Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Школа элитных кадров

Инфраструктура / Образование
Школа элитных кадров

Лет тридцать назад в одном американском морском журнале промелькнула информация с восхитительным отзывом о кадрах рядового состава, подготавливаемых в морской школе Новороссийска. В конце заметки автор приписал: «Нам бы такую систему подготовки отличных судовых специалистов». Недавно выяснил еще одну интересную деталь, касающуюся Новороссийской мореходки.

Как рассказал Борис Георгиевич Титов, заместитель директора НМШ по учебно-производственной работе в 1967-1977 годах, редкий год обходился без приема гостей из США, стран Европы. И все восхищались отличной учебно-производственной базой школы, организацией практики, условиями жизни курсантов, воспитанием будущих моряков.

Владимир Меланин, г. Новороссийск

Решение Сыченикова

Начиналось же все ровно 50 лет назад. Когда в 1964 году в составе Черноморского морского пароходства было создано управление нефтеналивного флота с центром в Новороссийске, тут же задумались и о подготовке кадров для эксплуатировавшихся и вновь строившихся танкеров. Если ОВИМУ еще как-то обеспечивало флот комсоставом, то с подготовкой рядовых было труднее. И вот Орест Александрович Сычеников, первый начальник Новороссийского морского пароходства, подал идею организации при пароходстве своей мореходной школы для подготовки рядового плавсостава.

Все, кто знал Сыченикова, работал под его началом, удивлялись его работоспособности. Каждый день он начинал с обхода многочисленных стройплощадок. Строилось же тогда много: причалы, нефтебазы Грушовая и Шесхарис, здание управления пароходства, жилье для моряков, Дворец культуры пароходства. И не было, конечно, дня, когда бы Орест Александрович не побывал на строительстве комплекса мореходной школы. Здесь ударными темпами возводили учебно-производственный корпус, клуб, столовую, котельную, спальные корпуса, учебные мастерские. Руководитель хорошо понимал в строительном деле, не терпел халтуры, поэтому строители вновь созданного треста «Новороссийскморстрой» трудились на совесть и объекты моршколы, как, впрочем, и все другие, сдали в срок и с высоким качеством.

Выпускники помнят

Первых курсантов мореходка приняла в декабре 1967 года. Учебно-производственная база еще не была готова, поэтому занятия проводились во временно приспособленных помещениях. Вот так вспоминает то время курсант первого набора, а ныне пенсионер, ветеран НМП, 39 лет проработавший в компании, Николай Васильевич Анищенко:

– Жили мы на плавучей брандвахте. Теснота была ужасная, кровати располагались в два яруса, проход еле позволял боком разминуться двоим человекам. Занимались на соседней учебной брандвахте, также пришвартованной рядом с морвокзалом. Несколько классов было во Дворце культуры пароходства. Помню, зимой, в холод к причалу швартуют теплоход, а мы в трико, тельняшках на причале занимаемся физзарядкой. Пассажиры удивленно смотрят на нас: кто, мол, такие, почему раздетые в такой холод? А нам все нипочем, машем руками, ногами, скачем, прыгаем, что-то кричим. Веселье из нас так и брызжет. Потом на занятия, а после обед и… строем, опять же с песнями, на стройку школьного комплекса. Благоустройство, считай, выполнили собственными силами, прокладывали дорожки между строящимися зданиями и будущими клумбами. По очереди, группами, выезжали за город, вручную копали дерн для стадиона. Кроме этого помогали строить корпуса НВИМУ, базы отдыха «Моряк» в Сухой Щели на берегу моря. В самом начале несколько человек, не выдержав такого ритма жизни, забрали документы, поняв, что это не для них. Но таких было мало. Я, к примеру, по окончании мореходки работал на судах «Новошипа» 39 лет. Награжден орденом Трудовой Славы, золотым знаком пароходства, имею звание почетного работника Минморфлота.

А вот Самвел Гамлетович Петросян вовсе не склонен был посвящать свою жизнь морю, но случилось так, что, не пройдя по конкурсу в тбилисский вуз, случайно оказался у родственников в Новороссийске. И по совету поступил в мореходную школу.

– Думал, получу корочки моториста-электрика, – вспоминает сейчас Самвел Петросян, – года три-четыре поплаваю, мир посмотрю, заграничных шмоток привезу и на берег спишусь, уеду на родину, в свой Тбилисо, устроюсь, имея такие специальности.

На первых порах к занятиям относился с прохладцей. Но постепенно, сам не заметил, втянулся в учебу. Преподаватели у нас оказались классные, интересно стало учиться. В итоге окончил школу с отличием и попал в число 10% выпускников, имевших право, сдав один экзамен, поступить в НВИМУ, которое к тому времени уже открылось в Новороссийске. Но семена интереса к морю, флотской жизни, посеянные в наших душах преподавателями, дали всходы. Я с нетерпением ждал выхода в море. И вот мой первый загранрейс, потом еще, еще и еще… Так незаметно пролетели 34 года. Теперь я уже не моторист и электрик, а электромеханик, заочно окончил Новороссийскую морскую академию. И все эти годы работал на судах «Новошипа». Считаю, что жизнь моя состоялась, а путевку в нее мне дала наша мореходная школа.

