Швартовки станут безопасней

Безопасность мореплавания
Швартовки станут безопасней

Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах произошло 16 539 несчастных случаев и инцидентов, при которых 600 человек погибли и 5607 получили увечья и травмы.

В. Мотрич, капитан

В ИМО продолжается работа по улучшению условий труда моряков и предотвращению несчастных случаев во время проведения основных операций на борту судна. Так, 1 января 2007 года вступили в силу поправки к Правилу 3-8 главы II-1 Международной конвенции СОЛАС-74, которое требует, чтобы новые суда обеспечивались устройствами, оборудованием и приспособлениями достаточной безопасной рабочей нагрузки, чтобы позволить проведение всех операций безопасным образом с буксирным и швартовным устройствами при обычной эксплуатации судна.

Это оборудование и устройства должны отвечать требованиям циркулярного письма MSC/Circ.1175 – «Руководство по судовому буксирному и швартовному оборудованию» от 24 мая 2005 г., состоящего из пяти глав: «Применение», «Определения», «Буксирное оборудование», «Швартовное оборудование», «План расположения буксирного и швартовного оборудования», а также двух приложений, в которых объясняется смысл характеристики снабжения (EN – Equipment Number) и приведена таблица, из которой по EN можно выбрать требуемые разрывные нагрузки буксирных и швартовных тросов.

Ключевым требованием циркуляра MSC/Circ.1175 является обеспечение капитана планом расположения буксирного и швартовного оборудования. Информация, предусмотренная в плане, для каждого несущего элемента швартовных и буксирных устройств должна отображать:

месторасположение на судне;

тип несущего элемента устройства;

SWL/TOW;

назначение (швартовка/буксировка в порту/другие виды буксировки);

способ применения нагрузки на буксирные и швартовные линии, включая регламентируемые углы наклона.

Кроме того, информация, представленная в плане, должна включать:

расположение швартовных линий с указанием количества линий (N);

минимальное разрывное усилие каждой швартовной линии (MBL);

приемлемые погодные условия для рекомендуемого минимального разрывного усилия швартовных линий, определяемого в соответствии с рекомендацией МАКО № 10 для судов с характеристикой снабжения EN > 2000;

среднюю скорость ветра в течение 30 с в любом направлении в соответствии с рекомендацией МАКО № 10;

максимальную скорость течения, действующую на носовую или кормовую часть судна.

SWL (безопасная рабочая нагрузка) и TOW (безопасная нагрузка при буксировке) швартовных и буксирных устройств, установленных на судне, должны быть указаны на плане распо­ложения буксирных и швартовных устройств для использования экипажем.

Указанная информация должна быть включена в карточку лоцмана, чтобы предоставить лоцману надлежащую информацию в отношении операций в порту и буксирных операций.

На 5-й сессии Подкомитета по проектированию и конструкции судов, состоявшейся в штаб-квартире ИМО с 22 по 26 января 2018 года, рабочая группа по швартовному и буксирному устройствам, в которую вошли специалисты из Дании и Японии, представили предложения в Комитет по безопасности на море о внесении очередных поправок в Правило 3-8 МК СОЛАС и значительном расширении требований действующего циркуляра MSC/Circ.1175. Новым требованиям должны соответствовать суда валовой вместимостью 3000 и более, построенные 1 января 2024 г. и после этой даты (уточненная дата будет принята после обсуждения на ближайшей сессии КБМ). Для судов меньшего тоннажа будет действовать прежний циркуляр.

Новый проект циркуляра предлагает современный функциональный подход к конструкции буксирного и швартовного устройств, которая должна обеспечить:

беспрепятственный доступ и эксплуатацию швартовного устройства;

упрощение конфигурации заводки швартовных линий;

соответствие особенностям эксплуатации судна;

беспрепятственный обзор в зоне швартовных операций;

минимальную подверженность членов экипажа опасностям, связанным с натяжением концов, и динамическим нагрузкам;

согласованность характеристик швартовных концов с характеристиками швартовного оборудования;

постоянную видимость зоны швартовки и контроль;

адекватное освещение и видимость для работающих;

достаточное рабочее пространство;

минимизацию риска разрыва швартовного конца;

исключение возможности нанесения травм швартовными концами;

беспрепятственную коммуникацию во время швартовных операций;

минимизирование опасности падений и скольжений при любых условиях погоды;

минимизирование износа швартовных концов;

надлежащее обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности;

гибкость при использовании в исключительных условиях.

