Такой флотилии не видел мир

Инфраструктура / Образование
Такой флотилии не видел мир

Представьте себе грандиозную флотилию чуть ли не в тысячу судов и кораблей, к тому же состоящую из морских транспортов всех времен и эпох. Вот стремительный, суперсовременный авианесущий крейсер, поодаль в кильватер пристроился танкер, способный принять в свое необъятное чрево несколько сотен тысяч тонн нефти. Рядом с ним подводная лодка из серии «Щук» времен Великой Отечественной войны. Вот еще подлодка, но уже современная, атомная. Еще одна – дизель-электрическая, из серии «Варшавянок». А это что за чудо? Сверкая отливающими на ярком южном солнце белоснежными парусами, рассекает волну парусник времен Христофора Колумба. Его стремится обойти парусный фрегат, из сотен портов которого грозно нацелены орудийные стволы, а возле них в напряженном ожидании застыли фигурки матросов. А вот совсем уж древняя галера с тремя десятками прикованных гребцов-невольников и возвышающимся над ними надсмотрщиком с бичом в руке. Еще «фелюга-долбленка, сделанная руками чуть ли не неандертальца из ствола дерева. Бок о бок с ней шаланда, на которой известный Костя в Одессу кефаль привозил...

Владимир Меланин, собкор, г. Новороссийск

Кто-то скажет – не может быть такой флотилии. Позвольте возразить: может, и еще как! Тысячи новороссийцев любовались и восхищались этим небывалым грандиозным морским парадом. И состоялся он в рамках всероссийских соревнований и выставки по судомоделизму и судомодельному спорту«Кубок Цемесской бухты – 2017», прошедших в просторном мраморном зале Морского университета им. Ф.Ф. Ушакова. Нынешнее мероприятие проводилось в Новороссийске уже во второй раз; первая выставка-соревнование была в 2015 году.

– Мы ожидали большого наплыва участников, поэтому подготовили дополнительные стендовые места, – рассказывает командующий небывалым морским парадом заведующий лабораторией судомоделирования кафедры «Устройство судна» ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, руководитель Федерации судомодельного спорта Краснодарского края, чемпион России и мира по судомоделизму, председатель Новороссийского городского клуба истории флота Александр Сивенцев, – но действительность превзошла все наши ожидания. Свои самые лучшие работы привезли на «Кубок» судомоделисты Краснодарского и Ставропольского краев, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, республик Крым и Карелия, Волгоградской, Самарской, Ростовской областей, Москвы, Санкт-Петербурга. Даже из НДР. Надо сказать, последних с особой теплотой приветствовали и участники выставки-соревнований, и зрители, и многочисленные гости.

С представителем Краснодарского краевого министерства спорта Юлией Романовой мне удалось поговорить не сразу. Улучив минутку, она отмечает:

– У «Кубка Цемесской бухты – 2017» есть еще и статус официального первенства Кубани по судомодельному спорту. Нас очень радует, что судомоделизм стал активно развиваться в нашем крае, и то, что все больше детей, школьников увлекается этим полезным делом. Особенно славится этим город-герой, город-порт Новороссийск, где судомоделизмом занимаются не только одиночки, а целые семейные династии. Судомоделизм полезен еще и тем, что развивает техническое творчество, интерес к мировой и отечественной истории, к истории флота. Уверена, новороссийский «Кубок» послужит дополнительным стимулом развития судомодельного спорта в России.

Среди участников и гостей выставки замечаю высокого, подтянутого мужчину в военной форме. Знакомимся. Геннадий Гуляй, бывший морской офицер, а ныне начальник Новороссийской морской школы ДОСААФ имени Михаила Корницкого.

– Я был и на первой выставке в 2015 году, – говорит он, – но нынешняя еще больше впечатляет. Не только огромным количеством экспонатов, но и сложностью их исполнения. Многие модели действующие. Военному флоту я посвятил много лет, поэтому сразу могу оценить – хороша или плоха та или иная модель. Сам я судомоделизмом не занимаюсь, но увлеченных этим занятием уважаю. Кстати, в нашей школе, которой руковожу, тоже есть кружок судомоделизма, в котором занимаются ребята из ближайших школ города. Радуюсь, что несколько наших моделей здесь представлены.

