Не отступать и не сдаваться

Грузовая база
Не отступать и не сдаваться

Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем конкуренции, развитие российских СПГ-проектов осложняется введением США антироссийских санкций, ограничивающих доступ к западным инвестициям и технологиям. Санкционные меры настроены на то, чтобы действовать «на опережение», лишать Россию планов по реализации СПГ-проектов и постепенно вытеснять ее с мировых рынков газа.

Безусловно, введенные ограничения заставили игроков российского рынка пересмотреть способы и сроки реализации отдельных проектов, однако говорить о стагнации индустрии СПГ в России из-за санкций не приходится – активизируется сотрудничество с китайскими и арабскими инвесторами, начата разработка собственных технологий сжижения газа, а стратегии реализации будущих СПГ-проектов строятся уже с учетом санкционных рисков и способов их минимизации. К 2030 году Россия намерена нарастить производство СПГ с нынешних 15,5 млн тонн до более 75-80 млн тонн, причем две трети этого объема будет приходиться на нового лидера отрасли – компанию «Новатэк».

Галина Музлова

Если первые введенные США санкции напрямую не затрагивали российскую газовую промышленность и ее подотрасль СПГ, то в ходе их дальнейшей детализации и ужесточения это влияние стало ощущаться все больше.

Так, в 2017 году Минфин США запретил американским компаниям без разрешения прямо или косвенно осуществлять экспорт или реэкспорт товаров, услуг (кроме финансовых) или технологий, используемых для разведки или добычи углеводородов на глубоководном, в том числе арктическом шельфе, а также в проектах, связанных со сланцевыми углеводородами в РФ.

Те же ограничения были установлены для совместных проектов в любой точке мира, если они имеют перспективу добычи нефти и в них участвуют санкционные российские компании или российская доля в проекте превышает 33%. Также США сократили сроки кредитования и оплаты сделок для санкционных российских энергокомпаний – до 60 дней вместо 90, которые действовали ранее.

В настоящее время под американскими санкциями находятся все главные нефтяные и газовые компании России, включая «Газпром» и «Новатэк», реализующие СПГ-проекты.

«Сахалин-2»: расширение под вопросом

В 2015 году под санкции США попало Южно-Киринское месторождение «Газпрома», расположенное на шельфе Охотского моря к востоку от о.Сахалин. Газ с него планировалось пустить под загрузку третьей очереди проекта мощностью 5 млн тонн (в дополнение к существующим 9,6 млн тонн).

По своим размерам Южно-Киринское уступает только Штокмановскому месторождению «Газпрома» в Баренцевом море, разработка которого на данный момент приостановлена. Его запасы составляют почти 640 млрд кубометров газа и 97 млн тонн конденсата. Кроме того, в 2014 году стало известно о наличии на месторождении больших запасов нефти – до 464 млн тонн. Несмотря на то что в силу сложного геологического строения на баланс было поставлено только 4 млн тонн нефти, наличие нефтяных запасов стало основанием для отнесения месторождения к санкционным.

Данное месторождение предполагалось разрабатывать с использованием подводных автономных добычных блоков (добывающих комплексов). Блоки массой порядка 400 тонн планировалось установить на морском дне, каждый из них должен был объединять 2-4 эксплуатационные скважины. В мире такое оборудование под конкретные проекты производят только американские компании FMC Technologies, Cameron, GE, Subsea и норвежская Aker Solutions.

Согласно введенным мерам, «Газпром» не может сам купить оборудование для работы на шельфе, а его партнеры могут работать с ним только в действующих проектах, а не в новых. Даже уже купленное оборудование не может быть перемещено для использования на Южно-Киринском месторождении. Несмотря на это, в мае 2018 года «Газпром» заявил о намерении в ближайшее время начать бурение 37 эксплуатационных скважин, а в 2019 году – установить импортную подводную фонтанную арматуру. Добычу планируется начать в 2023 году, а к 2023 году выйти на «полку» в 21 млрд кубометров в год.

