Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Новые Правила слабее старых?

Севморпуть
Новые Правила слабее старых?

В 2014 г. в журнале «Морской флот» № 2 (1512) была опубликована статья «О новых Правилах плавания в акватории СМП и критериях допуска судов» с критическими замечаниями о недостаточной их проработанности. Довольно поверхностный характер Правил и отсутствие ряда проверенных многолетним опытом эксплуатации флота в Арктике положений не позволяют гарантировать необходимый уровень надежности и безопасности плавания по Северному морскому пути.

Лолий Цой, главный научный сотрудник ЦНИИМФ, д.т.н.

Опыт проигнорироован...

В качестве убедительного примера, свидетельствующего о несовершенстве новых (изд. 2013 г.) Правил плавания в акватории Северного морского пути, представляется полезным привести неудавшийся рейс в порт Дудинка в октябре 2014 г. т/х «Георгий Ушаков» ледового класса Arc4, которому Администрация СМП, руководствуясь требованиями этих Правил, не подвергая сомнению их непорочность, выдала разрешение на самостоятельное плавание в Карском море с 15 июля 2014 г. по 30 ноября 2014 г. при складывающихся легком и среднем типах ледовых условий, а также на автономное зимнее плавание во всей акватории Севморпути с 31 декабря 2014 г. по 29 мая 2015 г. в условиях легкого типа.

Прежде всего необходимо обратить внимание на допуск данного судна к самостоятельному плаванию в зимне-весенний период в Арктике, что является совсем неоправданным послаблением требований к безопасности судов класса Arc4, который согласно ныне действующим Правилам классификации и постройки морских судов РМРС присваивается судам, способным безопасно (с минимальным риском) эксплуатироваться в акватории Севморпути только в летне-осенний сезон. Это низшая арктическая категория, соответствующая ледовому классу Л1 Правил классификации и постройки морских судов Регистра СССР. На основании всего предшествовавшего опыта освоения Арктики ледовые усиления судов категории Л1 определены применительно к их самостоятельному плаванию в Арктике только в летний период навигации в разреженных битых льдах. Также жестко и справедливо, как показал многолетний советский опыт, были сформулированы условия допуска только в летнюю арктическую навигацию судов категории Л1 в «Требованиях к конструкции, оборудованию и снабжению судов, следующих по Северному морскому пути», являющихся составной частью «Правил плавания по трассам Северного морского пути», утвержденных Минморфлотом СССР в 1990 году. В частности, согласно этим Требованиям «суда категории ледового усиления Л1 Регистра РФ или эквивалентных категорий ледового усиления других классификационных обществ могут быть допущены Администрацией (Штабом морских операций) к плаванию под проводкой ледокола в летний навигационный период на трассах западного (до 125° вост. долг.) района СМП и на отдельных участках восточного района СМП при благоприятных условиях плавания».

Следовательно, многолетний опыт эксплуатации отечественного флота в Арктике вовсе не подтверждает возможности безопасной эксплуатации судов категории Arc4 (Л1) на всей акватории СМП без ледокольного обеспечения не только в легких ледовых условиях в зимний период, но даже и в легких условиях в период летней арктической навигации.

Необходимо также упомянуть, что российский ледовый класс Arc4 идентичен международному полярному классу ИМО/МАКО PC7 для судов, предназначенных только для летне-осенней эксплуатации в полярных водах.

В этой связи представляются совсем абсурдными принятые в новых Правилах АСМП одинаковые ограничения по условиям допуска к самостоятельному плаванию во всех районах акватории Севморпути судов с категориями ледовых усилений Arc4, Arc5 и Arc6. Категория Arc6 практически идентична полярному классу МАКО PC5, что означает возможность самостоятельной круглогодичной эксплуатации судна этого класса в Арктике и, в частности, зимой в однолетних средних льдах (70-120 см). В то же время, как уже упоминалось, ледовая категория Arc4 соответствует полярному классу PC7, предназначенному для плавания в Арктике только в летне-осенний период в тонком однолетнем льду (30-70 см). Налицо явная оплошность разработчиков критериев допуска судов на Северный морской путь (Приложение № 2 к Правилам плавания в акватории СМП) и, соответственно, послабление требований отечественных правил по сравнению с международными.

