Не отступать и не сдаваться

Грузовая база
Не отступать и не сдаваться

Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем конкуренции, развитие российских СПГ-проектов осложняется введением США антироссийских санкций, ограничивающих доступ к западным инвестициям и технологиям. Санкционные меры настроены на то, чтобы действовать «на опережение», лишать Россию планов по реализации СПГ-проектов и постепенно вытеснять ее с мировых рынков газа.

Безусловно, введенные ограничения заставили игроков российского рынка пересмотреть способы и сроки реализации отдельных проектов, однако говорить о стагнации индустрии СПГ в России из-за санкций не приходится – активизируется сотрудничество с китайскими и арабскими инвесторами, начата разработка собственных технологий сжижения газа, а стратегии реализации будущих СПГ-проектов строятся уже с учетом санкционных рисков и способов их минимизации. К 2030 году Россия намерена нарастить производство СПГ с нынешних 15,5 млн тонн до более 75-80 млн тонн, причем две трети этого объема будет приходиться на нового лидера отрасли – компанию «Новатэк».

Галина Музлова

Если первые введенные США санкции напрямую не затрагивали российскую газовую промышленность и ее подотрасль СПГ, то в ходе их дальнейшей детализации и ужесточения это влияние стало ощущаться все больше.

Так, в 2017 году Минфин США запретил американским компаниям без разрешения прямо или косвенно осуществлять экспорт или реэкспорт товаров, услуг (кроме финансовых) или технологий, используемых для разведки или добычи углеводородов на глубоководном, в том числе арктическом шельфе, а также в проектах, связанных со сланцевыми углеводородами в РФ.

Те же ограничения были установлены для совместных проектов в любой точке мира, если они имеют перспективу добычи нефти и в них участвуют санкционные российские компании или российская доля в проекте превышает 33%. Также США сократили сроки кредитования и оплаты сделок для санкционных российских энергокомпаний – до 60 дней вместо 90, которые действовали ранее.

В настоящее время под американскими санкциями находятся все главные нефтяные и газовые компании России, включая «Газпром» и «Новатэк», реализующие СПГ-проекты.

«Сахалин-2»: расширение под вопросом

В 2015 году под санкции США попало Южно-Киринское месторождение «Газпрома», расположенное на шельфе Охотского моря к востоку от о.Сахалин. Газ с него планировалось пустить под загрузку третьей очереди проекта мощностью 5 млн тонн (в дополнение к существующим 9,6 млн тонн).

По своим размерам Южно-Киринское уступает только Штокмановскому месторождению «Газпрома» в Баренцевом море, разработка которого на данный момент приостановлена. Его запасы составляют почти 640 млрд кубометров газа и 97 млн тонн конденсата. Кроме того, в 2014 году стало известно о наличии на месторождении больших запасов нефти – до 464 млн тонн. Несмотря на то что в силу сложного геологического строения на баланс было поставлено только 4 млн тонн нефти, наличие нефтяных запасов стало основанием для отнесения месторождения к санкционным.

Данное месторождение предполагалось разрабатывать с использованием подводных автономных добычных блоков (добывающих комплексов). Блоки массой порядка 400 тонн планировалось установить на морском дне, каждый из них должен был объединять 2-4 эксплуатационные скважины. В мире такое оборудование под конкретные проекты производят только американские компании FMC Technologies, Cameron, GE, Subsea и норвежская Aker Solutions.

Согласно введенным мерам, «Газпром» не может сам купить оборудование для работы на шельфе, а его партнеры могут работать с ним только в действующих проектах, а не в новых. Даже уже купленное оборудование не может быть перемещено для использования на Южно-Киринском месторождении. Несмотря на это, в мае 2018 года «Газпром» заявил о намерении в ближайшее время начать бурение 37 эксплуатационных скважин, а в 2019 году – установить импортную подводную фонтанную арматуру. Добычу планируется начать в 2023 году, а к 2023 году выйти на «полку» в 21 млрд кубометров в год.

Эксперты полагают, оборудование может быть закуплено через компанию-посредника, которая возьмет на себя риски введенных санкций. Также оборудование может быть приобретено в Китае – эта страна недавно начала производство фонтанной арматуры, но пока использует ее только внутри страны на шельфовом проекте Люхуа.

Так или иначе, расширение проекта «Сахалин-2» пока находится под вопросом – после введения санкций «Газпром» начал прорабатывать альтернативный вариант использования этого газа в виде поставок в Китай по трубе с Сахалина, и окончательное решение пока не принято.

