Плодотворный 2017-й

Безопасность мореплавания

Итоги работы 5-й сессии Подкомитета ИМО по предотвращению загрязнения и реагированию

С 5 по 9 февраля 2018 г. в Лондоне в штаб-квартире ИМО проходила 5-я сессия Подкомитета по предотвращению и реагированию. Сессию открыл генеральный секретарь ИМО г-н Китак Лим. В приветственном слове он отметил, что 2017 год, предшествовавший   70-й годовщине создания ИМО (в 1948 г. организация была создана как ИМКО), был чрезвычайно плодотворен и вполне можно гордиться достигнутыми успехами. Важнейшим событием в контексте окружающей среды явилось вступление в силу в сентябре 2017 года Конвенции по управлению балластными водами. Была также разработана первоначальная стратегия ИМО в области парниковых газов, которая будет принята на 72-й сессии МЕРС в апреле 2018 года.

В. Мотрич, капитан

Созданный в 1976 году как Подкомитет по химическим грузам наливом, позднее преобразованный в Подкомитет по жидким грузам наливом и газам, Подкомитет по предотвращению загрязнения и реагированию (PPR) добился впечатляющих результатов. Плоды его работы: регулярные пересмотры Приложений I и II МК МАРПОЛ и международных кодексов по химовозам и газовозам, а также принятие ограничительных мер по удалению промывочных вод химовозов, запрещение перевозки и использования тяжелых сортов топлива в Антарктике, новая четырехуровневая система категорирования вредных и жидких химических веществ.

Круг проблем, за решение которых взялся реструктурированный в 2013 году PPR, чрезвычайно широк и разнообразен: от качества атмосферы нашей планеты до инвазивных биологических видов, путешествующих по всему свету вместе с судовыми балластными водами. Пересмотры Приложения VI МК МАРПОЛ с прогрессивным снижением выбросов SОx и NOx с судов, разработка всестороннего руководства по управлению балластными водами и биообрастанием – показательные примеры ответов на вызовы, с которыми столкнулся современный мир, и новых шагов в достижении устойчивого развития судоходства.

Окислы серы

Ключевым вопросом повестки дня 5-й сессии PPR стала имплементация 0,50% предела содержания окислов серы в топливе морских судов в мировом масштабе, который вступит в силу 1 января 2020 г. Это важнейшая мера, которая благоприятно скажется на состоянии окружающей среды и здоровье всего человечества, особенно в портовых городах и прибрежных сообществах. Поэтому назад дороги нет!

Ряд делегаций, в том числе Норвегия и КНР, внесли предложение о дополнении Правила 14 «Окислы серы (SO) и твердые частицы» Приложения VI МАРПОЛ новыми пунктами 11 и 12 об оборудовании всех судов валовой вместимостью 400 и более выделенными местами для отбора репрезентативных проб топлива на судне, начиная с установленной даты. Процедуры анализа топлива на содержание серы и верификации должны будут соответствовать Руководству (Guidelines for on-board sampling for the verification of the sulphur content of the fuel oil used on board ships, as set out in MEPC.1/Circ.864), принятому на 70-й сессии МЕРС в октябре 2016 г.

Что касается механизмов имплементации Правила 14 «Окислы серы (SO) и твердые частицы», то в прениях было выдвинуто более двух десятков предложений от делегаций БИМКО, Интертанко, Фонда живой природы, Гринпис и т.п. Проекты предлагают осуществление строгого контроля со стороны государств флага и инспекций портового контроля с использованием дистанционных сенсоров и портативных анализаторов стоимостью до 40 000 евро, установки соответствующего оборудования на судах, наложения санкций на суда-нарушители и недобросовестных поставщиков бункерного топлива, которых также будут заносить во всемирную базу данных. Греция кардинальным образом предложила запретить иметь на борту некондиционное топливо.

Особый интерес вызывает доклад делегации Кореи, в котором выражена озабоченность о трудностях перехода на низкосернистое топливо в связи с большой долей судов старой конструкции. Низкосернистое топливо из-за пониженной вязкости будет протекать через тонкие зазоры, которые ранее были герметичны для тяжелого топлива, что приведет к протечкам, потерям мощности двигателя и пожарам. К тому же сложный процесс перехода на другой вид топлива создает риск остановки двигателя и аварий в сложной обстановке. Например, из 93 случаев выхода двигателей из строя у берегов Калифорнии 15 были связаны напрямую с переходом на другое топливо для выполнения нормативных государственных требований по выбросу серы. Были предложены некоторые способы решения технических проблем. Готовится также очередной пересмотр Руководства 2015 года по системам очистки отработанных газов MEPC.259(68) и поправки к Кодексу по NOx. Предложения поступили от Японии и стран ЕС.

