Плодотворный 2017-й

Безопасность мореплавания

Итоги работы 5-й сессии Подкомитета ИМО по предотвращению загрязнения и реагированию

С 5 по 9 февраля 2018 г. в Лондоне в штаб-квартире ИМО проходила 5-я сессия Подкомитета по предотвращению и реагированию. Сессию открыл генеральный секретарь ИМО г-н Китак Лим. В приветственном слове он отметил, что 2017 год, предшествовавший   70-й годовщине создания ИМО (в 1948 г. организация была создана как ИМКО), был чрезвычайно плодотворен и вполне можно гордиться достигнутыми успехами. Важнейшим событием в контексте окружающей среды явилось вступление в силу в сентябре 2017 года Конвенции по управлению балластными водами. Была также разработана первоначальная стратегия ИМО в области парниковых газов, которая будет принята на 72-й сессии МЕРС в апреле 2018 года.

В. Мотрич, капитан

Созданный в 1976 году как Подкомитет по химическим грузам наливом, позднее преобразованный в Подкомитет по жидким грузам наливом и газам, Подкомитет по предотвращению загрязнения и реагированию (PPR) добился впечатляющих результатов. Плоды его работы: регулярные пересмотры Приложений I и II МК МАРПОЛ и международных кодексов по химовозам и газовозам, а также принятие ограничительных мер по удалению промывочных вод химовозов, запрещение перевозки и использования тяжелых сортов топлива в Антарктике, новая четырехуровневая система категорирования вредных и жидких химических веществ.

Круг проблем, за решение которых взялся реструктурированный в 2013 году PPR, чрезвычайно широк и разнообразен: от качества атмосферы нашей планеты до инвазивных биологических видов, путешествующих по всему свету вместе с судовыми балластными водами. Пересмотры Приложения VI МК МАРПОЛ с прогрессивным снижением выбросов SОx и NOx с судов, разработка всестороннего руководства по управлению балластными водами и биообрастанием – показательные примеры ответов на вызовы, с которыми столкнулся современный мир, и новых шагов в достижении устойчивого развития судоходства.

Окислы серы

Ключевым вопросом повестки дня 5-й сессии PPR стала имплементация 0,50% предела содержания окислов серы в топливе морских судов в мировом масштабе, который вступит в силу 1 января 2020 г. Это важнейшая мера, которая благоприятно скажется на состоянии окружающей среды и здоровье всего человечества, особенно в портовых городах и прибрежных сообществах. Поэтому назад дороги нет!

Ряд делегаций, в том числе Норвегия и КНР, внесли предложение о дополнении Правила 14 «Окислы серы (SO) и твердые частицы» Приложения VI МАРПОЛ новыми пунктами 11 и 12 об оборудовании всех судов валовой вместимостью 400 и более выделенными местами для отбора репрезентативных проб топлива на судне, начиная с установленной даты. Процедуры анализа топлива на содержание серы и верификации должны будут соответствовать Руководству (Guidelines for on-board sampling for the verification of the sulphur content of the fuel oil used on board ships, as set out in MEPC.1/Circ.864), принятому на 70-й сессии МЕРС в октябре 2016 г.

Что касается механизмов имплементации Правила 14 «Окислы серы (SO) и твердые частицы», то в прениях было выдвинуто более двух десятков предложений от делегаций БИМКО, Интертанко, Фонда живой природы, Гринпис и т.п. Проекты предлагают осуществление строгого контроля со стороны государств флага и инспекций портового контроля с использованием дистанционных сенсоров и портативных анализаторов стоимостью до 40 000 евро, установки соответствующего оборудования на судах, наложения санкций на суда-нарушители и недобросовестных поставщиков бункерного топлива, которых также будут заносить во всемирную базу данных. Греция кардинальным образом предложила запретить иметь на борту некондиционное топливо.

