Морские капитаны

Инфраструктура / Образование
Морские капитаны

90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевозимых грузов благополучно доставляется до порта назначения. Можно говорить о том, что многомиллиардное население Земли существует и развивается благодаря труду тех, кто работает на море.

Можно не ошибиться, если сказать, что газету «Морские вести России» читают в первую очередь те, кто имеет или имел какое-то отношение к работе на море или работал на берегу в какой-либо организации, имеющей отношение к морскому флоту. Наверняка многие на берегу слышат и рассказы о моряках и их труде. Но даже самые осведомленные читатели очень многое не знают о том, чем занимается и за что несет ответственность командир морского судна – его капитан.

Автор – сам морской капитан, сделал попытку рассказать о труде капитана и том месте, которое он занимает на судне. Опыт работы капитаном морского лесовоза в течение 18 лет дает автору некое право считать, что он знаком с работой капитана. Так как вся деятельность на море у автора была связана с Северным морским пароходством, то он приводит примеры из практики работы капитанов именно этой судоходной компании. Можно нисколько не сомневаться, что в других пароходствах и судоходных компаниях работали и работают замечательные капитаны, имена которых вошли в историю не только своих судоходных компаний, но и российского флота.

Е. Климов, морской капитан, преподаватель-инструктор радиолокационного тренажера РЦ ДПО АМИ им. капитана В.И. Воронина

Одинокая фигура

Фигура капитана была всегда окружена не только ореолом романтичности и загадочности, но и таинственности. У моряков различных стран существуют издавна интересные высказывания о капитанах. Так португальские моряки говорили, что «капитан – это последняя инстанция перед Богом». Английские моряки о личности капитана говорили так: «Моряк видит своего капитана чаще, чем Господа Бога, но разговаривает с ним реже, чем с английской королевой».

Капитан как руководитель формируется на судне, начиная работу в качестве младшего помощника капитана. Далее, перемещаясь по служебной лестнице, он проходит должности всех помощников капитана. Обычно у капитана в подчинении находятся три помощника, которые являются судоводителями по специальности: старший помощник, второй помощник и третий помощник. На судах небольшого размера в прибрежном плавании можно встретить только двух помощников капитана или даже одного помощника.

Исключительность положения на судне капитана вызывает необходимость особого подхода к выдвижению кандидатуры на эту должность. Капитан как лицо, несущее ответственность за все, что происходит на судне, должен иметь такие черты характера, которые позволяли бы обеспечивать успешную работу судна. Умение общаться с людьми и руководить ими, необходимость принимать без колебаний управленческие решения требуют прямоты и решительности характера. У капитана должно быть прирожденное чувство ответственности за порученное дело.

Капитан на судне является фигурой одинокой в том смысле, что все люди вокруг него – это его подчиненные и рядом нет тех, кому равен или подчиняется сам капитан и с кем он мог бы поделиться своими мыслями в отношении производственных и различных житейских вопросов. В береговых условиях руководители различных организаций и предприятий имеют возможность встречаться и общаться друг с другом. Общаясь с равными себе, они более раскованны в разговорах и обмене мнениями. Для капитана же все члены экипажа – это его подчиненные, и в разговорах с ними он не может себе позволить касаться всех без исключения вопросов.

На должность капитана выдвигается старший помощник капитана, который по всем требуемым личностным и профессиональным качествам подходит для работы в должности капитана. В некоторых судоходных компаниях первый рейс начинающего капитана сопровождает опытный капитан или капитан-наставник (там, где они имеются в штате компании), которые не только оказывают помощь молодому капитану, но и присматриваются к нему с целью убедиться, что выбор компании не является случайным. Так как одним из необходимых требований к кандидатуре капитана является опыт работы на море, то обычно требуется 8-10 лет для того, чтобы из начинающего судоводителя сформировался командир экипажа – капитан.

Не каждый старший помощник может подходить для работы в должности капитана. Бывают случаи, когда старший помощник, став капитаном, начинает понимать, что эта «ноша» для него неподъемна. В таких случаях лучше честно об этом сказать и уйти с должности. Если этого не сделать, то впоследствии плохо будет не только самому такому капитану, но и его экипажу и, соответственно, судовладельцу.

