Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Новые Правила слабее старых?

Севморпуть
Новые Правила слабее старых?

В 2014 г. в журнале «Морской флот» № 2 (1512) была опубликована статья «О новых Правилах плавания в акватории СМП и критериях допуска судов» с критическими замечаниями о недостаточной их проработанности. Довольно поверхностный характер Правил и отсутствие ряда проверенных многолетним опытом эксплуатации флота в Арктике положений не позволяют гарантировать необходимый уровень надежности и безопасности плавания по Северному морскому пути.

Лолий Цой, главный научный сотрудник ЦНИИМФ, д.т.н.

Опыт проигнорироован...

В качестве убедительного примера, свидетельствующего о несовершенстве новых (изд. 2013 г.) Правил плавания в акватории Северного морского пути, представляется полезным привести неудавшийся рейс в порт Дудинка в октябре 2014 г. т/х «Георгий Ушаков» ледового класса Arc4, которому Администрация СМП, руководствуясь требованиями этих Правил, не подвергая сомнению их непорочность, выдала разрешение на самостоятельное плавание в Карском море с 15 июля 2014 г. по 30 ноября 2014 г. при складывающихся легком и среднем типах ледовых условий, а также на автономное зимнее плавание во всей акватории Севморпути с 31 декабря 2014 г. по 29 мая 2015 г. в условиях легкого типа.

Прежде всего необходимо обратить внимание на допуск данного судна к самостоятельному плаванию в зимне-весенний период в Арктике, что является совсем неоправданным послаблением требований к безопасности судов класса Arc4, который согласно ныне действующим Правилам классификации и постройки морских судов РМРС присваивается судам, способным безопасно (с минимальным риском) эксплуатироваться в акватории Севморпути только в летне-осенний сезон. Это низшая арктическая категория, соответствующая ледовому классу Л1 Правил классификации и постройки морских судов Регистра СССР. На основании всего предшествовавшего опыта освоения Арктики ледовые усиления судов категории Л1 определены применительно к их самостоятельному плаванию в Арктике только в летний период навигации в разреженных битых льдах. Также жестко и справедливо, как показал многолетний советский опыт, были сформулированы условия допуска только в летнюю арктическую навигацию судов категории Л1 в «Требованиях к конструкции, оборудованию и снабжению судов, следующих по Северному морскому пути», являющихся составной частью «Правил плавания по трассам Северного морского пути», утвержденных Минморфлотом СССР в 1990 году. В частности, согласно этим Требованиям «суда категории ледового усиления Л1 Регистра РФ или эквивалентных категорий ледового усиления других классификационных обществ могут быть допущены Администрацией (Штабом морских операций) к плаванию под проводкой ледокола в летний навигационный период на трассах западного (до 125° вост. долг.) района СМП и на отдельных участках восточного района СМП при благоприятных условиях плавания».

Следовательно, многолетний опыт эксплуатации отечественного флота в Арктике вовсе не подтверждает возможности безопасной эксплуатации судов категории Arc4 (Л1) на всей акватории СМП без ледокольного обеспечения не только в легких ледовых условиях в зимний период, но даже и в легких условиях в период летней арктической навигации.

Необходимо также упомянуть, что российский ледовый класс Arc4 идентичен международному полярному классу ИМО/МАКО PC7 для судов, предназначенных только для летне-осенней эксплуатации в полярных водах.

В этой связи представляются совсем абсурдными принятые в новых Правилах АСМП одинаковые ограничения по условиям допуска к самостоятельному плаванию во всех районах акватории Севморпути судов с категориями ледовых усилений Arc4, Arc5 и Arc6. Категория Arc6 практически идентична полярному классу МАКО PC5, что означает возможность самостоятельной круглогодичной эксплуатации судна этого класса в Арктике и, в частности, зимой в однолетних средних льдах (70-120 см). В то же время, как уже упоминалось, ледовая категория Arc4 соответствует полярному классу PC7, предназначенному для плавания в Арктике только в летне-осенний период в тонком однолетнем льду (30-70 см). Налицо явная оплошность разработчиков критериев допуска судов на Северный морской путь (Приложение № 2 к Правилам плавания в акватории СМП) и, соответственно, послабление требований отечественных правил по сравнению с международными.

Существенные недостатки Правил

Другим существенным недостатком новых Правил плавания в акватории Севморпути является отсутствие определения южных границ этой акватории. В частности, нет указаний, на какие впадающие в арктические моря реки, в какой мере и как глубоко распространяются требования Правил АСМП. Тем более что в последнее время с постоянным увеличением экспорта по морю углеводородного сырья, добываемого на Севере, морское судоходство все глубже внедряется в устьевые участки сибирских рек в круглогодовом режиме.