Эксперты полагают, оборудование может быть закуплено через компанию-посредника, которая возьмет на себя риски введенных санкций. Также оборудование может быть приобретено в Китае – эта страна недавно начала производство фонтанной арматуры, но пока использует ее только внутри страны на шельфовом проекте Люхуа.

Так или иначе, расширение проекта «Сахалин-2» пока находится под вопросом – после введения санкций «Газпром» начал прорабатывать альтернативный вариант использования этого газа в виде поставок в Китай по трубе с Сахалина, и окончательное решение пока не принято.

До введения санкций Южно-Киринское месторождение рассматривалось в качестве сырьевой базы завода по сжижению природного газа еще одного проекта «Газпрома» – «Владивосток СПГ». Первую очередь завода планировалось ввести в эксплуатацию уже в 2018 году и начать отгрузку сжиженного газа в 2019 году. Запуск второй очереди был запланирован на 2020 год, объем производства СПГ к 2021 году должен был составить 10,3 млн тонн. Сейчас в планах «Газпрома» реанимировать этот проект.

По мнению экспертов, на рынке АТР, на который были рассчитаны поставки СПГ с дальневосточных проектов, «Газпром» выступает в качестве «неудобного» конкурента для американского СПГ (в 2017 году поставки СПГ из США осуществлялись в Китай и Южную Корею). Таким образом, санкционной политикой США решают собственные стратегические задачи на мировых рынках газа.

«Ямал СПГ»: санкциям вопреки

Реализуемый компанией «Новатэк» на базе Южно-Тамбейского месторождения проект «Ямал СПГ» предполагает запуск трех технологических очередей суммарной мощностью 16,5 млн тонн СПГ в год. Производство СПГ на первой технологической линии было начато в декабре прошлого года, что ознаменовало начало работы второго по счету в России завода СПГ. Вторую и третью очереди завода планируется запустить в 2018 и 2019 годах, однако компания заявляла о возможности ввести в строй эти производственные мощности с опережением графика до конца 2018 года. После пуска первой очереди у «Новатэка» появились планы по вводу четвертой линии проекта «Ямал СПГ» до конца 2019 года мощностью 0,9 млн тонн в год.

«Новатэк», доля которого в проекте составляет 50,1% (остальное принадлежит французской Total, китайской CNPC – по 20% и китайскому Фонду Шелкового пути – 9,9%), находится под секторальными санкциями США с 2014 года, а в январе 2015 года США включили в так называемый «кремлевский список» главу «Новатэка» Леонида Михельсона.

Санкции, введенные перед началом реализации проекта, лишили его запланированного финансирования западными банками, но уже в начале 2016 года в проект были привлечены средства двух китайских банков в размере €10,6 млрд, которых в совокупности с уже выданными кредитами хватило на реализацию проекта (общая стоимость «Ямал СПГ» оценивается в €27 млрд). В 2017 году компании удалось в обход санкций привлечь в проект европейские кредиты через посреднические агентства и тем самым сократить участие китайского капитала, предоставляемого на более жестких условиях.

Не последнюю роль в успешной реализации проекта сыграла господдержка. Так, Южно-Тамбейское месторождение было освобождено от НДПИ на газ на первые 12 лет добычи. Также в 2015 году Правительство РФ одобрило покупку облигаций «Ямал СПГ» на 150 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Санкционное ограничение доступа к технологиям сжижения газа (на трех линиях «Ямал СПГ» для сжижения газа будет применена технология американской APCI) стало для «Новатэка» своего рода стимулом для начала разработки собственной технологии. В итоге компании удалось разработать и запатентовать технологию, получившую название «Арктический каскад», которая рассчитана на использование оборудования исключительно отечественных производителей. В течение 2019-2020 годов компания планирует обкатать ее на четвертой линии завода «Ямал СПГ», а в дальнейшем применять на новых проектах.