Условия жизни и деятельности на судне сильно отличаются от береговых условий. Это связано прежде всего со спецификой работы на море. Моряк не только работает на судне, но и постоянно проживает на борту. Работа на море связана с разлукой с семьей или близкими моряку людьми.

Морское судно является довольно уязвимым сооружением. Оно эксплуатируется в воде, которая является средой враждебной. Судно может утонуть, если внутрь его корпуса проникнет избыточное количество воды. Оно может получить повреждения и даже погибнуть от воздействия таких внешних неблагоприятных факторов, как ветер и волны. Оно может иметь на борту пожароопасные, взрывоопасные, чрезвычайно ядовитые химические и другие вредные для здоровья грузы. Под воздействием волн и ветра груз на судне может сместиться со своего места, и это может поставить судно в критическое положение. Кроме того, на судах случаются пожары, затопления и столкновения с другими судами, которые могут приводить к гибели судов и людей.

Указанные условия формируют особую атмосферу в отношениях между собой людей на судне как на производственном, так и на бытовом уровне. Между ними требуется слаженность, взаимовыручка и понимание важности любой выполняемой работы как обязательного условия их коллективной безопасности при работе на море. Только такой судоводитель может стать капитаном, который воспринимает такие условия работы и жизни на море как естественные и необходимые, в которых отношения между членами экипажа не могут быть другими.

В этих отношениях не может иметь место обман и недоверие, интриги и лукавство. Люди подлые и трусливые безжалостно изгоняются из экипажа. Во всем, что касается работы, отношения между людьми отличаются прямотой, откровенностью и общим осознанием важности выполняемой работы, направленной на обеспечение безопасной эксплуатации судна и сохранение собственной жизни. Даже самое мелкое упущение в такой работе может привести к тяжелым последствиям.

Для того чтобы судно могло работать и служить своему назначению, необходима особая организация работ (службы), дисциплина и порядок во всем. С давних времен на морских судах установлен принцип единоначалия. Во главе экипажа стоит капитан, который несет ответственность за все, что происходит на судне. Капитану дана большая власть. Все его распоряжения в отношении служебной деятельности должны выполняться беспрекословно. Многое на судне зависит от капитана. Даже жизнь всего экипажа может зависеть от капитана.

Капитан на судне выполняет несколько функций:

– представляет интересы судовладельца;

– является главным администратором на судне;

– как специалист выполняет функцию управления судном и судовождения;

– отвечает за коммерческую составляющую работы судна;

– наставник молодых специалистов.

Капитан как представитель судовладельца

Капитан признается представителем судовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна и плавания. Это означает, что подпись капитана в различных финансовых документах, по которым на судно поступают заказанные денежные средства, продукты питания, питьевая вода, предметы судового снабжения и т.п., признается судовладельцем как подпись лица, действующего от его имени.

Судовладелец передает под командование капитану свою собственность – судно, которое стоит больших денег. Объективно он заинтересован в том, чтобы капитан был серьезным и ответственным человеком, хорошо знающим свое дело. Мудрый судовладелец бережно относится к своим капитанам, с пониманием воспринимает незначительные ошибки и промахи, всегда стимулирует хорошую работу капитанов. Все планы и усилия судовладельца в бизнес-процессе в конечном итоге заканчиваются и реализуются на судне, и здесь роль капитана переоценить невозможно.

Для судовладельца хорошим является такой капитан, который не допускает внеплановых расходов по судну, а на самом судне царят порядок и спокойствие.

Главная цель судовладельца как бизнесмена – получение прибыли от эксплуатации судна. Золотая мечта любого судовладельца – как можно быстрее грузиться или выгружаться в порту, как можно больше брать груза и как можно быстрее совершать переход из одного порта в другой, не допуская при этом внеплановых расходов.

