Плодотворный 2017-й

Безопасность мореплавания

Итоги работы 5-й сессии Подкомитета ИМО по предотвращению загрязнения и реагированию

С 5 по 9 февраля 2018 г. в Лондоне в штаб-квартире ИМО проходила 5-я сессия Подкомитета по предотвращению и реагированию. Сессию открыл генеральный секретарь ИМО г-н Китак Лим. В приветственном слове он отметил, что 2017 год, предшествовавший   70-й годовщине создания ИМО (в 1948 г. организация была создана как ИМКО), был чрезвычайно плодотворен и вполне можно гордиться достигнутыми успехами. Важнейшим событием в контексте окружающей среды явилось вступление в силу в сентябре 2017 года Конвенции по управлению балластными водами. Была также разработана первоначальная стратегия ИМО в области парниковых газов, которая будет принята на 72-й сессии МЕРС в апреле 2018 года.

В. Мотрич, капитан

Созданный в 1976 году как Подкомитет по химическим грузам наливом, позднее преобразованный в Подкомитет по жидким грузам наливом и газам, Подкомитет по предотвращению загрязнения и реагированию (PPR) добился впечатляющих результатов. Плоды его работы: регулярные пересмотры Приложений I и II МК МАРПОЛ и международных кодексов по химовозам и газовозам, а также принятие ограничительных мер по удалению промывочных вод химовозов, запрещение перевозки и использования тяжелых сортов топлива в Антарктике, новая четырехуровневая система категорирования вредных и жидких химических веществ.

Круг проблем, за решение которых взялся реструктурированный в 2013 году PPR, чрезвычайно широк и разнообразен: от качества атмосферы нашей планеты до инвазивных биологических видов, путешествующих по всему свету вместе с судовыми балластными водами. Пересмотры Приложения VI МК МАРПОЛ с прогрессивным снижением выбросов SОx и NOx с судов, разработка всестороннего руководства по управлению балластными водами и биообрастанием – показательные примеры ответов на вызовы, с которыми столкнулся современный мир, и новых шагов в достижении устойчивого развития судоходства.

Окислы серы

Ключевым вопросом повестки дня 5-й сессии PPR стала имплементация 0,50% предела содержания окислов серы в топливе морских судов в мировом масштабе, который вступит в силу 1 января 2020 г. Это важнейшая мера, которая благоприятно скажется на состоянии окружающей среды и здоровье всего человечества, особенно в портовых городах и прибрежных сообществах. Поэтому назад дороги нет!

Ряд делегаций, в том числе Норвегия и КНР, внесли предложение о дополнении Правила 14 «Окислы серы (SO) и твердые частицы» Приложения VI МАРПОЛ новыми пунктами 11 и 12 об оборудовании всех судов валовой вместимостью 400 и более выделенными местами для отбора репрезентативных проб топлива на судне, начиная с установленной даты. Процедуры анализа топлива на содержание серы и верификации должны будут соответствовать Руководству (Guidelines for on-board sampling for the verification of the sulphur content of the fuel oil used on board ships, as set out in MEPC.1/Circ.864), принятому на 70-й сессии МЕРС в октябре 2016 г.

Что касается механизмов имплементации Правила 14 «Окислы серы (SO) и твердые частицы», то в прениях было выдвинуто более двух десятков предложений от делегаций БИМКО, Интертанко, Фонда живой природы, Гринпис и т.п. Проекты предлагают осуществление строгого контроля со стороны государств флага и инспекций портового контроля с использованием дистанционных сенсоров и портативных анализаторов стоимостью до 40 000 евро, установки соответствующего оборудования на судах, наложения санкций на суда-нарушители и недобросовестных поставщиков бункерного топлива, которых также будут заносить во всемирную базу данных. Греция кардинальным образом предложила запретить иметь на борту некондиционное топливо.