И еще одна встреча – с человеком, который в кругах новороссийских судомоделистов почитается как живая легенда, патриарх, знаток истории флота. Это Валентин Шикин. Только недавно он передал Александру Сивенцову руководство созданным и выпестованным им, Шикиным, городским клубом истории флота. И что особенно впечатляет, до сего дня 87-летний судомоделист работает над созданием новых моделей. Буквально днями он закончил постройку пяти моделей парусников 1830-х годов, тех, на которых в Цемесскую бухту вошли основатели крепости, а затем поселения и города Новороссийска. Эти парусники, кстати, я тоже видел на выставке в мраморном зале университета. Всего же мастер выставил на суд зрителей и судей 29 своих моделей.

А за 58 лет занятий судомоделизмом из-под умелых рук В. Шикина вышло почти 100 моделей судов и кораблей. Среди них – крейсер «Аврора», атомный ледокол «Ленин», супертанкер «Кубань» (эту модель мастер подарил Николаю Кондратенко, в бытность того губернатором Кубани), пассажирский лайнер «Александр Пушкин», танкеры «Казбек», «Братислава», «София», дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск» (вошедшая в строй ВМФ России в 2016 году). Если эти модели изготовлены в масштабе от 1:500 до 1:200, то по случаю награждения Новороссийска золотой звездой города-героя в 1973 году Шикин вместе с курсантами Новороссийской мореходной школы, где он в те годы работал, изготовил два макета торпедных катеров Г-5 №93 и Г-5 № 110. Макеты длиной 6,5 метра смонтировали на автомобилях и возили по городу. Видел их генсек ЦК КПСС Л. Брежнев, находившийся в те дни в Новороссийске для вручения наград городу. Рассказывают, что когда Леонид Ильич увидел одну из этих машин с катером и бойцами на борту, то спросил, кто это в армейской шапке, бушлате и автоматом на груди. «Цезарь Львович Куников, – пояснили генсеку, – тот, который возглавил штурмовой отряд малоземельцев». «Так он жив?» – удивлялся Брежнев. «Нет, это актер, одетый под Куникова». А «актером» тем был Валентин Шикин.

Но и эти модели-макеты были не самыми крупными. Валентин Силантьевич рассказал, что для съемок художественного фильма «Тревожное воскресенье» он построил самый большой макет танкера «Гент» длиной 14,5 метра и весом 3 тонны. На нем-то и полыхал огонь. Киношники сняли макет так, что у зрителей создавалось впечатление, что горит настоящий танкер с нефтью.

О Шикине и его детищах – судомоделях можно говорить много, поэтому для краткости упомяну еще несколько его выставочных работ. Многие посетители подолгу рассматривали модель парусника «12 апостолов». Интересно, что носовая часть корабля выполнена в разрезе по диаметральной плоскости в масштабе 1:50. Сам мастер объяснил свой замысел тем, что хотел показать внутреннее устройство судна эпохи XIX века.

А вот эта модель что-то среднее между судном и самолетом. Почему она представлена здесь, среди морских плавсредств?

– Эта модель первого в мире самолета, – поясняет Шикин. – Летательный аппарат изготовил моряк, капитан первого ранга А. Можайский в 1864 году. Видите – формой самолет напоминает судно, корпус у него скорее всего корабельный, совсем не такой, как у современных самолетов. На самолете Можайского была установлена паровая машина, как на корабле, три деревянных пропеллера, приводившиеся во вращение ременными передачами. Даже детали того самолета напоминали корабельные – киль, шпангоуты, стрингеры, штурвал. Тот первый самолет пролетел всего 145 метров, а при посадке повредил крылья, корпус. Денег на ремонт аппарата у Можайского не было, а правительство и военное ведомство от просьб изобретателя отмахнулись, посчитав это лишней тратой на пустое дело. Через три года Можайский умер, а патент на изобретение самолета получили значительно позже французы братья Райт.