Иногда стремление заработать как можно больше вступает в противоречие с необходимостью обеспечить при этом безопасность судна, его экипажа и перевозимого груза. Тогда может возникнуть конфликт между капитаном и судовладельцем. Капитан, который несет прямую ответственность за безопасность эксплуатации вверенного ему судна, может не согласиться с требованием судовладельца добиться максимальных доходов в ущерб безопасности. К примеру, на море, в районе оживленного судоходства, стоит густой туман и правила требуют при этом сбавлять скорость судна, а судовладелец торопит капитана. В интересах бизнеса он желает, чтобы судно прибыло в порт назначения в заранее согласованный с партнерами по бизнесу срок, и это является крайне важным для всех участников бизнес-процесса. Перед капитаном возникает трудный вопрос: если слушать судовладельца, то надо скорость не сбавлять, но чтобы выполнять правила плавания в условиях плохой или, как говорится в правилах, ограниченной дальности видимости, надо скорость сбавлять.

Капитану часто приходится оказываться в ситуации, подобной указанной выше. «Неуступчивые» в этом отношении капитаны могут вызвать отрицательное к ним отношение со стороны судовладельца. Он может даже избавиться от такого капитана и разорвать с ним контракт.

В истории мореплавания известно много таких случаев, когда некоторые капитаны в угоду коммерческим интересам судовладельцев пренебрегали мерами безопасности, и это приводило к катастрофам. Классический тому пример – гибель п/х «Титаник» от столкновения с айсбергом. Этот, только что построенный в Белфасте гигантский пассажирский пароход в своем первом же атлантическом рейсе из Англии в Нью-Йорк в апреле 1916 года пошел ко дну, унеся с собой более 1500 пассажиров и членов экипажа.

Несколько находящихся поблизости судов предупреждали капитана Э. Дж. Смита о появлении айсбергов, которые он может встретить на своем пути. Однако капитан Смит с наступлением ночи не сбавил скорость судна по причине того, что владельцу судна, судоходной компании White Star Line, очень хотелось установить рекорд скорости перехода через Атлантический океан в своем первом и широко разрекламированном рейсе. Находившийся на борту судна генеральный директор этой судоходной компании Дж. Брюс Исмей сыграл свою подлую роль, побуждая капитана на всех парах мчаться через океан. Дж. Б. Исмей остался жив, так как сделал все, чтобы забраться в спасательную шлюпку, в то время как нашлось немало благородных мужчин, которые остались на судне и погибли, уступив места в шлюпках женщинам и детям. Что касается капитана Смита, то он не покинул свое гибнущее судно и ушел на дно вместе с ним.

Надо сказать, что международное морское законодательство защищает капитанов в таких ситуациях. Оно гласит: «никто не вправе препятствовать деятельности капитана, направленной на обеспечение безопасности судна и экипажа, а также охраны морской окружающей среды». Это положение в качестве обязательного требования закреплено в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74), которое так и называется – «Свобода принятия решения капитаном». Однако, несмотря на это, капитанам в своей работе нередко приходится ощущать на себе неудовольствие судовладельцев в тех случаях, когда предпринимаемые ими меры в интересах безопасности судна вносят ограничения в достижение коммерческих целей.

Капитан как главный администратор на судне

Особенности работы на море предполагают принцип единоначалия. Здесь нет места демократическим принципам управления. Все властные полномочия на судне предоставлены одному человеку. Таким человеком является капитан судна, который как высшее должностное лицо отвечает за поддержание порядка на судне, предотвращение причинения вреда судну, находящимся на борту людям и грузу.

Он имеет право при необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа судна. Если какое-либо лицо совершает поступки, хотя и не являющиеся уголовным преступлением, но создающие угрозу безопасности судна или находящимся на нем людям и имуществу, то капитан имеет право изолировать это лицо.

При совершении на борту судна уголовного преступления капитан выполняет функции органов дознания, руководствуясь национальным законодательством.

У капитана есть и другие права, которые связаны с оказанием помощи на море, столкновением судов, военными действиями, оставлением судна и даже составлением завещания, рождением ребенка и смертью на судне. Капитану даны и чрезвычайные права при возникновении чрезвычайных ситуаций на судне.

В законодательстве многих стран указано, что ни один член экипажа не может быть направлен на судно без согласия капитана. Это условие имеется и в Кодексе торгового мореплавания России, в п. 2 статьи 57. Из положения этой статьи вытекает и право капитана убрать с судна, или, как говорят на флоте, «списать на берег», такого члена экипажа, который не устраивает капитана.