Особый интерес вызывает доклад делегации Кореи, в котором выражена озабоченность о трудностях перехода на низкосернистое топливо в связи с большой долей судов старой конструкции. Низкосернистое топливо из-за пониженной вязкости будет протекать через тонкие зазоры, которые ранее были герметичны для тяжелого топлива, что приведет к протечкам, потерям мощности двигателя и пожарам. К тому же сложный процесс перехода на другой вид топлива создает риск остановки двигателя и аварий в сложной обстановке. Например, из 93 случаев выхода двигателей из строя у берегов Калифорнии 15 были связаны напрямую с переходом на другое топливо для выполнения нормативных государственных требований по выбросу серы. Были предложены некоторые способы решения технических проблем. Готовится также очередной пересмотр Руководства 2015 года по системам очистки отработанных газов MEPC.259(68) и поправки к Кодексу по NOx. Предложения поступили от Японии и стран ЕС.

В тему прозвучало и предложение по газификации судового оборудования по термической обработке отходов.

Углекислый газ

Известно, что наибольший вклад в глобальное потепление вносит углекислый газ СО2, по современным оценкам его доля составляет 60-70%. Поскольку углекислый газ химически пассивен, его «время жизни» в атмосфере достаточно велико – около 100 лет. Как следствие, меры, направленные на сокращение антропогенной эмиссии СО2, даже при высокой их успешности, скажутся лишь через несколько десятилетий. В этой ситуации сегодня активно предлагается идея сокращения выбросов других газов и аэрозолей, чье воздействие на радиационный режим и на климат тоже значительно, но их время пребывания в атмосфере существенно короче (недели, месяцы или годы), а значит, и отклик климатической системы проявится быстрее.

Короткоживущие климатические загрязнители (ККЗ) атмосферы имеют следующие сходные особенности: первая и основная – среднее время жизни в атмосфере не превосходит нескольких месяцев (не более года). Исключение составляют лишь метан и некоторые гидрофторуглероды, которые относятся скорее к стандартным парниковым газам вместе с СО2 и N2O. Из-за небольшого времени жизни пребывания в атмосфере ККЗ не распространяются на значительные расстояния от их источников, и их воздействие на климатический режим носит региональный характер. Однако в некоторых условиях аэрозоли с черным углеродом (нерастворимые изначально) могут переноситься (чаще зимой) на значительные расстояния (из Юго-Восточной Азии в Арктику) и при отсутствии осадков накапливаться в виде так называемой «арктической дымки».

Рис.1. Данные Всемирного фонда живой природы о количестве выбрасываемой сажи в год по типам судов

О саже (черном углероде) известно с незапамятных времен, однако в число главных врагов современного климата ее стали относить лишь в последние годы. Черный углерод (black carbon) – составляющая аэрозольного загрязнения атмосферы, связанная с неполным сгоранием ископаемого топлива, биотоплива и биомассы. Черный углерод поступает в атмосферу в основном в виде сажи, т.е. частиц углерода антропогенного или естественного происхождения в различных связанных формах. Время его пребывания в атмосфере исчисляется несколькими днями или неделями. По оценкам американского специалиста М. Якобсона, 15-30% глобального потепления обусловлено именно эмиссией сажевых частиц. В воздухе сажа поглощает солнечную энергию и излучает инфракрасную (тепловую) радиацию, а после выпадения на земную поверхность увеличивает количество поглощенной солнечной энергии поверхностью, тем самым способствуя ее дополнительному разогреву. Наиболее критично это в зонах, покрытых снегом и льдом (в полярных областях и горных районах), где ускоряется таяние льдов, особенно в Арктике, которая теплеет в среднем в два раза быстрее, чем остальная планета.

Рабочую группу по этой проблеме возглавляет Канада, которая представила на сессии доклад и план по дальнейшим действиям. Большинство проблем с сажей решаются путем усовершенствования планов повышения энергоэффективности судов.