Еще одна судьба, неразрывно связанная с Новороссийской мореходкой. Сергей Иванович Москалев – один из курсантов первого набора, на собственной шкуре, по его выражению, познавший все тяготы и радости становления флотского характера. Жил и учился на брандвахте, вместе со всеми строил мореходку. Вся его дальнейшая жизнь – пример честного служения родной компании – «Новошипу». Учеба в НВИМУ, работа начальником радиостанции на судах пароходства.

Капитан Волошин

Этот рассказ о Новороссийской мореходной школе был бы неполным, если бы я не вспомнил о замечательном руководителе этого учебного заведения. Первым начальником школы по рекомендации О.А. Сыченикова был назначен капитан Борис Иванович Волошин – человек, вложивший в школу и жизнь, и душу, и сердце. Это был не просто начальник, директор, а родной отец, учитель, воспитатель для каждого курсанта, для каждого педагога.

Вот как вспоминает первого начальника школы выпускник НМШ 1970 года, а потом помполит этой же школы Всеволод Леонидович Розум:

– Очень сильный, опытный и мудрый был руководитель наш Борис Иванович. Подобрал отличную команду педагогов, воспитателей. Он уделял внимание не только профессиональной учебе курсантов, но и их культурному, спортивному и патриотическому воспитанию. Волошину полностью принадлежит заслуга в том, что при нем наша мореходная школа была признана лучшей среди всех 15 мореходок СССР. Заявки на наших выпускников поступали со всех пароходств страны, даже от иностранных судовых компаний.

А вот как однажды на одной из встреч в НМШ о ней говорил О.А. Сычеников:

– Новороссийцы первыми в стране сделали новый шаг в подготовке рядовых специалистов, внедрив не годовой, а ступенчатый метод подготовки выпускников – квартальный и семимесячный. Это было и есть лучшее в системе Министерства морского флота СССР учебное заведение.

Всего НМШ подготовила для флота почти 12 тыс. специалистов рядового состава – матросов, мотористов, турбинистов, электриков, донкерманов, водолазов. Удостоверение выпускника Новороссийской мореходки было лучшей рекомендацией для зачисления в любой судовой экипаж. Здесь учили не только рабочей профессии, но и творчеству, постижению прекрасного, возвышенного.

По городу идет оркестр

В НМШ был лучший духовой оркестр среди всех учебных заведений страны. Вот как об этом вспоминает выпускник школы 1975 года Александр Владимирович Коваль:

– В 1974 году в Краснодаре проходил заключительный тур смотра оркестров среди учебных заведений страны. В него вышли оркестры нашей мореходки и Ейского высшего авиационного училища. Наши ребята, конечно, понимали, что с такими соперниками бороться трудно. Еще бы, летчиков учат 5 лет, а нас только один год, и навыки игры у авиаторов, конечно, больше. Но решили не сдаваться и победили. Помню, когда мы в звании лучшего духового оркестра проходили, играя, по центру Краснодара, то на улицу высыпал, казалось, весь город. Нас встречали, как космонавтов, забрасывали цветами. А потом мы часа три играли в городском парке. После этого с концертами, как победители всесоюзного смотра, мы выезжали в другие города, были приглашены на съезд профсоюзов морской отрасли, играли не только на самом съезде, но и на улицах и в парках Москвы: морская форма, белые фуражки, перчатки, осанка, выправка ребят. Это было здорово!

Нельзя не вспомнить и еще немаловажный факт. В мореходке была своя судомодельная мастерская, где под руководством энтузиаста-судомоделиста, человека, беззаветно любящего людей и море, Валентина Силантьевича Шикина курсанты постигали секреты изготовления судовых моделей. Их силами было создано 85 моделей судов абсолютно всех типов – танкеров, сухогрузов, линкоров, крейсеров, подлодок. Потом эти модели составили основную экспозицию пароходского музея.

Х       Х      Х

К большому сожалению, от всего этого сегодня остались только воспоминания. Нет уже ни музея, ни самой мореходной школы. Она как учебное заведение прекратила свое существование и работу вместе с развалом Советского Союза. Не приходили больше заявки на подготовку специалистов из бывших советских республик, Прибалтики, Грузии, Украины, Азербайджана, Туркмении. Школа закрылась, и сегодня там готовят специалистов для флота по специальным заявкам. Но такое случается нечасто. Слава Новороссийской мореходки осталась в прошлом, в воспоминаниях тех, кто там в свое время учился и работал. А в бывших корпусах школы сейчас офисы различных компаний. Теперь иные времена – иные и нравы, и запросы.

Морские вести России №2 (2018)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

В портах Азов и Ростов-на-Дону в статусе задержанных находятся три судна турецкого оператора

В портах Азов и Ростов-на-Дону в статусе задержанных находятся три судна турецкого оператора В акватории морских портов Азов и Ростов-на-Дону в статусе задержанных находятся три грузовых судна ...