Капитан подчиняется непосредственно судовладельцу – руководителю судоходной компании. Все указания, относящиеся к деятельности судна, передаются только капитану, который отвечает за их выполнение.

Первым заместителем капитана является его старший помощник. В тех случаях, когда капитан по каким-либо причинам не в состоянии выполнять свои обязанности, командование судном принимает на себя старший помощник.

Капитан как специалист по судовождению и управлению судном

По своему профессиональному образованию капитан судна обязательно должен быть судоводителем, т.е. специалистом по судовождению, и на него возложена ответственность и за безопасное судовождение. Как и все судоводители, он должен знать и уметь использовать все оборудование навигации и связи ходового мостика судна. Капитан назначает курс и скорость судна, способ управления судном и режим работы главного двигателя. Весь процесс перехода судна из одного места в другое контролируется капитаном. В такие моменты, как заход в порт или выход из порта, капитан обязан находиться на мостике судна и осуществлять личное управление судном.

Сложные условия плавания, такие как туман, плавание во льдах, шторм, швартовые операции при подходе к причалу или отходе от него или к другому судну, плавание судна в узких реках, проходах или каналах, таят в себе определенные риски для безопасности судна, которые иногда могут быть весьма значительными. В таких условиях все правила и обычаи мореплавания требуют личного присутствия капитана на ходовом мостике судна. Во многих подобных случаях он лично управляет судном. В связи с этим капитану приходится иногда проводить длительное время на мостике без сна и отдыха.

Управление судном в указанных выше сложных условиях является искусством и требует выдержки, хладнокровия и точного расчета. Это искусство можно постигнуть только при работе на судне.

Особо следует сказать о капитанах очень специфичных судов – ледоколов. Им приходится работать по проводке судов во льдах. Труд капитана-ледокольщика связан с частым изменением режима работы главных двигателей, сменой курсов, с возвращением к застрявшим во льдах судам, необходимостью их освобождения от ледовых оков и т.д. Эта работа требует большой выдержки и терпения и относится к искусству управления судном в очень специфичных ледовых условиях. Мало кому известно, но капитанов-ледокольщиков у нас в стране меньше, чем космонавтов.

В береговых условиях, пожалуй, не найдется такой сферы деятельности, где бы главный руководитель предприятия выступал в роли наставника начинающих молодых специалистов и принимал личное участие в технологических операциях, обеспечивающих производственный процесс. А вот капитан, будучи главным руководителем на судне, такой работой занимается, и это относится к особенностям работы руководителя на море.

Капитан как коммерческий работник

Каждое морское судно предназначено для выполнения какой-либо работы, которая приносит прибыль его владельцу. Основная масса судов мирового флота построена для перевозки различных грузов, но существует немало судов специального назначения, таких как суда для добычи живых ресурсов моря, суда дноуглубительные, для прокладки и ремонта подводных трубопроводов, сейсмических исследований, для установки подводных фундаментов, на которых размещаются различные сооружения и установки – например, ветряные электростанции и т.п.

Перевозка грузов морем – это коммерческая операция, которая включает в себя три процесса: приемку (погрузку) груза на судно, перевозку его морем и сдачу груза (выгрузку из судна) грузополучателю. Как любая коммерческая сделка, она требует оформления соответствующих грузовых и других необходимых документов. Капитан после приемки груза на борт судна подписывает главный документ – коносамент, подтверждающий факт приема груза от грузоотправителя к перевозке морем для последующей его передачи грузополучателю. Коносамент, кроме всего прочего, представляет из себя товарораспорядительный документ. По этой причине капитан является и представителем грузовладельца. Если, к примеру, судно придет в порт с грузом, а его владелец по какой-то причине не явился за его получением или имеются препятствия к заходу в порт назначения груза, то капитан имеет право сдать груз на хранение. Капитан также имеет право заключать договоры о спасании от имени владельца имущества, находящегося на борту судна, включая и перевозимый груз.