Для достижения функциональных целей все швартовное оборудование должно соответствовать пересмотренной главе 5 циркуляра. В числе мер по упрощению конфигурации заводки концов предлагается хорошо продумывать расположение клюзов и роульсов; для улучшения коммуникации – снижать шумность механизмов и не загромождать обзор; к каждому швартовному устройству должен быть обеспечен свободный подход как минимум двух человек, а ручной труд сведен к минимуму и т.д.

Для выбора швартовных концов и прочности оборудования введены три новые характеристики:

MBLSD (Ship Design Minimum Break Load) – минимальная разрывная нагрузка нового сухого швартовного конца, для которого спроектирована швартовная система, отвечающая требованиям.

WLL (Working Load Limit) – максимальная нагрузка, которой подвергается швартовный конец во время эксплуатации в процентах, которая не должна превышаться. Для стального конца она составляет 55% от MBLSD, для синтетического – 50%.

LDBF (Line Design Break Force) – минимальная сила, при которой происходит разрыв нового сухого конца с огоном. Принимается от 100 до 105% от MBLSD.

Указанные величины должны быть указаны в Плане швартовного и буксирного устройств как при нормальной швартовке, так и в условиях ветра и течения. Примеры расчетов приведены в Приложении А.

В главу 5 также включены рекомендации по выбору швартовных устройств, их осмотру и обслуживанию, чего также не было в преды­дущей версии. Имеются рекомендации по расчету прочности швартовных кнехтов, палубных подкреплений и т.п.

Неизменным в повестке дня каждого заседания комитетов и подкомитетов ИМО является вопрос безопасности пассажирских судов.

Делегация США предложила поправки к новому Правилу II-1/8-1 «Доступность на пассажирских судах энергоснабжения при затоплении от подводной пробоины». При расчетном затоплении через пробоину оговоренного расположения и размера должна быть обеспечена подача электроэнергии на механизмы и системы, указанные в Правиле II-2/21.4 «Порог аварии, достижение порта и зоны безопасности», в том числе:

энергетическую установку;

систему руля и систему управления рулем;

навигационные системы;

системы заполнения, перекачки и подачи топлива для энергетической установки;

внутрисудовую связь между мостиком и машинными помещениями, центром безопасности, аварийными партиями по борьбе с водой и пожаром и, как требуется, для оповещения и сбора пассажиров и экипажа;

радиосвязь;

систему пожарной магистрали;

стационарные системы пожаротушения;

систему пожаро- и дымообнаружения;

льяльную и балластную системы;

водонепроницаемые и полуводонепроницаемые двери с механическим приводом;

системы, предназначенные для обеспечения зон безопасности;

систему обнаружения поступления воды; и

иные системы, определенные Администрацией как необходимые для борьбы за живучесть судна.

Эти меры позволят поврежденному судну достичь порта-убежища.

Был представлен и проект циркуляра о компьютерной поддержке капитана при расчетах остойчивости в случае затопления отсеков судна.

Продвигается работа по разработке новой главы 15 к МК СОЛАС-74 и Кодекса по конструкции судов специального назначения, которые кроме экипажа имеют на борту промышленный персонал более 12 человек. МАКО предложила свой проект поправок к Кодексу по расширенному освидетельствованию судов 2011-ESP, что связано с принятием новых унифицированных интерпретаций по замеру толщин связей набора и обшивки корпуса.

Рабочая группа, возглавляемая японской делегацией, представила подробный доклад в двух частях о ходе разработки критериев остойчивости 2-го поколения с учетом параметрического резонанса в случае потери судном хода в штормовую погоду, оседлании гребня на попутной волне. Эта работа ведется уже в течение 15 лет, и в ближайшем будущем в Кодекс по остойчивости судна в неповрежденном состоянии войдут новейшие научные разработки. По этому поводу генеральный секретарь ИМО Китак Лим выразил особый оптимизм в своем заключительном слове.

Морские вести России №3 (2018)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей Это следует из опубликованных судоверфью 16 ноября материалов закупки у единственного поставщика.

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем В Крыму считают проявлением агрессии учения ВС Украины в Херсонской области, из-за которых Киев заяв...

Российская экономика

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Итоги работы ПАО «Совкомфлот» за 3 кв. и 9 месяцев 2018 года/

ФАС утвердила надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия

ФАС утвердила  надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России утвердила экспортную надбавку в 8% к гру...

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5%

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5% Порт Калининград в январе-октябре 2018 года обработал 11,836 млн тонн грузов, что на 5% превысил...

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года С начала 2018 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) направле...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни Этого ожидает губернатора Приморья Олег Кожемяко.

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году Ранее сообщалось, что по результатам социологического исследования Тюмень возглавила список городов ...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...