Из предложений по другим вопросам представляет интерес предложение США о поправках к приложениям МК МАРПОЛ, которые предлагают вести все требуемые записи в электронных журналах. Ими же разработаны стандарты и технические требования к программному обеспечению и компьютерам. Полностью готовые проекты поправок к МК МАРПОЛ и нового Руководства переданы в секретариат, и надо ожидать, что в скором времени они будут одобрены и приняты на ближайших сессиях МЕРС.

Колоссальная катастрофа

Невосполнимый ущерб морской среде и живой природе был нанесен в результате пожара и взрыва на ПБУ Deepwater Horizon 20 апреля 2010 г. в Мексиканском заливе. Через повреждения труб скважины на глубине 1500 метров в Мексиканский залив за 152 дня вылилось около 5 млн баррелей нефти, нефтяное пятно достигло площади 75 тыс. квадратных километров, что составляет около 5% площади Мексиканского залива. По результатам опыта борьбы с последствиями этой колоссальной катастрофы была завершена работа над пересмотренным Руководством по использованию дисперсантов в борьбе с загрязнениями моря, состоящим из четырех частей.

Более 20 лет Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству является важнейшим инструментом реагирования на загрязнение моря нефтью и другими вредными веществами. Членами этой конвенции являются 112 государств. Большую практическую пользу правительствам и организациям различных стран, несомненно, окажет новое Руководство по осуществлению Конвенции OPRC-90 и протокола HNS. Значительное место уделено координации спасательных служб и единиц по устранению последствий загрязнения, а также подготовке специалистов и членов экипажа. Соответствующие модельные курсы для инструкторов и трех уровней подготовки были приняты на предыдущей, 4-й сессии PPR в октябре 2016 года.

«Тормоз кораблей»

О том, что обрастание может стать «тормозом кораблей», в своих научных трудах указывал еще древнегреческий философ Плутарх. Из-за обрастания растет гидродинамическое сопротивление корпуса, резко снижается скорость судна и увеличивается расход топлива. Для очистки подводной части корпуса требуется докование, а это обходится дорого (иногда свыше миллиона долларов в день). Поэтому современные антиобрастающие лакокрасочные системы помимо обычных пигментов и наполнителей имеют в своем составе различные комбинации производных ртути, меди, мышьяка, цинка, олова, свинца и некоторых органических соединений. Настоящий прорыв совершили лакокрасочные системы, содержащие антифаулянт трибутилолово. Благодаря растворимым в воде сополимерам краски стали самополирующимися, что вдобавок к длительным антикоррозионным и антиобрастающим качествам сулило улучшение скоростных качеств судов. Подводные поверхности большинства судов мирового флота начиная с 1970-х годов были окрашены именно такими красками.

Дальнейшие экологические исследования выявили, что устойчивые в окружающей среде органические соединения олова способны к биоаккумуляции и, проникая в пищевую цепочку, убивают не только обрастателей, но и отравляют другие объекты флоры и фауны. Особенно быстро трибутилолово накапливается у животных-фильтраторов, в мясе деликатесных устриц и трубача, которое человек употребляет в пищу. В результате наблюдается рост нарушений эндокринной и иммунной систем.

На состоявшейся 8 октября 2001 года в Лондоне дипломатической конференции была принята Международная конвенция о контроле за вредными противообрастающими системами на судах, которая вступила в силу 17 сентября 2008 года. Конвенция запрещает применять на судах противообрастающие системы, содержащие оловоорганические соединения, действующие как биоциды.

В последние годы стали широко применяться недорогие антиобрастайки на базе цибутрина, органического вещества, формула которого C11H19N5S, с альгицидными свойствами, в частности, ею окрашивают подводные части прогулочных яхт. Ввиду токсического эффекта эти краски уже запрещены для использования в странах ЕС. В PPR было представлено предложение о включении таких противообрастающих систем в Конвенцию AFS.

На сессии также были рассмотрены очередные поправки к кодексу по химовозам и правилам перевозки вредных химических грузов на судах-снабженцах буровых платформ.

В заключение генсек ИМО сообщил, что Всемирный день моря – 2018 пройдет под девизом «В нашем наследии – залог будущего совершенства».

