порты России сократились более чем в полтора раза, однако последние три года они оставались стабильными – чуть менее 3,2 млн тонн (рис. 1).

Рис. 1. Динамика перевалки рефгрузов через порты России, 2008-2017 гг.

Источник: Ассоциация морских торговых портов (АСОП).

При этом если объемы импорта рефгрузов снизились практически вдвое, то каботажа и экспорта, напротив, выросли. Очевидно, что снижение импорта скоропортов отражает общую тенденцию сокращения импорта продовольствия из-за ввода Россией с августа 2014 года ответных санкций на санкции ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии на ввоз агропродукции из этих стран, которое продолжает действовать в настоящее время.

Кроме того, к этим ограничениям недавно прибавились и новые запреты: к примеру, с 1 декабря 2017 года Россия ввела запрет на ввоз мяса из Бразилии из-за обнаруженных в нем стимуляторов роста. По данным ФТС, за 9 месяцев 2017 года в Россию было ввезено порядка 290 тыс. тонн бразильского мяса – более половины всего импортного объема в натуральном выражении. Как отмечают эксперты, столь существенные выпадающие объемы невозможно будет в короткие сроки заместить другими импортными поставками, поскольку страны, которые могли бы это сделать, находятся под эмбарго, а налаживание поставок из других стран, как и импортозамещения, потребует времени.

Наибольший объем рефгрузов в 2017 году был перевален через порты Балтийского бассейна (54,3%). За счет различной динамики за последние годы (рис. 2) произошло перераспределение объемов перевалки рефгрузов в пользу портов Дальневосточного бассейна, доля которых в 2013-2017 годах выросла с 20,1% до 27,6%. Весьма красноречиво в этом плане выглядит сравнительная динамика грузооборота Большого порта Санкт-Петербург и порта Владивосток (рис. 3). При этом Владивосток наращивает грузооборот за счет каботажных перевозок, а Санкт-Петербург теряет импортную составляющую.

Рис. 2. Динамика перевалки рефгрузов по бассейнам, 2013-2017 гг.

Источник: Ассоциация морских торговых портов (АСОП).

Рис. 3. Сравнение динамики грузооборота рефгрузов Большого порта Санкт-Петербург и порта Владивосток, 2008-2017 гг.

Источник: Ассоциация морских торговых портов (АСОП).

«Такие грузы не являются ключевыми для нас и составляют порядка 1% в структуре грузооборота компании, – поясняет Владислав Жуков, управляющий директор АО «Морской порт Санкт-Петербург». – Тем не менее, в интересах наших клиентов мы стараемся обеспечить стабильность данного грузопотока, оперативно реагируя как на изменения рыночной конъюнктуры, так и на влияние нерыночных факторов».

По итогам 2017 года общий объем рефгрузов и рефконтейнеров, прошедших через причалы АО «Морской порт Санкт-Петербург», в целом остался на уровне 2016 года, но если количество рефгрузов сократилось на 14%, то рефконтейнеров, напротив, увеличилось в 16,5 раз (!). Более того, по данным компании, за период с января по июнь 2018 года показатель оборота рефконтейнеров уже превысил общую цифру всего 2017 года. Такая разнонаправленная динамика обусловлена как уже обозначенными выше санкционными причинами, так и усилиями самого порта в направлении контейнеризации.

Как и Большой порт Санкт-Петербург, к контейнеризации стремятся и другие порты, что выражается в строительстве новых площадок для перевалки рефконтейнеров и расширении складских площадей для их временного хранения. Новые требования к обустройству и переоборудованию площадей диктует общемировая тенденция, а также рост грузопотока из Латинской Америки, откуда скоропорты поступают почти исключительно в контейнерах. Кроме того, контейнеризации перевозок рефгрузов содействует и государство (правительству было дано поручение по итогам президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса от 19.10.2015 г.). Так, в качестве возможной меры по стимулированию такого перехода ФАС рассматривает снижение тарифа на перевозку рефконтейнерами до уровня стоимости перевозки универсальными контейнерами.

Что касается мощностей портовых холодильников, то в одних портах они заменяются на площадки для рефконтейнеров (например, в рамках модернизации Калининградского морского рыбного порта планируется произвести демонтаж старых холодильных мощностей, а на их месте построить площадку для рефконтейнеров), в других – поддерживаются и модернизируются. Например, масштабная программа реконструкции холодильников проводится в Мурманском морском рыбном порту.

