Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Такой флотилии не видел мир

Инфраструктура / Образование
Такой флотилии не видел мир

Представьте себе грандиозную флотилию чуть ли не в тысячу судов и кораблей, к тому же состоящую из морских транспортов всех времен и эпох. Вот стремительный, суперсовременный авианесущий крейсер, поодаль в кильватер пристроился танкер, способный принять в свое необъятное чрево несколько сотен тысяч тонн нефти. Рядом с ним подводная лодка из серии «Щук» времен Великой Отечественной войны. Вот еще подлодка, но уже современная, атомная. Еще одна – дизель-электрическая, из серии «Варшавянок». А это что за чудо? Сверкая отливающими на ярком южном солнце белоснежными парусами, рассекает волну парусник времен Христофора Колумба. Его стремится обойти парусный фрегат, из сотен портов которого грозно нацелены орудийные стволы, а возле них в напряженном ожидании застыли фигурки матросов. А вот совсем уж древняя галера с тремя десятками прикованных гребцов-невольников и возвышающимся над ними надсмотрщиком с бичом в руке. Еще «фелюга-долбленка, сделанная руками чуть ли не неандертальца из ствола дерева. Бок о бок с ней шаланда, на которой известный Костя в Одессу кефаль привозил...

Владимир Меланин, собкор, г. Новороссийск

Кто-то скажет – не может быть такой флотилии. Позвольте возразить: может, и еще как! Тысячи новороссийцев любовались и восхищались этим небывалым грандиозным морским парадом. И состоялся он в рамках всероссийских соревнований и выставки по судомоделизму и судомодельному спорту«Кубок Цемесской бухты – 2017», прошедших в просторном мраморном зале Морского университета им. Ф.Ф. Ушакова. Нынешнее мероприятие проводилось в Новороссийске уже во второй раз; первая выставка-соревнование была в 2015 году.

– Мы ожидали большого наплыва участников, поэтому подготовили дополнительные стендовые места, – рассказывает командующий небывалым морским парадом заведующий лабораторией судомоделирования кафедры «Устройство судна» ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, руководитель Федерации судомодельного спорта Краснодарского края, чемпион России и мира по судомоделизму, председатель Новороссийского городского клуба истории флота Александр Сивенцев, – но действительность превзошла все наши ожидания. Свои самые лучшие работы привезли на «Кубок» судомоделисты Краснодарского и Ставропольского краев, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, республик Крым и Карелия, Волгоградской, Самарской, Ростовской областей, Москвы, Санкт-Петербурга. Даже из НДР. Надо сказать, последних с особой теплотой приветствовали и участники выставки-соревнований, и зрители, и многочисленные гости.

С представителем Краснодарского краевого министерства спорта Юлией Романовой мне удалось поговорить не сразу. Улучив минутку, она отмечает:

– У «Кубка Цемесской бухты – 2017» есть еще и статус официального первенства Кубани по судомодельному спорту. Нас очень радует, что судомоделизм стал активно развиваться в нашем крае, и то, что все больше детей, школьников увлекается этим полезным делом. Особенно славится этим город-герой, город-порт Новороссийск, где судомоделизмом занимаются не только одиночки, а целые семейные династии. Судомоделизм полезен еще и тем, что развивает техническое творчество, интерес к мировой и отечественной истории, к истории флота. Уверена, новороссийский «Кубок» послужит дополнительным стимулом развития судомодельного спорта в России.

Среди участников и гостей выставки замечаю высокого, подтянутого мужчину в военной форме. Знакомимся. Геннадий Гуляй, бывший морской офицер, а ныне начальник Новороссийской морской школы ДОСААФ имени Михаила Корницкого.

– Я был и на первой выставке в 2015 году, – говорит он, – но нынешняя еще больше впечатляет. Не только огромным количеством экспонатов, но и сложностью их исполнения. Многие модели действующие. Военному флоту я посвятил много лет, поэтому сразу могу оценить – хороша или плоха та или иная модель. Сам я судомоделизмом не занимаюсь, но увлеченных этим занятием уважаю. Кстати, в нашей школе, которой руковожу, тоже есть кружок судомоделизма, в котором занимаются ребята из ближайших школ города. Радуюсь, что несколько наших моделей здесь представлены.

И еще одна встреча – с человеком, который в кругах новороссийских судомоделистов почитается как живая легенда, патриарх, знаток истории флота. Это Валентин Шикин. Только недавно он передал Александру Сивенцову руководство созданным и выпестованным им, Шикиным, городским клубом истории флота. И что особенно впечатляет, до сего дня 87-летний судомоделист работает над созданием новых моделей. Буквально днями он закончил постройку пяти моделей парусников 1830-х годов, тех, на которых в Цемесскую бухту вошли основатели крепости, а затем поселения и города Новороссийска. Эти парусники, кстати, я тоже видел на выставке в мраморном зале университета. Всего же мастер выставил на суд зрителей и судей 29 своих моделей.