Проблемой технологий сжижения озаботился и «Газпром» (с 2017 года компания ведет создание своей технологии сжижения природного газа совместно с ПАО «Криогенмаш»), и государство – к началу 2018 года Минпромторг России разработал и утвердил программу создания собственных технологий по средне- и крупнотоннажному (мощностью от 1 млн тонн) сжижению природного газа. Планируется, что реализация программы позволит выйти не просто на создание образцов, а собственных рабочих технологий, лицензиаров, которые смогут сами строить новые заводы под ключ, в том числе за пределами России. Правда, предупреждают эксперты, крупнотоннажные СПГ-технологии придется создавать с нуля, этот процесс может затянуться и потребовать гораздо больше средств, чем 10 млрд рублей, которые планируется выделить на него в рамках госпрограммы.

Весьма символично, что первая партия сжиженного газа с «Ямал СПГ» была отгружена в США – сначала российский танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» разгрузился в британском порту Isle of Grain, после чего ямальский СПГ был погружен на танкер Gaselys, который доставил газ к терминалу Everett в районе Бостона. Данная поставка, полностью противоречащая стратегии развития американского газового рынка, хоть и была связана с объективными причинами – сильным похолоданием на Восточном побережье США и ростом цен на газ, но в свете введенных санкций выглядит весьма парадоксально.

Минимизация рисков санкций в «Арктик СПГ-2»

Второй СПГ-проект, реализуемый «Новатэком», – «Арктик СПГ-2», ресурсной базой которого выступает Салмановское (Утреннее) нефтегазоконденсатное месторождение на Гыданском полуострове. Его разведанные запасы составляют 235 млрд кубометров газа и 8,6 млн тонн жидких углеводородов, добыча «на полке» составит 30 млрд кубометров в течение 15 лет.

В рамках проекта планируется строительство прибрежного терминала для производства, хранения и отгрузки СПГ и газового конденсата из морского порта. Производственные проекты «Арктик СПГ-2» будут расположены не на суше, а на платформах, установленных в Обской губе. За счет этого реализация проекта обойдется на 30-40% меньше, чем «Ямал СПГ». Мощность завода составит 19,8 млн тонн – три технологические линии по 6,6 млн тонн СПГ каждая. Согласно планам компании, «Арктик СПГ-2» будет запущен в эксплуатацию в 2023 году и выйдет на полную мощность к 2026 году.

Пока «Арктик СПГ-2» не затрагивают направленные против сотрудничества в Арктике антироссийские санкции, однако руководство «Новатэка», опасаясь их введения в будущем, уже принимает соответствующие меры. В частности, в мае 2018 года было заявлено об отказе от возможности получения льгот для «Арктик СПГ-2» от государства, аналогичных «Ямал СПГ», поскольку они несут в себе риски введения новых санкций со стороны США.

Как и «Ямал СПГ», данный проект планируется реализовать совместно с иностранными компаниями, которые могут получить совокупную долю от 30% до 49%. Уже подписаны предварительные соглашения с партнерами – французской Total и китайской CNPC. Помимо уже проверенных партнеров, интерес к участию в проекте проявила нефтяная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco, участие которой, по мнению экспертов, может существенно расширить инвестиционные, а в будущем экспортные возможности проекта.

Перспективы роста

При условии реализации всех заявленных на сегодня СПГ-проектов, к 2030 году мощности заводов в России могут вырасти с нынешних 15,5 млн до более 75 млн тонн (рис. 1). При этом экспертные прогнозы находятся в диапазоне от 30 млн до 80 млн тонн.

Рис. 1. Прогноз производства СПГ в России, 2018-2030 гг. (млн тонн)

Источник: СМИ

Так, энергоцентр «Сколково» разработал три сценария развития производства и экспорта СПГ из России. Согласно пессимистическому сценарию, к 2030 году производственные мощности России составят 30-33 млн тонн СПГ в год при условии ввода в строй всех очередей «Ямал СПГ» до конца 2019 года и с учетом действующих мощностей по сжижению. Такой сценарий возможен при падении цен на нефть, создании «газового пузыря» на рынке и усилении санкций.