Существенные недостатки Правил

Другим существенным недостатком новых Правил плавания в акватории Севморпути является отсутствие определения южных границ этой акватории. В частности, нет указаний, на какие впадающие в арктические моря реки, в какой мере и как глубоко распространяются требования Правил АСМП. Тем более что в последнее время с постоянным увеличением экспорта по морю углеводородного сырья, добываемого на Севере, морское судоходство все глубже внедряется в устьевые участки сибирских рек в круглогодовом режиме.

Безопасность плавания в прибрежных арктических районах дополнительно связана не только с мелководьем, но и с принципиальным различием в ледовых условиях. В отличие от плавания в дрейфующих (битых) льдах в открытом море в устьях рек суда работают в распресненном (более прочном) сплошном припайном льду и более толстом, учитывая пониженные температуры наружного воздуха на материке по сравнению с открытым морем. Это, например, подтверждается тем, что работающие круглогодично на линии Мурманск – Дудинка суда типа «Норильский никель» ледового класса Arc7, способные плавать в Карском море самостоятельно, на енисейском участке трассы могут эксплуатироваться эффективно только с помощью ледокола. Очевидно, Правила плавания в акватории Северного морского пути должны учитывать это принципиальное различие в условиях эксплуатации флота: в дрейфующих битых и в припайных льдах. Игнорирование этого обстоятельства, как будет показано ниже, и явилось основной из внешних причин невозможности осуществления судном «Георгий Ушаков» самостоятельного рейса в п. Дудинка в октябре-ноябре 2014 г.

Немаловажной причиной, ограничивающей возможность автономного плавания во льдах, явилась также бульбообразная носовая оконечность у т/х «Георгий Ушаков». Наличие носового бульба на судах арктического класса Arc4 вообще не рекомендуется, поскольку помимо необходимости упрочнения бульба существенно ухудшается ходкость такого судна во льдах, но, как видно, с Регистром можно договориться.

Как правило, ледопроходимость судна с бульбом снижается в два раза по сравнению с судном, имеющим полуледокольные обводы носовой оконечности, регламентируемые Регистром для судов класса Arc4. По опыту эксплуатации самостоятельно судно с бульбом может плавать только в тонких разреженных мелкобитых льдах, то есть на уровне судов класса Ice2. Уместно напомнить, что в Требованиях АСМП советского периода к конструкции корпуса судов утверждалось, что форма корпуса судов, предназначенных для эксплуатации на Севморпути, должна быть приспособлена для плавания в ледовых условиях Арктического бассейна. При использовании новых нетрадиционных форм возможность эксплуатации таких судов на трассах СМП должна быть согласована с Администрацией (Штабом). И подчеркивалось, что плавание судов с носовыми бульбообразными обводами, как правило, не допускается. Однако в новые Правила плавания в акватории СМП 2013 года эти положения включены не были, что следует признать большим упущением, поскольку при наличии таких требований Администрация АСМП при выдаче разрешения на плавание т/х «Георгий Ушаков» в акватории СМП должна была оговорить дополнительные ограничения по допускаемым району и сезону плавания судна с носовым бульбом по сравнению с судами, имеющими традиционные ледокольные обводы носовой оконечности в том же ледовом классе. В итоге ледокольные возможности судна были переоценены и отмеченные недостатки не заставили ждать неприятностей.

Хроника событий

21 октября 2014 г. т/х «Георгий Ушаков» в балласте направился из порта Диксон за грузом в порт Дудинка. Ледовая обстановка в Енисейском заливе характеризовалась 10-балльным льдом со средневзвешенной толщиной около 18 см. На пути следования южнее о-ва Сибирякова наблюдались ветер 8-16 м/с и устойчивые отрицательные температуры от -5°С до -14°С, что способствовало интенсивному ледоставу, сжатиям и торошению льда. Судя по данным Центра «Север» ААНИИ, ледовые условия в районе плавания т/х «Георгий Ушаков» развивались по среднему типу.

Согласно судовой документации достижимая скорость хода теплохода на чистой воде в балласте составляла 15,2 уз. Ледопроходимость судна с бульбом оценена аналитическим путем с использованием эмпирической формулы Глебко и составила в балласте 26 см. Эти исходные данные позволили построить линеаризированную диаграмму ледовой ходкости т/х «Георгий Ушаков», характеризующую зависимость скорости движения судна в ровном сплошном льду от его толщины (рис. 1, красная линия). Во время плавания в Енисейском заливе 22-23 октября наблюдались сильные сжатия молодого льда и его торошение до 2-3 баллов.