Капитан как наставник молодых специалистов

Капитану приходится заниматься и подготовкой молодых специалистов, пришедших на судно после завершения учебы в морском учебном заведении. Как бы хорошо ни учили в учебном заведении, но там дают только знания. На производстве же, каким является судно, кроме знаний требуется понимание усвоенных в учебном заведении правил и рабочих процессов и умение на практике их применять. Главным фактором, позволяющим стать хорошим профессионалом своего дела, становится практика и наработка опыта. Здесь без помощи опытных специалистов не обойтись. Для молодого специалиста-судоводителя таким учителем становится капитан и другие старшие командиры судна.

Первые несколько месяцев капитан очень плотно опекает молодого специалиста. Особенно это относится к несению ходовой навигационной вахты. Для того чтобы добиться требуемого уровня умения, необходимого для более или менее самостоятельного несения ходовой вахты начинающим судоводителем, требуется определенное время, в течение которого капитан контролирует его действия, учит всем премудростям практической навигации и искусству расхождения с другими судами на безопасном расстоянии.

Роль капитана в становлении молодого специалиста трудно переоценить. У каждого капитана навсегда остается в памяти тот первый капитан, который научил его всем премудростям профессии, когда он пришел на судно молодым и неопытным. Обычно с большой благодарностью вспоминают капитаны своих первых морских учителей-капитанов.

Считать себя ближе к опасности

Капитану не всегда удается посоветоваться со своим судовладельцем, когда возникают сложные производственные вопросы. В этих условиях он должен найти правильное решение. Ему часто приходится принимать управленческие решения в условиях неясности или неопределенности. При этом он часто в таких условиях руководствуется здравым смыслом и «золотым» судоводительским правилом – считать себя ближе к опасности.

Посещая разные страны на разных континентах, капитану по долгу службы приходится общаться с официальными и неофициальными лицами различных жизненных взглядов, религиозных убеждений и характеров. Ему приходится вести деловые переговоры, защищая при этом интересы судна и судовладельца. При общении он должен проявлять уравновешенность, спокойствие и доброжелательность. Без хорошего знания английского языка невозможно работать в международном судоходстве.

Капитан должен уметь гасить конфликты внутри экипажа. Все это дается крайне нелегко. По этой причине не каждый судоводитель может быть капитаном. По статистическим данным отдела кадров Северного морского пароходства, проводившимся в советское время, капитаном становился 1 из 10 выпускников Архангельского мореходного училища.

Многосторонняя деятельность капитана в особых условиях работы морского судна формирует управленца, который может работать и на берегу. Вот почему кандидатура капитана является самой подходящей для работы на многих должностях на берегу. Ценность таких специалистов, как морские капитаны, состоит в том, что это люди с хорошим жизненным и профессиональным опытом, способные оперативно принимать управленческие решения и не боящиеся при этом брать на себя ответственность. Капитаны хорошо знакомы с рисками, которыми сопровождается их работа. Наверняка в жизни каждого капитана бывали случаи, когда от него требовалось не только мастерство, но и незаурядные смелость и мужество.

В морском образовании также не обойтись без капитанов. Капитан как преподаватель со своим жизненным и профессиональным опытом может донести до курсантов учебный материал не только более полно и качественно в профессиональном плане, но и понятнее и доступнее. Уже сам факт того, что предмет преподает морской капитан, а не юный выпускник морского учебного заведения, не может не вызывать уважения к такому предмету.

Как можно видеть, капитаны и другие старшие командиры морских судов – это тот резерв, который может и должен быть использован для пополнения кадров береговых управленцев всех уровней. Это особенно актуально в наше время, когда можно наблюдать случаи чудовищного дилетантства многих и многих управленцев, отвечающих за самые разнообразные стороны нашей морской жизни.

По воле монархов были совершены великие географические открытия, превратившие многие страны в могущественные государства. Однако воля монархов была реализована благодаря капитанам, которые командовали судами, посланными открывать новые земли. В связи с той ролью, которую сыграли капитаны в судьбах этих стран, появилось глубочайшее уважение к ним. Это признание не только их заслуг, но и уважение к их очень нелегкому труду.

