Поправка на дрейф

Безопасность мореплавания
Поправка на дрейф

В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке подразумеваются под термином collision, к контактам судов с неподвижными объектами, например мостами, относится сугубо морское понятие allision.

Отечественная классификация пошла еще дальше. Когда в результате преднамеренного маневрирования, например швартовки или отшвартовки, произошло аварийное соприкосновение судна с другим судном, причалом или гидротехническим сооружением, то говорят, что произошел навал. Та же природа навалов и при швартовках одного судна к другому в открытом море, хотя внешние условия операций, как правило, имеют принципиальные отличия.

Владимир Мотрич, капитан

Причины навалов

Основными причинами навалов судов являются: чрезмерная скорость при входе в порт или подходе к причалу; передоверие управления судном лоцману; неучет или ошибочный учет гидрометеоусловий; запоздание с дачей заднего хода или отдачей якорей; недостаточное знание маневренных элементов своего судна; неиспользование или использование недостаточного числа буксиров; ошибочное управление или плохая связь с буксирами; нарушение связи между мостиком и швартовными командами на баке или корме; несоответствие прочности буксирного троса условиям швартовки; неучет возможных изменений ветра и течения в непосредственной близости от причала; ошибочное реверсирование двигателя; отказ главного двигателя или вспомогательных механизмов; неудовлетворительная подготовка причала, другие упущения береговых служб. В данной категории аварийных случаев трудно выделить одну какую-либо непосредственную причину, часто они носят комбинированный и взаимосвязанный характер. Большое значение имеют и условия, в которых развивается аварийная ситуация: стесненность акватории, штормовая погода, отсутствие буксиров и т.п.

Двухлетнее расследование

26 мая 2009 года на 73-м километре реки Везер произошел навал норвежского автомобилевоза «Hoegh London» сразу на три судна, стоящих у контейнерного терминала. Нанесен огромный ущерб всем четырем судам, дорогостоящему грузу и оборудованию. Расследование инцидента было закончено только в 2011 году.

«Hoegh London» валовой вместимостью 67 364 был построен на южнокорейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. в 2008 году. Это судно длиной 228,7 м, шириной 32,26 м имело главную дизельную силовую установку мощностью 13 062 кВт, винт фиксированного шага, руль Беккера и носовое подруливающее устройство мощностью 1800 кВт.

Закончив погрузку автомобилей у западного причала северной гавани порта Бремерхафен, «Hoegh London» 26 мая 2009 года в 16:18 центральноевропейского времени с некоторым опозданием с помощью двух буксиров начал отшвартовку. На борту был филиппинский экипаж в составе 24 человек и два портовых лоцмана. На мостике был капитан вместе со старшим помощником, на руле стоял вахтенный матрос. Все команды лоцмана передавались через капитана, который затем их лично адресовал рулевому или старшему помощнику.

Лоцманам для ознакомления была представлена лоцманская карточка в обычном формате. Работали два радара.

Осадка судна на отход составляла 7,55 м носом и 7,70 м кормой.

В момент отхода от причала дул юго-восточный ветер со скоростью 7-10 узлов, видимость была хорошая.

Рис. 1. Участок реки Везер, где произошел навал на три судна (карта INT 1457, масштаб 1:25000)

Согласно прогнозу погоды, переданному гамбургским метеобюро, в ближайшие 24 часа ожидался юго-восточный и южный ветер силой 4-5 баллов, дальнейший поворот ветра на запад-северо-запад и усиление до 6 баллов. Возможны сильные грозовые шквалы с ухудшением видимости до 1-2 метров. Ни портовые власти, ни лоцманы по поводу прогноза погоды особого беспокойства не выражали.

В 17:18 «Hoegh London» с помощью трех буксиров вошел в шлюз. Ветер к тому времени уже дул со скоростью 25 узлов.

К 18:00 шлюзование закончилось. Ветер к тому времени изменил направление на западное и достиг скорости 35 узлов. «Hoegh London» медленно вошел в реку Везер и с помощью буксиров начал поворот вправо в углубленный фарватер.

Между 18:10 и 18:14 Hoegh London расходился в 150 метрах левыми бортами с шедшим навстречу контейнеровозом «MSC Malin». Расстояние до линии причалов было 170 метров.

В дальнейшем автомобилевоз сопровождал лишь один буксир, которому было предписано снять с судна лоцманов по окончании проводки.