Целую неделю длились судомодельные соревнования. Еще бы, все эти необычные «игрушки» привлекали столько внимания не только детей, но и взрослых, людей почтенного возраста, многие из них были в морской форме. На выставку приходили классами, учебными группами, растекаясь среди стендов и столов с макетами и моделями. Знатоки отмечали, что в экспонатах все исторически выверено, изготовлены они с поражающей трогательностью и каждая, даже самая миниатюрная деталь выполнена с особой точностью и достоверностью. Были здесь работы настоящих «левшей», заставлявших удивляться даже самых завзятых скептиков. Ну как, скажите, можно было поместить в стеклянную бутылку модель парусника с полным парусным оснащением и артиллерийским вооружением? Этот секрет, думаю, никто так и не сумел разгадать.

Привлекало всеобщее внимание то, что многие модели были действующими. Их ходовые возможности изобретатели демонстрировали здесь же, в фонтане итальянского дворика университета, превратившегося на время выставки в некое подобие морской акватории. Соревнования на скорость, быстроту и точность маневров, обгонов, расхождений – все это вызвало бурю восторгов зрителей и, естественно, фиксировалось судьями.

– Очень непросто пришлось нашей судейской команде, – признается главный судья ходовых соревнований Вячеслав Степанов из города Невинномысска Ставропольского края. – Все модели были превосходны, и нелегко было выделить лучшие. Но судьи выносили вердикт, опираясь на собственный профессионализм и опыт былой флотской службы, серьезный и бескомпромиссный подход к мастерству и умению участников соревнований – и молодых, и не очень.

Победителей чествовали громогласными возгласами, грамотами, подарками. Надолго всем запомнится этот своеобразный праздник, когда радость переполняла души, заставляла ликовать от созерцания творчества, красоты, необыкновенного совершенства изделий рук человеческих.

Морской флот №6 (2017)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Суда Волжского пароходства спасли моряков с горящих в Керченском проливе танкеров

Суда Волжского пароходства спасли моряков с горящих в Керченском проливе танкеров 21 января с.г. в Керченском проливе произошла трагедия: по неустановленным пока причинам на двух суд...

Число погибших моряков в Черном море увеличилось до 14

Число погибших моряков в Черном море увеличилось до 14 Число погибших моряков в результате пожара на двух судах в Черном море, по предварительным данным, в...

Российская экономика

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей На развитие Северного морского пути (СМП) в 2019-2024 годах потребуется 905,6 млрд рублей. О...

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Владморрыбпорт в 2018г увеличил перевалку на 14%, до рекордного для себя уровня 4,54 млн тонн

Владморрыбпорт в 2018г увеличил перевалку на 14%, до рекордного для себя уровня 4,54 млн тонн ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» («Владморрыбпорт», стивидорная компания в порту «Влади...

СКР проверяет информацию об обрушении крыши склада удобрений в Морском порту Петербурга

СКР проверяет информацию об обрушении крыши склада удобрений в Морском порту Петербурга Северо-Западное следственное управление на транспорте СКР проверяет сообщения СМИ об обрушении крыши...




Морской транспорт

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства маломерных судов в Российской Федерации

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства  маломерных судов в Российской Федерации Российские аквакультурные предприятия планируют участвовать в программе строительства судов маломерн...

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 21 января 2019 года

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 21 января 2019 года С начала навигации 2018-2019 гг. в замерзающих морских портах России под контролем ледоколов ФГУП «Р...

Речной транспорт

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве Следователи разбираются в обстоятельствах столкновения теплохода с набережной в районе парка имени Г...

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

Ж/Д транспорт

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1%

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1% «Трансконтейнер» увеличил   контейнерные перевозки в 2018 году на 6,1% к уровню 2017&n...

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов По состоянию на январь 2019 года парк грузовых локомотивов на полигоне Мурманского территориального ...

Авто транспорт

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии Накануне подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Кавказ» завершило расчистку от снега самого сложно...

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...