В тему прозвучало и предложение по газификации судового оборудования по термической обработке отходов.

Углекислый газ

Известно, что наибольший вклад в глобальное потепление вносит углекислый газ СО2, по современным оценкам его доля составляет 60-70%. Поскольку углекислый газ химически пассивен, его «время жизни» в атмосфере достаточно велико – около 100 лет. Как следствие, меры, направленные на сокращение антропогенной эмиссии СО2, даже при высокой их успешности, скажутся лишь через несколько десятилетий. В этой ситуации сегодня активно предлагается идея сокращения выбросов других газов и аэрозолей, чье воздействие на радиационный режим и на климат тоже значительно, но их время пребывания в атмосфере существенно короче (недели, месяцы или годы), а значит, и отклик климатической системы проявится быстрее.

Короткоживущие климатические загрязнители (ККЗ) атмосферы имеют следующие сходные особенности: первая и основная – среднее время жизни в атмосфере не превосходит нескольких месяцев (не более года). Исключение составляют лишь метан и некоторые гидрофторуглероды, которые относятся скорее к стандартным парниковым газам вместе с СО2 и N2O. Из-за небольшого времени жизни пребывания в атмосфере ККЗ не распространяются на значительные расстояния от их источников, и их воздействие на климатический режим носит региональный характер. Однако в некоторых условиях аэрозоли с черным углеродом (нерастворимые изначально) могут переноситься (чаще зимой) на значительные расстояния (из Юго-Восточной Азии в Арктику) и при отсутствии осадков накапливаться в виде так называемой «арктической дымки».

Рис.1. Данные Всемирного фонда живой природы о количестве выбрасываемой сажи в год по типам судов

О саже (черном углероде) известно с незапамятных времен, однако в число главных врагов современного климата ее стали относить лишь в последние годы. Черный углерод (black carbon) – составляющая аэрозольного загрязнения атмосферы, связанная с неполным сгоранием ископаемого топлива, биотоплива и биомассы. Черный углерод поступает в атмосферу в основном в виде сажи, т.е. частиц углерода антропогенного или естественного происхождения в различных связанных формах. Время его пребывания в атмосфере исчисляется несколькими днями или неделями. По оценкам американского специалиста М. Якобсона, 15-30% глобального потепления обусловлено именно эмиссией сажевых частиц. В воздухе сажа поглощает солнечную энергию и излучает инфракрасную (тепловую) радиацию, а после выпадения на земную поверхность увеличивает количество поглощенной солнечной энергии поверхностью, тем самым способствуя ее дополнительному разогреву. Наиболее критично это в зонах, покрытых снегом и льдом (в полярных областях и горных районах), где ускоряется таяние льдов, особенно в Арктике, которая теплеет в среднем в два раза быстрее, чем остальная планета.

Рабочую группу по этой проблеме возглавляет Канада, которая представила на сессии доклад и план по дальнейшим действиям. Большинство проблем с сажей решаются путем усовершенствования планов повышения энергоэффективности судов.

Из предложений по другим вопросам представляет интерес предложение США о поправках к приложениям МК МАРПОЛ, которые предлагают вести все требуемые записи в электронных журналах. Ими же разработаны стандарты и технические требования к программному обеспечению и компьютерам. Полностью готовые проекты поправок к МК МАРПОЛ и нового Руководства переданы в секретариат, и надо ожидать, что в скором времени они будут одобрены и приняты на ближайших сессиях МЕРС.

Колоссальная катастрофа

Невосполнимый ущерб морской среде и живой природе был нанесен в результате пожара и взрыва на ПБУ Deepwater Horizon 20 апреля 2010 г. в Мексиканском заливе. Через повреждения труб скважины на глубине 1500 метров в Мексиканский залив за 152 дня вылилось около 5 млн баррелей нефти, нефтяное пятно достигло площади 75 тыс. квадратных километров, что составляет около 5% площади Мексиканского залива. По результатам опыта борьбы с последствиями этой колоссальной катастрофы была завершена работа над пересмотренным Руководством по использованию дисперсантов в борьбе с загрязнениями моря, состоящим из четырех частей.

Более 20 лет Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству является важнейшим инструментом реагирования на загрязнение моря нефтью и другими вредными веществами. Членами этой конвенции являются 112 государств. Большую практическую пользу правительствам и организациям различных стран, несомненно, окажет новое Руководство по осуществлению Конвенции OPRC-90 и протокола HNS. Значительное место уделено координации спасательных служб и единиц по устранению последствий загрязнения, а также подготовке специалистов и членов экипажа. Соответствующие модельные курсы для инструкторов и трех уровней подготовки были приняты на предыдущей, 4-й сессии PPR в октябре 2016 года.

