Швартовки станут безопасней

Безопасность мореплавания
Швартовки станут безопасней

Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах произошло 16 539 несчастных случаев и инцидентов, при которых 600 человек погибли и 5607 получили увечья и травмы.

В. Мотрич, капитан

В ИМО продолжается работа по улучшению условий труда моряков и предотвращению несчастных случаев во время проведения основных операций на борту судна. Так, 1 января 2007 года вступили в силу поправки к Правилу 3-8 главы II-1 Международной конвенции СОЛАС-74, которое требует, чтобы новые суда обеспечивались устройствами, оборудованием и приспособлениями достаточной безопасной рабочей нагрузки, чтобы позволить проведение всех операций безопасным образом с буксирным и швартовным устройствами при обычной эксплуатации судна.

Это оборудование и устройства должны отвечать требованиям циркулярного письма MSC/Circ.1175 – «Руководство по судовому буксирному и швартовному оборудованию» от 24 мая 2005 г., состоящего из пяти глав: «Применение», «Определения», «Буксирное оборудование», «Швартовное оборудование», «План расположения буксирного и швартовного оборудования», а также двух приложений, в которых объясняется смысл характеристики снабжения (EN – Equipment Number) и приведена таблица, из которой по EN можно выбрать требуемые разрывные нагрузки буксирных и швартовных тросов.

Ключевым требованием циркуляра MSC/Circ.1175 является обеспечение капитана планом расположения буксирного и швартовного оборудования. Информация, предусмотренная в плане, для каждого несущего элемента швартовных и буксирных устройств должна отображать:

месторасположение на судне;

тип несущего элемента устройства;

SWL/TOW;

назначение (швартовка/буксировка в порту/другие виды буксировки);

способ применения нагрузки на буксирные и швартовные линии, включая регламентируемые углы наклона.

Кроме того, информация, представленная в плане, должна включать:

расположение швартовных линий с указанием количества линий (N);

минимальное разрывное усилие каждой швартовной линии (MBL);

приемлемые погодные условия для рекомендуемого минимального разрывного усилия швартовных линий, определяемого в соответствии с рекомендацией МАКО № 10 для судов с характеристикой снабжения EN > 2000;

среднюю скорость ветра в течение 30 с в любом направлении в соответствии с рекомендацией МАКО № 10;

максимальную скорость течения, действующую на носовую или кормовую часть судна.

SWL (безопасная рабочая нагрузка) и TOW (безопасная нагрузка при буксировке) швартовных и буксирных устройств, установленных на судне, должны быть указаны на плане распо­ложения буксирных и швартовных устройств для использования экипажем.

Указанная информация должна быть включена в карточку лоцмана, чтобы предоставить лоцману надлежащую информацию в отношении операций в порту и буксирных операций.

На 5-й сессии Подкомитета по проектированию и конструкции судов, состоявшейся в штаб-квартире ИМО с 22 по 26 января 2018 года, рабочая группа по швартовному и буксирному устройствам, в которую вошли специалисты из Дании и Японии, представили предложения в Комитет по безопасности на море о внесении очередных поправок в Правило 3-8 МК СОЛАС и значительном расширении требований действующего циркуляра MSC/Circ.1175. Новым требованиям должны соответствовать суда валовой вместимостью 3000 и более, построенные 1 января 2024 г. и после этой даты (уточненная дата будет принята после обсуждения на ближайшей сессии КБМ). Для судов меньшего тоннажа будет действовать прежний циркуляр.

Новый проект циркуляра предлагает современный функциональный подход к конструкции буксирного и швартовного устройств, которая должна обеспечить:

беспрепятственный доступ и эксплуатацию швартовного устройства;

упрощение конфигурации заводки швартовных линий;

соответствие особенностям эксплуатации судна;

беспрепятственный обзор в зоне швартовных операций;

минимальную подверженность членов экипажа опасностям, связанным с натяжением концов, и динамическим нагрузкам;

согласованность характеристик швартовных концов с характеристиками швартовного оборудования;

постоянную видимость зоны швартовки и контроль;

адекватное освещение и видимость для работающих;

достаточное рабочее пространство;

минимизацию риска разрыва швартовного конца;

исключение возможности нанесения травм швартовными концами;

беспрепятственную коммуникацию во время швартовных операций;

минимизирование опасности падений и скольжений при любых условиях погоды;

минимизирование износа швартовных концов;

надлежащее обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности;

гибкость при использовании в исключительных условиях.

Для достижения функциональных целей все швартовное оборудование должно соответствовать пересмотренной главе 5 циркуляра. В числе мер по упрощению конфигурации заводки концов предлагается хорошо продумывать расположение клюзов и роульсов; для улучшения коммуникации – снижать шумность механизмов и не загромождать обзор; к каждому швартовному устройству должен быть обеспечен свободный подход как минимум двух человек, а ручной труд сведен к минимуму и т.д.

Для выбора швартовных концов и прочности оборудования введены три новые характеристики:

MBLSD (Ship Design Minimum Break Load) – минимальная разрывная нагрузка нового сухого швартовного конца, для которого спроектирована швартовная система, отвечающая требованиям.