В силу исключительности положения капитана на флоте и в знак глубокого уважения к его работе в морском сообществе принято считать, что когда капитан уходит с флота, то выражение «бывший капитан» к нему не применяется. Бывшие премьер-министры и президенты бывают, а бывшие капитаны – нет. Где бы впоследствии капитан ни работал в судоходной отрасли, в его визитке вместе с должностью всегда указывается – «капитан».

В настоящее время около 57 тыс. российских моряков работают на морских судах иностранных судовладельцев. Многие из них давно и успешно работают капитанами.

Капитаны СМП

В Северном морском пароходстве (СМП) во все времена его существования капитанский корпус состоял из очень хороших специалистов, имевших опыт работы во всех морях и океанах. В недалеком прошлом были широко известны имена таких капитанов, как Р. Ибрагимов, Г. Куроптев, Г. Суханов, А. Садовников, В. Сарапунин, труд которых государство отметило правительственными наградами.

Современное Северное морское пароходство также располагает капитанским корпусом хорошего профессионального уровня.

Особое место занимает опыт ледового плавания, которым обладают капитаны СМП в силу того, что в прошлом значительную часть времени большое количество судов СМП было задействовано на перевозках грузов в арктических морях России. Вначале эти перевозки носили сезонный характер, а потом стали круглогодичными. Большой вклад в развитие Арктического региона России внесли и вносят капитаны и руководимые ими экипажи судов СМП. Строительство порта Сабетта на Ямале – это один из примеров участия судов СМП в большом проекте освоения Арктики, которое в настоящее время там разворачивается.

Среди капитанов СМП были личности и выдающиеся, которые занимают особое место в его истории. К таким капитанам относится Михаил Боцман. В июле 1994 года он спас моряка своего судна, который из-за нелепой собственной неосторожности выпал за борт посредине Тихого океана. Судно, которым командовал М. Боцман, совершало переход с грузом из Бразилии в Южную Корею через Панамский канал. Моряк, о котором идет речь, должен был заступать на вахту в машинном отделении с 4 часов утра, однако на вахту он не пришел. Пока его искали по всему судну, прошел целый час. Поиски оказались безуспешными, но во время поисков на верхней палубе обнаружили у борта его тапочки. Стало все понятно. Выяснилось, что последний раз моряка видели в 23 часа 45 минут. В 5 часов обо всем доложили капитану. Капитан приказал развернуть судно на обратный курс.

Перед подходом к предполагаемому месту падения моряка для наблюдения за водной поверхностью был привлечен весь экипаж судна. В 11 час. 45 мин. моряк, который находился в воде около 12 часов, был обнаружен и поднят на борт!

В профессиональном плане успех этой спасательной операции – это показатель величайшего искусства, основанного на великолепных знаниях, опыте и интуиции капитана М. Боцмана. Немного в мировой практике мореплавания найдется подобных примеров!

Надо сказать, что в морской практике бывают случаи падения людей за борт на ходу судна. Если это обнаружено сразу или через короткий промежуток времени, а погодные условия позволяют, то особых сложностей поиск и спасание человека не составляют, особенно если к поиску подсоединяются находящиеся поблизости другие суда или самолеты.

Капитан М. Боцман без чьей-либо помощи нашел и спас своего моряка в условиях, когда судно отошло от места падения моряка на расстояние около 70 миль (130 км). При высоте волны около 1 метра и при покрытой барашками поверхности моря от ветра силой 5 баллов обнаружить в воде голову держащегося на воде человека – это невероятно!

Этот случай достоин того, чтобы быть занесенным в учебники по поискам и спасанию на море.

Капитан Анатолий Амдурский – величайший мастер швартовки судна, отличный ледовый капитан, смелый судоводитель. При швартовых операциях он обходился без оказываемой в таких случаях помощи буксиров. Работая на арктической линии Архангельск – Дудинка – Архангельск, он никогда не пользовался услугами лоцманов. Его работа позволяла судовладельцу – СМП – экономить большие денежные средства.

Капитан Виктор Хлопин, работая на т/х «Петрокрепость», всегда добивался выдающихся загрузок своего судна экспортным пакетированным пилолесом. Ни одно судно этой серии не достигло таких рекордных загрузок, как т/х «Петрокрепость». Каждый рейс это судно приносило доход судовладельцу значительно больший, чем однотипные суда.

