Не отступать и не сдаваться - Морские вести России

Не отступать и не сдаваться

17.07.2018

Грузовая база

Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем конкуренции, развитие российских СПГ-проектов осложняется введением США антироссийских санкций, ограничивающих доступ к западным инвестициям и технологиям. Санкционные меры настроены на то, чтобы действовать «на опережение», лишать Россию планов по реализации СПГ-проектов и постепенно вытеснять ее с мировых рынков газа.

Безусловно, введенные ограничения заставили игроков российского рынка пересмотреть способы и сроки реализации отдельных проектов, однако говорить о стагнации индустрии СПГ в России из-за санкций не приходится – активизируется сотрудничество с китайскими и арабскими инвесторами, начата разработка собственных технологий сжижения газа, а стратегии реализации будущих СПГ-проектов строятся уже с учетом санкционных рисков и способов их минимизации. К 2030 году Россия намерена нарастить производство СПГ с нынешних 15,5 млн тонн до более 75-80 млн тонн, причем две трети этого объема будет приходиться на нового лидера отрасли – компанию «Новатэк».

Галина Музлова

Если первые введенные США санкции напрямую не затрагивали российскую газовую промышленность и ее подотрасль СПГ, то в ходе их дальнейшей детализации и ужесточения это влияние стало ощущаться все больше.

Так, в 2017 году Минфин США запретил американским компаниям без разрешения прямо или косвенно осуществлять экспорт или реэкспорт товаров, услуг (кроме финансовых) или технологий, используемых для разведки или добычи углеводородов на глубоководном, в том числе арктическом шельфе, а также в проектах, связанных со сланцевыми углеводородами в РФ.

Те же ограничения были установлены для совместных проектов в любой точке мира, если они имеют перспективу добычи нефти и в них участвуют санкционные российские компании или российская доля в проекте превышает 33%. Также США сократили сроки кредитования и оплаты сделок для санкционных российских энергокомпаний – до 60 дней вместо 90, которые действовали ранее.

В настоящее время под американскими санкциями находятся все главные нефтяные и газовые компании России, включая «Газпром» и «Новатэк», реализующие СПГ-проекты.

«Сахалин-2»: расширение под вопросом

В 2015 году под санкции США попало Южно-Киринское месторождение «Газпрома», расположенное на шельфе Охотского моря к востоку от о.Сахалин. Газ с него планировалось пустить под загрузку третьей очереди проекта мощностью 5 млн тонн (в дополнение к существующим 9,6 млн тонн).

По своим размерам Южно-Киринское уступает только Штокмановскому месторождению «Газпрома» в Баренцевом море, разработка которого на данный момент приостановлена. Его запасы составляют почти 640 млрд кубометров газа и 97 млн тонн конденсата. Кроме того, в 2014 году стало известно о наличии на месторождении больших запасов нефти – до 464 млн тонн. Несмотря на то что в силу сложного геологического строения на баланс было поставлено только 4 млн тонн нефти, наличие нефтяных запасов стало основанием для отнесения месторождения к санкционным.

Данное месторождение предполагалось разрабатывать с использованием подводных автономных добычных блоков (добывающих комплексов). Блоки массой порядка 400 тонн планировалось установить на морском дне, каждый из них должен был объединять 2-4 эксплуатационные скважины. В мире такое оборудование под конкретные проекты производят только американские компании FMC Technologies, Cameron, GE, Subsea и норвежская Aker Solutions.

Согласно введенным мерам, «Газпром» не может сам купить оборудование для работы на шельфе, а его партнеры могут работать с ним только в действующих проектах, а не в новых. Даже уже купленное оборудование не может быть перемещено для использования на Южно-Киринском месторождении. Несмотря на это, в мае 2018 года «Газпром» заявил о намерении в ближайшее время начать бурение 37 эксплуатационных скважин, а в 2019 году – установить импортную подводную фонтанную арматуру. Добычу планируется начать в 2023 году, а к 2023 году выйти на «полку» в 21 млрд кубометров в год.

Эксперты полагают, оборудование может быть закуплено через компанию-посредника, которая возьмет на себя риски введенных санкций. Также оборудование может быть приобретено в Китае – эта страна недавно начала производство фонтанной арматуры, но пока использует ее только внутри страны на шельфовом проекте Люхуа.

Так или иначе, расширение проекта «Сахалин-2» пока находится под вопросом – после введения санкций «Газпром» начал прорабатывать альтернативный вариант использования этого газа в виде поставок в Китай по трубе с Сахалина, и окончательное решение пока не принято.