Рис. 1. Ледовая ходкость т/х «Георгий Ушаков» в ровном сплошном льду с учетом торосистости 2-3 балла и сжатия 2 балла

Основываясь на выполненных ААНИИ исследованиях по влиянию торосистости и ледовых сжатий на скорость движения судов во льдах, произведена оценка потери скорости рассматриваемого т/х «Георгий Ушаков» при имевших место во время его плавания 22-23 октября сжатиях и торошении льда. Расчеты, соответственно, выполнены применительно к плаванию в молодых льдах осеннего образования. Результаты расчетов также графически представлены на рис. 1. Как можно видеть, при движении в сплошном льду осредненной в районе плавания теплохода толщины, равной 18 см, при торосистости 2-3 балла его скорость снизилась бы с 6 до 5 уз., а с учетом уже 2-балльного сжатия скорость упала бы до 0,9 уз. Следует подчеркнуть, что это расчетная скорость. На практике устойчивая минимальная скорость судна в сплошном льду обычно составляет 1,5-2,0 уз. Следовательно, при падении скорости до одного узла судно просто остановилось бы и не имело хода. Такая ситуация, судя по записям в вахтенном (судовом) журнале и свидетельству судоводителей, и имела место при нахождении судна 22-23 октября 2014 г. в Енисейском заливе. Судно регулярно останавливалось и часто заклинивалось под действием сжатий. В итоге за 18,5 часа плавания 22 октября в направлении порта Дудинка в описанных выше ледовых и метеорологических условиях т/х «Георгий Ушаков» прошел всего 38,2 мили, в результате средняя скорость составила 2,1 узла. По счастливому стечению обстоятельств в это время навстречу из Дудинки совершал рейс танкер «Енисей» ледового класса Arc7, который околол застрявшего «Георгия Ушакова» и, не дав ему вмерзнуть в лед, вывел из залива в море на чистую воду. Очевидно, с учетом постоянно нарастающего льда на Енисее, а согласно среднестатистическим данным толщина припайного льда к концу третьей декады октября достигает 40 см (рис. 2), судно не в состоянии самостоятельно пройти в Дудинку, находящуюся в 260 милях от его местоположения 22 октября. Несмотря на то что на реке в припае отсутствуют сжатия, толщина льда к концу октября будет превосходить предельную ледопроходимость «Георгия Ушакова», равную 26 см.

Рис. 2. Распределение по месяцам толщин льда в Енисейском заливе в районе мыса Сопочная Карга

В порядке сравнительного анализа на рис. 3 представлена диаграмма ледовой ходкости т/х «Георгий Ушаков», если бы он имел вместо бульба традиционную полуледокольную носовую оконечность с обводами, регламентируемыми РМРС.

Рис. 3. Диаграмма ледовой ходкости судна с полуледокольной носовой оконечностью, регламентируемой Правилами Регистра для арктического класса Arc4

В этом случае при ледопроходимости 50 см он смог бы в имевших место 22 октября 2014 года ледовых условиях развивать скорость около 4 узлов и, в принципе, достичь порта Дудинка. Однако обратно в ноябре, когда толщина льда в Енисее составляет уже 60-80 см, он не прошел бы по реке без ледокольной проводки.

История с неприспособленным к самостоятельному плаванию в осенний период в Арктике (но допущенном Администрацией) судном с низшим арктическим классом Arc4 и носовым бульбом явилась дополнительным практическим свидетельством необходимости серьезной доработки новых Правил плавания в акватории Северного морского пути, наспех сверстанных без учета богатого многолетнего опыта освоения Северного морского пути и обеспечения безопасности ледового плавания отечественного флота. Следовало бы организовать широкое обсуждение новых Правил с привлечением всех заинтересованных организаций, а также тщательно сверить гарантируемый ими уровень безопасности с уровнем, обеспечиваемым вступившим в 2017 г. в силу разработанным ИМО международным Полярным кодексом.

Морской флот №6 (2017)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Тарифы стивидоров: рублевый почин

Тарифы стивидоров: рублевый почин Летом 2017 года в соответствии с поручением президента РФ Минфин разработал законопроект, обязывающи...

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...