Ширина судоходной части на данном участке реки составляла 500 м и работало течение в 3,5 узла. Чтобы при сильном боковом ветре выйти на линию створов фарватера, имевших истинное направление 3310, «Hoegh London» взял левее и лег на курс 3190. Постепенно судно разогналось до 12 узлов и все больше смещалось на восток. Однако капитан возражал против больших изменений курса влево из-за наличия за западной границей фарватера обширного мелководья.

Рис. 2. Путь «Hoegh London» в районе причалов

В 18:20, когда судно проходило мимо контейнерного терминала, электронный анемометр на мостике показал истинную скорость ветра, который дул прямо в борт со скоростью 60 узлов. Появился крен направо. Лоцман решил предотвратить дальнейший дрейф и выровнять «Hoegh London» относительно оси фарватера.

Минуя капитана, он дал команду застопорить машину непосредственно старшему помощнику у телеграфа, а рулевому приказал положить руль 60 градусов вправо. По мере падения скорости хода буксир начал толкать нос судна влево на полный упор. Конечно, это было нестандартное решение, но только с помощью такого маневра можно было, поворачивая нос влево, одновременно попытаться отвести корму от контейнерного терминала, где были ошвартованы суда.

В это время речевые самописцы регистратора данных рейса зафиксировали чей-то голос, не принадлежащий никому из членов экипажа. По-видимому, на правом крыле мостика представитель судовладельца инструктировал капитана.

Капитан отменил все команды лоцмана и принял управление на себя. Снова был дан полный передний ход, руль вернули в положение «прямо», а буксир скоростным потоком отнесло далеко за корму. Впоследствии капитан скажет, что в тот момент подумал, что лоцман несвоевременно решил покинуть судно, для чего остановил машину.

Это лишь усугубило ситуацию. Ветровой дрейф ускорился. В 18:25 паром начал сбивать буи правой стороны фарватера, а затем остановилась машина, так как один из буев заклинился между винтом и рулем. «Hoegh London» лишился возможности управляться.

Старпом надавил на тифон, чтобы предупредить суда, стоящие у причала. Для торможения был отдан левый якорь. Но «Hoegh London» уже крушил все, что было на его пути.

Контейнеровоз «Maersk Newark» получил повреждения корпуса и надстройки с правого борта. Стрелы палубных кранов, развернутых в сторону моря, чтобы не мешать погрузке, были снесены, а одна из них застряла в борту «Hoegh London». Двенадцать палубных контейнеров были смяты или упали за борт.

Повреждения корпуса и надстройки получил и «Maersk Bintan». У него был также оторван парадный трап.

Следующим был «Husky Racer», получивший пробоину в борту и потерявший два крана.

Сам же «Hoegh London» получил множественные вмятины, разрывы обшивки борта и пробоины. В 18:50 на него сумели завести буксирный конец и оттащили к ремонтному причалу. К счастью, все обошлось без жертв.

Рис. 3. Повреждение на «Hoegh London»

Уроки «Hoegh London»

Безусловно, действия капитана автомобилевоза не выдерживают критики: он не смог взаимодействовать с лоцманами, не обеспечил их жизненно важной информацией, ограничившись лишь предоставлением стандартной лоцманской карточки. На мостике не было слаженной команды. Его помощники, безвольные исполнители и статисты, за все время лишь три раза определили место судна.

Но посмотрим, имел ли шансы «Hoegh London» преодолеть аэродинамическую силу, когда дует ветер силой 10 баллов (27 м/с).

Зная, что боковая площадь парусности автомобилевоза составляет 6700 кв. м, легко можно подсчитать, что ветровая нагрузка будет равной 271 т. «Hoegh London» имел руль Беккера с закрылками, наиболее эффективный на малых скоростях. Однако при движении на полном ходу его преимущества очень быстро теряются.

Рис. 4. Силы, действующие на автомобилевоз

Тяга винта на швартовых при мощности двигателя на полном ходу 17 510 л.с. равна 175 т. Максимальная гидродинамическая сила на руле составляет 45%, т.е. 79 т. Ее можно получить, если, предварительно переложив руль на борт, дать машиной толчок вперед.

Известно, что упор подруливающего устройства равен 27 т.

Буксир RT Innovation, помогавший автомобилевозу, развивал максимальный упор 62 т.

Сравнив цифры 271 и 79+27+62=168, мы поймем, что для преодоления линии ветра у «Hoegh London» не хватало доброй сотни тонн. Это следовало бы знать лоцманам и капитану.