Особый интерес вызывает доклад делегации Кореи, в котором выражена озабоченность о трудностях перехода на низкосернистое топливо в связи с большой долей судов старой конструкции. Низкосернистое топливо из-за пониженной вязкости будет протекать через тонкие зазоры, которые ранее были герметичны для тяжелого топлива, что приведет к протечкам, потерям мощности двигателя и пожарам. К тому же сложный процесс перехода на другой вид топлива создает риск остановки двигателя и аварий в сложной обстановке. Например, из 93 случаев выхода двигателей из строя у берегов Калифорнии 15 были связаны напрямую с переходом на другое топливо для выполнения нормативных государственных требований по выбросу серы. Были предложены некоторые способы решения технических проблем. Готовится также очередной пересмотр Руководства 2015 года по системам очистки отработанных газов MEPC.259(68) и поправки к Кодексу по NOx. Предложения поступили от Японии и стран ЕС.

В тему прозвучало и предложение по газификации судового оборудования по термической обработке отходов.

Углекислый газ

Известно, что наибольший вклад в глобальное потепление вносит углекислый газ СО2, по современным оценкам его доля составляет 60-70%. Поскольку углекислый газ химически пассивен, его «время жизни» в атмосфере достаточно велико – около 100 лет. Как следствие, меры, направленные на сокращение антропогенной эмиссии СО2, даже при высокой их успешности, скажутся лишь через несколько десятилетий. В этой ситуации сегодня активно предлагается идея сокращения выбросов других газов и аэрозолей, чье воздействие на радиационный режим и на климат тоже значительно, но их время пребывания в атмосфере существенно короче (недели, месяцы или годы), а значит, и отклик климатической системы проявится быстрее.

Короткоживущие климатические загрязнители (ККЗ) атмосферы имеют следующие сходные особенности: первая и основная – среднее время жизни в атмосфере не превосходит нескольких месяцев (не более года). Исключение составляют лишь метан и некоторые гидрофторуглероды, которые относятся скорее к стандартным парниковым газам вместе с СО2 и N2O. Из-за небольшого времени жизни пребывания в атмосфере ККЗ не распространяются на значительные расстояния от их источников, и их воздействие на климатический режим носит региональный характер. Однако в некоторых условиях аэрозоли с черным углеродом (нерастворимые изначально) могут переноситься (чаще зимой) на значительные расстояния (из Юго-Восточной Азии в Арктику) и при отсутствии осадков накапливаться в виде так называемой «арктической дымки».

Рис.1. Данные Всемирного фонда живой природы о количестве выбрасываемой сажи в год по типам судов

О саже (черном углероде) известно с незапамятных времен, однако в число главных врагов современного климата ее стали относить лишь в последние годы. Черный углерод (black carbon) – составляющая аэрозольного загрязнения атмосферы, связанная с неполным сгоранием ископаемого топлива, биотоплива и биомассы. Черный углерод поступает в атмосферу в основном в виде сажи, т.е. частиц углерода антропогенного или естественного происхождения в различных связанных формах. Время его пребывания в атмосфере исчисляется несколькими днями или неделями. По оценкам американского специалиста М. Якобсона, 15-30% глобального потепления обусловлено именно эмиссией сажевых частиц. В воздухе сажа поглощает солнечную энергию и излучает инфракрасную (тепловую) радиацию, а после выпадения на земную поверхность увеличивает количество поглощенной солнечной энергии поверхностью, тем самым способствуя ее дополнительному разогреву. Наиболее критично это в зонах, покрытых снегом и льдом (в полярных областях и горных районах), где ускоряется таяние льдов, особенно в Арктике, которая теплеет в среднем в два раза быстрее, чем остальная планета.

Рабочую группу по этой проблеме возглавляет Канада, которая представила на сессии доклад и план по дальнейшим действиям. Большинство проблем с сажей решаются путем усовершенствования планов повышения энергоэффективности судов.

Из предложений по другим вопросам представляет интерес предложение США о поправках к приложениям МК МАРПОЛ, которые предлагают вести все требуемые записи в электронных журналах. Ими же разработаны стандарты и технические требования к программному обеспечению и компьютерам. Полностью готовые проекты поправок к МК МАРПОЛ и нового Руководства переданы в секретариат, и надо ожидать, что в скором времени они будут одобрены и приняты на ближайших сессиях МЕРС.