Безопасность плавания в прибрежных арктических районах дополнительно связана не только с мелководьем, но и с принципиальным различием в ледовых условиях. В отличие от плавания в дрейфующих (битых) льдах в открытом море в устьях рек суда работают в распресненном (более прочном) сплошном припайном льду и более толстом, учитывая пониженные температуры наружного воздуха на материке по сравнению с открытым морем. Это, например, подтверждается тем, что работающие круглогодично на линии Мурманск – Дудинка суда типа «Норильский никель» ледового класса Arc7, способные плавать в Карском море самостоятельно, на енисейском участке трассы могут эксплуатироваться эффективно только с помощью ледокола. Очевидно, Правила плавания в акватории Северного морского пути должны учитывать это принципиальное различие в условиях эксплуатации флота: в дрейфующих битых и в припайных льдах. Игнорирование этого обстоятельства, как будет показано ниже, и явилось основной из внешних причин невозможности осуществления судном «Георгий Ушаков» самостоятельного рейса в п. Дудинка в октябре-ноябре 2014 г.

Немаловажной причиной, ограничивающей возможность автономного плавания во льдах, явилась также бульбообразная носовая оконечность у т/х «Георгий Ушаков». Наличие носового бульба на судах арктического класса Arc4 вообще не рекомендуется, поскольку помимо необходимости упрочнения бульба существенно ухудшается ходкость такого судна во льдах, но, как видно, с Регистром можно договориться.

Как правило, ледопроходимость судна с бульбом снижается в два раза по сравнению с судном, имеющим полуледокольные обводы носовой оконечности, регламентируемые Регистром для судов класса Arc4. По опыту эксплуатации самостоятельно судно с бульбом может плавать только в тонких разреженных мелкобитых льдах, то есть на уровне судов класса Ice2. Уместно напомнить, что в Требованиях АСМП советского периода к конструкции корпуса судов утверждалось, что форма корпуса судов, предназначенных для эксплуатации на Севморпути, должна быть приспособлена для плавания в ледовых условиях Арктического бассейна. При использовании новых нетрадиционных форм возможность эксплуатации таких судов на трассах СМП должна быть согласована с Администрацией (Штабом). И подчеркивалось, что плавание судов с носовыми бульбообразными обводами, как правило, не допускается. Однако в новые Правила плавания в акватории СМП 2013 года эти положения включены не были, что следует признать большим упущением, поскольку при наличии таких требований Администрация АСМП при выдаче разрешения на плавание т/х «Георгий Ушаков» в акватории СМП должна была оговорить дополнительные ограничения по допускаемым району и сезону плавания судна с носовым бульбом по сравнению с судами, имеющими традиционные ледокольные обводы носовой оконечности в том же ледовом классе. В итоге ледокольные возможности судна были переоценены и отмеченные недостатки не заставили ждать неприятностей.

Хроника событий

21 октября 2014 г. т/х «Георгий Ушаков» в балласте направился из порта Диксон за грузом в порт Дудинка. Ледовая обстановка в Енисейском заливе характеризовалась 10-балльным льдом со средневзвешенной толщиной около 18 см. На пути следования южнее о-ва Сибирякова наблюдались ветер 8-16 м/с и устойчивые отрицательные температуры от -5°С до -14°С, что способствовало интенсивному ледоставу, сжатиям и торошению льда. Судя по данным Центра «Север» ААНИИ, ледовые условия в районе плавания т/х «Георгий Ушаков» развивались по среднему типу.

Согласно судовой документации достижимая скорость хода теплохода на чистой воде в балласте составляла 15,2 уз. Ледопроходимость судна с бульбом оценена аналитическим путем с использованием эмпирической формулы Глебко и составила в балласте 26 см. Эти исходные данные позволили построить линеаризированную диаграмму ледовой ходкости т/х «Георгий Ушаков», характеризующую зависимость скорости движения судна в ровном сплошном льду от его толщины (рис. 1, красная линия). Во время плавания в Енисейском заливе 22-23 октября наблюдались сильные сжатия молодого льда и его торошение до 2-3 баллов.