До введения санкций Южно-Киринское месторождение рассматривалось в качестве сырьевой базы завода по сжижению природного газа еще одного проекта «Газпрома» – «Владивосток СПГ». Первую очередь завода планировалось ввести в эксплуатацию уже в 2018 году и начать отгрузку сжиженного газа в 2019 году. Запуск второй очереди был запланирован на 2020 год, объем производства СПГ к 2021 году должен был составить 10,3 млн тонн. Сейчас в планах «Газпрома» реанимировать этот проект.

По мнению экспертов, на рынке АТР, на который были рассчитаны поставки СПГ с дальневосточных проектов, «Газпром» выступает в качестве «неудобного» конкурента для американского СПГ (в 2017 году поставки СПГ из США осуществлялись в Китай и Южную Корею). Таким образом, санкционной политикой США решают собственные стратегические задачи на мировых рынках газа.

«Ямал СПГ»: санкциям вопреки

Реализуемый компанией «Новатэк» на базе Южно-Тамбейского месторождения проект «Ямал СПГ» предполагает запуск трех технологических очередей суммарной мощностью 16,5 млн тонн СПГ в год. Производство СПГ на первой технологической линии было начато в декабре прошлого года, что ознаменовало начало работы второго по счету в России завода СПГ. Вторую и третью очереди завода планируется запустить в 2018 и 2019 годах, однако компания заявляла о возможности ввести в строй эти производственные мощности с опережением графика до конца 2018 года. После пуска первой очереди у «Новатэка» появились планы по вводу четвертой линии проекта «Ямал СПГ» до конца 2019 года мощностью 0,9 млн тонн в год.

«Новатэк», доля которого в проекте составляет 50,1% (остальное принадлежит французской Total, китайской CNPC – по 20% и китайскому Фонду Шелкового пути – 9,9%), находится под секторальными санкциями США с 2014 года, а в январе 2015 года США включили в так называемый «кремлевский список» главу «Новатэка» Леонида Михельсона.

Санкции, введенные перед началом реализации проекта, лишили его запланированного финансирования западными банками, но уже в начале 2016 года в проект были привлечены средства двух китайских банков в размере €10,6 млрд, которых в совокупности с уже выданными кредитами хватило на реализацию проекта (общая стоимость «Ямал СПГ» оценивается в €27 млрд). В 2017 году компании удалось в обход санкций привлечь в проект европейские кредиты через посреднические агентства и тем самым сократить участие китайского капитала, предоставляемого на более жестких условиях.

Не последнюю роль в успешной реализации проекта сыграла господдержка. Так, Южно-Тамбейское месторождение было освобождено от НДПИ на газ на первые 12 лет добычи. Также в 2015 году Правительство РФ одобрило покупку облигаций «Ямал СПГ» на 150 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Санкционное ограничение доступа к технологиям сжижения газа (на трех линиях «Ямал СПГ» для сжижения газа будет применена технология американской APCI) стало для «Новатэка» своего рода стимулом для начала разработки собственной технологии. В итоге компании удалось разработать и запатентовать технологию, получившую название «Арктический каскад», которая рассчитана на использование оборудования исключительно отечественных производителей. В течение 2019-2020 годов компания планирует обкатать ее на четвертой линии завода «Ямал СПГ», а в дальнейшем применять на новых проектах.

Проблемой технологий сжижения озаботился и «Газпром» (с 2017 года компания ведет создание своей технологии сжижения природного газа совместно с ПАО «Криогенмаш»), и государство – к началу 2018 года Минпромторг России разработал и утвердил программу создания собственных технологий по средне- и крупнотоннажному (мощностью от 1 млн тонн) сжижению природного газа. Планируется, что реализация программы позволит выйти не просто на создание образцов, а собственных рабочих технологий, лицензиаров, которые смогут сами строить новые заводы под ключ, в том числе за пределами России. Правда, предупреждают эксперты, крупнотоннажные СПГ-технологии придется создавать с нуля, этот процесс может затянуться и потребовать гораздо больше средств, чем 10 млрд рублей, которые планируется выделить на него в рамках госпрограммы.

Весьма символично, что первая партия сжиженного газа с «Ямал СПГ» была отгружена в США – сначала российский танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» разгрузился в британском порту Isle of Grain, после чего ямальский СПГ был погружен на танкер Gaselys, который доставил газ к терминалу Everett в районе Бостона. Данная поставка, полностью противоречащая стратегии развития американского газового рынка, хоть и была связана с объективными причинами – сильным похолоданием на Восточном побережье США и ростом цен на газ, но в свете введенных санкций выглядит весьма парадоксально.