Как отмечают в Росрыболовстве, многие существующие мощности портовых холодильников работают на пределе возможностей, а часть их полностью изношена и требует замены. По оценкам ведомства, в период с 2020 по 2025 год потребуется не менее 140 тыс. тонн емкости холодного хранения в основных рыбных портах – Владивостоке, Находке, Корсакове. Также актуальные проекты по строительству небольших холодильников емкостью 5-10 тыс. тонн на Камчатке, в Хабаровском крае и на Курилах.

Во Владивостокском морском рыбном порту реализуется проект по созданию специализированного холодильно-складского комплекса с рыбодобывающим производством и логистическим центром емкостью до 40 тыс. тонн продукции и мощностью перевалки до 250 тыс. тонн в год, что позволит в разы увеличить количество перегружаемой рыбы. Еще один крупный проект реализуется в Находкинском морском рыбном порту и предполагает строительство холодильно-морозильного комплекса емкостью 10 тыс. тонн. В Корсаковском морском порту в рамках создания полноценной рыбной биржи начато строительство холодильника мощностью до 50 тыс. тонн, логистического склада, перерабатывающего производства для рыбной отрасли.

Фрукты, рыба и мясо

Наибольшие объемы импорта скоропортов в Россию приходятся на фрукты и овощи, существенную роль играют также мясо и рыба (с 2017 года в статистике рефгрузов АСОП выделена отдельной категорией).

На фоне сниженного импорта в сегменте свежих овощей и фруктов в последние годы наметился рост. Так, в 2017 году он составил 17% по сравнению с предыдущим годом, или 7,1 млн тонн. Из этого объема 22% пришлось на бананы, 20% – на цитрусовые, 10% – на яблоки, 7% – на томаты. При этом нужно отметить, что поменялась и структура импорта в целом: в 2014 году 19% приходилось на цитрусовые, на втором месте были яблоки и груши, а бананы – лишь на третьем месте. Такое изменение связано, по мнению экспертов, в том числе с результатами увеличения закладки садов в России.

В структуре поставок в Россию грузов этой категории первое место занял Эквадор (21%), второе – Турция (14%), третье – Китай (10%). По данным агентства Fruit News, в 2017 году Россия стала вторым по величине импортером бананов в мире (1,5 млн тонн), уступив первое место США и обогнав Германию.

Более 98% бананов ввозится из Эквадора как в рефконтейнерах, так и в специальных рефсудах-банановозах. В Россию бананы поступают большей частью через порт Санкт-Петербург, где есть причалы с достаточными глубинами для принятия крупных судов, а также оборудованные площадки для рефконтейнеров. Из Санкт-Петербурга бананы развозятся в 58 регионов страны также с соблюдением температурного режима, причем крупные розничные сети организуют собственные каналы поставки этих фруктов (прямой импорт). Бананы, предназначенные для жителей Санкт-Петербурга, проходят в порту дозревание в специальных камерах газации.

Рост импорта фруктов эксперты также связывают со снятием ограничений на импорт турецкой продукции, а также налаживанием отношений с Китаем, Египтом, Азербайджаном и Молдавией. Кроме того, росту импорта способствовал относительно стабильный курс российского рубля по отношению к основным мировым валютам и, следовательно, меньшие риски резкого подорожания продукции во время транспортировки.

В противовес импорту фруктов объемы ввоза мяса в Россию падают, что связано в первую очередь с упомянутыми выше антисанкциями и намерениями Правительства РФ их продления еще как минимум на год, а также новым эмбарго. Согласно данным Национальной мясной ассоциации (НМА), за первые 4 месяца 2018 года было отмечено общее сокращение импорта мяса почти на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. В том числе за указанный период ввоз свинины снизился почти на 73%, мяса птицы – на 26%, говядины – на 11%. Импортируемая свинина начала замещаться продукцией российских производителей, говядина стала ввозиться главным образом из Парагвая (44%) и Индии (14%), хотя объемы зарубежных поставок и этого вида мяса постепенно снижаются.

Одновременно наметилась тенденция роста экспорта мяса из России: в 2017 году общий объем поставок составил 300 тыс. тонн, а по итогам 2018 года ожидается рост до 400 тыс. тонн и более, то есть почти на 30%. Положительная динамика экспорта связывается с открытием новых рынков сбыта: в конце 2017 года для российской мясной продукции был открыт рынок Саудовской Аравии, в 2018 году начались поставки на Кубу, в планах – увеличить объемы экспорта в Марокко и Ирак и начать осваивать рынок Кувейта и Бахрейна (в первую очередь речь идет о поставках говядины, баранины и мяса птицы).