До введения санкций Южно-Киринское месторождение рассматривалось в качестве сырьевой базы завода по сжижению природного газа еще одного проекта «Газпрома» – «Владивосток СПГ». Первую очередь завода планировалось ввести в эксплуатацию уже в 2018 году и начать отгрузку сжиженного газа в 2019 году. Запуск второй очереди был запланирован на 2020 год, объем производства СПГ к 2021 году должен был составить 10,3 млн тонн. Сейчас в планах «Газпрома» реанимировать этот проект.

По мнению экспертов, на рынке АТР, на который были рассчитаны поставки СПГ с дальневосточных проектов, «Газпром» выступает в качестве «неудобного» конкурента для американского СПГ (в 2017 году поставки СПГ из США осуществлялись в Китай и Южную Корею). Таким образом, санкционной политикой США решают собственные стратегические задачи на мировых рынках газа.

«Ямал СПГ»: санкциям вопреки

Реализуемый компанией «Новатэк» на базе Южно-Тамбейского месторождения проект «Ямал СПГ» предполагает запуск трех технологических очередей суммарной мощностью 16,5 млн тонн СПГ в год. Производство СПГ на первой технологической линии было начато в декабре прошлого года, что ознаменовало начало работы второго по счету в России завода СПГ. Вторую и третью очереди завода планируется запустить в 2018 и 2019 годах, однако компания заявляла о возможности ввести в строй эти производственные мощности с опережением графика до конца 2018 года. После пуска первой очереди у «Новатэка» появились планы по вводу четвертой линии проекта «Ямал СПГ» до конца 2019 года мощностью 0,9 млн тонн в год.

«Новатэк», доля которого в проекте составляет 50,1% (остальное принадлежит французской Total, китайской CNPC – по 20% и китайскому Фонду Шелкового пути – 9,9%), находится под секторальными санкциями США с 2014 года, а в январе 2015 года США включили в так называемый «кремлевский список» главу «Новатэка» Леонида Михельсона.

Санкции, введенные перед началом реализации проекта, лишили его запланированного финансирования западными банками, но уже в начале 2016 года в проект были привлечены средства двух китайских банков в размере €10,6 млрд, которых в совокупности с уже выданными кредитами хватило на реализацию проекта (общая стоимость «Ямал СПГ» оценивается в €27 млрд). В 2017 году компании удалось в обход санкций привлечь в проект европейские кредиты через посреднические агентства и тем самым сократить участие китайского капитала, предоставляемого на более жестких условиях.

Не последнюю роль в успешной реализации проекта сыграла господдержка. Так, Южно-Тамбейское месторождение было освобождено от НДПИ на газ на первые 12 лет добычи. Также в 2015 году Правительство РФ одобрило покупку облигаций «Ямал СПГ» на 150 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Санкционное ограничение доступа к технологиям сжижения газа (на трех линиях «Ямал СПГ» для сжижения газа будет применена технология американской APCI) стало для «Новатэка» своего рода стимулом для начала разработки собственной технологии. В итоге компании удалось разработать и запатентовать технологию, получившую название «Арктический каскад», которая рассчитана на использование оборудования исключительно отечественных производителей. В течение 2019-2020 годов компания планирует обкатать ее на четвертой линии завода «Ямал СПГ», а в дальнейшем применять на новых проектах.

Проблемой технологий сжижения озаботился и «Газпром» (с 2017 года компания ведет создание своей технологии сжижения природного газа совместно с ПАО «Криогенмаш»), и государство – к началу 2018 года Минпромторг России разработал и утвердил программу создания собственных технологий по средне- и крупнотоннажному (мощностью от 1 млн тонн) сжижению природного газа. Планируется, что реализация программы позволит выйти не просто на создание образцов, а собственных рабочих технологий, лицензиаров, которые смогут сами строить новые заводы под ключ, в том числе за пределами России. Правда, предупреждают эксперты, крупнотоннажные СПГ-технологии придется создавать с нуля, этот процесс может затянуться и потребовать гораздо больше средств, чем 10 млрд рублей, которые планируется выделить на него в рамках госпрограммы.

Весьма символично, что первая партия сжиженного газа с «Ямал СПГ» была отгружена в США – сначала российский танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» разгрузился в британском порту Isle of Grain, после чего ямальский СПГ был погружен на танкер Gaselys, который доставил газ к терминалу Everett в районе Бостона. Данная поставка, полностью противоречащая стратегии развития американского газового рынка, хоть и была связана с объективными причинами – сильным похолоданием на Восточном побережье США и ростом цен на газ, но в свете введенных санкций выглядит весьма парадоксально.

Минимизация рисков санкций в «Арктик СПГ-2»

Второй СПГ-проект, реализуемый «Новатэком», – «Арктик СПГ-2», ресурсной базой которого выступает Салмановское (Утреннее) нефтегазоконденсатное месторождение на Гыданском полуострове. Его разведанные запасы составляют 235 млрд кубометров газа и 8,6 млн тонн жидких углеводородов, добыча «на полке» составит 30 млрд кубометров в течение 15 лет.