В базовом сценарии предусмотрен ввод порядка 50 млн тонн в год проектируемых мощностей по сжижению (включая «Балтийский СПГ» и «Арктик СПГ-2», расширение «Сахалина-2» после 2023 года) на фоне растущего спроса на СПГ и предоставления государством налоговых льгот проектам.

При реализации оптимистичного сценария доля России на мировом рынке СПГ, по оценкам экспертов «Сколково», составит около 62 млн тонн в год к 2030 году, а к этому времени могут быть введены еще и проекты «Роснефти» – «Дальневосточный СПГ» и «Печора СПГ», по которым пока не приняты инвестиционные решения. Наиболее оптимистичные прогнозы дает компания «Новатэк», полагая, что Россия к 2030 году сможет выпускать более 80 млн тонн СПГ, при этом сама компания рассчитывает выйти на две трети этого объема – порядка 55-57 млн тонн, а затем, с учетом геологоразведки в рамках имеющихся месторождений, может повысить его до 70 млн тонн. За 12 лет «Новатэк» намерен стать не только основным производителем СПГ на отечественном рынке, но и глобальным мировым игроком.

С одной стороны, сегодня у компании есть основания строить подобные прогнозы – она реализует СПГ-проекты с помощью новых подходов в местах сосредоточения огромной ресурсной базы. С другой стороны, принимая во внимание быстро меняющийся мировой рынок СПГ и условия для реализации СПГ-проектов в России, подобные оценки носят условный характер и привязаны к текущим особенностям рынка. Видимо, поэтому нынешний проект энергостратегии до 2035 года даже не содержит прогнозных цифр по производству СПГ, в документе лишь отмечается, что оно вырастет в 3-8 раз…

Морские порты №4 (2018)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

В Минтрансе проходит Совет директоров Ассоциации морских торговых портов

В Минтрансе проходит Совет директоров Ассоциации морских торговых портов Сегодня в Министерстве транспорта Российской Федерации проходит итоговое в 2018 году заседание Совет...

Пожарные около 10 часов тушили пожар на барже, пришвартованной на реке Амур в Хабаровске

Пожарные около 10 часов тушили пожар на барже, пришвартованной на реке Амур в Хабаровске Утром 14 декабря пожарные МЧС России по Хабаровскому краю полностью ликвидировали возгорание на барж...

Российская экономика

Юрий Цветков будет представлять транспортную отрасль в Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Юрий Цветков будет представлять транспортную отрасль в Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Новый состав госкомиссии по Арктике, которую возглавит заместитель председателя правительства РФ – п...

В Total называли запуск «Ямал СПГ» на полную мощность на год раньше срока беспрецедентным достижением

В Total называли запуск «Ямал СПГ» на полную мощность на год раньше срока беспрецедентным достижением Глава Total принял участие в запуске третьей линии «Ямал СПГ» во вторник, 11 декабря, вместе с премь...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года АО «Ростерминалуголь», крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, в...




Морской транспорт

Установлен понижающий коэффициент к ставкам экологического сбора в морских портах Восточный и Находка

Установлен понижающий коэффициент к ставкам экологического сбора в морских портах Восточный и Находка Более подробно с информацией о размере ставок экологического сбора в морских портах Восточный и Нахо...

Судозавод «Янтарь» в начале 2019 года возобновит строительство двух фрегатов проекта 11356 для ВМС Индии

Судозавод «Янтарь» в начале 2019 года возобновит строительство двух фрегатов проекта 11356 для ВМС Индии АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (ПСЗ, входит в Объединенную судостроительную к...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Энергетический комплекс ОАО «РЖД» снизил количество выбросов вредных веществ в воздух на 2,1% в 2018 году

Энергетический комплекс ОАО «РЖД» снизил количество выбросов вредных веществ в воздух на 2,1% в 2018 году ОАО «РЖД» в 2018 году продолжило реализацию экологической стратегии компании. В частности, энергетич...

ОАО «РЖД» подвело итоги цифровой трансформации за 2018 год

ОАО «РЖД» подвело итоги цифровой трансформации за 2018 год Директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям Евгений Чаркин в ходе заседания итогового правления...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...