Заключение

За достигнутые конкретные результаты в труде и другие славные дела государство награждает своих граждан правительственными наградами. Иногда получают такие награды и морские капитаны. Однако лучшей наградой капитану, пожалуй, следует считать ведомственную награду – нагрудный знак «За безаварийную работу». Этим знаком Министерство транспорта РФ по представлению судовладельца награждает капитанов морских судов, которые за время своей работы в капитанской должности в течение 15 лет не допустили ни одной аварии – знак I степени, в течение 10 лет – знак II степени, в течение 5 лет – знак III степени.

Это профессиональная награда говорит об очень многом. За ней стоит самоотверженный труд моряка, преданного своему делу. Если знать, с какими сложностями иногда приходится иметь дело капитану судна, то можно понять, какого уровня перед вами профессионал, когда вы встречаете морского капитана, на форменной одежде которого красуется знак «За безаварийную работу».

Морские вести России №2 (2018)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Росрыболовство по просьбе сахалинских рыбаков отложило ужесточение требований к малому флоту до 2020 года

Росрыболовство по просьбе сахалинских рыбаков отложило ужесточение требований к малому флоту до 2020 года Росрыболовство отложило до 2020 года нововведения в отношении маломерного флота, которые вызывали оп...

Тихоокеанский флот до конца года получит три новейших спасательных катера

Тихоокеанский флот до конца года получит три новейших спасательных катера Три водолазных катера современных проектов до конца года планируется принять в состав спасательных с...

Российская экономика

«НОВАТЭК» открыл новое газоконденсатное месторождение

«НОВАТЭК» открыл новое газоконденсатное месторождение «НОВАТЭК» открыл новое газоконденсатное месторождение - по результатам испытаний поисковой скважины ...

«Газпром» завершил морскую укладку газопровода «Турецкий поток»

«Газпром» завершил морскую укладку газопровода «Турецкий поток» Трубоукладочное судно Pioneering Spirit в Черном море завершило морскую укладку газопровода «Турецки...

Транспортная политика

Евгений Дитрих: Наша миссия - создать единую цифровую платформу транспортного комплекса

Евгений Дитрих: Наша миссия  - создать единую цифровую платформу транспортного комплекса Об этом заявил министр транспорта России, открывая ежегодную Неделю транспорта в Москве.

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Морские порты

«Транснефть» приостановила отгрузку в Новороссийске из-за погоды, в Приморске техперерыв

«Транснефть» приостановила отгрузку в Новороссийске из-за погоды, в Приморске техперерыв Отгрузка нефти в порту Новороссийска приостановлена в связи со штормовым предупреждением.

АО «Восточный Порт» ведет монтаж панелей пылезащитного экрана на Третьей очереди

АО «Восточный Порт» ведет монтаж панелей пылезащитного экрана на Третьей очереди 19 ноября 2018 года, порт Восточный (Приморский край). Крупнейший в России специализированны...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

Навигация по электронным картам становится реальностью

Навигация по электронным картам становится реальностью Чтобы преодолеть 4 тыс. км водных путей по рекам Центральной России судоводители скоро смогут руково...

В СевГУ разрабатывают речное судно для диспансеризации

В СевГУ разрабатывают речное судно для диспансеризации СевГУ, Севморзавод и РУДН приступили к разработке проекта инновационного диагностического медицинско...

Ж/Д транспорт

Душевые кабины и сенсорные экраны: какими будут новые вагоны РЖД

Душевые кабины и сенсорные экраны: какими будут новые вагоны РЖД РЖД покажут новые плацкартные вагоны на выставке «Транспорт России» 20-22 ноября.

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Авто транспорт

Затраты на строительство федеральных дорог в Северной Осетии могут вырасти в 1,8 раза

Затраты на строительство федеральных дорог  в Северной Осетии могут вырасти в 1,8 раза Затраты на строительство дорог федерального значения в Северной Осетии в 2019 году составят 3,5 млрд...

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни Этого ожидает губернатора Приморья Олег Кожемяко.

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...