В рамках проекта планируется строительство прибрежного терминала для производства, хранения и отгрузки СПГ и газового конденсата из морского порта. Производственные проекты «Арктик СПГ-2» будут расположены не на суше, а на платформах, установленных в Обской губе. За счет этого реализация проекта обойдется на 30-40% меньше, чем «Ямал СПГ». Мощность завода составит 19,8 млн тонн – три технологические линии по 6,6 млн тонн СПГ каждая. Согласно планам компании, «Арктик СПГ-2» будет запущен в эксплуатацию в 2023 году и выйдет на полную мощность к 2026 году.

Пока «Арктик СПГ-2» не затрагивают направленные против сотрудничества в Арктике антироссийские санкции, однако руководство «Новатэка», опасаясь их введения в будущем, уже принимает соответствующие меры. В частности, в мае 2018 года было заявлено об отказе от возможности получения льгот для «Арктик СПГ-2» от государства, аналогичных «Ямал СПГ», поскольку они несут в себе риски введения новых санкций со стороны США.

Как и «Ямал СПГ», данный проект планируется реализовать совместно с иностранными компаниями, которые могут получить совокупную долю от 30% до 49%. Уже подписаны предварительные соглашения с партнерами – французской Total и китайской CNPC. Помимо уже проверенных партнеров, интерес к участию в проекте проявила нефтяная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco, участие которой, по мнению экспертов, может существенно расширить инвестиционные, а в будущем экспортные возможности проекта.

Перспективы роста

При условии реализации всех заявленных на сегодня СПГ-проектов, к 2030 году мощности заводов в России могут вырасти с нынешних 15,5 млн до более 75 млн тонн (рис. 1). При этом экспертные прогнозы находятся в диапазоне от 30 млн до 80 млн тонн.

Рис. 1. Прогноз производства СПГ в России, 2018-2030 гг. (млн тонн)

Источник: СМИ

Так, энергоцентр «Сколково» разработал три сценария развития производства и экспорта СПГ из России. Согласно пессимистическому сценарию, к 2030 году производственные мощности России составят 30-33 млн тонн СПГ в год при условии ввода в строй всех очередей «Ямал СПГ» до конца 2019 года и с учетом действующих мощностей по сжижению. Такой сценарий возможен при падении цен на нефть, создании «газового пузыря» на рынке и усилении санкций.

В базовом сценарии предусмотрен ввод порядка 50 млн тонн в год проектируемых мощностей по сжижению (включая «Балтийский СПГ» и «Арктик СПГ-2», расширение «Сахалина-2» после 2023 года) на фоне растущего спроса на СПГ и предоставления государством налоговых льгот проектам.

При реализации оптимистичного сценария доля России на мировом рынке СПГ, по оценкам экспертов «Сколково», составит около 62 млн тонн в год к 2030 году, а к этому времени могут быть введены еще и проекты «Роснефти» – «Дальневосточный СПГ» и «Печора СПГ», по которым пока не приняты инвестиционные решения. Наиболее оптимистичные прогнозы дает компания «Новатэк», полагая, что Россия к 2030 году сможет выпускать более 80 млн тонн СПГ, при этом сама компания рассчитывает выйти на две трети этого объема – порядка 55-57 млн тонн, а затем, с учетом геологоразведки в рамках имеющихся месторождений, может повысить его до 70 млн тонн. За 12 лет «Новатэк» намерен стать не только основным производителем СПГ на отечественном рынке, но и глобальным мировым игроком.

С одной стороны, сегодня у компании есть основания строить подобные прогнозы – она реализует СПГ-проекты с помощью новых подходов в местах сосредоточения огромной ресурсной базы. С другой стороны, принимая во внимание быстро меняющийся мировой рынок СПГ и условия для реализации СПГ-проектов в России, подобные оценки носят условный характер и привязаны к текущим особенностям рынка. Видимо, поэтому нынешний проект энергостратегии до 2035 года даже не содержит прогнозных цифр по производству СПГ, в документе лишь отмечается, что оно вырастет в 3-8 раз…

Морские порты №4 (2018)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Член Морского совета Петербурга найден мертвым. Он отвечал за крупнейшие транспортные выставки России

Член Морского совета Петербурга найден мертвым. Он отвечал за крупнейшие транспортные выставки России В Петербурге возбудили дело об убийстве члена Морского совета при правительстве города Александра Ти...