WLL (Working Load Limit) – максимальная нагрузка, которой подвергается швартовный конец во время эксплуатации в процентах, которая не должна превышаться. Для стального конца она составляет 55% от MBLSD, для синтетического – 50%.

LDBF (Line Design Break Force) – минимальная сила, при которой происходит разрыв нового сухого конца с огоном. Принимается от 100 до 105% от MBLSD.

Указанные величины должны быть указаны в Плане швартовного и буксирного устройств как при нормальной швартовке, так и в условиях ветра и течения. Примеры расчетов приведены в Приложении А.

В главу 5 также включены рекомендации по выбору швартовных устройств, их осмотру и обслуживанию, чего также не было в преды­дущей версии. Имеются рекомендации по расчету прочности швартовных кнехтов, палубных подкреплений и т.п.

Неизменным в повестке дня каждого заседания комитетов и подкомитетов ИМО является вопрос безопасности пассажирских судов.

Делегация США предложила поправки к новому Правилу II-1/8-1 «Доступность на пассажирских судах энергоснабжения при затоплении от подводной пробоины». При расчетном затоплении через пробоину оговоренного расположения и размера должна быть обеспечена подача электроэнергии на механизмы и системы, указанные в Правиле II-2/21.4 «Порог аварии, достижение порта и зоны безопасности», в том числе:

энергетическую установку;

систему руля и систему управления рулем;

навигационные системы;

системы заполнения, перекачки и подачи топлива для энергетической установки;

внутрисудовую связь между мостиком и машинными помещениями, центром безопасности, аварийными партиями по борьбе с водой и пожаром и, как требуется, для оповещения и сбора пассажиров и экипажа;

радиосвязь;

систему пожарной магистрали;

стационарные системы пожаротушения;

систему пожаро- и дымообнаружения;

льяльную и балластную системы;

водонепроницаемые и полуводонепроницаемые двери с механическим приводом;

системы, предназначенные для обеспечения зон безопасности;

систему обнаружения поступления воды; и

иные системы, определенные Администрацией как необходимые для борьбы за живучесть судна.

Эти меры позволят поврежденному судну достичь порта-убежища.

Был представлен и проект циркуляра о компьютерной поддержке капитана при расчетах остойчивости в случае затопления отсеков судна.

Продвигается работа по разработке новой главы 15 к МК СОЛАС-74 и Кодекса по конструкции судов специального назначения, которые кроме экипажа имеют на борту промышленный персонал более 12 человек. МАКО предложила свой проект поправок к Кодексу по расширенному освидетельствованию судов 2011-ESP, что связано с принятием новых унифицированных интерпретаций по замеру толщин связей набора и обшивки корпуса.

Рабочая группа, возглавляемая японской делегацией, представила подробный доклад в двух частях о ходе разработки критериев остойчивости 2-го поколения с учетом параметрического резонанса в случае потери судном хода в штормовую погоду, оседлании гребня на попутной волне. Эта работа ведется уже в течение 15 лет, и в ближайшем будущем в Кодекс по остойчивости судна в неповрежденном состоянии войдут новейшие научные разработки. По этому поводу генеральный секретарь ИМО Китак Лим выразил особый оптимизм в своем заключительном слове.

Морские вести России №3 (2018)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Горящие в Черном море суда опасно накренились

Горящие в Черном море суда опасно накренились Опасный крен зафиксирован на судах, горящих в Черном море в районе Керченского пролива. Об этом сооб...

Пожар на двух судах в Черном море. Главное

Пожар на двух судах в Черном море. Главное Перекачка сжиженного газа с несоблюдением техники безопасности закончилась пожаром и привела к гибел...

Российская экономика

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей На развитие Северного морского пути (СМП) в 2019-2024 годах потребуется 905,6 млрд рублей. О...

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Владморрыбпорт в 2018г увеличил перевалку на 14%, до рекордного для себя уровня 4,54 млн тонн

Владморрыбпорт в 2018г увеличил перевалку на 14%, до рекордного для себя уровня 4,54 млн тонн ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» («Владморрыбпорт», стивидорная компания в порту «Влади...

СКР проверяет информацию об обрушении крыши склада удобрений в Морском порту Петербурга

СКР проверяет информацию об обрушении крыши склада удобрений в Морском порту Петербурга Северо-Западное следственное управление на транспорте СКР проверяет сообщения СМИ об обрушении крыши...




Морской транспорт

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства маломерных судов в Российской Федерации

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства  маломерных судов в Российской Федерации Российские аквакультурные предприятия планируют участвовать в программе строительства судов маломерн...

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 21 января 2019 года

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 21 января 2019 года С начала навигации 2018-2019 гг. в замерзающих морских портах России под контролем ледоколов ФГУП «Р...

Речной транспорт

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве Следователи разбираются в обстоятельствах столкновения теплохода с набережной в районе парка имени Г...

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

Ж/Д транспорт

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1%

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1% «Трансконтейнер» увеличил   контейнерные перевозки в 2018 году на 6,1% к уровню 2017&n...

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов По состоянию на январь 2019 года парк грузовых локомотивов на полигоне Мурманского территориального ...

Авто транспорт

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии Накануне подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Кавказ» завершило расчистку от снега самого сложно...

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...