А за 58 лет занятий судомоделизмом из-под умелых рук В. Шикина вышло почти 100 моделей судов и кораблей. Среди них – крейсер «Аврора», атомный ледокол «Ленин», супертанкер «Кубань» (эту модель мастер подарил Николаю Кондратенко, в бытность того губернатором Кубани), пассажирский лайнер «Александр Пушкин», танкеры «Казбек», «Братислава», «София», дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск» (вошедшая в строй ВМФ России в 2016 году). Если эти модели изготовлены в масштабе от 1:500 до 1:200, то по случаю награждения Новороссийска золотой звездой города-героя в 1973 году Шикин вместе с курсантами Новороссийской мореходной школы, где он в те годы работал, изготовил два макета торпедных катеров Г-5 №93 и Г-5 № 110. Макеты длиной 6,5 метра смонтировали на автомобилях и возили по городу. Видел их генсек ЦК КПСС Л. Брежнев, находившийся в те дни в Новороссийске для вручения наград городу. Рассказывают, что когда Леонид Ильич увидел одну из этих машин с катером и бойцами на борту, то спросил, кто это в армейской шапке, бушлате и автоматом на груди. «Цезарь Львович Куников, – пояснили генсеку, – тот, который возглавил штурмовой отряд малоземельцев». «Так он жив?» – удивлялся Брежнев. «Нет, это актер, одетый под Куникова». А «актером» тем был Валентин Шикин.

Но и эти модели-макеты были не самыми крупными. Валентин Силантьевич рассказал, что для съемок художественного фильма «Тревожное воскресенье» он построил самый большой макет танкера «Гент» длиной 14,5 метра и весом 3 тонны. На нем-то и полыхал огонь. Киношники сняли макет так, что у зрителей создавалось впечатление, что горит настоящий танкер с нефтью.

О Шикине и его детищах – судомоделях можно говорить много, поэтому для краткости упомяну еще несколько его выставочных работ. Многие посетители подолгу рассматривали модель парусника «12 апостолов». Интересно, что носовая часть корабля выполнена в разрезе по диаметральной плоскости в масштабе 1:50. Сам мастер объяснил свой замысел тем, что хотел показать внутреннее устройство судна эпохи XIX века.

А вот эта модель что-то среднее между судном и самолетом. Почему она представлена здесь, среди морских плавсредств?

– Эта модель первого в мире самолета, – поясняет Шикин. – Летательный аппарат изготовил моряк, капитан первого ранга А. Можайский в 1864 году. Видите – формой самолет напоминает судно, корпус у него скорее всего корабельный, совсем не такой, как у современных самолетов. На самолете Можайского была установлена паровая машина, как на корабле, три деревянных пропеллера, приводившиеся во вращение ременными передачами. Даже детали того самолета напоминали корабельные – киль, шпангоуты, стрингеры, штурвал. Тот первый самолет пролетел всего 145 метров, а при посадке повредил крылья, корпус. Денег на ремонт аппарата у Можайского не было, а правительство и военное ведомство от просьб изобретателя отмахнулись, посчитав это лишней тратой на пустое дело. Через три года Можайский умер, а патент на изобретение самолета получили значительно позже французы братья Райт.

Целую неделю длились судомодельные соревнования. Еще бы, все эти необычные «игрушки» привлекали столько внимания не только детей, но и взрослых, людей почтенного возраста, многие из них были в морской форме. На выставку приходили классами, учебными группами, растекаясь среди стендов и столов с макетами и моделями. Знатоки отмечали, что в экспонатах все исторически выверено, изготовлены они с поражающей трогательностью и каждая, даже самая миниатюрная деталь выполнена с особой точностью и достоверностью. Были здесь работы настоящих «левшей», заставлявших удивляться даже самых завзятых скептиков. Ну как, скажите, можно было поместить в стеклянную бутылку модель парусника с полным парусным оснащением и артиллерийским вооружением? Этот секрет, думаю, никто так и не сумел разгадать.

Привлекало всеобщее внимание то, что многие модели были действующими. Их ходовые возможности изобретатели демонстрировали здесь же, в фонтане итальянского дворика университета, превратившегося на время выставки в некое подобие морской акватории. Соревнования на скорость, быстроту и точность маневров, обгонов, расхождений – все это вызвало бурю восторгов зрителей и, естественно, фиксировалось судьями.

– Очень непросто пришлось нашей судейской команде, – признается главный судья ходовых соревнований Вячеслав Степанов из города Невинномысска Ставропольского края. – Все модели были превосходны, и нелегко было выделить лучшие. Но судьи выносили вердикт, опираясь на собственный профессионализм и опыт былой флотской службы, серьезный и бескомпромиссный подход к мастерству и умению участников соревнований – и молодых, и не очень.

Победителей чествовали громогласными возгласами, грамотами, подарками. Надолго всем запомнится этот своеобразный праздник, когда радость переполняла души, заставляла ликовать от созерцания творчества, красоты, необыкновенного совершенства изделий рук человеческих.

Морской флот №6 (2017)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Тарифы стивидоров: рублевый почин

Тарифы стивидоров: рублевый почин Летом 2017 года в соответствии с поручением президента РФ Минфин разработал законопроект, обязывающи...

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...