В Москве пройдет VII съезд Общероссийского движения поддержки флота

В Москве пройдет VII съезд Общероссийского движения поддержки флота В работе съезда примут участие представители более 60 региональных отделений Движения, будут избраны...

Российская экономика

План по дедолларизации российской экономики не будет публичным – замглавы Минфина

План по дедолларизации российской экономики не будет публичным – замглавы Минфина Правительственный план по дедолларизации российской экономики находится по грифом «Для служебного по...

«Регуляторный хаос» на федеральном уровне ведет к снижению инвестиционной активности в регионах России

«Регуляторный хаос» на федеральном уровне ведет к снижению инвестиционной активности в регионах России Негативный эффект регуляторной деятельности демонстрирует и ситуация в рыбной отрасли, одной из важн...

Транспортная политика

Мост на Сахалин включен в утвержденный правительством план модернизации магистральной инфраструктуры

Мост на Сахалин включен в утвержденный правительством план модернизации магистральной инфраструктуры Комплексный план разработан во исполнение одного из пунктов указа президента РФ от 7 мая «О национал...

Государства ШОС будут развивать сотрудничество в транспортной сфере

Государства ШОС будут развивать сотрудничество в транспортной сфере Стороны намерены расширять сотрудничества в транспортной сфере, в том числе путем создания новых и м...

Морские порты

Южная Корея изучает возможность участия своих компаний в развитии порта Славянка

Южная Корея изучает возможность участия своих компаний в развитии порта Славянка Порт имеет стратегическое расположение, находясь на стыке границ России, КНДР и Китая, поэтому его р...

Инфраструктура ПАТЭС будет готова к приёму энергоблока в июне 2019 года

Инфраструктура ПАТЭС будет готова к приёму энергоблока в июне 2019 года В настоящее время в Певеке строится комплекс зданий, гидротехнических сооружений и береговой площадк...




Морской транспорт

«Оборонлогистика» будет строить баржи

«Оборонлогистика» будет строить баржи Распоряжением правительства РФ с 2017 года «Оборонлогистика» определена единственным исполнителем ра...

Росатомфлот посетила гендиректор всемирной ядерной ассоциации

Росатомфлот посетила гендиректор всемирной ядерной ассоциации А. Ризинг посетила атомные ледоколы «Ленин» и «50 лет Победы» и ПЭБ «Академик Ломоносов».

Речной транспорт

Флот Амурского газоперерабатывающего завода перезимует на двух судостроительных предприятиях

Флот Амурского газоперерабатывающего завода перезимует на двух судостроительных предприятиях Благовещенский судостроительный завод разместит у себя половину флота Амурского ГПЗ, еще четыре морс...

Дочерняя компания «Газпрома» закупает судно-катамаран

Дочерняя компания «Газпрома» закупает судно-катамаран Судно закупается для перемещения персонала и оборудования по воде, а также буксировки специальных ср...

Ж/Д транспорт

Минтранс выступает за дифференциацию грузовых ж/д тарифов исходя из состояния участков

Минтранс выступает за дифференциацию грузовых ж/д тарифов исходя из состояния участков РЖД планируют увеличить грузовой тариф на узких местах железных дорог.

Правительство обсудит в ноябре сохранение экспортной надбавки к ж/д тарифу

Правительство обсудит в ноябре сохранение экспортной надбавки к ж/д тарифу Необходимость сохранения надбавки в РЖД обосновывют тем, что это позволит компенсировать последствия...

Авто транспорт

Путин поручил не допустить увеличения стоимости строительства ЦКАД

Путин поручил не допустить увеличения стоимости строительства ЦКАД Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ принять меры по недопущению увеличения стои...

Реконструкция дальних автоподходов к Крымскому мосту обойдется в 86,4 млрд. рублей

Реконструкция дальних автоподходов к Крымскому мосту обойдется в 86,4 млрд. рублей План предусматривает реконструкцию 136 км. автомобильной дороги.

Аналитика

Транспортная политика

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Лоцманский вопрос требует решения

Лоцманский вопрос требует решения Уважаемая редакция, прочитал в газете «Морские вести России» № 8 за 2018 г. статью «Лоцманский секто...

Морские порты

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Особенности работы службы капитана порта Архангельск

Особенности работы службы капитана порта Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад, в 1584 ...

Морской транспорт

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Green Award дал высокую оценку СКФ

Green Award дал высокую оценку СКФ Компания SCF Management Services (Dubai), отвечающая за техническое управление флотом группы...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

История крейсеров

История крейсеров Первый русский военный корабль «Орел» был построен по проекту голландского судостроителя Ванбуковена...

Писатель и моряк

Писатель и моряк В столичном киноконцертном зале «Россия» на Пушкинской площади в пятницу, 13 июля, в день 90-летия с...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...