Москалькова попросила Путина обсудить с Порошенко ситуацию с судном «Норд»

Москалькова попросила Путина обсудить с Порошенко ситуацию с судном «Норд» Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова попросила президента РФ Владимира Путина ...

Российская экономика

Основная часть затрат на рост контейнерных перевозок ляжет на бюджет РФ

Основная часть затрат на рост контейнерных перевозок ляжет на бюджет РФ Ведомства начали обсуждать, за счет каких средств увеличить и ускорить железнодорожный контейнерный ...

ВАРПЭ соберет чрезвычайную конференцию в связи с возможной отменой «исторического принципа» закрепления квот

ВАРПЭ соберет чрезвычайную конференцию в связи с возможной отменой «исторического принципа» закрепления квот «Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров» (ВАРПЭ&...

Транспортная политика

ФАС подготовила проект «дорожной карты» по развитию конкуренции в транспортной сфере

ФАС подготовила проект «дорожной карты» по развитию конкуренции в транспортной сфере Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ подготовила проект «дорожной карты» по развитию ...

ФСБ разъяснила запрет на использование иностранных транспортных судов для рыболовства

ФСБ разъяснила запрет на использование иностранных транспортных судов для рыболовства Пограничная служба ФСБ России разъяснила свои действия по запрету на использование иностранных транс...

Морские порты

«Восточный Порт» возводит ветропылезащитные ограждения на Третьей очереди

«Восточный Порт» возводит ветропылезащитные ограждения на Третьей очереди Работы по созданию защитного ограждения высотой 20 метров и общей протяженностью 1,7 км ведутся поэт...

«Ростерминалуголь» подписал соглашение об усилении мер экологической безопасности

«Ростерминалуголь» подписал соглашение об усилении мер экологической безопасности Представители международной экологической организации «Общественный совет Южного берега Финского зал...




Морской транспорт

Новороссийский судоремонтный завод завершил доковые работы по ремонту танкера «Орион-А» и буксира «Бурный»

Новороссийский судоремонтный завод завершил доковые работы по ремонту танкера «Орион-А» и буксира «Бурный» Группа НМТП сообщает, что 20 июля «Новороссийский судоремонтный завод» (АО «НСРЗ») осуществи...

Компания «Морская Техника» поставила оборудование для нескольких судостроительных проектов

Компания «Морская Техника» поставила оборудование для нескольких судостроительных проектов Завершена поставка комплекта арматуры для ледокола «Сибирь» проекта 22600, достройка которого выполн...

Речной транспорт

Развитие инфраструктуры «Канала имени Москвы» удвоило речной турпоток в Рязань

Развитие инфраструктуры «Канала имени Москвы» удвоило речной турпоток в Рязань Благодаря дебаркадеру «Канала имени Москвы» речной туризм в Рязань увеличился в два раза. С появлени...

Окская судоверфь сдала четвертую «двухкорпусную» нефтеналивную баржу «Белмакс 4» проекта ROB20

Окская судоверфь сдала четвертую «двухкорпусную» нефтеналивную баржу «Белмакс 4» проекта ROB20 Окская судоверфь (входит в состав UCL Holding) сдала четвертую мелкосидящую «двухкорпусную» ...

Ж/Д транспорт

Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку терминала в Санкт-Петербурге

Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку терминала в Санкт-Петербурге Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку у Global Ports терминала в Санкт-Петербурге (...

ФНС с 2019 г. получит удаленный доступ к бухгалтерии РЖД

ФНС с 2019 г. получит удаленный доступ к бухгалтерии РЖД Российские железные дороги (РЖД) перейдут с начала 2019 г. на новую форму налогового контрол...

Авто транспорт

Cистема «Платон» зарегистрировала рекордные 20 тыс. автомобилей за прошедший месяц

Cистема «Платон» зарегистрировала рекордные 20 тыс. автомобилей за прошедший месяц Регистрация большегрузов в системе «Платон» за прошедший месяц составила рекордные 20 тыс. машин, со...

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр Более 30 тысяч автомобилей проехали по Крымскому мосту в минувшее воскресенье, что является рекордны...

Аналитика

Транспортная политика

Масштабные преобразования не за горами

Масштабные преобразования не за горами 29 марта состоялось расширенное заседание Коллегии Росрыболовства, посвященное итогам деятельности в...

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

Морские порты

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех Проблема обеспечения безопасности мореплавания является одной из важнейших на морском транспорте, та...

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру Производитель многоходовых вилочных погрузчиков и поставщик решений для обработки длинномерных грузо...

Морской транспорт

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются Продолжается работа, направленная на укрепление позиций пароходства на рынке транспортных услуг как ...

Речной транспорт

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок Географически водные пути Амура с боковыми притоками Шилка, Аргунь, Зея, Селемджа, Бурея, Уссури, Ту...

Гарантированных габаритов стало больше

Гарантированных габаритов стало больше ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» осуществляет свои функции по...




Темы

Инфраструктура / Образование

Норвежское морское образование

Норвежское морское образование В начале апреля этого года группа курсантов Арктического морского института имени В.И. Воронина из 9...

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах В 2017 году вступил в силу международный Полярный кодекс. Кодекс охватывает полный диапазон требован...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...