Федеральное бюро расследования морских аварий при Министерстве транспорта, строительства и городского развития Германии, проводившее расследование происшествия, рекомендовало уроки этого навала использовать для тренажерной подготовки судоводителей и лоцманов.

Таблица. Потеря управляемости автомобилевоза от влияния ветра

Скорость судна, узлы/Скорость ветра, м/с

4

6

8

10

12

15

10

210

120

80

50

330

15

270

170

120

80

20

300

210

140

25

330

210

30

300

∞ означает, что требуется перекладка руля на угол больше 350 (потеря управляемости)

Морской флот №2 (2018)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Юрий Борисов: навигационное обеспечение морской деятельности РФ сейчас на низком уровне

Вице-премьер России Юрий Борисов охарактеризовал как минимально допустимый уровень навигационно-гидр...

На заводе «Красное Сормово» состоится открытый спуск сухогруза

На заводе «Красное Сормово» состоится открытый спуск сухогруза 21 июня 2019 года на заводе «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Российская экономика

Минэкономразвития ожидает улучшения показателей «Совкомфлота» в 2019 году

Минэкономразвития ожидает улучшения показателей «Совкомфлота» в 2019 году Минэкономразвития РФ ожидает, что показатели компании «Совкомфлот» в 2019 г. улучшатся по сравнению ...

Александр Волошин переизбран председателем совета директоров ПГК

Александр Волошин переизбран председателем совета директоров ПГК Соответствующее решение принято 18 июня на заседании вновь избранного Совета директоров Первой грузо...

Транспортная политика

В 10 млрд рублей обойдется создание экосистемы транспортно-логистических сервисов ЕАЭС

В 10 млрд рублей обойдется создание экосистемы транспортно-логистических сервисов ЕАЭС Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) оценивает стоимость создания экосистемы  ...

Свыше 130 млрд рублей составят вложения в проект Мурманского транспортного узла

Свыше 130 млрд рублей составят вложения в проект Мурманского транспортного узла Инвестиции в завершение  проекта Мурманского транспортного узла планируются в сумме свыше ...

Морские порты

Для передачи в федеральную собственность имущество порта Севастополя оформят к 2020 году

Для передачи в федеральную собственность имущество порта Севастополя оформят к 2020 году Документы на имущество Севастопольского морского порта, которые необходимы для его   перед...

Акимов: порт Лавна нужно ориентировать не только на уголь, но и на другие грузы

Акимов: порт Лавна нужно ориентировать не только на уголь, но и на другие грузы Строящийся в рамках проекта Мурманского транспортного узла (МТУ) порт Лавна будет в основном...




Морской транспорт

В параде в честь Дня ВМФ во Владивостоке впервые примет участие крупнейший корабль ТОФ «Маршал Крылов»

В параде в честь Дня ВМФ во Владивостоке впервые примет участие крупнейший корабль ТОФ «Маршал Крылов» Самый крупный надводный корабль Тихоокеанского флота (ТОФ) - корабль измерительного комплекс...

Парусник «Мир» стал гостем морского порта в Руане

Парусник «Мир» стал гостем морского порта в Руане С 5 по 16 июня в Руане (Франция) отмечался Armada Race («Армада»), главный праздник ...

Речной транспорт

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан По состоянию на 18 июня на водных магистралях республики и Иркутской области в работе находятся 39 е...

В Совете Федерации отметили необходимость проведения госэкспертизы проекта строительства Нижегородского гидроузла

В Совете Федерации отметили необходимость проведения госэкспертизы проекта строительства Нижегородского гидроузла В Совете Федерации 17 июня состоялось совещание «О вариантах обеспечения судоходства в нижнем бьефе ...

Ж/Д транспорт

FESCO запускает новый контейнерный поезд из Сибири в Китай по сухопутному маршруту через Дальний Восток

FESCO запускает новый контейнерный поезд из Сибири в Китай по сухопутному маршруту через Дальний Восток Транспортная группа FESCO («FESCO») расширяет географию сухопутных экспортных сервисов и зап...

Холдинг «РЖД» в 2019 году подключил к Wi-Fi более 80 вокзалов

Холдинг «РЖД» в 2019 году подключил к Wi-Fi более 80 вокзалов Пополнился перечень российских железнодорожных вокзалов и станций, оснащенных бесплатным беспроводны...

Авто транспорт

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами 5 июня в Правительстве России состоялось селекторное совещание по актуальным вопросам реализации нац...

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу РФ создать оперативную систему оповещения водителей гру...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...