Колоссальная катастрофа

Невосполнимый ущерб морской среде и живой природе был нанесен в результате пожара и взрыва на ПБУ Deepwater Horizon 20 апреля 2010 г. в Мексиканском заливе. Через повреждения труб скважины на глубине 1500 метров в Мексиканский залив за 152 дня вылилось около 5 млн баррелей нефти, нефтяное пятно достигло площади 75 тыс. квадратных километров, что составляет около 5% площади Мексиканского залива. По результатам опыта борьбы с последствиями этой колоссальной катастрофы была завершена работа над пересмотренным Руководством по использованию дисперсантов в борьбе с загрязнениями моря, состоящим из четырех частей.

Более 20 лет Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству является важнейшим инструментом реагирования на загрязнение моря нефтью и другими вредными веществами. Членами этой конвенции являются 112 государств. Большую практическую пользу правительствам и организациям различных стран, несомненно, окажет новое Руководство по осуществлению Конвенции OPRC-90 и протокола HNS. Значительное место уделено координации спасательных служб и единиц по устранению последствий загрязнения, а также подготовке специалистов и членов экипажа. Соответствующие модельные курсы для инструкторов и трех уровней подготовки были приняты на предыдущей, 4-й сессии PPR в октябре 2016 года.

«Тормоз кораблей»

О том, что обрастание может стать «тормозом кораблей», в своих научных трудах указывал еще древнегреческий философ Плутарх. Из-за обрастания растет гидродинамическое сопротивление корпуса, резко снижается скорость судна и увеличивается расход топлива. Для очистки подводной части корпуса требуется докование, а это обходится дорого (иногда свыше миллиона долларов в день). Поэтому современные антиобрастающие лакокрасочные системы помимо обычных пигментов и наполнителей имеют в своем составе различные комбинации производных ртути, меди, мышьяка, цинка, олова, свинца и некоторых органических соединений. Настоящий прорыв совершили лакокрасочные системы, содержащие антифаулянт трибутилолово. Благодаря растворимым в воде сополимерам краски стали самополирующимися, что вдобавок к длительным антикоррозионным и антиобрастающим качествам сулило улучшение скоростных качеств судов. Подводные поверхности большинства судов мирового флота начиная с 1970-х годов были окрашены именно такими красками.

Дальнейшие экологические исследования выявили, что устойчивые в окружающей среде органические соединения олова способны к биоаккумуляции и, проникая в пищевую цепочку, убивают не только обрастателей, но и отравляют другие объекты флоры и фауны. Особенно быстро трибутилолово накапливается у животных-фильтраторов, в мясе деликатесных устриц и трубача, которое человек употребляет в пищу. В результате наблюдается рост нарушений эндокринной и иммунной систем.

На состоявшейся 8 октября 2001 года в Лондоне дипломатической конференции была принята Международная конвенция о контроле за вредными противообрастающими системами на судах, которая вступила в силу 17 сентября 2008 года. Конвенция запрещает применять на судах противообрастающие системы, содержащие оловоорганические соединения, действующие как биоциды.

В последние годы стали широко применяться недорогие антиобрастайки на базе цибутрина, органического вещества, формула которого C11H19N5S, с альгицидными свойствами, в частности, ею окрашивают подводные части прогулочных яхт. Ввиду токсического эффекта эти краски уже запрещены для использования в странах ЕС. В PPR было представлено предложение о включении таких противообрастающих систем в Конвенцию AFS.

На сессии также были рассмотрены очередные поправки к кодексу по химовозам и правилам перевозки вредных химических грузов на судах-снабженцах буровых платформ.

В заключение генсек ИМО сообщил, что Всемирный день моря – 2018 пройдет под девизом «В нашем наследии – залог будущего совершенства».

Морские вести России №4 (2018)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Путин назначил замглавы Минстроя на пост врио губернатора Мурманской области

Путин назначил замглавы Минстроя на пост врио губернатора Мурманской области Ранее Марина Ковтун обратилась к президенту РФ с прошением о досрочной отставке.