Весьма значительно с 2014 года изменились объемы и структура импорта рыбы в Россию. Во-первых, произошло резкое сокращение объемов ввоза: если в 2014 году в Россию было ввезено 790,9 тыс. тонн рыбы, то в 2016 году вдвое меньше, порядка 430 тыс. тонн. Впрочем, в 2017 году этот объем немного стал восстанавливаться и достиг 522 тыс. тонн.

Во-вторых, прежний основной поставщик рыбы Норвегия, на которую раньше приходилось 22% объема поставок, уступила свои позиции Чили (в 2017 году 27% поставок), Фарерским островам, Турции, Вьетнаму, Китаю и другим странам. В список поставщиков рыбы попали Шри-Ланка, Мавритания, Филиппины, Нигерия и другие страны, а Беларусь, не имеющая выхода к морю, попала в первую пятерку импортеров рыбной продукции за счет реэкспорта.

В-третьих, заметно упал импорт свежей рыбы, а наблюдаемый при этом рост ввоза замороженной не компенсировал этого падения.

Несмотря на налаживание новых путей ввоза, эксперты предупреждают о том, что выйти на прежние объемы ввоза рыбы пока не представляется возможным. Тем более введение санкций и контрсанкций послужило стимулом для развития отечественной рыбной отрасли, что нашло выражение в создании не только новых рыбоводческих ферм, но и селекционных центров. Например, в Карелии – общероссийском лидере по выращиванию товарной форели – объем производства за последние годы вырос в разы – до 21,2 тыс. тонн, а к 2020 году эту цифру планируется увеличить до 35 тыс. тонн за счет создающегося рыбопромышленного кластера.

Также санкции стимулировали развитие внутренних перевозок дальневосточной продукции на запад России. В настоящее время эти поставки осуществляются железнодорожным транспортом с Дальнего Востока в Москву в течение 7-10 дней (а не за 20-25 дней, как раньше). В январе-апреле 2018 года Дальневосточная железная дорога (ДВЖД) увеличила погрузку рыбы и морепродуктов на 13% по сравнению с показателем аналогичного периода 2017 года, до 195,5 тыс. тонн. В том числе в контейнерах было перевезено 104,7 тыс. тонн (+33%). Вместе с тем, сократились перевозки рыбы в вагонах-термосах и рефсекциях на 4%, до 91 тыс. тонн.

В июне 2018 года ОАО «РЖД» были выделены дополнительные пять ниток ускоренных рефрижераторных поездов с ДВЖД и была предусмотрена возможность дополнительно включать два рефконтейнера с рыбой в состав отдельных поездов, чтобы исключить накопление груза.

Кроме того, в 2017 году впервые начались поставки рыбы по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск, а в 2018 году открылась новая контейнерная линия по перевозке рыбы южным морским путем – через Суэцкий канал, перевозки по которой обходятся дешевле, чем по железной дороге.

Контейнеризация железнодорожных перевозок

Росту перевалки грузов в рефконтейнерах во многом способствует и рост объемов их перевозок внутри страны. Так, АО «Рефсервис» – крупнейший на территории России оператор специализированного железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозки скоропортов, за последние три года увеличил перевозки скоропортящихся грузов в рефконтейнерах практически вдвое.

По словам Екатерины Божко, начальника отдела маркетинга АО «Рефсервис», это связано, во-первых, с приобретением дополнительного подвижного состава, во-вторых, с открытием новых полигонов работы. В частности, во втором квартале 2018 года компания реализовала сервис по отправке рефконтейнеров в северные регионы России. С поддержанием температурного режима организованы регулярные контейнерные отправки мяса из Москвы и Санкт-Петербурга в Якутию.

Также АО «Рефсервис» были организованы экспортные отправки в рефконтейнерах из труднодоступных районов России. В мае 2018 года из районов «вечной мерзлоты» компания организовала отправку мяса диких животных со ст. Лабытнанги через Санкт-Петербург в Германию. В настоящее время функционируют маршруты Санкт-Петербург – Новосибирск и Санкт-Петербург – Дальний Восток, благодаря которым в восточную часть России с поддержанием постоянной температуры отправляются сцепы со свежими бананами и мясом, и сервис ускоренных поездов Москва – Владивосток, который позволяет за 15 дней из Москвы и за 12 дней из Владивостока доставить скоропорты до пункта назначения.

Как отмечает Е. Божко, при этом в логистике железнодорожных перевозок по-прежнему существует ряд проблем, которые связаны со скоростью доставки, высоким «порожним» тарифом, ограниченной номенклатурой грузов, перевозимых в рефконтейнерах, ограниченным количеством станций на сети РЖД, работающих с крупнотоннажными рефконтейнерами, а также излишними административными барьерами, которых нет на альтернативных видах транспорта.

Морские порты №5 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