Рис. 1. Ледовая ходкость т/х «Георгий Ушаков» в ровном сплошном льду с учетом торосистости 2-3 балла и сжатия 2 балла

Основываясь на выполненных ААНИИ исследованиях по влиянию торосистости и ледовых сжатий на скорость движения судов во льдах, произведена оценка потери скорости рассматриваемого т/х «Георгий Ушаков» при имевших место во время его плавания 22-23 октября сжатиях и торошении льда. Расчеты, соответственно, выполнены применительно к плаванию в молодых льдах осеннего образования. Результаты расчетов также графически представлены на рис. 1. Как можно видеть, при движении в сплошном льду осредненной в районе плавания теплохода толщины, равной 18 см, при торосистости 2-3 балла его скорость снизилась бы с 6 до 5 уз., а с учетом уже 2-балльного сжатия скорость упала бы до 0,9 уз. Следует подчеркнуть, что это расчетная скорость. На практике устойчивая минимальная скорость судна в сплошном льду обычно составляет 1,5-2,0 уз. Следовательно, при падении скорости до одного узла судно просто остановилось бы и не имело хода. Такая ситуация, судя по записям в вахтенном (судовом) журнале и свидетельству судоводителей, и имела место при нахождении судна 22-23 октября 2014 г. в Енисейском заливе. Судно регулярно останавливалось и часто заклинивалось под действием сжатий. В итоге за 18,5 часа плавания 22 октября в направлении порта Дудинка в описанных выше ледовых и метеорологических условиях т/х «Георгий Ушаков» прошел всего 38,2 мили, в результате средняя скорость составила 2,1 узла. По счастливому стечению обстоятельств в это время навстречу из Дудинки совершал рейс танкер «Енисей» ледового класса Arc7, который околол застрявшего «Георгия Ушакова» и, не дав ему вмерзнуть в лед, вывел из залива в море на чистую воду. Очевидно, с учетом постоянно нарастающего льда на Енисее, а согласно среднестатистическим данным толщина припайного льда к концу третьей декады октября достигает 40 см (рис. 2), судно не в состоянии самостоятельно пройти в Дудинку, находящуюся в 260 милях от его местоположения 22 октября. Несмотря на то что на реке в припае отсутствуют сжатия, толщина льда к концу октября будет превосходить предельную ледопроходимость «Георгия Ушакова», равную 26 см.

Рис. 2. Распределение по месяцам толщин льда в Енисейском заливе в районе мыса Сопочная Карга

В порядке сравнительного анализа на рис. 3 представлена диаграмма ледовой ходкости т/х «Георгий Ушаков», если бы он имел вместо бульба традиционную полуледокольную носовую оконечность с обводами, регламентируемыми РМРС.

Рис. 3. Диаграмма ледовой ходкости судна с полуледокольной носовой оконечностью, регламентируемой Правилами Регистра для арктического класса Arc4

В этом случае при ледопроходимости 50 см он смог бы в имевших место 22 октября 2014 года ледовых условиях развивать скорость около 4 узлов и, в принципе, достичь порта Дудинка. Однако обратно в ноябре, когда толщина льда в Енисее составляет уже 60-80 см, он не прошел бы по реке без ледокольной проводки.

История с неприспособленным к самостоятельному плаванию в осенний период в Арктике (но допущенном Администрацией) судном с низшим арктическим классом Arc4 и носовым бульбом явилась дополнительным практическим свидетельством необходимости серьезной доработки новых Правил плавания в акватории Северного морского пути, наспех сверстанных без учета богатого многолетнего опыта освоения Северного морского пути и обеспечения безопасности ледового плавания отечественного флота. Следовало бы организовать широкое обсуждение новых Правил с привлечением всех заинтересованных организаций, а также тщательно сверить гарантируемый ими уровень безопасности с уровнем, обеспечиваемым вступившим в 2017 г. в силу разработанным ИМО международным Полярным кодексом.

Морской флот №6 (2017)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

В портах Азов и Ростов-на-Дону в статусе задержанных находятся три судна турецкого оператора

В портах Азов и Ростов-на-Дону в статусе задержанных находятся три судна турецкого оператора В акватории морских портов Азов и Ростов-на-Дону в статусе задержанных находятся три грузовых судна ...

Москалькова попросила Путина обсудить с Порошенко ситуацию с судном «Норд»

Москалькова попросила Путина обсудить с Порошенко ситуацию с судном «Норд» Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова попросила президента РФ Владимира Путина ...

Российская экономика

Основная часть затрат на рост контейнерных перевозок ляжет на бюджет РФ

Основная часть затрат на рост контейнерных перевозок ляжет на бюджет РФ Ведомства начали обсуждать, за счет каких средств увеличить и ускорить железнодорожный контейнерный ...

ВАРПЭ соберет чрезвычайную конференцию в связи с возможной отменой «исторического принципа» закрепления квот

ВАРПЭ соберет чрезвычайную конференцию в связи с возможной отменой «исторического принципа» закрепления квот «Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров» (ВАРПЭ&...