Россия и Китай завершили работы по соединению моста через Амур «Тунцзян-Нижнеленинское»

Россия и Китай завершили работы по соединению моста через Амур «Тунцзян-Нижнеленинское» Российская бригада завершила работу по соединению пролета первого российско-китайского моста через р...

Российская экономика

Трутнев: нацпрограмму развития Дальнего Востока внесут в правительство РФ летом 2019 года

Трутнев: нацпрограмму развития Дальнего Востока внесут в правительство РФ летом 2019 года Основные цели программы - выход на темпы роста валового регионального продукта Дальнего Востока до 6...

Правительство утвердило долгосрочную программу развития РЖД до 2025 года

Правительство утвердило долгосрочную программу развития РЖД до 2025 года Правительство РФ утвердило   долгосрочную программу развития (ДПР) ОАО «РЖД» до 20...

Транспортная политика

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.  

Власти компенсируют траты бизнеса на доставку продуктов в дальние районы Сахалина и Курил

Власти компенсируют траты бизнеса на доставку продуктов в дальние районы Сахалина и Курил Власти намерены осуществлять стопроцентное возмещение транспортных расходов   предпринимат...

Морские порты

Власти Приамурья подали заявку на включение Благовещенска в «Свободный порт Владивосток»

Власти Приамурья подали заявку на включение Благовещенска в «Свободный порт Владивосток» В заявку включили три проекта на сумму более 3 млрд рублей.

Подведены итоги деятельности ФГУП «Росморпорт» за 2018 год и определены планы на 2019 год

Подведены итоги деятельности ФГУП «Росморпорт» за 2018 год и определены планы на 2019 год Итоги деятельности ФГУП «Росморпорт» за 2018 год и перспективы на 2019 год были озвучены 20 марта 20...




Морской транспорт

Иностранный балкер за неделю так и не смог сняться с мели в Керченском проливе

Иностранный балкер за неделю так и не смог сняться с мели в Керченском проливе Судовладелец намерен разгрузить судно Maryland, которое шло из Украины в Италию с 17,3 тыс. тонн мет...

«Зеленые» суда «Совкомфлота» стали обладателями сертификатов Green Award

«Зеленые» суда «Совкомфлота» стали обладателями сертификатов Green Award Эти сертификаты – знак качества для судов, которые значительно превосходят конвенционные требования ...

Речной транспорт

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации На теплоходы выходят бригады саморемонта. Подходят к завершению  работы по выморозке и нач...

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) планирует сдать первый в РФ морск...

Ж/Д транспорт

Первый груз доставлен в Калининград для местной компании по железной дороге из Китая

Первый груз доставлен в Калининград для местной компании по железной дороге из Китая Груз для местной   компании впервые доставлен в Калининград в составе контейнерного поезда...

«Трансконтейнер» сохраняет планы направить на дивиденды до 50% прибыли по РСБУ за 2018 г.

«Трансконтейнер» сохраняет планы направить на дивиденды до 50% прибыли по РСБУ за 2018 г. Контейнерный оператор «Трансконтейнер» планирует направить на дивиденды до 50%   чисто...

Авто транспорт

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок Компания UPS заняла первое место в рейтинге отрасли перевозок тяжелых грузов. Рейтинг опубликован в ...

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму Более полумиллиона   автомобилей проехали по Крымскому мосту за три зимних   мес...

Аналитика

Транспортная политика

Морской отрасли поставили цели

Морской отрасли поставили цели В конце ноября в Москве в рамках Транспортной недели прошел XII Международный  форум «Тран...

Нужна новая система госуправления морской деятельностью страны

Нужна новая система госуправления морской деятельностью страны В октябре 2018 г. в Калининграде в Музее Мирового океана состоялось очередное совещание членов Морск...

Морские порты

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы 14 декабря в Министерстве транспорта РФ прошло итоговое в 2018 году заседание Совета директоров Ассо...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Воспитаны морем

Воспитаны морем В первое воскресенье июля в нашей стране отмечается День работников морского и речного флота. Этот п...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...