«Тормоз кораблей»

О том, что обрастание может стать «тормозом кораблей», в своих научных трудах указывал еще древнегреческий философ Плутарх. Из-за обрастания растет гидродинамическое сопротивление корпуса, резко снижается скорость судна и увеличивается расход топлива. Для очистки подводной части корпуса требуется докование, а это обходится дорого (иногда свыше миллиона долларов в день). Поэтому современные антиобрастающие лакокрасочные системы помимо обычных пигментов и наполнителей имеют в своем составе различные комбинации производных ртути, меди, мышьяка, цинка, олова, свинца и некоторых органических соединений. Настоящий прорыв совершили лакокрасочные системы, содержащие антифаулянт трибутилолово. Благодаря растворимым в воде сополимерам краски стали самополирующимися, что вдобавок к длительным антикоррозионным и антиобрастающим качествам сулило улучшение скоростных качеств судов. Подводные поверхности большинства судов мирового флота начиная с 1970-х годов были окрашены именно такими красками.

Дальнейшие экологические исследования выявили, что устойчивые в окружающей среде органические соединения олова способны к биоаккумуляции и, проникая в пищевую цепочку, убивают не только обрастателей, но и отравляют другие объекты флоры и фауны. Особенно быстро трибутилолово накапливается у животных-фильтраторов, в мясе деликатесных устриц и трубача, которое человек употребляет в пищу. В результате наблюдается рост нарушений эндокринной и иммунной систем.

На состоявшейся 8 октября 2001 года в Лондоне дипломатической конференции была принята Международная конвенция о контроле за вредными противообрастающими системами на судах, которая вступила в силу 17 сентября 2008 года. Конвенция запрещает применять на судах противообрастающие системы, содержащие оловоорганические соединения, действующие как биоциды.

В последние годы стали широко применяться недорогие антиобрастайки на базе цибутрина, органического вещества, формула которого C11H19N5S, с альгицидными свойствами, в частности, ею окрашивают подводные части прогулочных яхт. Ввиду токсического эффекта эти краски уже запрещены для использования в странах ЕС. В PPR было представлено предложение о включении таких противообрастающих систем в Конвенцию AFS.

На сессии также были рассмотрены очередные поправки к кодексу по химовозам и правилам перевозки вредных химических грузов на судах-снабженцах буровых платформ.

В заключение генсек ИМО сообщил, что Всемирный день моря – 2018 пройдет под девизом «В нашем наследии – залог будущего совершенства».

Морские вести России №4 (2018)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Пожар на двух судах в Черном море. Главное

Пожар на двух судах в Черном море. Главное Перекачка сжиженного газа с несоблюдением техники безопасности закончилась пожаром и привела к гибел...

Суда Волжского пароходства спасли моряков с горящих в Керченском проливе танкеров

Суда Волжского пароходства спасли моряков с горящих в Керченском проливе танкеров 21 января с.г. в Керченском проливе произошла трагедия: по неустановленным пока причинам на двух суд...

Российская экономика

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей На развитие Северного морского пути (СМП) в 2019-2024 годах потребуется 905,6 млрд рублей. О...

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Владморрыбпорт в 2018г увеличил перевалку на 14%, до рекордного для себя уровня 4,54 млн тонн

Владморрыбпорт в 2018г увеличил перевалку на 14%, до рекордного для себя уровня 4,54 млн тонн ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» («Владморрыбпорт», стивидорная компания в порту «Влади...

СКР проверяет информацию об обрушении крыши склада удобрений в Морском порту Петербурга

СКР проверяет информацию об обрушении крыши склада удобрений в Морском порту Петербурга Северо-Западное следственное управление на транспорте СКР проверяет сообщения СМИ об обрушении крыши...




Морской транспорт

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства маломерных судов в Российской Федерации

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства  маломерных судов в Российской Федерации Российские аквакультурные предприятия планируют участвовать в программе строительства судов маломерн...

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 21 января 2019 года

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 21 января 2019 года С начала навигации 2018-2019 гг. в замерзающих морских портах России под контролем ледоколов ФГУП «Р...

Речной транспорт

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве Следователи разбираются в обстоятельствах столкновения теплохода с набережной в районе парка имени Г...

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

Ж/Д транспорт

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1%

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1% «Трансконтейнер» увеличил   контейнерные перевозки в 2018 году на 6,1% к уровню 2017&n...

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов По состоянию на январь 2019 года парк грузовых локомотивов на полигоне Мурманского территориального ...

Авто транспорт

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии Накануне подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Кавказ» завершило расчистку от снега самого сложно...

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...