Морские вести России №4 (2018)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

На заводе «Красное Сормово» состоится открытый спуск сухогруза

На заводе «Красное Сормово» состоится открытый спуск сухогруза 21 июня 2019 года на заводе «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Пока не принято окончательное решение по господдержке судоверфи «Звезда»

Пока не принято окончательное решение по господдержке судоверфи «Звезда» Вопрос господдержки судоверфи «Звезда» на Дальнем Востоке (создается консорциумом «Роснефти», «Р...

Российская экономика

Минэкономразвития ожидает улучшения показателей «Совкомфлота» в 2019 году

Минэкономразвития ожидает улучшения показателей «Совкомфлота» в 2019 году Минэкономразвития РФ ожидает, что показатели компании «Совкомфлот» в 2019 г. улучшатся по сравнению ...

Александр Волошин переизбран председателем совета директоров ПГК

Александр Волошин переизбран председателем совета директоров ПГК Соответствующее решение принято 18 июня на заседании вновь избранного Совета директоров Первой грузо...

Транспортная политика

В 10 млрд рублей обойдется создание экосистемы транспортно-логистических сервисов ЕАЭС

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) оценивает стоимость создания экосистемы  ...

Свыше 130 млрд рублей составят вложения в проект Мурманского транспортного узла

Свыше 130 млрд рублей составят вложения в проект Мурманского транспортного узла Инвестиции в завершение  проекта Мурманского транспортного узла планируются в сумме свыше ...

Морские порты

Для передачи в федеральную собственность имущество порта Севастополя оформят к 2020 году

Для передачи в федеральную собственность имущество порта Севастополя оформят к 2020 году Документы на имущество Севастопольского морского порта, которые необходимы для его   перед...

Акимов: порт Лавна нужно ориентировать не только на уголь, но и на другие грузы

Акимов: порт Лавна нужно ориентировать не только на уголь, но и на другие грузы Строящийся в рамках проекта Мурманского транспортного узла (МТУ) порт Лавна будет в основном...




Морской транспорт

В параде в честь Дня ВМФ во Владивостоке впервые примет участие крупнейший корабль ТОФ «Маршал Крылов»

В параде в честь Дня ВМФ во Владивостоке впервые примет участие крупнейший корабль ТОФ «Маршал Крылов» Самый крупный надводный корабль Тихоокеанского флота (ТОФ) - корабль измерительного комплекс...

Парусник «Мир» стал гостем морского порта в Руане

Парусник «Мир» стал гостем морского порта в Руане С 5 по 16 июня в Руане (Франция) отмечался Armada Race («Армада»), главный праздник ...

Речной транспорт

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан По состоянию на 18 июня на водных магистралях республики и Иркутской области в работе находятся 39 е...

В Совете Федерации отметили необходимость проведения госэкспертизы проекта строительства Нижегородского гидроузла

В Совете Федерации отметили необходимость проведения госэкспертизы проекта строительства Нижегородского гидроузла В Совете Федерации 17 июня состоялось совещание «О вариантах обеспечения судоходства в нижнем бьефе ...

Ж/Д транспорт

FESCO запускает новый контейнерный поезд из Сибири в Китай по сухопутному маршруту через Дальний Восток

FESCO запускает новый контейнерный поезд из Сибири в Китай по сухопутному маршруту через Дальний Восток Транспортная группа FESCO («FESCO») расширяет географию сухопутных экспортных сервисов и зап...

Холдинг «РЖД» в 2019 году подключил к Wi-Fi более 80 вокзалов

Холдинг «РЖД» в 2019 году подключил к Wi-Fi более 80 вокзалов Пополнился перечень российских железнодорожных вокзалов и станций, оснащенных бесплатным беспроводны...

Авто транспорт

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами 5 июня в Правительстве России состоялось селекторное совещание по актуальным вопросам реализации нац...

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу РФ создать оперативную систему оповещения водителей гру...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...