Минимизация рисков санкций в «Арктик СПГ-2»

Второй СПГ-проект, реализуемый «Новатэком», – «Арктик СПГ-2», ресурсной базой которого выступает Салмановское (Утреннее) нефтегазоконденсатное месторождение на Гыданском полуострове. Его разведанные запасы составляют 235 млрд кубометров газа и 8,6 млн тонн жидких углеводородов, добыча «на полке» составит 30 млрд кубометров в течение 15 лет.

В рамках проекта планируется строительство прибрежного терминала для производства, хранения и отгрузки СПГ и газового конденсата из морского порта. Производственные проекты «Арктик СПГ-2» будут расположены не на суше, а на платформах, установленных в Обской губе. За счет этого реализация проекта обойдется на 30-40% меньше, чем «Ямал СПГ». Мощность завода составит 19,8 млн тонн – три технологические линии по 6,6 млн тонн СПГ каждая. Согласно планам компании, «Арктик СПГ-2» будет запущен в эксплуатацию в 2023 году и выйдет на полную мощность к 2026 году.

Пока «Арктик СПГ-2» не затрагивают направленные против сотрудничества в Арктике антироссийские санкции, однако руководство «Новатэка», опасаясь их введения в будущем, уже принимает соответствующие меры. В частности, в мае 2018 года было заявлено об отказе от возможности получения льгот для «Арктик СПГ-2» от государства, аналогичных «Ямал СПГ», поскольку они несут в себе риски введения новых санкций со стороны США.

Как и «Ямал СПГ», данный проект планируется реализовать совместно с иностранными компаниями, которые могут получить совокупную долю от 30% до 49%. Уже подписаны предварительные соглашения с партнерами – французской Total и китайской CNPC. Помимо уже проверенных партнеров, интерес к участию в проекте проявила нефтяная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco, участие которой, по мнению экспертов, может существенно расширить инвестиционные, а в будущем экспортные возможности проекта.

Перспективы роста

При условии реализации всех заявленных на сегодня СПГ-проектов, к 2030 году мощности заводов в России могут вырасти с нынешних 15,5 млн до более 75 млн тонн (рис. 1). При этом экспертные прогнозы находятся в диапазоне от 30 млн до 80 млн тонн.

Рис. 1. Прогноз производства СПГ в России, 2018-2030 гг. (млн тонн)

Источник: СМИ

Так, энергоцентр «Сколково» разработал три сценария развития производства и экспорта СПГ из России. Согласно пессимистическому сценарию, к 2030 году производственные мощности России составят 30-33 млн тонн СПГ в год при условии ввода в строй всех очередей «Ямал СПГ» до конца 2019 года и с учетом действующих мощностей по сжижению. Такой сценарий возможен при падении цен на нефть, создании «газового пузыря» на рынке и усилении санкций.

В базовом сценарии предусмотрен ввод порядка 50 млн тонн в год проектируемых мощностей по сжижению (включая «Балтийский СПГ» и «Арктик СПГ-2», расширение «Сахалина-2» после 2023 года) на фоне растущего спроса на СПГ и предоставления государством налоговых льгот проектам.

При реализации оптимистичного сценария доля России на мировом рынке СПГ, по оценкам экспертов «Сколково», составит около 62 млн тонн в год к 2030 году, а к этому времени могут быть введены еще и проекты «Роснефти» – «Дальневосточный СПГ» и «Печора СПГ», по которым пока не приняты инвестиционные решения. Наиболее оптимистичные прогнозы дает компания «Новатэк», полагая, что Россия к 2030 году сможет выпускать более 80 млн тонн СПГ, при этом сама компания рассчитывает выйти на две трети этого объема – порядка 55-57 млн тонн, а затем, с учетом геологоразведки в рамках имеющихся месторождений, может повысить его до 70 млн тонн. За 12 лет «Новатэк» намерен стать не только основным производителем СПГ на отечественном рынке, но и глобальным мировым игроком.

С одной стороны, сегодня у компании есть основания строить подобные прогнозы – она реализует СПГ-проекты с помощью новых подходов в местах сосредоточения огромной ресурсной базы. С другой стороны, принимая во внимание быстро меняющийся мировой рынок СПГ и условия для реализации СПГ-проектов в России, подобные оценки носят условный характер и привязаны к текущим особенностям рынка. Видимо, поэтому нынешний проект энергостратегии до 2035 года даже не содержит прогнозных цифр по производству СПГ, в документе лишь отмечается, что оно вырастет в 3-8 раз…

Морские порты №4 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