Транспортная политика

ФАС подготовила проект «дорожной карты» по развитию конкуренции в транспортной сфере

ФАС подготовила проект «дорожной карты» по развитию конкуренции в транспортной сфере Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ подготовила проект «дорожной карты» по развитию ...

ФСБ разъяснила запрет на использование иностранных транспортных судов для рыболовства

ФСБ разъяснила запрет на использование иностранных транспортных судов для рыболовства Пограничная служба ФСБ России разъяснила свои действия по запрету на использование иностранных транс...

Морские порты

«Восточный Порт» возводит ветропылезащитные ограждения на Третьей очереди

«Восточный Порт» возводит ветропылезащитные ограждения на Третьей очереди Работы по созданию защитного ограждения высотой 20 метров и общей протяженностью 1,7 км ведутся поэт...

«Ростерминалуголь» подписал соглашение об усилении мер экологической безопасности

«Ростерминалуголь» подписал соглашение об усилении мер экологической безопасности Представители международной экологической организации «Общественный совет Южного берега Финского зал...




Морской транспорт

Новороссийский судоремонтный завод завершил доковые работы по ремонту танкера «Орион-А» и буксира «Бурный»

Новороссийский судоремонтный завод завершил доковые работы по ремонту танкера «Орион-А» и буксира «Бурный» Группа НМТП сообщает, что 20 июля «Новороссийский судоремонтный завод» (АО «НСРЗ») осуществи...

Компания «Морская Техника» поставила оборудование для нескольких судостроительных проектов

Компания «Морская Техника» поставила оборудование для нескольких судостроительных проектов Завершена поставка комплекта арматуры для ледокола «Сибирь» проекта 22600, достройка которого выполн...

Речной транспорт

Развитие инфраструктуры «Канала имени Москвы» удвоило речной турпоток в Рязань

Развитие инфраструктуры «Канала имени Москвы» удвоило речной турпоток в Рязань Благодаря дебаркадеру «Канала имени Москвы» речной туризм в Рязань увеличился в два раза. С появлени...

Окская судоверфь сдала четвертую «двухкорпусную» нефтеналивную баржу «Белмакс 4» проекта ROB20

Окская судоверфь сдала четвертую «двухкорпусную» нефтеналивную баржу «Белмакс 4» проекта ROB20 Окская судоверфь (входит в состав UCL Holding) сдала четвертую мелкосидящую «двухкорпусную» ...

Ж/Д транспорт

Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку терминала в Санкт-Петербурге

Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку терминала в Санкт-Петербурге Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку у Global Ports терминала в Санкт-Петербурге (...

ФНС с 2019 г. получит удаленный доступ к бухгалтерии РЖД

ФНС с 2019 г. получит удаленный доступ к бухгалтерии РЖД Российские железные дороги (РЖД) перейдут с начала 2019 г. на новую форму налогового контрол...

Авто транспорт

Cистема «Платон» зарегистрировала рекордные 20 тыс. автомобилей за прошедший месяц

Cистема «Платон» зарегистрировала рекордные 20 тыс. автомобилей за прошедший месяц Регистрация большегрузов в системе «Платон» за прошедший месяц составила рекордные 20 тыс. машин, со...

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр Более 30 тысяч автомобилей проехали по Крымскому мосту в минувшее воскресенье, что является рекордны...

Аналитика

Транспортная политика

Масштабные преобразования не за горами

Масштабные преобразования не за горами 29 марта состоялось расширенное заседание Коллегии Росрыболовства, посвященное итогам деятельности в...

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

Морские порты

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех Проблема обеспечения безопасности мореплавания является одной из важнейших на морском транспорте, та...

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру Производитель многоходовых вилочных погрузчиков и поставщик решений для обработки длинномерных грузо...

Морской транспорт

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются Продолжается работа, направленная на укрепление позиций пароходства на рынке транспортных услуг как ...

Речной транспорт

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок Географически водные пути Амура с боковыми притоками Шилка, Аргунь, Зея, Селемджа, Бурея, Уссури, Ту...

Гарантированных габаритов стало больше

Гарантированных габаритов стало больше ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» осуществляет свои функции по...




Темы

Инфраструктура / Образование

Норвежское морское образование

Норвежское морское образование В начале апреля этого года группа курсантов Арктического морского института имени В.И. Воронина из 9...

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах В 2017 году вступил в силу международный Полярный кодекс. Кодекс охватывает полный диапазон требован...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...